Литература 5 класс (136 часов) Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Тематическое планирование для 5 класса к учебнику под ред. В. Я. Коровиной

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование «Литература – 5» (речевое отделение) Учитель Кудрявцева Ю. В.

«Согласовано»

«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель директор

школы-интерната по УВР

_________________(______________)

_______________(М. П. Кравченко)

ФИО

ФИО

Протокол № _____ от

«_____» ______________20______г.

«_______» ______________ 20_______г.

Тематическое планирование по литературе в 5 «а» классе

        По программе: 136 часов, 4 часа в неделю

        Запланировано: I четверть – 32 часа

                                    II четверть – 28 часов

                                    III четверть –44 часа

                                    IV четверть –  32 часа

        Учебник: Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

        Авторы: Автор – составитель В. Я. Коровина

        Москва «Просвещение», 2007 г.

        Программа: Программы общеобразовательных учреждений

                        Литература

                        5 – 11 классы

                        (Базовый уровень)

        Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Забарский, В. П. Полухина.

        Москва «Просвещение», 2006г.

№ урока

Дата

Тема урока

Цель

Коррекционная работа

Словарная работа

Методические приёмы

ИКТ, оборудование

Домашнее задание

Введение (2 часа)

1

Знакомство с учебным предметом и учебной книгой. Что мы читали летом.

-познакомить учеников со своеобразием нового учебного предмета – «Литература» - и особенностями художественной литературы как искусства слова;

-развивать связную речь учеников;

-обогащать словарный запас учеников;

Искусство слова

Эпитет

Сравнение

Метафора

Слово учителя

Беседа

Работа с учебником

Презентация «Знакомство с новым учебным предметом».

Стр. 3 – 4 – прочитать.

2

К читателям. Работа со статьёй учебника. Роль книги в жизни человека и общества. Создатели книг.

-показать роль книги в жизни человека и общества;

-показать ученикам, как нужно работать со статьёй учебника;

-познакомить с создате-лями книг – авторами, ху-дожниками, редакторами, корректорами;

-развивать мыслительную деятельность учеников;

-развивать общеязыковые умения;

-развивать связную речь учеников;

Эпитет

Метафора

Тропы

Сравнение

Слово учителя

Беседа

Работа со статьёй учебника

Работа с портретами

Презентация «Создатели книг».

Стр. 4, вопр. 1 – 6.

Из славянской мифологии (3часа (2+1))

3

Мифы и мифология.

-раскрыть содержание понятий «миф», «мифология»;

-показать активное влияние мифов на культуру человечества;

-познакомить с различными сборниками по мифологии;

-развивать мыс-лительную деятельность учеников;

-обогащать словарный запас учеников;

-развивать связную речь учеников;

Миф

Мифология

Слово учителя

Беседа

Работа с терминами

Работа с книгой

Обмен мнениями

Сборник мифов.

Мифологический словарь.

Презентация «Мифы и мифология».

Составить план рассказа «Что такое миф?»

4

Славянские мифы. Миф «Сотворении земли».

-познакомить с особенностями славянской мифологии;

-дать представление о космогонических мифах;

-развивать память учеников;

-развивать связную речь учеников;

-работа над выразительным чтением

Славянские божества

Мировое древо

Пантеон богов

Слово учителя

Беседа

Пересказ

Выразительное чтение текста

Работа с учебником

Презентация «Славянские мифы».

Нарисовать иллюстр. к прочитанным мифам.

5

Р. р. Мифы Древней Греции.

-вызвать интерес у учеников к  древнегреческим мифам;

-развивать творческие способности;

-развивать само-стоятельность;

Миф

Слово учителя

Беседа

Выразительное чтение

Конкурсная программа – задания в конвертах.

Прочитать мифы о подвигах Геракла.

Устное народное творчество (14 часов (12+2))

6

Что такое фольклор? Фольклорные жанры.

-познакомить с терминами «фольклор» и «фольклористика»;

-вспомнить известные ученикам жанры фольклора;

-развивать связную речь учеников;

-обогащать словарный запас учеников;

Фольклор

Фольклористика

Слово учителя

Беседа

Игра

Работа по карточкам

Презентация «Что такое фольклор».

Подобрать свои задания для карточек лото.

7

Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

-вспомнить жанры детского фольклора;

-показать игровые основы детского фольклора;

-развивать творческие способности учеников;

-работа над выразительным чтением;

Лаконизм

Афористичность

Слово учителя.

Работа с учебником.

Беседа

Презентация «Детский фольклор».

Сделать таблицу «Детский фольклор».

8

Пословицы и поговорки.

-раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок;

-сходство и различие двух жанровых форм фольклора;

-развивать мыс-лительную деятельность учеников;

-обогащать словарный запас учеников;

Пословица

Поговорка

Знакомство со статьёй учебника

Беседа

Обсуждение статьи

Работа с пословицами

Презентация «Пословицы и поговорки».

Написать краткое сочинение по выбранной пословице.

9

Загадки. Анекдоты. Сказка-анекдот.

-знакомство с происхождением и природой загадок;

-развитие умения отгадывать и сочинять загадки;

-познакомить учеников с происхождением жанра анекдота, попытаться определить природу смешного

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать навыки выразительного чтения учеников;

Загадка.

Анекдот.

Сказка-анекдот.

Слово учителя

Работа со статьёй учебника

Составление конспекта

Творческая работа

Презентация «Загадки. Анекдоты. Сказка-анекдот».

Записать частушки, бытующие в вашей семье.

Составить кроссворды из загадок.

10

Песни, частушки.

-знакомство с жанровыми особенностями песен и частушек;

-развитие творческих способностей учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Песня.

Частушка.

Слово учителя.

Работа со статьёй учебника.

Творческая работа.

Беседа по вопросам.

Презентация «Песни. Частушки».

Сочинить частушки на тему школьной жизни.

11

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.

-продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром;

-дать представление о том, как пересказывается народная сказка.

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать творческие способности учеников;

Сказка.

Сказочник.

Собиратель сказок.

Работа с учебником.

Сообщение учителя.

Составление памятки.

Беседа по вопросам.

Презентация «Сказка как вид народной прозы».

С. 10-11 – проч., вопр. 6 (письм.)

12

Русская народная  сказка «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой.

-продолжение знакомства с волшебной сказкой, особенностями её художественного мира;

-обучение устному пересказу;

-развивать мыслительную деятельность учеников;

Сказка.

Волшебная сказка.

Проверка д/з.

Работа с иллюстрациями.

Сообщение учителя.

Беседа.

Презентация «Волшебная сказка «Царевна – лягушка»

Мультфильм.

Задание по группам (в тетради).

13

«Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте.

-научить понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художест-венных приёмов и изобразительно-выразительных средств;

-учить составлять рассказ о сказочном герое, формулировать мысль сказки;

-развивать творческие способности учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Сказка.

Слово учителя.

Работа с текстом.

Работа с учебником.

Работа с иллюстрациями.

Беседа по вопросам.

Иллюстрации к сказке.

Подготовить рассказ о Василисе Прекрасной и Иване-царевиче, использовать высказывания М. Горького (учеб.)

14

Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка».

-знакомство с героями волшебной сказки, отражение в ней народных идеалов;

-развитие воображения и речи учащихся;

-развитие умения мотивировать ответ;

Диафильм.

Составление диафильма.

Творческая работа.

Работа с иллюстрациями.

Видеофильм.

Отв. На вопр.: За что вознаграж-дены герои сказки? (письм.)

15

Русская народная сказка «Иван-царевич и чудо-юдо». Жанр сказки.

-знакомство с волшебной и героической  сказкой;

-развитие умения видеть жанровые признаки волшебной сказки;

-развивать умение пересказывать фрагменты сказки;

-развивать мыслительную деятельность учеников;

Героическая сказка.

Проверка д/з.

Чтение сказки учителем.

Составление плана сказки.

Работа с текстом.

Пересказ фрагмента

Презентация.

Мультфильм.

Подготовить пересказ (по группам).

16

Пересказ сказки «Иван-царевич и чудо-юдо».

-осмысление содержания сказки,

-развитие навыков художественного пересказа;

-развивать связную речь учеников;

-развивать мыслительную деятельность учеников;

Сказка.

Повторение.

Пересказ фрагментов.

Беседа.

Презентация.

Подготовить пересказ любимой сказки (от имени героя).

17

Вн. чт. В гостях у сказки.

-раскрыть мудрость, поучающий смысл, многообразие сюжетов и совершенство формы русских народных сказок, национальный колорит.

-развивать творческие способности учеников;

-развивать умение пересказывать сказку;

-развивать связную речь учеников;

Сказка.

Парад героев сказок.

Игра.

Беседа.

Демонстрация фильма.

Рисунки учащих-ся.

Поделки к сказкам.

Выставка сборников сказок.

Подготовить материал для создания своей сказки.

18

Р. р. Создание волшебной сказки.

-создание собственной волшебной сказки;

-издание коллективного фольклорного сборника;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Волшебная сказка.

Беседа.

Творческая работа.

Иллюстрации к сочинённым сказкам.

Прочитать сказку Е. Чест-някова «Щедрое яблоко»

19

Народные сказки Костромского края.

-познакомить учеников с народными сказками Костромского края;

-познакомить с творчеством Е. Честнякова и его сказкой «Щедрое яблоко».

-развивать связную речь учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Сказка.

Сообщение учителя.

Беседа.

Чтение сказки учителем.

Работа с текстом.

Презентация «Творчество Е. Честнякова».

Подготовиться к контрольной работе по теме «УНТ».

20

Итоговый урок по теме «УНТ».

-проверить знания и умения учащихся по теме «УНТ»;

-развивать мыслительную деятельность учащихся.

Контрольная работа (тестирование).

Тест (у каждого).

Доделать работу.

Из древнерусской литературы (3 часа)

21

Общее представление о ДРЛ. Возникновение ДРЛ. Начало письменности на Руси.

-познакомить с обстоятельствами воз-никновения древнерусской литературы и отдельными произведениями;

-развивать связную речь учеников;

-работа над выразительным чтением;

-развивать мыслительную деятельность учеников;

Авторский.

Анонимный.

Рукописный.

Проверка д/з.

Работа с учебником.

Беседа.

Работа с текстом.

Презентация «ДРЛ».

Подготовить пересказ статьи учебника (с. 39)

22

Русское летописа-ние. Летописи. Рассказ «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

-дать представление о жанре летописи;

-познакомить учеников с отрывком из «Повести временных лет» «»Подвигом отрока – киевлянина…»

-развивать творческие способности учеников;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Летопись.

Устаревшие слова.

Проверка д/з.

Сообщение учителя.

Знакомство с текстом.

Беседа.

Презентация.

Стр. 42, ответить на вопросы 1 – 3 (уст.).

23

Статья Д.С.Лихачева «Прошлое должно служить современности».

-познакомить учащихся со статьёй Д. С. Лихачёва;

-развивать мыслительную деятельность учеников;

Статья.

Работа с учебником.

Сообщение учителя.

Беседа.

Письм. ответить на вопрос № 2 (стр. 43)

Из русской литературы XVIII века (3 часа)

М. В. Ломоносов (3 часа)

24

Жанр басни. Истоки басенного творчества. Эзоп, Лафонтен, А. Е. Измайлов.

-познакомить учащихся с жанром басни;

-показать истоки басенного творчества – Эзоп, Лафонтен, А. Е. Измайлов;

-развивать мысли-тельную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Басня.

Слово учителя.

Работа с текстом.

Беседа.

Запись конспекта.

Презентация.

Стр. 44 – 45 – прочит., пересказ.

25

Истоки русской басни. М. В.  Ломоносов. Юмо-ристическое нраво-учение «Случились вместе два астронома в пиру».

-знакомство с детством, годами учения и литературной деятельностью М. В. Ломоносова; юмористическим стихотворением;

-развивать связную речь учеников;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Ритор.

Механик.

Минералы.

Астроном.

Очаг, весьма, слыл, о сем.

Работа над эпиграфом.

Слово о М. В. Ломоносове.

Чтение текста стих.

Презентация «М. В. Ломоносов»

Выучить отрывок наизусть.

Стр. 45 вопр. 1- 3.

26

Роды и жанры литературы.

Из русской литературы XIX  века (52 часов (45+7))

И. А. Крылов (4 часа (3+1))

27

Введение. Русская классическая литература.

-подготовить учащихся к восприятию классической литературы XIX века;

-показать её непреходя-щую ценность и значение для современного читателя.

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Классический.

Классик.

Работа с учебником.

Беседа.

Сообщение учителя.

Презентация «Русская классическая литература».

Выставка книг русских классиков.

Чтение текстов басен Крылова.

28

И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова.

Басня «Свинья под Дубом».

-знакомство с биографией И. А. Крылова, жанровыми признаками басни на примере басни «Свинья под дубом»

-развивать творческие способности учеников;

-обогащать словарный запас;

-работа над выразительным чтением;

Басня.

Аллегория.

Мораль.

Басенный стих.

Викторина.

Сообщение учителя.

Чтение басни.

Беседа.

Презентация «И. А. Крылов».

Иллюстрации к басням И. Крылова.

Выучить биогра-фию Крылова, термины к уроку.

Составить список героев.

29

Басня «Ворона и Лисица».

Басня «Волк на псарне».

-познакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

-развитие умения понимать иносказательный подтекст басен и их мораль.

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Устаревшие слова и слова, определяющие человеческие достоинства и недостатки.

Проверка д/з.

Чтение басен.

Творческая работа.

Беседа.

Иллюстрации к басням И. Крылова.

Выучить наизусть басню И. А. Крылова.

Инд. зад.

30

Р. р. Жанр басни в мировой литературе.

-познакомить учащихся с предшественниками и последователями Крылова в жанре басни.

-развивать связную речь учащихся;

-развивать творческие способности учеников;

Переводы.

Заимствованные сюжеты.

Запись конспекта.

Знакомство с переводами басен.

Чтение современных басен.

Выставка книг с изданиями басен разных авторов.

Сочинить басню.

В. А. Жуковский (5 часов)

31

Жанр баллады. В.А.Жуковский. начало литературного творчества.

-познакомить учащихся с началом жизненной и творческой биографии В. А. Жуковского, переводными балладами поэта;

-развивать воображение, память учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным  чтением

Баллада.

Напряжённый, драматический, фантастический.

Устаревшая лексика из текста баллад.

Слово учителя.

Чтение текста.

Работа с учебником.

Беседа.

Презентация «В. А. Жуковский».

Портрет В. А. Жуковского.

Выучить отрывок баллады наизусть.

Проч. Сказку «Спящая царевна».

32

Сказка «Спящая царевна».

-знакомство с историей создания сказки «Спящая царевна»; черты народной сказки в произведении Жуковского;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Литературная сказка.

Сообщение учителя.

Чтение сказки учителем.

Беседа.

Работа с учебником.

Выставка книг В. А. Жуковского.

Отв. на вопросы (см. тетрадь).

Задание по группам.

33

Сказка «Спящая царевна». Сопос-тавление сказок с одним сюжетом. Повествование, опи-сание и рассуждение в художественном произведении.

-развитие навыков сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения.

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать воображение и внимание учащихся;

Повествование.

Описание.

Рассуждение.

Сообщение учителя.

Работа с текстом сказки.

Пересказ сказки.

Работа с учебником.

Беседа.

Презентация.

Пересказ фрагмента сказки «Спасение царевны».

Отв. на вопр. (тетрадь).

34

Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость её героев.

-показать особенность жанра баллады;

-познакомить учащихся с балладой Жуковского «Кубок»;

-показать, как изображены герои баллады;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Рыцарь.

Латник.

Епанча.

Чрево.

Сообщение учителя.

Работа с текстом баллады.

Беседа.

Работа с учебником.

Презентация.

Прочитать сказку «Три пояса».

35

Сказка В. А. Жуковского «Три пояса».

-проанализировать сказку Жуковского «Три пояса»;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Слова из сказки.

Сообщение учителя.

Беседа.

Работа с текстом.

Прочитать и пересказать статью о Пушкине (с. 73-74).

А. С. Пушкин (10 часов (9+1))

36

А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. Поэма «Руслан и Людмила» («Пролог»).

-познакомить учащихся с фактами биографии юного Пушкина;

-показать влияние народного творчества на будущее поэта;

-ввести в мир пушкинской сказки;

-развивать речь и воображение учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Лукоморье.

Учёный, неведомый.

Видение.

Витязь.

Чредой.

Пленяет, чахнуть.

Вступительное слово учителя.

Работа с учебником.

Выразительное чтение.

Беседа.

Презентация «А. С. Пушкин».

Выучить наизусть «Пролог».

Отв. на вопр. (тетр.)

37

Поэма «Руслан и Людмила».  I и II песнь. Чтение и анализ поэмы.

-обучение основам анализа поэтического произведения (комменти-рованное чтение);

-знакомство с сюжетом и героями;

-показать их нравственную красоту, стремление к добру, патриотизм;

-показать роль автора-рассказчика.

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать связную речь учащихся;

Поэма.

Лирические отступления.

Устаревшие и малопонятные слова по 1 и 2 песням.

Комментированное чтение.

Слово учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Работа с учебником.

Работа с текстом.

Репродукции картин И. Н. Крамского.

Иллюстрации к поэме.

Видеофильм.

Прочитать III песнь.

Дать краткую хар-ку героям.

Инд. зад. – составить план эпизода «Руслан и Голова».

38

Поэма «Руслан и Людмила». III песнь. Чтение и анализ поэмы.

-знакомство с сюжетом и героями III песни;

-художественный пересказ эпизода;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Работа по таблице.

Беседа.

Пересказ эпизода.

Конкурс иллюстраций.

Иллюстрации к поэме.

Видеофильм.

Сочинение: «Описание ска-зочного героя».

Прочитать «Сказку»

39

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием.

-знакомство с историей рождения пушкинской сказки и её содержанием;

-продолжить работу над литературной сказкой, обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней.

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать воображение и внимание;

Литературная сказка.

Слово учителя.

Работа с текстом сказки.

Беседа.

Выразительное чтение.

Презентация.

Видеофильм.

Выделить основные части сказки и озаглавить их, нарисовать иллюстрации к сказке.

40

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке.

-продолжить работу над характеристиками героев;

-противостояние добрых и злых сил в сказке;

-развивать творческие способности учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать связную речь учащихся;

Литературная сказка.

Устаревшие слова.

Слово учителя.

Работа с текстом сказки.

Беседа.

Выразительное чтение.

Видеофильм.

Иллюстрации к сказке.

Сравнить «Сказку о мёртвой царевне» со «Спящей царевной» (табл)

41

Основные образы сказки.

-сопоставительная характеристика центральных героев сказки;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Сказка.

Слово учителя.

Беседа.

Работа с учебником.

Работа с текстом.

Иллюстрации к сказке.

Выучить отрывок наизусть.

42

Сопоставление сказки А. С. Пушкина с народными сказ-ками, сказкой Жуковского «Спя-щая царевна». «Бродячие» сюжеты.

-сопоставление литературной сказки со сказкой народной, двух литературных сказок;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать творческие способности учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать связную речь учащихся;

Литературная сказка.

Народная сказка.

Проверка д/з.

Слово учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Сопоставление.

Иллюстрации к сказкам.

Написать сочинение «История сказочного героя» (царица, царевна, Елисей).

43

Теория литературы. Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа.

-познакомить учащихся с различием стихотворной и прозаической речи;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Ритм, рифма, стопа.

Виды рифмы.

Слово учителя.

Беседа.

Самостоятел. работа

Презентация.

Стр. 94-95 – проч.

Стр. 95 вопр. 3.

44

Внеклассное чтение по сказкам Пушкина.

-познакомиться со сказками А. С. Пушкина;

-проанализировать любимые сказки А. С. Пушкина;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать речь;

Сказка.

Литературная сказка.

Слово учителя.

Беседа.

Самостоятельная работа.

Презентация «Сказка Пушкина»

Прочитать сказки писателей – костромичей.

45

Кострома в сказках русских писателей-костромичей А.Ремизова и Е.Честнякова.

-познакомить учащихся с костромскими сказочни-ками;

-проанализировать сказки костромских писателей;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Сказка.

Слово учителя.

Игра.

Беседа.

Выразительное чтение.

Презентация «Костромские сказочники».

Прочитать сказку Погорельского «Чёрная курица»

А. Погорельский (1 час)

46

А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или подземные жители».

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Погорельского;

-проанализировать сказку «Чёрная курица»;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Сказка.

Зачин.

Концовка.

Лекция учителя.

Беседа.

Анализ сказки.

Пересказ.

Работа с учебником.

Презентация «А. Погорельский».

Подготовить пересказ.

М. Ю. Лермонтов (3 часа (2+2))

47

М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Стихотворение «Парус», «Из Гёте».

-познакомить учащихся с фактами биографии поэта, условиями, в которых формировался его характер;

-дать первое представление о своеобразии лирики М. Ю. Лермонтова;

-повторить понятие рифмы;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать внимание;

Вольный, мятежный, страстный, одарённый, трагичный.

Лекция учителя

Сообщение ученика.

Выразительное чтение.

Беседа по вопросам.

Самостоятельная работа.

Презентация «М. Ю. Лермонтов»

Выучить стих. наизусть.

Составить словарик рифм любого стих. Лермонтова.

48

М. Ю. Лермонтов. «Бородино». Компо-зиция, особенности повествования. Художественный анализ текста.

-воспитание уважения  к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать память и внимание учащихся;

По тексту стихотворения.

Беседа.

Слово о поэте.

Выразительное чтение.

Анализ сцены.

Репродукции картин П. Заболотского, С. Герасимова, А. Тубо, Ф. Рубо, А. Кившенко.

Составить план эпизодов Боро-динского сражения.

Выучить наизусть отрывок.

49

Р. р. Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова.

-осмысление содержания стихотворения;

-наблюдение за развитием сюжета и поведением героев;

Обобщить наблюдения, сделанные на уроках по стихотворению «Бородино»;

-подготовиться к домашнему сочинению;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать внимание учащихся;

Слова их стихотворения.

Творческая работа.

Слово учителя.

Работа с таблицей.

Работа по плану.

Работа с текстом стихотворения.

Выразительное чтение.

Презентация.

Написать сочинение по стихотворению «Бородино».

Н. В. Гоголь (4 часа)

50

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». (Знакомство со сборником и чтение одной повести).

-рассказать о детстве и юности Н. В. Гоголя;

-показать своеобразие его первого сборника;

-прочитать одну повесть и проанализировать;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Поэтический.

Лирический.

Комический.

Трагический.

Фантастический.

Лекция учителя.

Выразительное чтение.

Беседа.

Анализ текста.

Презентация «Н. В. Гоголь»

Проч. «Заколдованное место».

Стр. 151 – 152 – прочитать.

51

Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». Анализ произведения.

-объяснение особенностей сюжета: два параллельно развивающихся плана: реальный и фантастический; понятие фантастики (теория литературы).

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Ирония.

Гротеск.

Словарик сборника.

Рассказ учителя.

Беседа по вопросам.

Анализ текста.

Пересказ эпизодов.

Выразительное чтение.

Презентация.

Подготовить пересказ по плану.

52

Поэтизация народ-ной жизни, сочета-ние комического и трагического, реаль-ного и фантастичес-кого в повести «Заколдованное место».

-показать, как поэтизирует автор народную жизнь;

-показать сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Ирония.

Гротеск.

Словарик сборника.

Рассказ учителя.

Беседа по вопросам.

Анализ текста.

Пересказ эпизодов.

Выразительное чтение.

Презентация.

Прочитать «Пропавшую грамоту».

Стр. 162 вопр. 1 – 4.

53

Вн. чт. Н. В. Гоголь «Пропавшая грамота».

-знакомство с героями повести, особенностями организации описания и повествования, сочетанием реального и фантастического;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Акафист.

Гетман.

Шинок.

Рассказ учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с учебником.

Пересказ эпизодов.

Презентация.

Создать свою «Пропавшую грамоту».

Н. А. Некрасов (4 часа (3+1))

54

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. Начало литературной дея-тельности. «На Волге».

-познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении в стихотворении «На Волге».

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Чувствительный, сострадающий.

Потрясение, негодование, непонимание.

Рассказ учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Составление плана.

Работа с текстом стихотворения.

Презентация «Н. А. Некрасов».

Стр. 167 вопр 2- 4.

55

Стихотворение «На Волге». Картины природы и судьба народа. Образы бурлаков. Изменение отношения рассказчика к родной реке.

-проанализировать стихотворение «На Волге»;

-рассмотреть образы бурлаков;

-показать, как меняется отношение рассказчика к родной реке;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать воображение учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Чувствительный, сострадающий.

Потрясение, негодование, непонимание.

Рассказ учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Составление плана.

Работа с текстом стихотворения.

Презентация.

Выучить отрывок наизусть.

56

«Есть женщины в русских селеньях».

-чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» и знакомство с поэтическим образом русской женщины, воссозданным Некрасовым.

-работа над выразительным чтением;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать мыслитель-ную деятельность;

Эпитет.

Виды рифмовок.

Оценочная лексика.

Рассказ учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Работа с текстом.

Презентация.

Выучить отрывок из поэмы наизусть.

57

Р. р. Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос».

-чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» и знакомство с поэтическим образом русской женщины, воссозданным Некрасовым.

-развивать связную речь учащихся;

-развивать воображение учащихся;

Достоинство.

Мужество.

Выносливость.

Нравственная стойкость.

Рассказ учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Творческая работа.

Презентация.

Стр. 170 – 171 – прочитать.

И. С. Тургенев (9 часов (7+2))

58

Детство И. С. Тургенева, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. С. Тургенева;

-познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа;

-показать своеобразие Тургенева – повествователя;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Аннибалова клятва.

Крепостничество.

Дворовые.

Челядь.

Лекция учителя.

Сообщение ученика.

Беседа.

Работа с учебником.

Работа над текстом рассказа.

Презентация «И. С. Тургенев».

Выучить лекцию учителя.

Подготовиться к беседе по тексту.

59

Урок – беседа «Уроки прозрения» по рассказу Тургенева «Муму».

-показать, как передаются чувства и переживания героя;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Рассказ.

Тема.

Слово учителя.

Беседа.

Работа с текстом.

Иллюстрации к рассказу.

Подг. рассказ о герое (по вар.)

Инд. зад.

60

Герасим в деревне и в городе.

-сравнить физическое и душевное состояние героя в деревне и в городе;

-показать, какие перемены произошли с Герасимом;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать внимание и воображение учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Рассказ.

Тема.

Идея.

Сюжет.

Рассказ учителя.

Беседа.

Работа с текстом.

Устное рисование.

Иллюстрации к рассказу.

Инд зад.

Подготовить пересказ.

61

Герасим и Татьяна.

-показать, как добр, заботлив и великодушен Герасим в отношениях с Татьяной;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать воображение и память учащихся;

Рассказ учителя.

Беседа.

Работа с текстом.

Анализ текста.

Иллюстрации к рассказу.

Отв. на вопр. (тетр.)

Инд. зад.

62

Герасим и Муму.

-продолжить сопоставительную характеристику Герасима с другими персонажами;

-развивать умение краткого пересказа текста и художественно-го пересказа отдельного эпизода.

Эпизод.

Рассказ.

Рассказ учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Пересказ.

Презентация.

Подг. к анализу эпизода.

Устный пересказ сцены.

63

Герасим и дворня.

-показать черты сопоставления Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Нравственное превосходство.

Независимость.

Человеческое достоинство.

Беседа по вопросам.

Устное рисование.

Работа с текстом

Пересказ.

Иллюстрации к рассказу.

Подг. к подробному пересказу рассказа.

64

Возвращение Герасима в деревню.

-провести частичный анализ центральных эпизодов прочитанной к уроку части, проследить изменения, происшедшие в главном герое.

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над пересказом.

Бескомпромис-сность.

Работа по тексту.

Работа с учебником.

Беседа по вопросам.

Пересказ.

Иллюстрации к рассказу.

Подгот. к сочинению.

65

66

Классное сочинение «Почему Тургенев изменил финал реальной повести?»

-подготовить учащихся к создание собственного речевого произведения;

-совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Рассказ учителя.

Беседа.

Творческая работа.

Презентация.

Дописать сочинение.

Л. Н. Толстой (5 часов (4+1))

67

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин  и горцы.

-дать общее представление о жизни-пути Л. Н. Толстого, обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать внимание и воображение учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Идея.

Сюжет.

Рассказ.

Работа с учебником.

Лекция учителя.

Беседа по тексту.

Работа с учебником.

Задания по группам.

Презентация «Л. Н. Толстой».

Выбрать эпи-зоды, в кот. сопоставляется поведение Жи-лина и Костылина.

Отв. на вопр. (тетр.). Инд. зад.

68

Жилин и Костылин.

-обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой;

-знакомство учащихся с произведением «Кавказский пленник», его героями и проблемами.

-развитие навыков сопоставительной характеристики героев;

-развитие связной речи учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Идея.

Сюжет.

Рассказ учителя.

Беседа.

Работа с текстом.

Работа с учебником.

Групповая работа.

Презентация «Жилин и Костылин».

Дочитать рассказ.

Стр. 229 вопр. 1 – 3.

69

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе.

-продолжение размышлений над нравственными проблемами, поставленными в произведении,

объяснение понятия сюжет;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развитие связной речи учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Рассказ.

Сюжет.

Идея.

Авторская позиция.

Говорящая фамилия.

Рассказ учителя.

Беседа.

Работа с иллюстрациями.

Работа с текстом рассказа.

Презентация «Жилин и Дина».

Пересказ по плану.

70

Освобождение из плена.

-продолжение работы над сравнительной характеристикой главных героев;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Сюжет.

Рассказ.

Рассказ учителя.

Беседа.

Работа с текстом.

Иллюстрации к рассказу.

Стр.  229 вопр. 5-8.

71

Р. р. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы».

-работа над типом речи рассуждение;

-обучение работе над композицией сочинения;

-совершенствовать умение составлять план сочинения и писать по нему;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Рассказ учителя.

Беседа.

Составление плана.

Презентация.

Написать сочинение.

А. П. Чехов (3 часа)

72

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия».

-знакомство с биографией А. П. Чехова;

-развитие читательских умений, введение понятий «юмор» и «сатира»;

-развитие навыков групповой работы;

-развитие связной речи учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Идея.

Сюжет.

Рассказ.

Рассказ учителя.

Тестирование.

Беседа по тексту.

Работа с учебником.

Работа с текстом рассказа.

Презентация «А. П. Чехов».

Инд. зад. – по группам.

Подг. к вн. чт. – проч. рассказ

Чехова.

73

Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте.

-проанализировать рассказы А. П. Чехова;

-обратить внимание на лаконичность рассказов;

-развивать мысли-тельную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Сюжет.

Рассказ.

Тема.

Рассказ учителя.

Пересказ.

Работа с учебником.

Беседа по тексту.

Задания на карточках (по группам).

Выпол. работу (на карточках).

74

О смешном в литературном произ-ведении. Юмор.

-дать понятие о юморе и сатире;

Инд. зад. – сообщения о поэтах.

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (4 часа)

75

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе.

-развитие любви к поэзии, навыков выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования.

-продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения;

-работа над выразительным чтением;

Ритм.

Рифма.

Эпитет.

Олицетворение.

Рассказ учителя.

Работа с текстами стихотворений.

Работа с учебником.

Презентация «Певцы родной природы».

Выучить стих. наизусть.

Инд. зад. – сообщения.

76

Поэтический образ Родины.

-показать мастерство русских поэтов XIX века в создании образа Родины, природы;

-продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения.

Эпитет.

Олицетворение.

Рассказ учителя.

Работа с текстами стихотворений.

Работа с учебником.

Презентация «Певцы родной природы».

Выучить стих. наизусть.

77

Тема природы в стихотворениях поэтов «серебряного века». «Времена года». Стихи о природе: осень, зима.

-показать мастерство русских поэтов XIX века в создании образа Родины, природы;

-рассмотреть времена года в стихах русских поэтов;

-продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения;

-работа над выразительным чтением;

-обогащать словарный запас учащихся;

Рифма.

Ритм.

Строфа.

Рассказ учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Работа с текстом.

Презентация.

Выучить стих. наизусть.

Подготовиться к самостоятельной работе.

78

Итоговый урок по литературе XIX века.

-обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении литературы XIX  века;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать навыки самостоятельной работы.

Рассказ учителя.

Самостоятельная работа (тест).

Беседа.

Варианты тестов (у каждого на парте).

Стр. 4-9 – прочитать.

Из русской литературы XX века (37 часов (33+4))

И. А. Бунин ( 2 часа (1+1)

79

И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе.

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова;

-показать родство героев с бескрайними просторами родной земли, душевностью её песен и сказок.

-обучение словесному рисованию, выразительному чтению;

-развитие аналитических навыков;

-развивать творческие способности  учащихся;

Рассказ.

Рассказчик.

Рассказ учителя.

Словесное рисование.

Работа с иллюстрациями.

Выразительное чтение.

Презентация «И. А. Бунин».

Стр. 9 вопр. 2, 3.

80

Составление рассказа по картине художника Мясоедова «Косцы» и художника Платонова «Косцы» с опорой на текст рассказа И.Бунина.

-совершенствовать навыки составления рассказа по картине художника Мясоедова «»Косцы» и художника Платонова «Косцы» с опорой на текст рассказа И. Бунина.

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать воображение учащихся;

Составление плана.

Беседа.

Самостоятельная работа.

Презентация.

Репродукция картин художников.

Написать рассказ и оформить.

В. Г. Короленко (4 часа (3+1))

81

В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася и его отец.

-знакомство с жизнью и личностью В. Г. Короленко;

-познакомить учащихся с понятием повести;

-развитие навыков выразительного чтения и аналитического пересказа;

Повесть.

Лекция учителя.

Беседа по вопросам.

Выразительное чтение.

Аналитический пересказ.

Презентация «В. Г. Короленко»

Стр. 42 вопр. 1-6 (устно).

82

Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей.

-показать, как и где жили дети;

-рассказать об общении Васи с Валеком и Марусей.

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развитие навыков комментированного чтения.

Деталь.

Контраст.

Авторское отношение.

Символ.

Слово учителя.

Работа с текстом.

Комментированное чтение.

Беседа по вопросам.

Презентация.

Подготовить пересказ, близкий к тексту «История с куклой».

83

Нравственные проблемы, вставшие перед героем повести. Работа над заключительными главами повести.

-проанализировать нравственные проблемы, вставшие перед героем повести;

-работа над заключительными главами повести;

-развитие навыков комментированное чтения;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать воображение учащихся;

Композиция.

Символ.

Слово учителя.

Работа с текстом.

Беседа по вопросам.

Комментированное чтение.

Презентация.

Вопросы в тетради.

84

Р. р. Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

-развитие навыков работы над сочинением;

-подготовить учащихся к созданию собственного произведения;

-развитие речи учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Редактирование.

Композиция.

Логическая связь.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Самостоятельная работа.

Презентация.

Оформление сочинения.

Инд. зад.

Проч. рассказ «Тапёр».

А. И. Куприн (3 часа)

85

А. И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе.

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. И. Куприна;

-обучение работе с художественной деталью;

-талант и труд в рассказе;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать воображение;

Композиция.

Логическая связь.

Слово учителя.

Сообщение ученика.

Работа с текстом.

Выразительное чтение.

Презентация «А. И. Куприн».

Стр. 57 вопр. 1- 6 (устно).

Чтение рассказа «Скворцы».

86

А. И. Куприн «Скворцы». Жизнь природы в рассказе.

-познакомить учащихся с рассказом «Скворцы»;

-показать, как нарисована жизнь природы в рассказе;

-показать связь природы с человеком;

-обучение аналитическому чтению;

-развитие навыков словесного рисования;

-обучение групповой работе;

Ирония.

Слово учителя.

Игра.

Анализ рассказа.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Презентация.

Прочитать рассказы В. Бианки и В. Белова.

87

Вн. чт. Произведения В.Бианки и В.Белова о природе.

-познакомить учащихся с творчеством В. Бианки и В. Белова;

-познакомить с рассказами писателей;

-развивать мысли-тельную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Рассказ.

Ирония.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Пересказ.

Работа с текстом.

Презентация «В. Бианки и В. Белов».

Прочитать сказ П. П. Бажова.

Оформить выступления.

П. П. Бажов (3 часа)

88

П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка». Образ Степана.

-познакомить с жизнью и творчеством П. П. Бажова;

-знакомство с жаром сказа;

-проанализировать образ Степана;

-обучение навыкам аналитического чтения;

-пересказ сказа;

-развитие связной речи;

Сказ.

Сказка.

Слово учителя.

Работа с учебником.

Работа с текстом.

Работа над пересказом.

Презентация «П. П. Бажов».

Нарисовать иллюстрации.

Подготовить пересказ.

89

Отражение в сказе народных представлений о положительном герое. Образ Хозяйки Медной горы. Сказ и сказка.

-показать как отражаются в сказе народные представления о положительном герое;

-сопоставить два жанра: сказ и сказка;

-проанализировать образ Хозяйки Медной горы;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над пересказом.

Сказ.

Сказка.

Слово учителя.

Работа с учебником.

Работа с текстом.

Беседа по вопросам.

Пересказ эпизодов.

Презентация.

Подготовиться к конкурсу.

Проч. «Малах. шкатулку».

Составить словарь сказа.

90

Вн. чт. П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюшки.

-знакомство с произведениями П. П. Бажова;

-проанализировать судьбу Танюшки;

-развитие навыков групповой работы;

-развитие творческих способностей учащихся;

Сказ.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с учебником.

Работа с текстом.

Иллюстрации к произведению.

Прочитать «Тёплый хлеб» Паустовского».

К. Г. Паустовский (3 часа)

91

Литературная сказка XX века. К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Черты народной сказки в произведении.

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Г. Паустовского;

--выявить черты народной сказки в произведении К. Г. Паустовского;

-литературная сказка XX века;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать творческие способности учащихся;

-работа над пересказом;

Эпитет.

Постоянный эпитет.

Народная сказка.

Литературная сказка.

Лекция учителя.

Беседа по вопросам.

Пересказ текста.

Работа с текстом.

Творческая работа.

Презентация «К. Г. Паустовский».

Подг. выраз. Чт. понравившегося эпизода, объяс-нить выбор.

Нарисовать иллюстрации – портрет Фили.

92

К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб». Судьба Фильки.

-обучение составлению характеристики главного героя и работе с планом;

-развитие навыков аналитического чтения;

-развивать связную речь;

Рассказ.

Эпизод.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Презентация.

Прочитать «Заячьи лапы».

93

К. Г. Паустовский. Сказка «Заячьи лапы».

-познакомить учащихся со сказкой «Заячьи лапы»;

-показать трудную судьбу зайца;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

-развивать связную речь;

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Работа с учебником.

Презентация.

Прочитать сказку «12 месяцев».

Отв. на вопросы.

С. Я. Маршак (3 часа)

94

С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Художественные особенности сказки. Традиции народной сказки.

-углубление знакомства с жизнью и творчеством С. Я. Маршака;

-обучение анализу и чтению драматического произведения;

-художественные особенности сказки;

-показать традиции народной сказки;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над пересказом;

Пьеса.

Ремарка.

Диалог.

Лекция учителя.

Работа с текстом.

Работа с учебником.

Беседа по вопросам.

Творческая работа.

Анализ рассказа.

Презентация «С. Я. Маршак».

Зад. в тетради.

Задание в парах.

95

Положительные и отрицательные герои в сказке.

-разобрать положительных и отрицательных героев в сказке;

-развивать творческие способности учащихся;

Пьеса.

Диалог.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Презентация.

Подг. к семинарскому занятию.

96

Победа добра над злом.

-показать, как добро побеждает зло;

-обучение работе с драматическим произведением;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

-развитие навыков выразительного чтения;

Пьеса.

Диалог.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с учебником.

Презентация.

Стр. 110-117 – прочитать.

Инд. зад.

А. П. Платонов (3 часа (2+1))

97

А. П. Платонов. Рассказ «Никита». Единство героя рассказа с природой. Одухотворение её в его воображении.

-знакомство с жизнью и творчеством А. П. Платонова;

-знакомство с рассказом А. Платонова;

-показать единство героя рассказа с природой;

-развитие навыков комментированного чтения;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Рассказ.

Часть.

Эпизод.

Лекция учителя.

Работа с учебником.

Беседа.

Работа с текстом.

Презентация «А. П. Платонов».

Комментиро-вание заключи-тельного эпизода.

Нарисовать иллюстрации.

98

«Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя.

-показать быль и фантастику рассказа;

-разобрать душевный мир главного героя.

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Слово учителя.

Комментирование текста.

Беседа.

Презентация.

Иллюстрации к рассказу.

Подготовить пересказ текста.

99

Р. р. Составление плана рассказа о главном герое.

-учить учащихся составлять план рассказа о главном герое;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь;

Эпизод.

План.

Слово учителя.

Творческая работа.

Презентация.

Проч. «Васюткино озеро».

Инд. зад.

В. П. Астафьев (3 часа (2+1))

100

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. Черты характера героя  и его поведение в лесу.

-знакомство с творчеством В. П. Астафьева;

-показать автобиогра-фичность произведения;

-выявить черты характера героя и его поведение в лесу;

-развивать мысли-тельную деятельность учащихся;

-обучение пересказу художественного текста;

-комментированное чтение текста;

Автобиографическая проза.

Лекция учителя.

Беседа.

Работа с текстом.

Пересказ.

Работа с учебником.

Презентация «В. П. Астафьев».

Стр. 144 вопр. 1-5 (устно).

101

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

-продолжить анализиро-вать  произведение В. П. Астафьева;

-показать, как нарисованы человек и природа в рассказе;

-обучение анализу прозаического текста;

-развитие навыков устного словесного рисования и комменти-рованного чтения;

Пейзаж.

Слово учителя.

Работа с текстом.

Работа в группах.

Комментированное чтение.

Презентация.

Подг. к сочинению.

Стр. 147 вопр. 10-12.

102

Р. р. Обучающее сочинение по рассказу «Васюткино озеро».

-подготовить учащихся к написанию собственного речевого произведения;

-совершенствовать пункт-уационные, орфографичес-кие и речевые умения;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

План.

Текст.

Творческая работа.

Слово учителя.

Беседа.

Написать сочинение и оформить его.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945) (4 часа)

103

Дети и война. К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете».

-дать общую характеристику поэзии военных лет;

-краткое знакомство с жизнью К. Симонова;

-наблюдение над сюжетом в лирическом произведении;

-работа над выразительным чтением;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать внимание и память учащихся;

Лафет.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с учебником.

Работа с текстом стихотворения.

Выразительное чтение.

Презентация «Поэзия военных лет».

Выучить отрывок наизусть.

Написать сочинение-миниатюру.

104

Дети и война А. Твардовский «Рассказ танкиста».

-краткое знакомство с творчеством А. Т. Твардовского;

-знакомство с жанровыми особенностями баллады;

-работа над выразительным чтением;

-развитие навыка анализа стихотворения;

Баллада.

Слово учителя.

Беседа.

Работа в группах.

Выразительное чтение.

Презентация «Поэзия военных лет».

Выучить наизусть стих.

105

«Ради жизни на земле…» А. А. Ахматова. Р. Гамзатов.

-краткое знакомство с творчеством А. А. Ахматовой и Р. Гамзатова;

-познакомить со стихами поэтов;

-развивать мысли-тельную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Стихотворение.

Эпитет.

Рифма.

Слово учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Презентация.

Выучить наизусть стих.

106

Произведения писа-телей - костромичей о трудных годах Великой Отечест-венной войны. Е.Старшинов. «Левый фланг».

-познакомить учащихся с произведениями писателей-костромичей о трудных годах Великой Отечественной войны;

-проанализировать произведение «Левый фланг»;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать память учащихся;

Эпитет.

Рифма.

Слово учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Работа с текстом произведения.

Презентация.

Выучить стих. наизусть.

Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе (5 часов)

107

И. А. Бунин, С. А. Клычков, С. А. Есенин о Родине и родной природе.

-развитие любви к поэзии, навыков выразительного и внимательного чтения, устного словесного рисования.

-продолжить работу по формированию навыка анализа стихотворения;

-работа над выразительным чтением;

Ритм.

Рифма.

Эпитет.

Олицетворение.

Рассказ учителя.

Работа с текстами стихотворений.

Работа с учебником.

Презентация.

Выучить стих. наизусть.

108

«Родина неяркая моя» в стихотворениях Н. М. Рубцова, Дон-Аминадо.

-продолжить знакомство с русскими поэтами XX века;

-выяснить, как поэты относятся к Родине и родной природе;

-работа над выразительным чтением;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать воображение учащихся;

Эпитет.

Инверсия.

Рассказ учителя.

Беседа.

Работа с текстом.

Работа с учебником.

Презентация.

Стих «Родная природа» выучить наизусть.

109

Стихотворения Д. Кедрина и А. Прокофьева «Алёнушка».

-развитие навыков сопоставительного анализа стихотворений;

-познакомить кратко с творчеством Д. Кедрина и А. Прокофьева;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Метафора.

Слово учителя.

Беседа.

Самостоятельная работа.

Работа с репродукцией.

Презентация.

Выразительное чтение стихотворений.

110

Литература родного края о природе. В. Бочарников. «Лирические новеллы». Т. Н. Иноземцева. Стихи о родном крае.

-познакомить с литературой родного края о природе;

--познакомить кратко с творчеством В. Бочарникова и Т. Н. Иноземцевой;

-работа над выразительным чтением;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Метафора.

Эпитет.

Слово учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Работа с текстом.

Презентация.

Прочитать новеллу Бочарникова.

111

Вн. чт. Времена года. Тема природы в стихотворениях поэтов «серебряного века». Стихи о природе: весна, лето.

-познакомить учащихся с поэтами «серебряного века», писавшими о родной природе;

-прочитать стихи о природе: весна, лето.

-работа над выразительным чтением;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать творческие способности.

Рифма.

Эпитет.

Метафора.

Работа с текстом.

Слово учителя.

Беседа.

Выразительное чтение.

Презентация.

Выучить стих. наизусть.

Прочит. Р-з «Кавказский пленник».

Писатели улыбаются (3 часа)

112

Рассказы о детях Саши Чёрного. Юмористическое содержание рассказов.

-знакомство с творчеством Саши Чёрного;

-показать юмористическое содержание рассказов писателя;

-обучение сжатому пересказу, инсценировке

-обучение устному словесному рисованию;

Интерьер.

Лекция учителя.

Беседа.

Работа с учебником.

Работа с текстом.

Пересказ.

Презентация «С. Чёрный».

Написать сочинение-миниатюру (см. тетрадь).

113

Рассказ «Кавказский пленник».

-познакомить с рассказом «Кавказский пленник»;

-проанализировать рассказ;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Слова из рассказа.

Слово учителя.

Беседа.

Работа с текстом.

Работа с учебником.

Презентация.

Прочитать рассказ «Игорь-Робинзон».

114

Рассказ «Игорь - Робинзон».

-познакомить с рассказом «Игорь – Робинзон»;

-проанализировать рассказ;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

-работа над пересказом;

Слова из текста.

Слово учителя.

Беседа.

Работа в группах.

Пересказ.

Презентация.

Подготовиться к итоговой работе за год.

Написать мини-сочинение.

Итоговые вопросы (1 час)

115

Итоговый урок по русской литературе.

-обобщение и систематизация полу-ченных знаний за год по русской литературе;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

-развивать самостоятель-ность учащихся;

Самостоятельная работа.

Беседа.

Слово учителя.

Презентация.

Прочитать «Вересковый мёд».

Из зарубежной литературы (21 час (20+1))

Р. Л. Стивенсон (1 час)

116

Роберт Льюис Стивенсон «Верес-ковый мёд». Какие черты характера проявляются в балладах?

-познакомить учащихся с творчеством Стивенсона (кратко);

-работа по теории литературы;

-развивать понятие о балладе;

-показать героический характер баллады;

-работать над выразительным чтением учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Баллада.

Лекция учителя.

Беседа.

Работа с учебником.

Выразительное чтение.

Работа с текстом.

Презентация «Р. Л. Стивенсон».

Выучить балладу наизусть.

Инд. зад.

Стр. 180-181 – прочитать.

Д. Дефо (3 часа)

117

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо». Герой на острове. Устройство жизни.

-познакомить учащихся с биографией Д. Дефо;

-показать значение романа в истории литературы, в формировании личности;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Слова из текста.

Лекция учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Работа с учебником.

Презентация «Д. Дефо».

Написать сочинение (см. тетр.).

118

Характер героя, его смелость, находчивость, умение выстоять в любых жизненных обстоятельствах.

-знакомство с темой путешествия в литературе;

-показать характер героя, его смелость, находчив-ость, умение выстоять в любых жизненных обстоятельствах;

-развитие навыков самостоятельной работы с учебником;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Слова из текста.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Выразительное чтение.

Презентация.

Подготовить пересказ.

119

Вн. чт. Д. Дефо «Робинзон Крузо». Любимые страницы.

-знакомство с произведением «Робинзон Крузо»;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Презентация.

Прочитать сказку Андерсена.

Х. К. Андерсен (5 часов (4+1))

120

Х. К. Андерсен. Слово о сказочнике. Литературная сказка «Снежная короле-ва».  Развитие понятие о литературной сказке.

-краткое знакомство с жизнью и творчеством Х. К. Андерсена;

-обмен читательскими впечатлениями;

Развитие понятия о литературной сказке;

-развитие аналитических навыков; навыков выразительного чтения;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

Литературная сказка.

Лекция учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Аналитическая беседа.

Презентация «Х. К. Андерсен».

Перечитать 4 и 5 истории.

Отв. на вопр. (см. тетр.).

Инд. зад.

121

Кай и Герда. Перемена, произо-шедшая с Каем. Противопоставление красоты внутренней и внешней – Герда и Снежная королева. Фантастическое и реальное в сказке.

-работа с понятием подтекст;

-работа над образами Кая и Герды;

-проследить перемену, произошедшую с Каем;

-выявить фантастическое и реальное в сказке;

-развитие творческих и аналитических способностей учащихся,

-обучение аналитическому чтению текста;

-обогащение словарного запаса учащихся;

Слова из сказки.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Аналитическая беседа.

Беседа по вопросам.

Беседа с учебником.

Выразительное чтение.

Презентация.

Написать сочинение-миниатюру по плану.

122

В чём сила Герды? Мужественное сердце Герды. Победа добра, любви, дружбы.

-работа с понятием «подтекст»;

-показать силу Герды;

-показать, что добро, любовь, дружба всегда побеждают;

-развитие навыков анализа текста;

-развитие речи и навыков выразительного чтения;

Слова из текста.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Работа с учебником.

Презентация.

Перечитать сказку.

Стр. 222 вопр. 9.

Задание по группам (см. тетрадь).

123

Вн. чт. Моя любимая сказка Андерсена. Литературная игра.

-развитие внимании, интереса к литературе, навыков сотрудничества;

-развивать творческие способности учащихся;

Викторина.

Слово учителя.

Презентация.

Игра.

Подг. к сочин.

Составление плана.

124

Р. р. Подготовка к сочинению по произведениям Андерсена.

-подготовить учащихся к созданию собственного речевого произведения;

-совершенствовать орфо-графические, пунктуа-ционные и речевые умения;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Тема.

Слово учителя.

Творческая работа.

Беседа по вопросам.

Самостоятельная работа.

Презентация.

Написать и оформить сочинение.

Ж. Санд (3 часа)

125

Ж. Санд. Слово о писательнице.

-познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ж. Санд;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

Лекция учителя.

Беседа по вопросам.

Презентация «Ж. Санд».

Подг. пересказ лекции.

Проч. сказку.

126

Сказка «О чём говорят цветы».

-познакомить учащихся со сказкой «О чём говорят цветы»;

-проанализировать сказку;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Сказка.

Слово учителя.

Работа с текстом.

Беседа по вопросам.

Презентация.

Нарисовать иллюстр.

Подготовить пересказ.

127

Сказка «О чём говорят цветы».

-показать главных героев, их характер, ценности;

-развивать творческие способности учащихся;

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Проч. «Прикл. Тома Сойера».

М. Твен (6 часов)

128

М. Твен. Жизнь и творчество писателя. «Приключения Тома Сойера».

-краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Твена;

-обучение самостоятельной работе с учебником;

-развитие творческих способностей и навыков выразительного чтения;

-работа над выразительным чтением;

Тема.

Идея.

Лекция учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Работа с учебником.

Презентация «М. Твен».

Отв. на вопросы (см. тетрадь).

129

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

-составить рассказ о Томе Сойере (кто он такой, где живёт, кто его семья, каковы его заботы, переживания);

-оценить поступки Тома Сойера;

-развивать творческие способности учащихся;

-обучение анализу произведения;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

Тема.

Идея.

Сказание.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Развитие речи.

Запись в тетрадь.

Презентация.

Сравнить Тома и Сида.

Подг. сообщение «Том и его друзья».

Пересказать эпи-зод (см. тетр.)

130

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

-научить отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотноше-ния с друзьями;

-проследить, как мальчи-шеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать память учащихся;

Сказание.

Идея.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с учебником.

Работа с текстом произведения.

Выразительное чтение.

Презентация.

Ответить пись-менно на вопрос: Каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?

131

Вн. чт. Роман М. Т. «Приключение Тома Сойера». Любимые страницы.

-проанализировать люби-мые страницы романа;

-обобщить знания по творчеству М. Твена;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

Роман.

Слово учителя.

Беседа.

Самостоятельная работа.

Презентация.

Подготовиться к викторине.

132

Викторина по повести «Приключения Тома Сойера».

-развитие интереса и любви к литературе;

-закрепить знания по изученной повести;

-обучение навыкам групповой работы;

-закрепление знаний;

-развивать речь;

Повесть.

Слово учителя.

Викторина.

Работа с таблицей.

Презентацией.

Игра.

Прочитать «Сказание о Кише» Дж. Лондона.

133

Е. В. Честняков. «Марк Бессчаст-ный». Народно-эпическая утопия о городе всеобщего благоденствия (от-рывок). (Региональ-ный компонент).

-познакомить учащихся с творчеством Е. В. Честнякова;

-проанализировать произ-ведение «Марк Бессчастный»;

-познакомить учащихся с народно - эпической утопией;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Лекция учителя.

Работа с учебником.

Выразительное чтение.

Пересказ.

Работа с текстом произведения.

Презентация «Е. Честняков».

Прочитать рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише».

Дж. Лондон (3 часа)

134

Дж. Лондон. «Трудная, но интересная жизнь» (Слово о писателе). «Сказание о Кише».

-знакомство с жизнью и творчеством Дж. Лондона;

-обучение анализу темы и идеи произведения;

-заинтересовать учеников романтическими образами писателя;

-выявить основные черты героев Лондона;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развитие навыков чтения;

-развивать внимание и память учащихся;

Тема.

Идея.

Сказание.

Лекция учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с учебником.

Самостоятельная работа.

Работа с текстом.

Самостоятельная работа.

Презентация «Дж. Лондон».

Зад. по группам (см. тетрадь).

135

Дж. Лондон «Сказание о Кише».

-объяснить, почему Дж. Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Тема.

Идея.

Сказание.

Слово учителя.

Беседа по вопросам.

Работа с текстом.

Самостоятельная работа.

Презентация.

Подготовиться к контрольной работе.

Подготовить пересказ.

136

Итоговый урок по теме «Зарубежная литература».

-обобщить знания по теме «Зарубежная литература»;

-проверить знания учащихся по теме;

-развивать мыслитель-ную деятельность учащихся;

-развивать речь;

Самостоятельная работа.

Слово учителя.

Тесты (у каждого на парте).

Доделать работу.

Что читать летом (1 час)

Что читать летом.

-дать список литературы на лето;

Список (напечатан).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 6 класс (204 часа) Тематическое планирование

Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса к учебнику под ред. М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян....

Русский язык 5 класс (238 часа) Тематическое планирование

Тематическое планирование по русскому языку к учебнику 5 класса под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой....

Русский язык 5 класс (136 часов) Тематическое планирование

Данное тематическое планирование составлено к учебнику "Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида". Авторы:Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская...

Литература 6 класс (136 часов) Тематическое планирование

Тематическое планирование к учебнику "Литература 6 класс" под ред. Коровиной....

Русский язык 8 класс (136 часов) Тематическое планирование

Тематическое  планирование для учебника "Русский язык. 8 класс" для специальных (коррекционых) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской....

Чтение 8 класс (68 часов) Тематическое планирование

Данное тематическое планирование к учебнику "Чтение. 8 класс" для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред. З. Ф. Малышевой...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...