Русский язык 5 класс (238 часа) Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Тематическое планирование по русскому языку к учебнику 5 класса под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Русский язык 5 класс (238 часов).docx96.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование «Русский язык – 5» (речевое отделение) Учитель  Кудрявцева Ю. В.

«Согласовано»

«Согласовано»

Руководитель МО

Заместитель директор

школы-интерната по УВР

_________________(______________)

_______________(М. П. Кравченко)

ФИО

ФИО

Протокол № _____ от

«_____» ______________20______г.

«_______» ______________ 20_______г.

Тематическое планирование по русскому языку в 5 «а» классе

По программе: 238 часа, 7 часов в неделю

Запланировано: I четверть – 56 часов

                            II четверть – 49 часов

                            III четверть – 70 часов

                            IV четверть –56  часов

Учебник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.

                Москва: Просвещение, 2006.

Программа: Программы общеобразовательных учреждений

                    Русский язык

                     5 – 9 класс

Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.

                    Москва «Просвещение», 2006г.

№ урока

Дата

Тема урока

Цель

Коррекционная работа

Словарная работа

ИКТ, оборудование

Д/з

Язык и общение (5 часов)

1

Язык и человек.

-раскрыть перед учащимися функции языка в жизни человека, общества;

-познакомить с учебником, по которому они будут работать;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать внимание;

Язык.

Презентация.

§ 1, упр. 3.

2

Общение устное и письменное.

-устная и письменная речь;

-познакомить с разделами лингвистики, изучающими устную речь;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Общение.

Презентация.

§ 2, упр. 7

3

Читаем учебник.

-познакомить учащихся с учебником русского языка 5 класса;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Памятка.

Презентация.

§ 3, упр. 10, памятку в словарик записать.

4

Слушаем на уроке.

-познакомить учащихся с памяткой «Приёмы слушания»;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Презентация.

§ 4,  упр. 12, памятку записать в словарик.

5

Стили речи

-дать первоначальное представление о стилях речи в зависимости от задач  и сферы применения, стилистических различиях;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать память;

Стиль.

Всегда.

Никогда

Презентация.

§ 5, упр. 15

Повторение изученного в начальных классах 29 (23+6)

6

Звуки и буквы.

-повторить сведения о гласных и согласных звуках;

-повторить знания об ударных и безударных гласных;

-согласные глухие и звонкие, мягкие и твёрдые;

-различение буквы и звука;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Транскрипция.

Презентация.

§ 6, упр. 22.

7

Состав слова. Разбор слова по составу. Порядок разбора.

-повторить сведения о структуре слова, условных обозначениях его частей, отличии морфемы от слога;

-формировать умение морфемного разбора, определения одинаковых морфем;

-работа над выразительным чтением;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать внимание и память учащихся;

Звук.

Буква.

Презентация.

§ 7, упр. 27

8

Орфограмма.

-познакомить учащихся с понятием «орфограмма» и опознавательными признаками орфограмм;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать внимание учащихся;

Орфограмма.

Презентация.

§ 7, упр. 26

9

Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.

-формировать умение выделять корень слова, различать ударные и безударные гласные в корне, использовать разные приёмы проверки безударной гласной;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

.

Презентация.

§ 8, упр. 33.

10

Диагностическая работа.

-проверить знания и умения, полученные за начальную школу;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать внимание;

Тесты (напечатаны у каждого на парте).

Инд. задание.

11

Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

-совершенствовать умения правописания непроверяемой безударной гласной в корне слова;

-совершенствовать навыки морфемного разбора;

-познакомить учащихся со «Словарём иностранных слов»;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать память учащихся;

Спортсмен.

Баскетбол.

Вокзал.

Рюкзак.

Презентация.

Плакаты.

§ 8, упр. 38

12

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. Непроизносимые согласные.

-совершенствовать умения учащихся находить орфограмму – согласную и применять соответствующее правило для её выбора;

-совершенствовать навыки проверки сомнительных и непроизносимых согласных;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-работа над выразительным чтением учащихся;

Спортсмен.

Баскетбол.

Вокзал.

Рюкзак.

Презентация.

Плакат.

§ 9 -10, упр.43, 49.

13

Буквы И, У, А после шипящих.

-расширить представление учащихся о видах орфограмм-гласных;

-совершенствовать навык выбора гласной И, У, А после шипящих и Ц;

-развивать речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Бадминтон.

Гандбол.

Тренер.

Тренироваться.

Плакат.

Слайды.

§ 11, упр. 52.

14

Разделительный Ъ и Ь знаки.

-повторить сведения о правописании разделительных Ъ и Ь;

-совершенствовать навык употребления их на письме;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Вьюга.

Вьюжный.

Вьюк.

Вьючить.

Плакат.

Слайды.

§ 12, упр. 57.

15

Раздельное написание предлогов.

-повторить изученное о самостоятельных и служебных частях речи, употреблении предлогов с различными частями речи;

-познакомить учащихся с орфограммой-пробелом;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Из-под.

Из-за.

Плакат.

Слайды.

§ 13, упр. 61.

16

Развитие речи. Текст.

-познакомить учащихся с отличительными особенностями текста, его возможностями для выражения мысли;

-развивать творческие способности учащихся;

-совершенствовать умение пересказа прочитанного;

Вырубка.

Гончая.

Слайды.

Тексты (у каждого на парте).

§ 14, упр. 65.

17

Развитие речи. Обучающее изложение «Хитрый заяц»

-уметь передавать содержание текста от третьего лица, выделять в тексте главную, второстепенную информацию,

-совершенствовать умение отвечать на вопросы, владеть изучающим видом чтения;

Слайды.

§ 14, Упр. 66.

Написать черновик.

18

Анализ изложения и работа над ошибками.

-совершенствовать орфографические, пунктуационные умения;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Слова из текста.

Задание по карточкам.

19

Части речи.

-продолжить работу над различением частей речи по значению, вопросу, морфологическим признакам;

-развивать связную речь;

-работа над выразительным чтением;

Праздный.

Плакат.

Слайды.

§ 15, упр. 71.

20

Глагол как часть речи. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

-повторение изученного о глаголе как о части речи и его роли в предложении;

-уметь находить изученную часть речи;

-обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола;

-использовать глагол в речи;

Алгоритм.

Плакат.

Слайды.

§ 16, 17, упр. 78.

21

Личные окончания глаголов I и II спряжения. Не с глаголами.

-повторение изученного об изменении глаголов по временам, лицам и числам;

-правописание гласных в личных окончаниях глаголов;

-совершенствовать умение определять написание, спряжение глагола и выбрать гласную в личных окончаниях;

Плакат.

Слайды.

§ 19, упр. 86.

22

Имя существительное как часть речи. Три склонения существительных. Правописание Ь в существительных 3 склонения.

-повторить изученное об имени существительном как о части речи, его морфологических признаках, изменении;

-совершенствовать умение правописания Ь в существительных 3 склонения;

-уметь находить имя существительное в предложениях и тексте, определять их род, число и падеж;

-развивать связную речь;

Скрипач.

Упряжь.

Презентация.

Плакат.

§ 20, упр. 92.

23

Буквы Е – И в окончаниях существительных единственного числа.

-повторение изученного о склонении существительного, правописании падежных окончаний;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Ковш.

Багаж.

Рубеж.

Слайды.

Плакат.

§ 20, упр.96.

24

Тема текста.

-познакомить учащихся с понятием «узкая» и «широкая» тема;

-формировать умения соотносить тему с содержанием текста»

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Узкая тема.

Широкая тема.

Презентация.

§ 18, упр. 80.

25

Имя прилагательное как часть речи. Падежные окончания прилагательных.

-повторить изученное об имени прилагательном как части речи, его роли в предложении, морфологических признаках, изменении;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Яркий.

Ослепительный.

Презентация.

§ 21, упр. 102.

26

Развитие речи. Сбор материала к сочинению по картине Пластова «Летом».

-уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения;

-научиться видеть речевые недочёты и грамматические ошибки;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Композиция.

Колорит.

Презентация.

Написать черновик.

27

Развитие речи. Сочинение по картине Пластова «Летом».

-создавать собственный текст художественного стиля;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

План.

Опорные слова.

Переписать текст сочинения.

28

Анализ сочинение и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь и память учащихся;

Задание на карточках.

29

Местоимение как часть речи.

-повторить изученное о личных местоимении, их роли в речи, изменении;

-опознавать местоимения в тексте;

-развивать мыслительную деятельность;

-обогащать словарный запас учащихся;

Вдвоём

Втроём

Презентация.

§ 22, упр. 111.

30

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного».

-проверить степень усвоения знаний, полученных при повторении;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

31

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь;

-развивать мыслительную деятельность;

Слова из текста.

Задание на карточках.

32

Развитие речи. Сбор материала к сочинению на тему «Летние радости».

-уметь определять основную мысль текста;

-подготовить учащихся к созданию речевого произведения;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Презентация.

Написать черновик сочинения.

33

Развитие речи. Сочинение «Летние радости».

-создавать собственный текст художественного стиля;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Переписать сочинение в тетрадь.

34

Анализ сочинений и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать творческие способности учащихся;

Задание в тетради.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 48 ч. (38 + 10)

35

Синтаксис.

-познакомить учащихся с предметом изучения синтаксиса; лингвистическими терминами, их происхождением;

-повторение изученного о предложении как об одной из основных единиц языка;

-уметь видеть границы предложений, выделять словосочетания в предложении, находить грамматическую основу предложения, использовать точное и выразительное словосочетание для достижения ясности, образности речи;

Синтаксис.

Презентация.

§ 24, упр. 116.

36

Пунктуация.

-познакомить учащихся с предметом изучения пунктуации; лингвистическими терминами, их происхождением;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Пунктуация.

Презентация.

§ 25, упр. 120.

37

Словосочетание. Строение словосочетаний.

-показать учащимся отличие словосочетания от слова и предложения;

-формировать умения строить словосочетания, находить главное и зависимое слово;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать внимание и память;

Стремиться

Беседовать.

Посетить.

Презентация.

§ 26, упр. 126.

38

Смысловая и грамматическая связь слов в словосочетании.

-познакомить учащихся со способами выражения грамматической связи в словосочетании;

-формировать умения находить и составлять словосочетания заданного строения;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать творческую деятельность учащихся;

Рапорт.

Салют.

Слайды.

§ 26, упр. 128.

39

Виды словосочетаний по строению.

-познакомить с видами словосочетаний (именными, глагольными);

-различать именные и глагольные словосочетания;

-строить словосочетания по схемам;

-развивать мыслительную деятельность;

-обогащать словарный запас;

-работа над выразительным чтением;

Слайды.

§ 26, упр. 130.

40

Разбор словосочетания.

-формировать умения строить словосочетания заданного строения;

-формировать умения разбирать словосочетания;

-развивать логическое мышление;

-развивать долговременную память;

Бирюза.

Слайды.

Порядок разбора – памятка.

§ 27, упр. 132.

41

Предложение. Грамматическая основа предложения.

-повторить об основных признаках предложения, способах выражения главных членов;

-формировать умения находить грамматическую основу предложения;

-развивать творческие способности;

-развивать устную и письменную речь;

-развивать память и внимание учащихся;

Презентация.

§ 28, упр. 136.

42

Знаки препинания в конце предложения.

-совершенствовать умения постановки знаков препинания в конце предложения;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Слайды.

§ 28, задания на карточках.

43

Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению «Старый пень».

-уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль.

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Слайды.

Написать черновик изложения.

44

Развитие речи. Сжатое изложение «Старый пень».

-создать собственное речевое произведение художественного стиля;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Переписать изложение в тетрадь.

45

Анализ изложений и работа над ошибками.

-совершенствовать орфографические, пунктуационные умения;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Слова из текста.

Задание по карточкам.

46

47

Виды предложений по цели высказывания. Интонация побудительных и вопросительных предложений.

-познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания;

-формировать умения распознавать и правильно произносить повествова-тельные, побудительные и вопросительные предложения;

-уметь характеризовать предложения по цели высказывания, правильно ставить знаки препинания в конце предложения;

-развивать мыслительную деятельность;

Презентация.

§ 29, упр. 142.

Упр. 147.

48

Восклицательные предложения.

-познакомить учащихся с различными по интонации видами предложений;

-познакомить с употреблением восклицательного знака;

-формировать умения выразительного чтения;

-развивать творческие способности;

Восклицательное.

Презентация.

§30, упр. 151.

49

Развитие речи. Сбор материала к сочинению на тему «Памятный день».

-подготовить учащихся к созданию собственного речевого произведения;

-познакомиться с памяткой «Как работать над сочинением»;

-развивать воображение учащихся;

-развивать творческие способности учащихся;

Слайды.

Написать черновик сочинения.

50

Развитие речи. Сочинение «Памятный день».

-создавать собственный текст художественного стиля;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Переписать сочинение в тетрадь.

51

Анализ сочинения и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать творческие способности учащихся;

Задание в тетради.

52

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

-повторить изученное о главных членах предложения;

-познакомить учащихся с новым для них способом выражения подлежащего – сочетанием слов;

-развивать связную речь учащихся;

-развивать внимание и память учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Работа с термином подлежащее.

Презентация.

Плакат.

§ 31 – 32, упр. 156.

53

Устный отзыв о сочинении товарища.

-подготовить отзыв о сочинении товарища;

-развивать мыслительную деятельность;

Задание по карточкам.

54

Сказуемое. Способы выражения подлежащего и сказуемого.

-формировать умения находить грамматическую основу предложения, определять сказуемые, выраженные глаголом, кратким прилагательным.

-совершенствовать умение выделять грамматическую основу предложения с двумя главными членами;

-развивать память учащихся;

Работа с термином сказуемое.

Презентация.

§ 33, упр. 165.

55

Тире между подлежащим и сказуемым.

-формировать умения определять грамматическую основу предложения, способы выражения главных членов;

-формировать умения ставить тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать память;

Маяк.

Презентация.

§ 34, упр. 169.

56

Распространённые и нераспространённые предложения.

-показать отличие нераспространённых и распространённых предложе-ний; уметь отличать их друг от друга, характеризовать предло-жения по наличию или отсутствию второстепенных членов, распространять предложения;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением учащихся;

-развивать внимание учащихся;

Работа с терминами.

Презентация.

§ 35, упр. 173.

57

Второстепенные члены предложения. Дополнение. Подлежащее и прямое дополнение.

-познакомить учащихся с второстепенными членами предложения;

-познакомить учащихся с понятием дополнение, способами выражения второстепенного члена и отличием от подлежащего;

-отличать прямое дополнение от подлежащего;

-находить дополнение в предложении;

-работа над выразительным чтением;

Объяснительный диктант.

Презентация.

§ 36, 37, упр. 180

58

Определение.

-познакомить учащихся с понятием определение, способами второстепенного члена, его ролью;

-знать способы выражения определения и графическое его обозначение;

-находить определение в предложении; употреблять его в речи;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать внимание учащихся;

Работа над термином определение.

Презентация.

§ 38, упр. 183.

60

Обстоятельство.

-познакомить учащихся с понятием обстоятельство, способами его выражения, ролью в речи;

-знать графическое обозначение

-находить обстоятельства в предложении; употреблять их в речи;

Работа с термином обстоятельство.

Презентация.

§ 39, упр. 190.

61

Развитие речи. Сбор материала к сочинению по картине Решетникова «Опять двойка!»

-уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения;

-научиться видеть речевые недочёты и грамматические ошибки;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Композиция.

Колорит.

Презентация.

Написать черновик.

62

Развитие речи. Сочинение по картине Решетникова «Опять двойка!»

-создавать собственный текст художественного стиля;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

План.

Опорные слова.

Переписать текст сочинения.

63

Анализ сочинений и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь и память учащихся;

Задание на карточках.

64

Однородные члены предложения.

-познакомить учащихся с опознавательными признаками однородных членов предложения, постановкой знаков препинания и правильным чтением предложений с однородными членами;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Работа с термином однородные члены.

Презентация.

§ 40, упр. 194.

65

Знаки препинания в предложении с однородными членами.

-формировать навык определения однородных членов предложения, обоснования постановки знаков  препинания;

-развивать память и внимание;

-обогащать словарный запас учащихся;

Трясина.

Презентация.

§ 41, упр. 197.

66

Обобщающие слова при однородных членах.

-познакомить учащихся с понятием обобщающее слово, его ролью в предложении, знаками препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительными чтением;

Презентация.

§ 41, упр. 204.

67

Обращение.

-познакомить учащихся с понятием обращение, его ролью в речи; постановкой знаков  препинания;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь;

Работа над понятием обращение.

Презентация.

§ 42, упр. 209, 212 (устно).

68

Развитие речи. Письмо.

-письмо как одна из разновидностей текста;

-познакомить с оформлением письма;

-научить правильно подписывать адрес;

-знать композиционные элементы письма, уметь составлять текст письма, знать, какими бывают письма;

Письмо.

Эпистола.

Эпистолярный жанр.

Презентация.

§ 43, написать письмо.

69

Синтаксический разбор простого предложения.

-привести в систему усвоенные учащимися сведения о простом предложении;

-познакомить с порядком устного и письменного разбора;

-строить простые предложения по заданной теме;

-правильно разбирать (устно и письменно) простое предложение;

Огорчить.

Опечалить.

Расстроить.

Слайды.

§ 44, упр. 217.

70

Пунктуационный разбор простого предложения.

-привести в систему усвоенные учащимися сведения о простом предложении;

-познакомить с порядком устного и письменного разбора;

-строить простые предложения по заданной теме;

-правильно разбирать (устно и письменно) простое предложение;

Слайды.

§ 45, упр. 220.

71

72

Простые и сложные предложения. Общее понятие. Запятая в сложном предложении.

Простые и сложные предложения.

-показать учащимся структурные различия между простыми и сложными предложениями, способы связи простых предложений в составе сложных;

-показать виды сложных предложений по способу связи простых в составе сложных;

-читать схемы простых и сложных предложений;

-составлять предложения по указанным схемам;

-правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения;

-развивать память учащихся;

Просека.

Горизонт.

Потому что.

Презентация.

§ 46, упр. 224.

Упр. 231.

73

Синтаксический разбор сложного предложения.

-систематизировать изученное о сложном предложении, познакомить с порядком синтаксического разбора;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Словарный диктант.

Слайды.

§ 47, упр. 235.

Выписать из проч. произ-й 2 СП и сделать синт. разбор.

74

Обобщение знаний по теме «Простые и сложные предложения».

-обобщить и систематизировать знания и умения по теме «Простые и сложные предложения»;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Из-под.

Долина.

Слайды.

Повторить весь теорет. материал.

Упр. 251, 252.

75

Прямая речь. Общее понятие.

-познакомить учащихся с понятием прямая речь, слова автора;

-формировать умения составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить знаки препинания;

-работа над выразительным чтением;

-находить предложения с прямой речью;

-составлять схемы предложений с прямой речью;

Работа над терминами прямая речь, слова автора.

Презентация.

Плакат.

§ 48, упр. 238.

76

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

-формировать умения составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить знаки препинания;

-развивать мыслительную деятельность;

-развивать связную речь учащихся;

Пожалуйста.

Будьте любезны.

Слайды.

§ 48, упр. 241

77

Диалог.

-познакомить учащихся с понятием диалог, реплика;

-формировать умения записывать и составлять диалоги, правильно ставить знаки препинания, выразительно читать диалоги;

-учить правильно оформлять диалог на письме, составлять диалоги на заданную тему, вести диалог, интонационно правильно читать диалог;

Диалог.

Реплика.

Презентация.

Плакат.

§ 49, упр. 247.

78

Развитие речи. Подготовка к выборочному изложению по тексту упражнения.

-уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль.

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Слайды.

Написать черновик изложения.

79

Развитие речи. Выборочное изложение по тексту упражнения.

-создать собственное речевое произведение художественного стиля;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Переписать изложение в тетрадь.

80

Анализ изложений и работа над ошибками.

-совершенствовать орфографические, пунктуационные умения;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Слова из текста.

Задание по карточкам.

81

Контрольный диктант по теме «Синтаксис».

-проверить степень усвоения знаний, полученных при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

82

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь;

-развивать мыслительную деятельность;

Слова из текста.

Задание на карточках.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. 24 ч. (18+6)

83

Фонетика. Гласные звуки.

-повторить изученное о различении букв и звуков, гласных и согласных;

-познакомить учащихся с новым разделом науки о языке, элементами транскрипции;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать память и внимание учащихся;

Словарный диктант.

Презентация.

§ 50, 51, упр.258.

84

Согласные звуки.

-закрепить умение различать звуки и буквы;

-повторить изученное о согласных звуках, об обозначении звуков знаками транскрипции;

-правильно произносить согласные звуки, не смешивать звуки и буквы;

-смыслоразличительная роль звука;

Вожжи.

Презентация.

Плакат.

§ 52, упр. 268.

85

Изменение звуков в потоке речи.

-познакомить учащихся с позиционным чередованием звуков;

-формировать умения различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции;

-давать фонетическую характеристику звукам;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать память и внимание;

Позиционные чередования.

Слайды.

§ 53, упр. 270.

86

Согласные твёрдые и мягкие.

-повторить изученный материал о парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных, обозначение мягкости различными способами;

-уметь различать твёрдые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму;

-работа над выразительным чтением;

Музей.

Текст.

Тема.

Мелодия.

Слайды.

Плакат.

§ 54, упр.274.

87

Развитие речи. Повествование.

-знать особенности повествования как типа речи, его композицию;

-уметь строить текст повествования, составлять план текста повествовательного характера;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Повествование.

Слайды.

§ 55, задание на карточках.

88

Развитие речи  Изложение повествовательного текста с элементами описания предмета «Музыкальная шкатулка».

-уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль.

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Слайды.

Написать черновик изложения.

89

Анализ изложений и работа над ошибками.

-совершенствовать орфографические, пунктуационные умения;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Слова из текста.

Задание по карточкам.

90

Согласные звонкие и глухие.

-повторить изученное о парных и непарных по глухости – звонкости согласных;

-формировать умение различать сильную и слабую позицию согласных для выбора орфограмм;

-правильно произносить согласные звуки речи, их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

Словарный диктант.

Презентация.

Плакат.

§ 56, упр. 279.

91

Графика. Алфавит.

-познакомить учащихся с новым разделом науки о языке;

-повторить алфавит, названия букв;

-закрепить умение пользоваться алфавитом;

-уметь правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, уметь пользоваться алфавитом в практической деятельности;

Графика.

Каллиграфия.

Слайды.

§ 57, 58, упр.293.

92

Развитие речи. Описание предмета.

-знать композиционные особенности описания;

Уметь создавать текст описания конкретного предмета, составлять план описания;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Повествование.

Слайды.

§ 59, задание на карточках.

93

Развитие речи. Сочинение-описание предмета.

-уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль.

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Слайды.

Написать сочинение.

94

Анализ сочинений и работа над ошибками.

-совершенствовать орфографические, пунктуационные умения;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Слова из текста.

Задание по карточкам.

95

Контрольная работа за I полугодие.

-проверить степень усвоения знаний, полученных при изучении материала за I полугодие;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

96

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь;

-развивать мыслительную деятельность;

Слова из текста.

Задание на карточках.

97

98

Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

-повторить известные учащимся способы обозначения мягкости согласного, дополнить материал об использовании мягкого знака;

-формировать умения выбирать орфограмму для обозначение мягкости согласного;

-уметь выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме, проводить сопоставительный анализ звука и буквы;

Тоньше

Меньше

Раньше

Слайды.

§ 60, упр. 299.

Упр. 302.

99

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

-научить учащихся различать позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один или два звука;

-закрепить первоначальные умения фонетического разбора;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Ателье.

Кашне.

Партер.

Слайды.

Плакат.

§ 61, упр. 308.

100

Орфоэпия.

-познакомить учащихся с новым для них разделом науки о языке, правилами произношения слов;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Орфоэпия.

Слайды.

§ 62, составьте подборку слов «Произноси правильно».

101

Фонетический разбор слова.

-познакомить учащихся с порядком фонетического разбора слов, записью звукового состава слова;

-уметь выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения;

Кафе.

Термин.

Дельфин.

Слайды.

§ 63, упр. 313.

102

Развитие речи. Сочинение – описание предметов, изображённых на картине Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

-уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения;

-научиться видеть речевые недочёты и грамматические ошибки;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Композиция.

Колорит.

Презентация.

Написать черновик.

103

Анализ сочинения и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь и память учащихся;

Задание на карточках.

104

Обобщение изученного в разделе «Фонетика и графика».

-закрепление изученного о звуках и буквах русского языка;

-формирование навыков выбора орфограмм;

-развивать мыслительную деятельность;

-развивать связную речь учащихся;

Почерк.

Душистый.

Ароматный.

Слайды.

Стр. 131 – вопросы.

Упр. 315, 318 (устно)

105

Контрольный диктант по теме «Фонетика и графика»

-проверить степень усвоения знаний, полученных при изучении темы «Фонетика и графика»;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

106

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь;

-развивать мыслительную деятельность;

Слова из текста.

Задание на карточках.

Лексика. Культура речи. 14 ч. (9 + 5)

107

Слово и его лексическое значение. Грамматическое значение слова.

Словари.

-познакомить учащихся с новым понятием «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение», толковыми словарями и способами толкования слов;

-формировать умение различать лексическое и грамматическое значение;

-учить пользоваться толковым словарём;

-владеть основными способами объяснения лексического значения, определять значение слова с опорой на морфемное строение;

Лексика.

Лексикон.

Презентация.

§ 64, упр. 324.

Упр. 328.

108

Однозначные и многозначные слова.

-познакомить учащихся с понятиями  «однозначные» и «многозначные» слова;

-формировать умения различать  лексическое значение многозначных слов;

-находить необходимые сведения в толковом словаре;

-уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации;

-пользоваться толковым словарём, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

Однозначные слова.

Многозначные слова.

Презентация.

Плакат.

§ 65, упр. 336.

109

Прямое и переносное значение слова.

-познакомить учащихся с понятием «переносное значение слова», причиной переноса значения;

-формировать умение употреблять в речи слова в переносном значении;

-находить и определять роль олицетворения;

-уметь различать слова, употреблённые в прямом и переносном значении;

-находить и определять роль метафоры;

Метафора.

Олицетворение.

Необыкновенный.

Особенный.

Слайды.

§ 66, упр. 342.

110

Омонимы.

-познакомить учащихся с понятием «омонимы»;

-показать, чем отличаются омонимы от многозначных слов;

-находить в толковом словаре омонимы;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Омонимы.

Слайды.

§ 67, упр. 346.

111

112

Синонимы.

-познакомить учащихся с понятием «синонимы», их ролью в речи, стилистическими особенностями;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Синонимы.

Гиппопотам.

Слайды.

§ 68, упр. 356.

113

Развитие речи. Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь».

-уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения;

-знать, что такое пейзаж;

-научиться видеть речевые недочёты и грамматические ошибки;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Композиция.

Колорит.

Презентация.

Написать сочинение.

114

Анализ сочинений и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фиические, пунктуационные умения и навыки;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Задание в тетради.

115

Антонимы.

-познакомить учащихся с понятием «антонимы»,

-формировать умение подбирать антонимы и использовать их в речи;

-уметь пользоваться словарём антонимов;

-развивать связную речь учащихся;

Антонимы.

Слайды.

§ 69, упр. 362.

116

Развитие речи. Отзыв о сочинении товарища.

-научить составлять отзыв о сочинении товарища;

-развивать творческие способности учащихся;

Написать отзыв.

117

Повторение изученного по теме «Лексика».

-обобщить изученное о лексических единицах, совершенствовать навык их употребления в устной и письменной речи;

--уметь опознавать синонимы, омонимы, антонимы, употреблять их уместно в речи;

Презентация.

Стр. 149 – вопросы.

Упр. 366.

Доклад с презентацией.

118

Развитие речи. Роль деталей в описании предмета.

-показать роль деталей в описании предмета;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Слайды.

Задание на карточках.

119

Развитие речи. Подготовка к подробному изложению.

-уметь составлять план текста, находить слова, употреблённые в переносном значении;

-понимать, для какого стиля характерно употребление таких языковых средств;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Презентация.

Написать черновик изложения.

120

Развитие речи. Подробное изложение «Первый снег».

-создать собственное произведение на основе данного;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Написать изложение.

Морфемика. Орфография. Культура речи. 26 ч. (19 + 7)

121

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

-научить отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова;

-подбирать однокоренные слова с учётом лексического значения;

-уметь выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Морфемика.

Морфема.

Презентация.

Плакат.

§ 70, 71, упр. 370.

122

Окончание. Нулевое окончание.

-повторить изученное об окончании как значимой части слова, его лексической роли;

-формировать умение выделять окончания различных частей речи и основу, определять грамматическое значение;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать внимание и память учащихся;

Диван.

Балкон.

Кабинет.

Телефон.

Слайды.

§ 72, упр. 374.

123

Основа слова.

-знать определение основы слова;

-уметь выделять основу в слове;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Фиолетовый.

Лиловый.

Слайды.

§ 73, упр. 377.

124

Развитие речи. Сочинение в форме письма другу на предложенную тему.

-уметь создавать сочинение данного типа;

-создать речевое произведение в форме письма другу;

-развивать творческие способности учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Написать письмо другу.

125

Корень слова.

-закрепить умения находить корень, подбирать родственные слова для проверки орфограммы;

-способы образования однокоренных слов;

-находить, подбирать и образовывать однокоренные слова;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать память учащихся;

Молчаливый.

Боязливый.

Слайды.

§ 74, упр. 384.

126

Суффикс – значимая часть слова. Суффиксы имён существительных и прилагательных.

-познакомить учащихся с ролью суффикса в образовании новых слов; значением суффиксов имён существительных и прилагательных;

-закрепить навык выделения суффиксов, использования суффиксов в соответствии с их значением;

-уметь выделять суффиксы, образовывать новые слова с помощью известных суффиксов, объяснять особенности слов с эмоционально – оценочными суффиксами в художественных текстах;

Пианино.

Гитара.

Презентация.

§ 76, упр. 399.

127

Развитие речи. Рассуждение в повествовании. Устное сочинение – рассуждение.

-уметь создавать сочинение данного типа;

-знать, из каких структурных элементов оно состоит, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Слова для сочинения.

Написать сочинение.

128

Приставка.

-показать учащимся роль приставки в образовании новых слов;

-формировать умение выделять приставку, определять её значение;

-уметь выделять приставки в  словах, определять их значение, отличать приставку от предлога, безошибочно оформлять письменную речь;

Грамотный.

Презентация.

§ 77, упр. 405.

129

Чередование звуков.

-познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, правописанием морфем, на которых отразилось чередование;

-выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками;

-развивать связную речь учащихся;

Чередование.

Слайды.

Плакат.

§ 7, упр. 409.

130

Беглые гласные.

-познакомить учащихся с понятием «беглые гласные»;

-формировать умение разбора по составу слов с беглыми гласными;

-выделять части слов с беглыми гласными;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь;

-развивать внимание;

Ремень.

Чехол.

Слайды.

Плакат.

§ 79, упр. 413.

131

Варианты морфем.

-научить различать варианты морфем и одинаково звучащие морфемы;

-совершенствовать навык проверки гласных и согласных в корнях слов;

-развивать память учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Бродить.

Доска.

Слайды.

§ 80, упр. 415.

132

Развитие речи. Подготовка к изложению.

-уметь составлять план текста, находить слова, употреблённые в переносном значении;

-понимать, для какого стиля характерно употребление таких языковых средств;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Презентация.

Написать черновик изложения.

133

Развитие речи. Изложение с изменением лица рассказчика «Последний листок орешника».

-создать собственное произведение на основе данного;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-совершенствовать письменную речь;

Написать изложение.

134

Морфемный разбор слова.

-формировать навык выделения значимых частей слова;

-познакомить с порядком устного и письменного морфемного разбора;

-различать варианты морфем;

-соблюдать порядок морфемного разбора;

Плакат.

Слайды.

§ 81, упр. 417.

135

Правописание гласных и согласных в приставках.

-формировать умение выделять приставки, находить орфограмму в неизменяемых приставках, подбирать проверочные слова;

-уметь правильно писать неизменяемые приставки;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Рвать.

Плакат.

Слайды.

§ 82, упр. 422.

136

Буквы З – С на конце приставок.

-познакомить учащихся с особенностями правописания приставок, оканчивающихся на З – С;

-сформировать умение выбирать орфограмму – согласную;

-уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме;

-развивать память и внимание учащихся;

Безвкусный.

Рассвет.

Расцвет.

Расписание.

Презентация.

§ 83, упр. 429.

137

Развитие речи. Рассуждение.

-познакомить учащихся с типом речи – рассуждение;

-показать признаки рассуждения;

-развивать мыслительную деятельность;

-совершенствовать орфо-графическую зоркость;

Слайды.

§ 75, упр. 389.

138

Буквы О – А в корнях ЛАГ – ЛОЖ.

-познакомить учащихся с правилом написания гласных в корнях с чередованием;

-формировать умение выбора букв А – О в корнях ЛАГ – ЛОЖ;

-знать, от чего зависит выбор О – А в корнях ЛАГ – ЛОЖ;

-уметь применять правило в письменной речи, уметь находить орфограмму в морфеме;

Предложение.

Презентация.

§ 84, упр. 435, 436.

139

Буквы О – А в корнях РАСТ, РАЩ, РОС.

-познакомить учащихся с правилом написания гласных в корнях с чередованием;

-формировать умение отличать корни с чередованием и обосновывать выбор гласных А – О;

-уметь обосновывать выбор гласной буквы в данных корнях, находить орфограмму в корне;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Оружие.

Пополам.

Презентация.

§ 85, упр.440.

140

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

-повторить известные сведения о правописании букв О – Ё после шипящих под ударением;

-познакомить с правописанием слов иноязычного происхождения;

-находить орфограмму в морфеме, уметь обосновывать выбор О – Ё после шипящих в корне;

-развивать связную речь;

Шофёр.

Шоссе.

Шоколад.

Презентация.

§ 86, упр.445.

141

Буквы Ы – И после Ц.

-познакомить учащихся с правилом написания Ы, И после Ц в разных морфемах, графическим обозначением орфограммы;

-уметь обосновывать выбор, находить орфограммы в морфемах;

-совершенствовать орфо-графическую зоркость;

Цыплёнок.

Цыган.

Цыц.

Цыкать.

Цыпочки.

Презентация.

Плакат.

§ 87, упр. 449.

142

Обобщение изученного по теме «Морфемика».

-повторить изученный материал по разделу «Морфемика»;

-закрепить навык выбора орфограмм;

-совершенствовать орфо-графическую зоркость учащихся;

-развивать связную речь;

Богатый.

Обильный.

Щедрый.

Слайды.

Стр. 183 – вопросы.

Упр. 455.

143

Развитие речи. Сбор материала к сочинению по картине.

-уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения;

-знать, что такое пейзаж;

-научиться видеть речевые недочёты и грамматические ошибки;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Композиция.

Колорит.

Презентация.

Написать черновик сочинение.

144

Развитие речи. Сочинение по картине Кончаловского «Сирень».

-создать собственное произведение художественного стиля;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Слайды.

Написать сочинение.

145

Контрольный диктант по теме «Словообразование».

-проверить степень усвоения знаний, полученных при изучении темы «Словообразование»;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

146

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь;

-развивать мыслительную деятельность;

Слова из текста.

Задание на карточках.

Морфология. Орфография. Культура речи. 97 ч. ( 71 + 21)

147

Самостоятельные и служебные части речи.

-повторение изученного о самостоятельных и служебных частях речи, их синтаксической роли;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Морфология.

Презентация.

§ 88, упр.463.

Имя существительное 29 ч. ( 21 + 8)

148

149

Имя существительное как часть речи.

-повторение изученного о морфологических признаках имени существительного, его роли в предложении;

-научить опознавать существительное среди других частей речи;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Аршин.

Бакен.

Озимь.

Презентация.

§ 89, упр. 472.

Упр. 474.

150

Развитие речи. Сбор материала к сочинению по картине.

-уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения;

-научиться видеть речевые недочёты и грамматические ошибки;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Композиция.

Колорит.

Презентация.

Написать черновик.

151

Развитие речи. Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

-создавать собственный текст художественного стиля;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

План.

Опорные слова.

Переписать текст сочинения.

152

Анализ сочинений и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь и память учащихся;

Задание на карточках.

153

Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

-познакомить учащихся с делением существительных на одушевлённые и неодушевлённые;

-показать грамматические различия одушевлённых и неодушевлённых существительных;

-уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, находить приём олицетворения в художественных текстах;

Отечество

Отчизна

Родина

Презентация.

§ 91, упр. 481, 482.

154

155

Существительные собственные и нарицательные.

-познакомить учащихся с делением существительных на собственные и нарицательные, способами обозначения их в письменной речи;

-большая буква в названиях;

-кавычки в названиях;

-уметь правильно писать имена существительные собственные, различать существительные соб-ственные и нарицательные, учитывая значение слов;

Великая Отечественная война

Презентация.

§ 92, упр. 489, 495.

156

Развитие речи. Доказательства в рассуждении.

-строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезисы), цепь умозаключений, вытекающих одно из другого;

-доказательства и объяснения в рассуждении;

-уметь приводить аргументы и факты в качестве доказательства, вести доказательство «от обратного», использовать специальные слова для связи частей текста – рассуждения;

Тезис.

Слайды.

§ 90, упр. 475.

157

Развитие речи. Обучающее сочинение – рассуждение на предложенную тему.

-подготовить учащихся к созданию собственного речевого произведения художественного стиля;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Образцы.

Написать сочинение.

158

Морфологический разбор имени существительного.

-закрепить навык различения частей речи, познакомить с порядком разбора имени существительного;

-уметь правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе его как части речи;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-обогащать словарный запас учащихся;

Слайды

§ 93, упр. 499

159

Род имён существительных.

-закрепить навык определения рода имён существительных для согласования форм зависимых слов;

-знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов;

-уметь согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определён неверно;

Зал-зала-зало.

Презентация.

Плакат.

§ 94, упр. 503

160

Имена существительные, которые имеют форму только мн. числа.

-познакомить учащихся с новым материалом об именах существительных, которые имеют форму одного числа, их употребление в речи;

-уметь употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилага-тельными и глаголами прошедшего времени, соблюдать орфоэпические нормы;

Ворота

чернила

Презентация.

Плакат.

§ 95, упр. 511

161

Имена существительные, которые имеют форму только ед. числа.

-познакомить учащихся с новым материалом об именах существительных, которые имеют форму одного числа, их употребление в речи;

-уметь употреблять эти существительные в речи в сочетании с прилага-тельными и глаголами в прошедшем времени;

Каучук

Фарфор

Цемент

Плакат.

Слайды.

§ 96, упр. 516

162

Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению «Перо и чернильница».

-уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль.

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-сжато передавать текст;

Слайды.

Написать черновик изложения.

163

Развитие речи. Подробное изложение «Перо и чернильница».

-создать собственное речевое произведение художественного стиля;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Переписать изложение в тетрадь.

164

Три склонения существительных.

-закрепить навык определения склонения и падежа имён существительных, выбора орфограммы в окончании;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Склонение.

Презентация.

§ 97, упр. 518

165

166

Падежи имён существительных.

-повторение изученного о падежах имён существительных, выборе орфограммы в окончании;

-знать падежи и падежные вопросы;

-владеть способом действия при выборе орфограммы, безошибочно писать;

-развивать связную речь учащихся;

Падежи.

Презентация.

§ 98, упр. 524.

Упр. 529.

167

168

Гласные в падежных окончаниях существительных в ед. числе.

(1. Е – И в окончаниях существительных.

2. Существительные на –ия, -ие, -ий.)

-закрепить навык определения в окончании существительных;

-познакомить учащихся с особенностями склонения существительных, оканчивающихся на –ИЯ, -ИЙ, -ИЕ;

-владеть способом действия при выборе орфограммы;

-уметь применять правило при выборе орфограммы, безошибочно писать;

-развивать мыслительную  деятельность учащихся;

-развивать творческие способности учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Республика

Презентация.

§ 99, упр. 535.

Упр. 544.

169

Развитие речи. Сбор материала к подробному изложению с изменением лица рассказчика.

-уметь выделять в тексте главную и второстепенную информации, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух, на основе исходного текста писать сжатое изложение, сокращать текст, сохраняя основную мысль.

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-подробно пересказывать текст;

Слайды.

Написать черновик изложения.

170

Развитие речи. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

-создать собственное речевое произведение художественного стиля;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Переписать изложение в тетрадь.

171

Множественное число имён существительных.

-познакомить учащихся с особенностями образования и употребления форм именительного падежа и родительного падежа множественного числа существительных;

-знать особенности написания и употребления форм мн. числа имени существительного, уметь правильно писать и употреблять эти существительные;

Край

Слайды.

Плакат.

§ 100, упр. 550.

Упр.554.

172

173

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных.

-познакомить учащихся с правилом правописания гласных после шипящих и Ц в окончаниях существительных;

-разграничить с правилом выбора орфограммы в корнях слов;

-уметь применять правило, безошибочно писать;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Офицеры

Инженеры

Презентация.

Плакат.

§ 101, упр. 560.

Задание на карточках.

174

Обобщение изученного по теме «Имя существительное».

-повторение и систематизация изученного об имени существительном как о части речи и его правописании;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать речь учащихся;

Средства.

Добыча.

Партер.

Слайды.

Плакаты.

Стр. 223 – вопросы, упр. 562

175

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

-проверить степень усвоения знаний, полученных при изучении темы «Имя существительное»;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

176

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь;

-развивать мыслительную деятельность;

Слова из текста.

Задание на карточках.

Имя прилагательное 18 ч. (12 + 6)

177

178

Имя прилагательное как часть речи.

-повторить изученное о морфологических признаках имени прилагательного, его роли в речи;

-расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать речь учащихся;

Игра «Составь слово»

Презентация.

§ 102, упр. 571.

Упр.577.

179

Роль прилагательных в портретном описании.

-показать, какую роль играют прилагательные в портретном описании;

-развивать творческие способности учащихся;

Слайды.

Задание на карточках.

180

181

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

-повторить сведения о согласовании прилагательных с существительными;

-закрепить навык определения падежного окончания прилагательных;

-формировать умение определять падежное окончание прилагательного по вопросу от главного слова;

-знать о согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

-уметь правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы, заданные от определяемого слова;

Жёлтый

Золотой

Лимонный

Янтарный

Плакат.

Слайды.

§ 103, упр. 580.

Задание по карточкам.

182

Развитие речи. Описание животного.

-совершенствовать знания по типу речи – описание;

-познакомить учащихся с описанием животного;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Животное.

Презентация.

Написать черновик по плану.

183

Развитие речи. Подготовка к изложению – описанию животного.

-уметь писать изложение, пользуясь памяткой, уместно употреблять прилагательные, включать в повествование описание, определять стиль исходного текста и сохранять его при пересказывании, уметь озаглавливать текст;

-развивать навыки выразительного чтения;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать творческие способности учащихся;

-корректировать свои изложения;

Презентация.

Написать изложение.

184

Буквы О – Е в окончаниях имён прилагательных.

-формировать умение определять падежное окончание прилагательного по вопросу от главного слова;

-выбирать гласные О-Е после шипящих и Ц.

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать внимание и память учащихся;

Плакат.

Слайды.

§ 103, упр. 586.

185

Прилагательные полные и краткие.

-показать отличие кратких прилагательных, их роль в предложении, особенности образования и произношения;

-уметь отличать полные прилагательные от кратких, определять роль кратких прилагательных;

Презентация.

§ 105, упр. 592

186

187

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

-закрепить навык правописания кратких прилагательных с основой на шипящую;

-неупотребление Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую;

-уметь опознавать краткие прилагательные с основой на шипящую в тексте, соблюдать в практике письма данное правило;

Будьте внимательны.

Будьте здоровы.

Будьте любезны.

Слайды.

Плакат.

§ 105, упр. 596, 598.

188

Морфологический разбор имени прилагательного.

-познакомить учащихся с порядком морфологического разбора прилагательного;

-выработать умения разбора прилагательных различных форм;

-уметь выполнять разбор полного и краткого прилагательного;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Слайды.

Плакат.

§ 106, упр. 602.

189

Развитие речи. Сочинение – описание по картине А. Н. Комарова «Заяц на дереве».

-уметь формулировать тему, создавать свой текст по личным впечатлениям и по картине в соответствии с темой, последовательно излагать мысли, соблюдать абзацы, соизмерять части сочинения;

-научиться видеть речевые недочёты и грамматические ошибки;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Композиция.

Колорит.

Презентация.

Написать сочинение.

190

191

Обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

-закрепить изученное об имени прилагательном, правописании его форм;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Презентация.

Стр. 239 – вопросы, упр. 603.

192

Развитие речи. Сочинение – описание животного.

-уметь описывать внешний вид животного, его повадки, подбирать точное название для своей работы, выражать свое отношение к предмету описания, использовать языковые средства, характерные для языкового стиля;

-проводить словарно-лексическую и словарно-орфографическую работу;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать устную и письменную речь учащихся;

Слова для сочинения.

Презентация.

Написать сочинение.

193

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

-проверить степень усвоения знаний, полученных при изучении темы «Имя существительное»;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

194

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь;

-развивать мыслительную деятельность;

Слова из текста.

Задание на карточках.

Глагол 36 ч. (29 + 7)

195

196

Глагол как часть речи.

-повторить изученное о морфологических признаках глагола, его лексических возможностях и роли в речи;

-знать определение глагола, опознавать его в тексте;

-уметь использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов;

Презентация.

Плакат.

§ 107, упр. 609

Упр. 611.

197

198

НЕ с глаголами.

-повторить правило написания НЕ с глаголами;

-познакомить со слитным написание разных частей речи с НЕ;

-закрепить разграничение раздельного и слитного написания НЕ  с глаголами;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-развивать внимание;

Ненавидеть

Негодовать

Презентация.

Плакат.

§ 108, упр. 615.

Упр. 618.

Упр. 621.

199

Развитие речи. Рассказ.

-знать, как обычно начинается рассказ, как строится повествование, составлять рассказ;

-уметь использовать в рассказе диалог и прямую речь;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Презентация.

§ 109, упр. 623.

200

Развитие речи. Сочинение юмористического рассказа по сюжетным картинкам.

-знать, как обычно начинается рассказ, как строится повествование, составлять рассказ;

-уметь использовать в рассказе диалог и прямую речь;

-развивать творческие способности учащихся;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Слайды.

Написать сочинение.

20

Неопределённая форма глагола. Окончания глаголов в неопределённой форме.

-дать понятие о неопределённой форме как о начальной форме глагола, отличии неопределённой формы и личных форм;

-уметь различать неопределённую форму и личную форму глагола, правильно писать глаголы в неопределённой форме, употреблять в речи;

Жечь

Беречь

стеречь

Презентация.

§ 110, упр. 628.

Задание на карточках.

202

Ь на конце глаголов неопределённой формы.

-закрепить умение определять окончания глаголов в неопределённой и личной форме, употреблять в речи глаголы в инфинитиве;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-работа над выразительным чтением учащихся;

 

Презентация.

§ 110, упр. 632.

203

204

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

-закрепление навыка определения инфинитива и форм 3-го лица, произношения и написания глаголов на –ться, -тся.

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать связную речь учащихся;

Тренер

Тренироваться

Презентация.

§ 111, упр. 640.

Упр. 643.

205

Виды глагола.

-познакомить учащихся с понятием «вид» - морфологическим признаком глагола – и способом определения совершенного и несовершенного вида;

-знать, что глаголы различаются по видам, по вопроса и значениям, владеть способом действия по распознаванию вида глагола;

Презентация.

Плакат.

§ 112, упр. 647.

206

Видовые пары.

-формировать умение распознавать виды глагола, образовывать видовые пары;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Слайды.

§ 112, упр. Выписать из словаря глаголы, образ. видовые пары.

207

Буквы Е – И в корнях с чередованием.

-познакомить учащихся с правилами выбора гласной в корнях с чередованием, способом определения орфограммы в корне;

-знать виды чередований, условия выбора Е – И в корнях;

-уметь применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Замереть

Замирать

Презентация.

§ 113, упр. 655.

 

208

Буквы Е – И в корнях с чередованием.

-закрепить умение определять орфограмму – гласную в корнях с чередованием;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Словарный диктант.

Задание на карточках.

209

Развитие речи. Невыдуманный рассказ о себе.

-уметь использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой;

-повторить особенности рассказа;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Презентация.

Написать сочинение.

210

Время глагола.

-углубить изученное о временных формах глагола, их употребление в речи;

-образование временных форм от глаголов совершенного несовершенного вида;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать память и внимание учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Презентация.

§ 115, упр. 661.

211

212

Прошедшее время.

-углубить изученный материал о способе образования, изменении глаголов прошедшего времени, правописании гласных перед суффиксом – Л -, орфоэпических нормах;

-уметь распознавать глаголы прошедшего времени, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным ср. р. и собирательным сущ.

Понимал – понял – поняла.

Слайды.

Плакат.

§ 116, упр. 665.

Задание на карточках.

213

Настоящее время.

-углубить изучены материал о грамматическом значении глаголов настоящего времени, их употреблении в речи;

-образование глаголов настоящего времени;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

ЗвонИть – звонИт.

Презентация.

§ 117, упр. 670.

214

Контрольный диктант за год.

-проверить степень усвоения знаний, полученных при изучении тем за учебный год;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

215

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь;

-развивать мыслительную деятельность;

Слова из текста.

Задание на карточках.

216

217

Будущее время. Будущее простое и будущее сложное время.

-познакомить учащихся со способами образования форм будущего времени,

-углубить изученный материал об использовании их в речи;

-уметь образовывать простую и сложную форму будущего времени, употреблять их в речи;

Стадион

Арена

Спартакиада

Презентация.

§ 618, упр. 676, задание на карточках.

218

Спряжение глагола.

-закрепить изученный материал о спряжении глаголов, правописании личных окончаний;

-способ определения спряжения глагола;

-уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом;

-развивать внимание и память учащихся;

Облегчит

Углубит

Упростит

Презентация.

§ 119, упр. 677.

219

220

Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием.

-закрепить умения определять I, II спряжение глагола по инфинитиву;

-правописание безударных личных окончаний глагола;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Вагон

Платформа

Канал

Презентация.

Плакат.

§ 120, упр.686.

Упр. 692.

Упр. 697

221

Морфологический разбор глагола.

-познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола, последовательностью анализа частей речи;

-развивать связную речь учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Плакат.

Памятка.

§ 121, упр. 698.

622

623

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.

-повторить правописание глаголов 2-го лица единственного числа,

-формировать умение употреблять глаголы этой формы для обозначения действия с обобщённым значением;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-работа над выразительным чтением;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать память и внимание;

Фотоаппарат

Бинокль

Презентация.

Плакат.

§ 122, упр. 704, задание в тетрадях.

624

625

Употребление времён

-закрепить изученное о способах образования, правописании временных форм глагола, стилистических возможностях;

-развивать творческие способности учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Презентация.

§ 123, упр. 706

626

Развитие речи. Спортивный репортаж по серии рисунков.

-уметь использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой;

-повторить особенности рассказа;

-развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Презентация.

Написать сочинение.

227

228

Обобщение изученного по теме «Глагол».

-обобщение, систематизация изученного, закрепление правописания глагольных форм;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать внимание и память;

Слайды.

Плакаты.

Стр. 280 – вопросы, упр. 715.

229

Контрольный диктант по теме «Глагол».

-проверить степень усвоения знаний, полученных при изучении темы «Глагол»;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

230

Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками.

-совершенствовать орфогра-фические, пунктуационные и речевые умения;

-развивать связную речь;

-развивать мыслительную деятельность;

Слова из текста.

Задание на карточках.

Повторение и систематизация изученного 8 ч.

231

Разделы науки о языке.

-подготовить учащихся к самостоятельным ответам о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке;

-знать основные понятия лингвистики;

-уметь определять изученные части речи;

Презентация.

§ 124, упр. 722.

232

Части речи.

-обосновывать правильность выбора частей речи, использовать существительные, глаголы, прилагательные в речи;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-обогащать словарный запас учащихся;

Расторопный

Проворный

Прыткий

Презентация.

§ 124, упр. 728.

233

Орфограммы в приставках и корнях слов.

-подготовка учащихся к самостоятельным ответам о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке;

-развивать связную речь учащихся;

-работа над выразительным чтением;

Презентация.

§ 125, упр. 737.

234

Орфограммы в окончаниях слов.

-систематизация изученного о правописание окончаний разных частей речи;

-опознавать части речи, находить изученные орфограммы в окончаниях, применять правила на письме;

Презентация.

§ 126, упр. 741.

235

Употребление Ь и Ъ знаков. Раздельные написания.

-повторить правописание разделительных Ь и Ъ;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

Презентация.

§ 127, упр. 745.

237

Знаки препинания в простом предложении.

-систематизация изученного о простом предложении и постановке знаков препинания;

-обогащать словарный запас учащихся;

-развивать внимание;

Презентация.

§ 128, упр. 749.

238

Знаки препинания в сложном предложении.

-систематизация изученного о сложном предложении и постановке знаков препинания;

-развивать мыслительную деятельность учащихся;

-развивать память;

Презентация.

§ 128, упр. 751.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5класса (календарно-тематическое планирование)

Календарно-тематическое планирование для 5 классаУчебники: Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кул...

Русский язык 6 класс (204 часа) Тематическое планирование

Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса к учебнику под ред. М. Т. Баранова, Л. Т. Григорян....

Литература 5 класс (136 часов) Тематическое планирование

Тематическое планирование для 5 класса к учебнику под ред. В. Я. Коровиной...

Русский язык 5 класс (136 часов) Тематическое планирование

Данное тематическое планирование составлено к учебнику "Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида". Авторы:Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская...

Литература 6 класс (136 часов) Тематическое планирование

Тематическое планирование к учебнику "Литература 6 класс" под ред. Коровиной....

Русский язык 8 класс (136 часов) Тематическое планирование

Тематическое  планирование для учебника "Русский язык. 8 класс" для специальных (коррекционых) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской....

Чтение 8 класс (68 часов) Тематическое планирование

Данное тематическое планирование к учебнику "Чтение. 8 класс" для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред. З. Ф. Малышевой...