«И всё-таки узнают голос мой…»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Жизнь и творчество А. Ахматовой (вводный урок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_vsyo-taki_uznayut_golos_moy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Рязанцева Ирина Валериевна,

учитель русского языка и литературы

высшая квалификационная категория

МКОУ СОШ № 4 г.Куйбышев НСО

«И всё-таки узнают голос мой…»

 Жизнь и творчество  А.Ахматовой

  1. Орг. момент
  2. Повторение

Литературная разминка (по 2 вопроса на группу). Заполнение чайнворда  на доске, выявление ключевого слова урока

  1. Религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции, которое не принимало капиталистический путь, как путь бездуховного прагматизма. БОГОИСКАТЕЛЬСТВО
  2. Лирический жанр, небольшое произведение, написанное в стихотворной форме. СТИХОТВОРЕНИЕ
  3. Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через многозначное иносказание. СИМВОЛИЗМ
  4. Род литературы, отражающий переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями. ЛИРИКА
  5. Авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала 20 века, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. ФУТУРИЗМ
  6. Поэзия, задавшая песенный настрой. В центре творчества был рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье.  НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ
  7. Вымышленное имя и фамилия, которые заменяют подлинные в печати или на сцене.  ПСЕВДОНИМ
  8. Модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.  АКМЕИЗМ       

Ключевое слово: АХМАТОВА      

  1. Новая тема

 а) Слово учителя, беседа

  Имя  этой поэтессы вы слышали, когда мы говорили о поэзии Серебряного века. Вместе со своими современниками: Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским, Цветаевой – Ахматова значительно расширила границы и возможности поэтической речи

- Вспомните, к какому поэтическому течению принадлежала Ахматова А.А., кто был её единомышленником?

Акмеизм, литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама,  Анну Ахматову, генетически был связан с символизмом, но противостоял его крайностям. Акмеисты  пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова.

   Действительно, русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей , одна из которых  А.А. Ахматова. О ней и пойдёт разговор на нашем уроке.

Звучит «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Сен-Санс

                                            (читает учитель)

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины жёлто-красной,

Слагаю я весёлые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

          Какие ассоциации возникали у вас, когда я читала стихотворение. Человек, с каким характером, внутренним миром его написал.

б ) Ассоциации учащихся (сентиментальная, талантливая, грустная, великая) (по 1 ассоциации от группы учащиеся размещают рядом с портретом Ахматовой)

     Именной такой вы её себе представили, слушая строки стихотворения.

Но это только наши чувства, эмоции и ощущения, которые родились благодаря музыке, атмосфере урока и, конечно, ахматовским строкам.  Но мало чувствовать, важно ещё и знать! Так кто же она – А.А. Ахматова? Что же позволило ей стать в один ряд  с крупнейшими лириками 20 века: Блоком, Есениным, Маяковским,  Гумилёвым, Пастернаком? А помогут ответить на эти вопросы наши

*Представление творческих групп : журналисты, исследователи, читатели, артисты. Журналисты после урока выпускают газету, ведут видеозапись

      в )  Жизнь и творчество Ахматовой (театрализация + видеомонтаж)

СЛОВО АРТИСТАМ:

Женя:  Вы слышали? Ахматова  исключена из Союза писателей!

Оля:   Правильно, она давно исписались.

Дима:  А в войну она из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о     наших воинах не написала.

Женя:  Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства. В колхозах  работы невпроворот, а она про любовь…

Наташа:  Правильно. Правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая…

Дима:  Да странная какая-то фамилия.

Оля: Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова –      фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.

Наташа:  Да что она вообще собой представляет!?

Женя: Видел как-то: вся в чёрном, туфли столетней давности, но держится, я вам   скажу…

Дима: Я давно за ней наблюдаю: очень стройная, патрицианский профиль...

Наташа: Да что вы все: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще?

Учитель: Внимание на экран.

ВИДИОМОНТАЖ  ОБ АХМАТОВОЙ

артисты продолжают диалог

Женя: Простите, все спорят-спорят о чём-то, а я так и не пойму, какой же была   Ахматова?

Дима: А что вас интересует: внешность или стих?

Женя: Всё. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной.

Оля: Она была поэтом.

Композиция: ученицы по очереди встают  из-за столика, читая стихи М.Цветаевой, подходят к портрету Ахматовой, кладут красную розу

Оля:  О,  муза плача, прекраснейшая из муз!

            О ты, шальное исчадие ночи белой!

           Ты чёрную насылаешь метель на Русь.

           И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

           И мы шарахаемся, и глухое: ох!-

           Стотысячное тебе присягает, Анна

           Ахматова!  Это имя огромный вздох,

          И в глубь он падает, которая безымянна.

Оксана: Мы коронованы тем, что одну с тобой

                Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

               И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

              Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

Наташа: В певучем граде моём купола горят,

                И спаса светлого славит слепец бродячий..

                -и я дарю тебе свой колокольный град,

                Ахматова! – и сердце своё в придачу.

 г )  Материалы исследователей (см. Приложение1)

     Уже простое перечисление событий тогдашней жизни Ахматовой А.А. показывают, насколько активны и насыщены были её дни, какие незаурядные люди её окружали. Ребята 2-ой группы изучали выдержки из материалов исследователей, посвящённых жизни  и творчеству Ахматовой А., им слово.

-Чуковский Корней Иванович (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков). Русский писатель, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.  

    -Кузмин Михаил Алексеевич. В начале литературного пути примыкал к  символистам, затем к акмеистам.

-Франсуа Мориак – один из крупнейших писателей Франции середины 20 столетия

  1. Творчество поэта А.Ахматовой

    Ахматова была всегда горделиво прекрасна. Говорят, что даже  мёртвая она вызывала чувство преклонения.  Главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям,  к близким. Она умела не только сама глубоко любить, но и выразить  это чувство в стихах.

Звучат стихи в исполнении учащихся (группа читателей)

  1. Продолжение цепочки ассоциаций

      Теперь мы не только чувствуем, но и знаем. Пусть не всё, но книга  судьбы Ахматовой открыта и лежит перед нами. Вернёмся к началу урока и дополним «ромашку» жизни Ахматовой. Теперь какая она, Анна Андреевна,  в вашем  сознании.

Ассоциации учащихся (добавляют по1 понятию от группы) гордая, сильная, мудрая, лучезарная

  1. Вывод

   Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилёва. Поэт был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору, расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой. У Анны Андреевны остался сын Лев. Его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, всё-таки выжил. Горе матери было беспредельно. И гнев матери беспределен. Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретают эпический характер в «Реквиеме» (с которым будем знакомиться на следующих уроках).

а) Вопрос для всех групп.

    Можно ли сказать, что Ахматова начала свой творческий путь как  поэтесса, а закончила его как поэт?

Можно, ибо прошла большой и трудный творческий  и жизненный путь (от юной красавицы, благополучной, преуспевающей, модной поэтессы- через революцию, войну, утрату близких, обвинение в антисоветской, идеологически вредной направленности, осознание социальной отверженности – к одиночеству, нищете, внешней безвестности;

От интимной, женской, популярной поэзии – к поэзии эпической, всенародной, хот и запрещённой.

б) Слово учителя.

    Говоря об этой поэтессе, нельзя не выделить особо такую черту её творчества, как гражданственность и патриотизм. Эти высокие понятия, безусловно, относятся к Ахматовой. Если человек, находящийся под ударом собственной утраты, боли, не окунается в личное горе, а разделяет его с судьбами народа, то у этого человека огромное сердце. Поэтому её творчество всегда будет живым, жгущим сердца людей. Поскольку цены на совесть, честь, благородство, правду во все времена должны быть неприкосновенны.

Звучит музыка (читает учитель)

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне

Согласье на это даю торжественно.

Но только с условием – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня.

А здесь, где стоялая триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем. Что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание чёрных Марусь.

Забыть, как постылая хлопала дверь,

И выла старуха, как раненый зверь,

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слёзы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

    С творчеством поэта А.Ахматовой мы будем знакомиться подробней на следующих уроках. У нас будет время прикоснуться к творчеству великого поэта. «Прочитать» её судьбу в её стихах.

  1. Творческое задание (если осталось время) (Приложение 2)
  2. Домашнее задание

Стихотворение (любое) наизусть.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1(Материалы исследователей)

  1. Чуковский Корней Иванович (настоящее имя Николай Васильевич Корнейчуков). Русский писатель, критик, детский поэт, литературовед, переводчик.  

 А.А. Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная. То были годы первых её стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в её глазах, и в осанке, и в её общении с людьми наметилась одна главная черта её личности: величавость. Не спесивость, не надменность, а именно величавость. У неё был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нелюбимой, нежеланной, отверженной. У Ахматовой редкостный дар беллетриста. Её стихи не только песни, но и повести. Трагическая её биография не могла не найти отражения в лирике.

  1. Кузмин Михаил Алексеевич. В начале литературного пути примыкал к  символистам, затем к акмеистам.

А.Ахматова обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто она точно и определённо упоминает какой-нибудь предмет (перчатку на столе, облако), казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, но именно от этого упоминания более ощутимый укол, более сладостный яд мы чувствуем.

  1. Франсуа Мориак – один из крупнейших писателей Франции середины 20 столетия

Юная, лучезарная женщина. Неведомая нам при жизни, она была, и отныне мы знаем это, одним из великих поэтов советской России, но любим мы её за иное: суть в том, что это хрупкое создание взвалило на себя нескончаемую муку своего народа. Я знаю, что любая поэзия непереводима. Но здесь само страдание русской женщины, русской матери – сочится, а затем и струится сквозь непонятные слова.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Творческое задание)

      Встреча с творческим человеком рождает желание самому приобщиться к творчеству.

Конечно, на соперничество с великими мы не претендуем, напротив, мы только поклоняемся и пытаемся подражать

(Для всех групп раздаются карточки, в каждой строчке только последние слова)

Жарко веет ветер душный,

Солнце руки обожгло.

Надо мною свод воздушный,

Словно синее стекло;

…………………………………

Пруд лениво серебрится,

Жизнь по-новому легка

Кто сегодня мне приснится

В пёстрой сетке гамака?

Вспомните детскую игру «Буриме». Сочините два четверостишия по последним строчкам. А потом мы сравним,  что у нас получилась и перо мастера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению 5 класс " Что мы узнали о жизни на Земле?"

Цель урока: Обобщить знания учащихся об одноклеточных и многоклеточных организмах, их строении, жизнедеятельности, совместном существовании в природном сообществе. Продолжить формирование у...

Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"

Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Певческий голос и некоторые проблемы постановки голоса

Данные рекомендации посвящены методам использования физиологически обоснованных защитных механизмов голосовых связок в вокальной технике. В настоящее время эти вопросы являются очень животрепещу...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

Детский голос. Профилактика и охрана детского голоса.

Свойства нормального певческого звука, рабочий диапозон детского голоса. Профилактика и охрана детского голоса....