Что за прелесть эти сказки!
презентация по литературе по теме

В русской и мировой литературе есть огромное количество прекрасных сказок и стихов для маленьких детей: народные сказки, сказки К. Чуковского, Ш. Перро, братьев Гримм и много-много других гениальных творений, составляющих золотой фонд литературы. Но особенно значимы и интересны сказки А. С. Пушкина. Они позволяют приобщить ребенка к мировой культуре, помогают в осмыслении себя и окружающего мира. Эти произведения являются сокровищницей не только речи и языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений и ценностей.

Презентация  разработана для воспитанников старшей и подготовительной группы, но может быть использована для учащихся начальной школы при изучении творчества А. С. Пушкина. Данный материал можно использовать в совместной деятельности после ознакомления со сказками А. С. Пушкина, так и на любом занятии по теме «Сказки А. С. Пушкина». Презентация помогает воспитателю заинтересовать детей творчеством поэта, а наглядный характер подачи материала способствует лучшему усвоению содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_za_prelest_eti_skazki.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

Цель:  Повторить и закрепить у воспитанников знания по  содержанию сказок А.С. Пушкина в игровой форме.

Задачи:

Образовательная задача: Развивать интерес к художественной литературе, обобщить представление о сказках Пушкина.

Развивающая задача: Развивать связную речь. Вызвать интерес к творчеству писателя, расширить словарный запас, развивать воображение, любознательность, память.

Воспитательная задача: Воспитывать уважение к предметам устного народного творчества, предметам старины.

Предварительная работа: Чтение сказок, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, прослушивание сказок, музыкальных произведений.

Реализация Федеральных государственных требований: интеграция полученных знаний, умений ребенка через образовательные области: «Чтение художественной литературы», «Коммуникации», «Познание», «Социализации», «Физической культуре», «Здоровье», использование игровой технологии, ИКТ.

Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А. Васильевой.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Вступительная часть

Ведущий: Мы сегодня с вами совершим интересное и увлекательное путешествие по сказкам этого замечательного писателя. Кто это? (слайд 2).

(слайд 3)

 Сказки – один из любимых жанров А.С.Пушкина. Настоящим кладом была для А.С.Пушкина каждая его сказка. Именно со «Сказок» А.С.Пушкина, где место действия которых всегда Деревянная Русь, с ее рубленными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей. Именно с них начинается путешествие в страну сказок.

(слайд 4) 6 июня исполнилось 213 лет со дня рождения А. С. Пушкина (слайд 5) Интерес к народному творчеству у Пушкина возник с детства. Ему в этом помогали бабушка и няня.

(слайд 6)

Эта чудесная русская женщина, Арина Родионовна – известна любому читателю. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену,  а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, «наперсница волшебной старины». Она знала великое множество  русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от нее он услышал много сказок. Возможна, одна из них натолкнула его на создание известных нам.

(слайд 7) Не умолчу о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, молитвой духов уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под оде яло

Не чувствуя ни ног, ни головы.

(слайд 8) А. С. Пушкин создал свой мир сказок. «Что за прелесть эти сказки!» - сказал однажды сам Пушкин.

Давайте и мы с вами еще раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.

Основная часть

Кот Ученый (появляется из-за декораций): Мурр-мяу. Здравствуйте ребята! Вы узнали меня? Кто я? Пришел к вам я не один. Со мной герои ваших любимых сказок. А вы знаете,  в какой стране я живу? (Лукоморье) (слайд 9)

 А сколько героев живут вместе со мной? (10 Леший, Русалка, Баба Яга, 30 витязей с ними Дядька морской, королевич, царь, колдун и богатырь, царевна, волк, Кощей.) (слайд 10) Шел я по сказочному царству и заметил, что нерадивые ребятишки раскидали книжки со сказками. Без вашей помощи мне не обойтись. Помогите назвать сказки Пушкина.

(слайд 11) А теперь назовите героев сказок по иллюстрациям.

Мурр-мяу. Молодцы ребята. Сказка продолжается, новый гость появляется.

(Появляется Старик с неводом)

Старик: Здравствуйте, милостивые государи. Меня ли вы узнали?

Кот Ученый: Да. Это ты дед во сто шуб одет, кто тебя раздевает, тот слезы проливает.

Старик: Дети, прав ли кот? Из какой я сказки? А теперь посмотрю - сильны ли вы в математике (слайд 12) Сколько раз я закидывал невод? (слайд13) Сколько желаний было у моей старухи? Назови их по порядку.

Молодцы ребята! Сам бы я никак не вспомнил!

Кот Ученый: Ох, старый, довела тебя твоя старуха! Пройди-ка, посиди  у нас на скамеечке.

(Кот провожает старика на скамеечку под зеленым дубом)

Кот Ученый: Ребята посмотрите, кто к нам еще идет!

(Выходит Звездочет)

Звездочет: Приветствую вас, о, друзья мои! Вы,  наверное,  меня не узнали? Из какой я сказки?

У меня для вас есть тоже свои вопросы:

(слайд 14) Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

(слайд 15) Что кричал петушок, предупреждая об опасности?

Звездочет: Умненькие детки! А можно мне с вами остаться?

(Кот провожает Звездочета на скамеечку под дубом)

Кот Ученый: Вот еще к нам старушка пожаловала, а в руке у нее такое яблочко спелое, наливное. А я так есть хочу! Ребята, может попросить мне у старушки яблочка (ответ детей)?

Старуха: Все знают эти глупые детишки! Ладно, я сегодня не буду никому делать зла. А буду с вами в загадки играть.

(слайд 16)

К кому, и в какой последовательности обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту?

 (слайд 17) Закончи стихотворные строчки, и вместе  впишем пропущенные слова в кроссворд 

Старуха: А детки - то какие славные. Можно я останусь с вами, посижу вон под тем дубом.

(Кот провожает старуху)

Кот Ученый: Ребята, я предлагаю вам посмотреть на иллюстрацию и догадаться,  какую физминутку мы с вами будем выполнять (слайд18).

Физминутка.  

Дружно встали - раз, два, три.

Мы теперь богатыри         

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.      

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Кот Ученый: Молодцы! Какие  не только умненькие детки, да еще и зарядку как хорошо выполняли. А я вот сейчас посмотрю, как вы сможете узнать музыкальные загадки.

 Стихи Пушкина очень музыкальны и по ним написаны не только картины, поставлены спектакли и сняты мультфильмы, русские композиторы написали оперы. Послушайте фрагмент одной из них. 

 (слайд19) Звучит отрывок из оперы Римского-Корсакова «Полет шмеля»

Кот Ученый: Мурр-мяу! Правильно, верно угадали. (Достает из корзины шмеля.)

          Тут он очень уменьшился,

          Шмелем князь оборотился,

          Полетел и зажужжал;

          Судно на море догнал,

          Потихоньку опустился

          На корму - и в щель забился,

(слайд 20)  Звучит «Марш Черномора» из оперы  М. Глинки «Руслан и Людмила».

-Что напомнил вам данный музыкальный фрагмент?

-Знаете ли вы автора оперы, из которой взят этот фрагмент?

-Может кто-то вспомнит, как называется опера?

Кот Ученый: Вот какие молодцы! А эти вопросы,  вы ни за что не отгадаете: Какую песню пела белочка из сказки «О царе Салтане…»?

(слайд 21)Как Пушкин описал Белочку? Расскажите:

         Белка там живет ручная,

         Да затейница какая!

          Белка песенки поет

          Да орешки все грызет,

          А орешки не простые,

          Все скорлупки золотые,

          Ядра - чистый изумруд;

          Вот что чудом-то зовут...

          Князь для белочки потом

          Выстроил хрустальный дом.

          Караул к нему приставил

          И притом дьяка заставил

          Строгий счет орехам весть:

          Князю прибыль - белке честь..

(Выходит Белка)

Белка: Здравствуйте дети! Князь Гвидон письмо прислал

            В нем вопросов много

            Все они мудреные

            Умные, хваленые.

(слайд 22) Распределите в порядке появления героев нашей сказки: 33 богатыря, царевна Лебедь, белочка

(слайд 23)

 А эту девушку вы узнали? Назовите, кто и какая сказка изображена на картине М. Врубеля

А еще я приготовила для вас «Волшебные  известия», 

 в которых вы угадаете «Сказочные объявления» (слайд 24) А раз они сказочные, то вы должны сказать, из какой сказки они могли  появиться.

                                                                           

 Объявление 1

Торговая фирма «Корабельщики» предлагает различные товары:                                                      

                         «Мы торгуем …  «Соболями,

                         Черно-бурыми лисами.

                         … торговали мы конями

                          Все донскими жеребцами.

                         … торговали мы булатом,        

                          Чистым серебром и златом…»,- и все по доступным ценам.

 В фирме  «Корабельщики»  ждут вас!»

                           Откуда эти слова?  («Сказка о царе Салтане, о сыне его    

                                    славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче

                                    и о прекрасной царевне лебеди)».           

Объявление 2

            Тем, кто интересуется жилплощадью!

Недорого    сдается   на   лето    горница.   В горнице   имеются:

                           « Лавки,  крытые ковром,

                               Под святыми стол дубовый,

                               Печь с лежанкой израсцовой».

                               Как вы думаете, где это место?  («Сказка о мертвой

                                                                                           царевне и семи богатырях»).

 Объявление 3

           Работник предлагает свои услуги:

                              …Лошадь запряжет, полосу вспашет.

                              «  Работает за семерых;

                                  Печь затопит, все заготовит, закупит,

                                  Яичко испечет да и сам облупит.

                              …Кашу заварит, нянчится с дитятей».

 Объявление  4

                                 « Нужен мне работник:

                                 Повар, конюх, плотник.

                                 А где найти мне такого

                                 Служителя не слишком дорогого?»

                                    Из какой сказки эти слова?

                                                    («Сказка о попе и работнике его  Балде»).

(слайд 25) В какой последовательности проходили соревнования между Балдой и чертенком?

Кот Ученый: Дорогие родители! Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы мне на них отвечайте по одному, желательно фразами из текста. Сейчас мы и проверим знаете ли Вы сказки А.С.Пушкина?

(слайд 26) Вопросы викторины для родителей:

1) Сколько лет жил старик со своей старухой у самого синего моря? (ровно тридцать лет и три года)                                                                                                                                                                 2) С какой скоростью рос царевич в  бочке? (не по дням, а по часам)                                                       3) Кто и в какой сказке говорит такие слова: «Да, такая есть девица, но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь» (Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане»)                                                                                                                                                          4) Кто построил хрустальный дом для белочки? (князь Гвидон)

5) За какую плату нанял поп на работу Балду? («В год по три щелчка тебе по лбу»)                                                                                                                                               6) Как называлось то место, где сидел золотой петушок, охраняя границы? (спица)                                                                                                                                  7) «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Кем они приходятся друг другу? (сестры)                                                                                                                                                                 8) Как звали жениха царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Королевич Елисей)                                                                                                                                   9) Какими словами встречала Царевна-Лебедь князя Гвидона у моря? («Здравствуй, князь ты мой прекрасный!                                                                               Что ты тих, как день ненастный?                                                                                                                             Опечалился чему?»)                                                                                                                10) Как назывался остров, куда выбросило на берег бочку с царицей молодой и ее сыном? (Остров Буян) 

Кот Ученый: А родители то тоже хорошо помнят сказки писателя. Самое удивительное, что сказки не забываются, не успевают нам наскучить, их постоянно хочется перечитывать.

Сказа учит нас добру,

Учит быть нас всех мудрее,

Там добро накажет зло,

Кто добрее, тот сильнее.

Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в сказочном мире.

И последнее: (слайд 27)соотнести героев сказки с их сказкой.

Заключительная часть

Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время длится
Были вы, друзья отважны,
Не боялись злых героев
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова возвратиться
В этом вам поможет книга!
Стоит в руки ее взять,
И любимые герои с вами встретятся опять!
 (слайд28)

Подведение итогов. Рефлексия

Продолжите моё предложение:

- На занятии мне было интересно когда,…

- Сегодня я узнал, что …

- Мне было трудно когда,  …

- А сейчас я предлагаю вам собрать оброк. У каждого из вас на столе лежит золотая монета, если на уроке вам было интересно, со всеми заданиями вы справились, то отдайте монету Коту Ученому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.«Что за прелесть, эти сказки!»...

"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)

Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....

Что за прелесть эти сказки!(По сказкам А.С.Пушкина)

Викторина по сказкам А.С.Пушкина...

Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!". 5 класс

Конспект урока, приложение, презентация, бланк ответов для команд, бланк ответов для жюри, музыка из к/ф "Руслан и Людмила" композитор Т. Хренников....

Проект «Что за прелесть эти сказки!» (сказки Ш.Перро)

Для усиления коррекционно-формирующего аспекта воспитательно-образовательной работы с детьми , имеющим общее недоразвитие речи, разработан образовательный проект «Любимые сказки Шарля Перро». Проект о...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....