Календарно-тематическое планирование по литературе. 11 класс. Профиль.
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Галина Золтановна Кибец

 КТП по литературе  предназначено  для  организации  работы  в  профильном  классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura__11__profil.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа  по  литературе  (профильный  уровень)

        

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

170 часов

Введение

Русская литература в контексте мировой художест венной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская лите ратура; литература, официально не признанная вла стью; литература Русского зарубежья. Различное и об щее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и пробле мы. Проблема нравственного выбора человека и проб лема ответственности. Тема исторической памяти, на ционального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобра зие реализма в русской литературе начала XX века. Че ловек и эпоха — основная проблема искусства. Направ ления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искус ства. Реализм и модернизм, разнообразие литератур ных стилей, школ, групп.

 

Писатели-реалисты начала XX века

         Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество, (Об зор.)

Стихотворения "Крещенская ночь», «Собака», "Оди ночество" (возможен выбор трех других стихотворений).

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изыскан ность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике

Бунина.

Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник» ". Своеобразие лирического повествова ния в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчай шим социально-философским обобщениям в рассказе "Господин из Сан-Франциско". Психологизм бунинской прозы и особенности " внешней изобразительности". Те ма любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской про зе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление пред ставлений).

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Повести "Поединок", "Олеся", рассказ "Гранато вый браслет" (одно из произведений по выбору). По этическое изображение природы в повести  "Олеся", богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и ре альная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести  "Поединок". Смысл названия пове сти. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любов ной темы в повестях "Олеся", "Поединок". Любовь как высшая ценность мира в рассказе "Гранатовый брас лет". Трагическая история любви Желткова и пробужде ние души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символиче ское звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской пси хологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

         Теория литературы. Сюжет и фабула эпическо го произведения (углубление представлений).

Леонид  Николаевич Андреев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказ  «Иуда  Искариот».  Психологически  сложный,  противоречивый  образ  иуды.  Любовь,  ненависть и предательство.  Трагизм  одиночества человека среди  людей.  Традиции Достоевского  в  прозе  Андреева.

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Рассказы  «Челкаш», "Старуха Изергиль". Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького Народнопоэтические истоки романтической прозы писателя. Проб лема героя в рассказах Горького. Смысл противопо ставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа "Старуха Изергиль".

"На  дне". Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разоб щения людей. Проблема мнимого и реального преодо ления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. "Три правды" в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в челове ка (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сцениче ская судьба пьесы.

        Литературный  портретный  очерк  как  жанр.  Публицистика.  «Мои  интервью»,  «Заметки  о  мещанстве»  «Разрушение  личности».

Теория литературы. Социально-философская дра ма как жанр драматургии (начальные представления).

                                        Серебряный век русской поэзии

Символизм

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

"Старшие символисты": Н. Минский, Д. Мережков ский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, ф. Соло губ.

"Младосимволисты": А. Белый, А. Блок, Вяч. Ива нов.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.

Стихотворения: "Творчество", «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — ур банизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте Стихотворении (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: "Будем  как солнце",    "Только любовь",   "Семицветник"  как выразительница "говора стихий". Цветопись  и  звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому  фольклору  ("Злые  чары",   "Жар-птица").   Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Сти хотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся).  Роман  «Петербург» (обзорное  изучение  с  чтением  фрагментов).  Влияние философии Вл. Соловьева на миро воззрение А. Белого Ликующее мироощущение (сбор ник "Золото в лазури"). Резкая смена ощущения мира художником (сборник "Пепел". Философские раздумья поэта (сборник "Урна").

Акмеизм

Программные  статьи  и  «манифесты»  акмеизма. Статья  Н.Гумилева "Наследие символизма и акме изма" как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творче ства   Н.Гумилева. С. Городецкого, А Ахматовой, О. Ман дельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.

Стихотворения: «Жираф». «Озеро Чад», "Ста рый Конквистадор", цикл «Капитаны "Волшебная скрипка», "Заблудившийся трамвай" (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман тический герой лирики Гумилева. Яркость, празднич ность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности суще ствования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию 20 века.

Футуризм

Западноевропейский  и  русский  футуризм. Футуризм  в  Европе. Манифесты футуризма. Отрицание литературных тра диций, абсолютизация самоценного, "самовитого" слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофуту ристы (Игорь Северянин и др.). кубофутуристы (В. Мая ковский. Д, Бур люк, В. Хлебников, Вас. Каменский), "Центрифуга" (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.) Западно европейский и русский футуризм. Преодоление футуриз ма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев),

Стихотворения из сборников. "Громокипящий ку бок".  "Ананасы в шампанском", "Романтические розы",  " Медальоны" (три стихотворения по выбору учи теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора кап сущность поэтического творчест ва. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и иро ния поэта.

Теория литературы. Символизм Акмеизм. Фу туризм (начальные представления).

Изобразительно-выразительные средства художест венной литературы: тропы, синтаксические фигуры, зву копись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творче ство. (Обзор.)

Стихотворения: «Незнакомка». «Россия», "Ночь, улица, фонарь, аптека...", "В ресторане",  (из цикла "На поле Куликовом»). "На железной дороге" (указанные произведения обязательны для изучения).

"Вхожу Я в темные храмы... ", "Фабрика", "Когда вы стоите на  моем пути".  (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, фило софии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: "Стихи о Прекрасной Даме" Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы "страшного ми ра", идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле "На поле Куликовом" и  в  стихотворении  «Скифы».  Поэт и ре волюция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, слож ность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочета емого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность фина ла. Неутихающая полемика вокруг поэмы Влияние Бло ка на русскую поэзию XX века.

         Теория литературы. Лирический цикл (стихо творений). Верлибр (Свободный стих). Авторская пози ция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Рождество избы», "Вы обещали нам сады.. ",  «Я посвященный от народа...». (Возмо жен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской  поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцо ва. Никитина, Майкова. Мея и др. Интерес к художест венному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестъянских поэ тов с пролетарской поэзией. Художественные и идей но-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчест во. (Обзор).

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», "Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», "Спит ко выль. Равнина дорогая...", " Шаганэ ты моя, Шаганэ!.. ", "Не жалею, не зову, не плачу...». "Русь советская", "Сорокоуст" (указанные произведения обязательны для изучения).

"Я покинул родимый дом... ", "Собаке Качалова", "Клен ты мой опавший, клен заледенелый... ". (Воз можен выбор трех других стихотворений.)

Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есе нина. россия, Русь как главная тема всего его твор чества. Идея "узловой завязи" природы и человека. Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Пе сенная основа его поэтики. Традиции Пушнина и Коль цова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в  лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий род ным и любимым людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенин ской лирики. Трагическое восприятие революционной  ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкин ские мотивы в развитии темы быстротечности человече ского бытия. Поэтика есенинского цикла ("Персидские мотивы").

Поэма  «Анна  Снегина».  Лирическое  и  эпическое  в  поэме:  война  и  революция, родина  и  любовь,  судьбы  близких  людей  и  судьба  России.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотвор ный цикл (углубление понятия), биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века

Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).

Общая характеристика литературного процесса. Лите ратурные объединения ("Пролеткульт", «Кузница», ЛЕФ, "Перевал",   "конструктивисты", ОБЭРИУ, "Серапионовы братья" и др.)

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (Д. Блок. 3.Гиппиус. А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Ме режковский, Д. Ахматова, М. Цветаева. О. Мандель штам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения ("Конармия" И. Бабеля, "Россия, кровью умытая" А. Веселого, "Разгром" А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных со бытий прозаиками старшего поколения ("Плачи"  А. Ре мизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых" И, Шмелева). Поиски нового героя эпохи ("Голый год"  Б.Пильняка, "Ветер" Б.Лавре нева, «Чапаев» Д. Фурманова).

Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко, "Дюжина ножей в спину революции ", Тэффи  "Ностальгия").

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский, Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: "А вы могли бы?","Послушайте! ", "Скрипка и немножко нервно". "Лиличка!»,"Юбилейное", "Прозаседавшиеся  (указанные  произведения являются обязательными для изучения).

" Разговор с фининспектором о поэзии", "Сергею Есенину", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви", «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и ре волюция Пафос революционного переустройства мирз Космическая масштабность образов.

Поэтическое нова торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие лю бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-но ватора.

Поэма  «Облако  в штанах».  Мотивы  трагического  одиночества,  бунтарства.  Четыре  «долой»  как  сюжетно  композиционная основа  поэмы.  Темы  любви  и  искусства  в  поэме.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто летия.

Теория литературы. Футуризм (развитие пред ставлений). Тоническое стихосложение (углубление по нятия). Развитие представлений о рифме: рифма со ставная (каламбурная), рифма ассонансная.

Исаак  Эммануилович  Бабель.  Жизнь  и  творчество (обзор).

Рассказы из  сборника «Конармия».  «Мой  первый  гусь»,  «Соль».

Изображение  событий  гражданской войны. Психология  человека  на  войне. Отношение  к  жизни  и  смерти,  к  личному  достоинству  других.  Противоречивость  характеров  героев  книги.

        

Евгений Иванович  Замятин.  Жизнь  и  творчество (обзор).

«Мы» - роман – антиутопия.   Извращение,  доведение  до  абсурда  идей  мечтателей-утопистов.  Проблематика,  система  образов, особенности  композиции  романа,  центральный  конфликт  произведения.  Своеобразие  повествования.  Значение  любовной  темы  в  романе.  Смысл  финала  произведения.  Роман "Мы"  в  ряду  антиутопий  20  века.

Литература 30-х годов XX века (Обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в  30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве Д. Ахматовой, М Цветаевой, Б. Пас тернака, О. Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П., Васильева, М. Исаковского, А. Про кофьева, Я. Смелякова. Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А.Твардовского, И. Сельвинского.

Тема русской истории в литературе 30-х годов А. Толстой, '"Петр Первый". Ю. Тынянов. "Смерть Вазир-Мухтара", поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

 

  Литература  "потерянного  поколения"  как  явление  культуры  20  века (обзор)

Судьба  и  творчество  Э.М. Ремарка.  Романы  «На западном  фронте  без  перемен», «Три товарища».

Эпический  театр  Б.Брехта.  Антивоенная  драма  «Мамаша  Кураж  и  её  дети».Творчество  Эрнеста  Хемингуэя. Роман  «Прощай,  оружие!»

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчест во. (Обзор.)

Романы "Белая гвардия",   «Мастер и Маргарита» (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа "Белая гвардия". Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического простран ства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпи ческая широта изображенной панорамы и лиризм раз мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

Историй создания и публикации романа "Мастер и Маргарита".  Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость по вествования: от символического (библейского или ми фологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. "Мастер и Маргарита" — апо логия творчества и идеальной любви в атмосфере отчая ния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (И.-В. Ге те,   Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов рома на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчест во. (Обзор.)

Повесть "Котлован". Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аске тичного бытия, благородства детей. Утопические идея "общей жизни" как основа сюжета повести. Философская многозначность названия понести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин),

         Теория литературы. Индивидуальный стиль пи сатели (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна  Андреевна  Ахматова.  Жизнь  и  творчество.(Обзор.)

Стихотворения:    "Песня    последней    встречи… ", "Сжала руки под темной вуалью...". «Мне ни к чему одические рати...», "Мне голос был. Он звал утешно... ". "Родная земля" (указанные произведения обя зательны для изучения).

"Я научилась просто, мудро жить", "Примор ский сонет". (Возможен выбор двух других стихотво рений.) Искренность интонаций и глубокий психоло гизм Ахметовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахма товой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музы кальность стиха. Слиянность темы России и собст венной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорб ного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанр  литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творче ство. (Обзор.)

Стихотворения:   "Бессонница. Го мер. Тугие паруса... ",  "За гремучую доблесть гря дущих веков", "Я  вернулся в мой город, знакомый до слез" (указанные произведения обязательны для изучения).

 " Айя-София",  "Мы живем, под собою не чуя страны... ". (Возможен выбор двух других сти хотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Сло во, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философич ность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообра зие. Поэт и " век- волкодав". Поэзии Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы риф мовки (закрепление понятий),

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество (Обзор.)

Стихотворения: "Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ("Имя твое — птица в руке"), "Кто создан из камня, кто создан из глины... "   «Тоска по родине! Давно...* (указанные произ ведения обязательны для изучения).

«Попытка ревности», "Стихи о Москве", "Стихи к Пушкину". (Возможен выбор двух-трех других стихо творений.)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Иск ренность лирического монолога-исповеди. Тема творче ства, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины, фольклорные истоки поэтики Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяе мая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой на, вынужденная эмиграции, тоска по Родине). Этиче ский максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мир  обывате лей, "читателей газет". Образы Пушкина, Блока, Ахма товой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия). Фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Н.А.Заболоцкий.  Жизнь  и  творчество.

        Стихотворения:  «Ночной  сад»,  «Метаморфозы»,  «Некрасивая  девочка». Необычность  первой  книги  поэта  «Столбцы».  Человек  и  природа  в  лирике  Заболоцкого

Владимир  Владимирович  Набоков.  Жизнь  и  творчество  (обзор).

Роман  «Машенька».  Тема  России  в  творчестве  Набокова.  Проблематика  и  система  образов  в  романе.  Описание  эмигрантской  среды  и  воспоминания  героя  о прошлом,  юности.  Образ  Машеньки.  Смысл  финала  романа.

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творче ство. Личность. (Обзор.)

"Тихий Дон" — роман-эпопея о всенародной трагедии. Истории создания шолохов ского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семьи Мелеховых. Жизненный уклад, быт, систе ма нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного челове ка. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении, Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение вы соких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М.  А. Шолохова. Художествен ное своеобразие шолоховского романа. Художествен ное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепле ние понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и нова торство в художественном творчестве (развитие пред ставлений).

Литература периода  Великой Отечественной войны

(Обзор)

      Литература "предгрозья":  два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг,  переживание потерь и разлук, надежда и вера}. Лирика А.Ахматовой, Б. Пастернака, Н.Тихонова,   М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова,         О.Берггольц,  Дм. Кедрина  и др..  Песни А. Фатьянова;  поэмы  "Зоя"  М. Алигер,   "Февральский дневник"  О.Берггольц, "Пулковский меридиан" В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание вы соких патриотических чувств с глубоко личными, интим ными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лириче ской и  эпической поэзии,  обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.

Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по вести А. Толстого. М. Шолохова, К. Паустовского. А. Платонова, В. Гроссмана и др.

 Глубочайшие нравственнее конфликты, особое на пряжение в противоборстве характеров, чувств, убеж дений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца "Дракон".

Значение литературы периода Великой Отечествен ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй по ловины XX века.

Литература 50—90-х годов  XX  века

(Обзор)

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г Баранова, в, Не красова. К. Воробьева. В, Быкова, Б, Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода "оттепели". (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский. А. Возне сенский,   Е. Евтушенко  и др.).   Особенности  языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. По эзия,  развивающаяся в русле традиций русской клас сики:   В. Соколов,   В. Федоров.   И. Рубцов,   А. Пра солов,    

Н.Глазков,     С. Наровчатов,    Д. Самойлов Л. Мартынов, Е. Винокуров. С. Старшинов,  Ю. Дру нина, Б. Слуцкий,

С. Орлов и др.

 "Городская" проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Три фонов, В, Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьян ства;  глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина В. Белова. В. Астафьева, Б.  Можаева,  Ф. Абрамова

 В. Шукшина, В. Крупина.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина  "Пять вечеров".   А. Арбузова ("Иркут ская история".   "Жестокие игры»". В. Розова ("В доб рый час! ", "Гнездо глухаря"), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске». "Старший сын") и др.

Литература  Русского  зарубежья.   Возвращенные  в отечественную    литературу    имена    и    произведения (В. Набоков, В.Ходасевич   Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев. М. Длданов, М. Осоргин,  И. Елагин)  

Многообразие оценок литературного процесса в  критике  и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; мелодическое богатство, современная ритмика и инструмен товка). Песенное творчество А. Галича., Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.)

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете... ","Памяти матери ", "Я знаю, никакой моей вины... " (указанные произведения обязательны для изучения).

"В тот день, когда закончилась война... ", "Дро бится разный цоколь монумента", "Памяти Гага рина". (Возможен выбор двух-трех других стихотворе ний.)

Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX ве ка. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувст во сопричастности к судьбе страны, утверждение высо ких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность испо ведальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия) Гражданственность поэ зии (развитие представлений). Элегия как жанр лириче ской поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчест во. (Обзор.)

Стихотворения; «Февраль. Достать чернил и плакать!..». "Определение поэзии», "Во всем мне хо чется дойти... ", "Гамлет", "Зимняя ночь" (указанные произведения обязательны для изучения),

"Марбург",  «Лето», «Быть знаменитым некрасиво...».(Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление по стичь мир, "дойти до самой сути" явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пас тернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастер нак-переводчик.  

Роман '" Доктор Живаго" (обзорное изучение с ана лизом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лириче ского начал. Образы - символы и сквозные мотивы в ро мане. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в   романе.

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго, и его органическая связь с проблематикой и поэтикой ро мана. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творче ство. Личность. (Обзор)

Повесть "Один день Ивана Денисовича" (только для школ с русским (родным) языком обучения). Свое образие раскрытия "лагерной" темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема рус ского национального характера в контексте трагической эпохи.

  Рассказ  «Матрёнин  двор».  Жизненная  основа  сюжета и  характеров  рассказа.  Реальный  прототип  главной  героини.  Образ  Матрёны  как  характерное  воплощение  народного  типа,  крестьянской  судьбы.  Глубинный смысл  первоначального названия  рассказа  «Не  стоит  село  без  праведника».

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество (Обзор.)

Рассказы "На представку", "Сентенция". (Возмо жен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т Шаламова. Жизненная достовер ность, почти документальность "колымских рассказов" и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследо вание человеческой природы "в крайне важном, не опи санном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности". Ха рактер повествования. Образ повествователя. Новатор ство Шаламова- прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление по нятия). Психологизм художественной литературы (раз витие представлений). Традиции и новаторство в худо жественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. Жизнь  и  творчество.

"Видения на холме", "Русский огонек". "Звезда полей", «В горнице» (или другие  стихотворения  по  выбору).

Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драма тизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа Традиции Тютчева. Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Виктор Петрович Астафьев.  Жизнь  и  творчество.

 "Царь-рыба", "Пе чальный детектив". (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе "Царь-рыба". Утрата нравственных ориентиров — глав ная проблема в романе "Печальный детектив".

Валентин Григорьевич Распутин. Жизнь  и  творчество.

 "Последний срок", "Прощание с Матерой", «Живи и помни». (Од но произведение по выбору.) Тема "отцов и детей" в по вести «Последний срок». Народ, его история, его земли в повести -Прощание с Матерой».

Нравственное величие русской женщины, ее самоот верженность. Связь основных тем повести "Живи и помни традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Жизнь  и  творчество.

 Стихотворения: «Осенний крик ястреба», "На смерть Жукова", Со нет ("Как жаль, что тем, чем стало для меня... "). (Возможен выбор трех других стихотворений)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского.  Естественность и органичность сочетания в ней культурно - исторических, философских, литера турно-поэтических и автобиографических пластов, реа лий. Ассоциаций, сливающихся в единый, живой потоп непринужденной речи, откристаллизовавшейся в вирту озно организованную стихотворную форму- (В.А.Зай цев), Традиции русской классической поэзии в творче стве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия)

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.

 Стихотворения: "До свидания, мальчики", "Ты течешь,  как река".  "Странное название...", "Когда мне  невмочь пересилить беду". (Возможен выбор дру гих стихотворений)

Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия "оттепели" и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, Об разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бар дов.

Теория литературы. Литературная песня. Ро манс. Бардовская песня (развитие представлений).

Юрий Валентинович Трифонов. Жизнь  и  творчество.

Повесть "Обмен". Городская  проза и повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы че ловека перед лицом обстоятельств. Смысловая много значность названия повести. Тонкий психологизм писа теля. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.

Теория литературы. Психологизм художест венной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление поня тия).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса "Ути ная охота". (Возможен выбор другого драматического произведения.)

Проблематика, основной конфликт и система обра зов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологиче ская раздвоенность в характере героя Смысл финала пьесы.

Из литературы народов россии

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. (Обзор.)

Стихотворения: "Подует ветер — все больше ли стьев...", "Тоска", "Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду.. ", "Птиц выпускаю". (Возможен выбор дру гих стихотворений.)

Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движе ния жизни, непреходящих нравственных ценностей в ли рике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленные в песнях и сказаниях. Беспамятство — самый тяжкий грех, как для отдельного чело века, так и дпр всего человечества Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.

Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин. Д. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С, Каледин. В. Пелевин, Т. Тол стая. Л. Петрушевская. В. Токарева. Ю., Поляков и др.

Поэзия   Б. Ахмадулина,  А. Вознесенский,  Е. Ев тушенко,    Ю. Друнина.    Л. Васильева     Ю. Мориц, Н. Тряпкин. А. Кушнер. О. Чухонцев,  Б. Чичибабин Ю., Кузнецов.  И. Шкляревский,  О. Фокина,    Ц.Пригов. Т. Кибиров, И. Жданов. О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы

Джордж  Бернард  Шоу.   "Дом,    где  разбиваются   сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)

"Дом, где разбиваются сердца". Влияние А. П. Чехо ва на драматургию Д. Б. Шоу.  "Английская фантазия на русские темы". Мастерство писателя в создании инди видуальных характеров. Труд как созидательная и очи щающая сила.

"Пигмалион". Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала лич ности и его реализации. Характеры главных героев пье сы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Теория литературы. Парадокс как художест венный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение "Любовная" песнь Дж. Альфреда Пруфрока . Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начав шейся Первой мировой войной. Иронии автора. Паро дийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира. Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов "И восходит солн це", "Прощай, оружие''

Повесть "Старик и море" как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — ста рика Сантьяго. Единение человека и природы. Самооб ладание и сила духа героя повести ("Человека можно уничтожить, но его нельзя победить").

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорно изучение романа.) Э.М.Ремарк как наиболее яркий представитель "потерянного поколения". Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психо логический подтекст).

Теория  литературы.  Внутренний монолог (закрепление понятия).

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

          Рабочая  программа  по  литературе для  11 «Б»  класса  составлена  на  основе «Программы  для  общеобразовательных учреждений (Профильный    уровень)»    В.Я.Коровиной. (М.:  Просвещение, 2009)     и  рассчитана  на  170  часов  в  год.

Рабочая   программа  составлена  в связи с отсутствием  в   авторской  программе указания  количества  часов  на  изучение учебного  материала  по  разделам  и  темам.

                     

Цели  и  задачи  обучения  литературе  в  11  классе:

- систематизировать  и  обобщить  знания  по  литературе;

- приобщить  к истории  отечественной  и  зарубежной литературы;

- расширение  представлений  об  основных  литературоведческих   понятиях;

- овладение  методами    и  способами  анализа  эпического, лирического, драматического  произведения;

- формирование  у учащихся осмысленного восприятия  текста  художественного  произведения,  критической статьи;

- формирование  навыка  конструирования  текста  на  основе  прочитанного.

 

Требования  к подготовке  учащихся  по  предмету.

Учащиеся  должны:

- владеть  системой  теоретических  понятий литературы (тропы, стилистические  фигуры);

- уметь   анализировать художественное  произведение  в  контексте    представленной  эпохи  и  современности;

-  знать  основные  направления  (течения)  русской    и  зарубежной  литературы;

- владеть  умениями  и навыками самостоятельной  интерпретации эпического,  лирического,  драматического  текстов.

Устно: выразительное чтение текста нового произведения в объеме изучаемого курса литера туры, комментированное чтение,

Устный пересказ всех видов — подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с мак симальным  использованием   художественных особенностей   изучаемого   текста} — главы,   нескольких  глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.

Подготовка характеристики героя или героев (инди видуальная, групповая, сравнительная) крупных художе ственных произведений, изучаемых по программе старших классов.

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений.

Анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произве дение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу акте ра, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.

Подготовка сообщения, доклада, лекции на литера турные и свободные темы, связанные с изучаемыми ху дожественными произведениями.

Свободное владение монологической и диалогиче ской речью (в процессе монолога, диалога, беседы, ин тервью, доклада, сообщении, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).

Умение  использовать словари различных типов (орфогра фические, орфоэпические, мифологические, энциклопе дические ц др.), каталоги школьных, районных и город ских библиотек.

Письменно: составление планов, тезисов, рефе ратов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

Создание сочинений проблемного характера, рас суждений, всех видов характеристик героев изучаемых

произведений.

Создание оригинальных произведений (рассказа, сти хотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эс се, очерка — на выбор). Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном ве чере.

Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника- иллюстратора.

 

                             Список  рекомендуемой учебно-методической  литературы.

В.И.КОРОВИН.   ЛИТЕРАТУРА. 11  КЛАСС: УЧЕБНИК   В  2-Х  ЧАСТЯХ. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,  2009.

Н.В.БЕЛЯЕВА. «ЧИТАЕМ,  ДУМАЕМ, СПОРИМ…»  11  КЛАСС. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,  2008,  2009.

ПОСОБИЯ  ПО  ПОДГОТОВКЕ  К  ЕГЭ  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ.

СЛОВАРЬ  ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ  ТЕРМИНОВ.  М.,  ПРОСВЕЩЕНИЕ  2003.

        

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая  программа

1.

  ВВЕДЕНИЕ

 1

2.

ЛИТЕРАТУРА  НАЧАЛА  20    ВЕКА.

1

3.

ПИСАТЕЛИ-РЕАЛИСТЫ НАЧАЛА 20 ВЕКА.

24+1

4.

СЕРЕБРЯНЫЙ   ВЕК  РУССКОЙ  ПОЭЗИИ.

19

4.1

СИМВОЛИЗМ.

7

4.2

АКМЕИЗМ.

3

4.3.

ФУТУРИЗМ

9

5.

НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ  ПОЭЗИЯ.(ОБЗОР)

10

6.

ЛИТЕРАТУРА  20-Х ГОДОВ  XX   века

16

7.

ЛИТЕРАТУРА  30-Х ГОДОВ.(ОБЗОР)

5

8.

ЛИТЕРАТУРА «ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ» КАК   ЯВЛЕНИЕ  КУЛЬТУРЫ XX   века

30+4

10.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЫ (ОБЗОР).

5

11.

ЛИТЕРАТУРА  50-90 -х ГОДОВ  XX   века.(ОБЗОР)

32

12.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ  РОССИИ

1+2

13.

ЛИТЕРАТУРА КОНЦА  XX НАЧАЛА XXI  ВЕКА

2

14.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ.

16

170

170

   Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

 

 

Обсуждено                                                  Согласовано                                         УТВЕРЖДЕНО

на  заседании  МО                                    заместитель директора                решением  педсовета  протокол  №______

протокол  №___  от_______2010г.             ________  2010  г.                     от  _________________  20______ года

руководитель  МО                                  

_________/Л.В.Кругликова/.              ____________ /И.В.Костина/.            председатель  педсовета

                                                                               _______________/Е.Ф.Смирнова/.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По                                                      литературе______

                                                            (указать предмет, курс, модуль)

Класс                                           11 а, б  (профильный  уровень)

Учитель                                        Г.З.Кибец_______

 

 

Программа разработана на основе   авторской  программы  для  общеобразовательных учреждений по

литературе под редакцией В.Я. Коровиной 5 – 11 кл. (профильный  уровень)  ( Москва, «Просвещение», 2009)  

 (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Положение о Дне Здоровья "Осенние забавы"(1-11классы)

               Программа Дня Здоровья «Осенние забавы»:10.00     Общее построение;10.05    Получение задания для...

Итоговый тест для 11класса

Для проверки базовых знаний по информатике и ИКТ с элементами  программирования на Паскале...

Рабочая программа 10-11класс. Разработана на основе авторской программы: География: программа: 6-11классы общеобразовательных учреждений / Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Бахчиевой О.А., Таможней Е.А.; издательство «Вентана-Граф», 2010 г.

Рабочая программа по географии 10-11 класс. Разработана на основе авторской программы: География: программы: 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Бах...

Рабочая программа элективного предмета "Решение задач части С" в 11классе физико-математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Решение задач части С" для 11 класса...