Поэтический вечер" Целый мир от красоты"
классный час по литературе (9 класс) на тему

Агишева Ирина Львовна

Поэтический вечер, посвященный творчеству русского поэта А.А. Фета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon celyy_mir_ot_krasoty.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Целый мир от красоты”

Поэтический вечер А.А.Фета.

Звучит романс А.Фета “На заре ты ее не буди”…

1. Биография поэта – его творчество. Судьбы поэтов во многом схожи. Поэзия для них не профессия, не будничное дело, а потребность выразить в слове свои сокровенные мысли о “вечных поблемах” человеческого бытия. Постараемся и мы сегодня прислушаться к прекрасным строкам фетовской поэзии.

2. А.А.Фету от Соловьева. 19 октября 1884 г.

     Перелетев на крыльях лебединых

     Двойную грань пространства и веков,

     Подслушал ты на царственных вершинах

     Живую песнь умолкнувших певцов.

“Дорогой и многоуважаемый Афанасий Афанасьевич! Приветствуют Вас звезд золотые ресницы, и месяц, плывущий по лазурной пустыне, и плачущие степные травы, и розы весенние и осенние; приветствуют Вас густой развесистый лес, и блеском вечерним овеянные горы, и милое окно над снежным каштаном. Приветствуют Вас все крылатые звуки и лучезарные образы между небом и землею. Кланяется Вам также и меньшая братия: слепой жук, и вечерние мошки, и кричащий коростель, и молчаливая жаба, вышедшая на дорогу. А наконец, приветствую Вас и я… И хоть не над прудом, а над целым океаном человеческой бессмыслицы приходится плакать, но есть и утешение, пока над этим мутным потоком недвижимо стоит светлая радуга чистой поэзии. Обнимаю Вас мысленно в надежде на скорое свидание”.

1. “ Дорогой и бесконечно любезный Афанасий Афанасьевич! На крыльях души ежедневно летаю к Вам в Воробьевку”.

Что же влекло в Воробьевку не только философа Соловьева, но и критика Николая Страхова, Льва Николаевича Толстого? Что значило это местечко на Курской земле для волшебника слова Афанасия Афанасьевича Фета?

2. Деревню Воробьевка Фет купил в 1877 году. Николай Страхов, частый гость Воробьевки, писал об усадьбе: “Деревня Воробьевка стоит на левом берегу реки, а господская усадьба – на правом берегу, очень высоком: каменный дом окружен парком на 18-ти десятинах, состоящем из вековых дубов. Множество соловьев, грачи и цапли, гнездящиеся в саду, цветники, разбитые по скату к реке, фонтан…красота, тишина, поэтическая тайна”.

1.Старики рассказывали о неутомимости и фантазии хозяина поместья. Часто видели Фета с ружьем, верхом на коне. В сентябрьские дни уезжал стрелять вальшнепов, которых водилось в его имении видимо-невидимо… Старый заросший пруд…Поэт столько сил отдавал ему: чистил, по берегам сажал деревья, разводил рыбу. Афанасий Афанасьевич помогал крестьянам, построил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты. Даже старый, немощный поэт писал о розах, о звездах, о юности.

3. За вздохом утренним мороза,

    Румянец уст приотворя,

    Как странно улыбнулась роза

    В день быстролетный сентября!

    Перед порхающей синицей

    В давно безлиственных кустах

    Как дерзко выступать царицей

    С приветом вешним на устах.

    Расцвесть в надежде неуклонной –

    С холодной разлучась грядой,

    Прильнуть последней, опьяненной

    К груди хозяйки молодой.

2. Афанасий Афанасьевич любил красоту: музыку, цветы, красивых людей. И когда он встречался с талантом, с вдохновением, то был счастлив. “Эдемские вечера” – самые прекрасные мгновенья в судьбе Фета.

 Татьяна Андреевна Кузьминская, сестра жены Льва Толстого Софьи Андреевны рассказывала, как однажды, в 1864 году, она гостила у друга Льва Николаевича Толстого Дмитрия Алексеевича Дьякова: “ Хозяин был любитель музыки в особенности, и сам немного умел петь. По воскресеньям собирались к обеду соседи. Так было и вэтот день. Приехали Феты, Соловьевы, отец и сын, гостила Мария Николаевна Толстая с двумя дочерьми… Я пела… Мне было немного страшно начать пение при таком обществе, меня смущала мысль, что Фет так много слышал настоящего хорошего пения, что меня он будет критиковать. А я была очень самолюбива к своему пению. Я чувствовала, как понемногу голос мой крепнет, делается звучнее, как я овладела им.

 3   Окна в зале были отворены, и соловьи под самыми окнами в саду, залитым лунным светом, перекрикивали меня… Это было так странно, как их громкие трели мешались с моим голосом. Когда я спела, Фет подошел ко мне и сказал: “Когда Вы поете, слова летят на крыльях”. Мария Николаевна сказала: “Вот увидите, что этот вечер не пройдет даром голубчику Фету. Он что-нибудь да напишет в эту ночь”. Она была права. На другое утро, когда все сидели за чайным столом, в залу вошел Фет. Поздоровавшись со всеми, он подошел ко мне, положил небольшой листок бумаги с написанными стихами….и сказал: “В память вчерашнего Эдемского вечера!” Это было стихотворение “Сияла ночь. Луной был полон сад…”

4. Сияла ночь. Луной был полон сад.

                                                     Лежали

  Лучи у наших ног в гостиной без

                                                     огней,

  Рояль был весь раскрыт, и струны в

                                            нем дрожали,

   Как и сердца у нас за песнею твоей.

  Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

  Что ты одна – любовь, что нет

                                         любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не

                                                     роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над

                                                    тобой.

И много лет прошло, томительных и

                                                   скучных,

И вот в тиши ночной твой голос

                                          слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих

                                               звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты

                                          одна – любовь.

Что нет обид судьбы и сердца

                                          жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие

                                                   звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над

                                                      тобой.

1. Фета называют певцом красоты. И это действительно так. Красота дивила поэта, она молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохновения. Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья. Пародисты, критики издевались над стихами Фета “Шепот, робкое дыханье…”, переставляя строки, доказывая этим, что его можно читать с начала до конца, с середины и даже с конца, но все равно не добраться до смысла. Но знаменитое “безглагольное” стихотворение совершенно по форме и содержанию. Постепенно из звуков, дыхания ночи, отблесков ручья возникает “милое лицо” в его “волшебных волнениях-изменениях”.

5. Шепот, робкое дыханье,

    Трели соловья.

    Серебро и колыханье

    Сонного ручья.

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца.

    Ряд волшебных изменений

    Милого лица.

    В дымных тучках пурпур розы,

    Отблеск янтаря,

    И лобзание, и слезы,

    И заря, заря!

2. Распахнутое красоте сердце поэта рождало одну за другой весенние мелодии. Радостный блеск солнечного утра, трепет молодой жизни, влюбленная душа, жаждущая счастья, - всем этим наполнены стихи истинного лирика.

6. Я пришел к тебе с приветом

    Рассказать, что солнце встало,

    Что оно горячим светом

    По листам затрепетало;

    Рассказать, что лес проснулся,

    Весь проснулся, веткой каждой,

    Каждой птицей встрепенулся

    И весенней полон жаждой;

    Рассказать, что с той же страстью,

    Как вчера, пришел я снова,

    Что душа все так же счастью

    И тебе служить готова;

    Рассказать, что отовсюду

    На меня весельем веет,

    Что не знаю сам, что буду

     Петь – но только песня зреет.

1. Критик Василий Боткин писал: “Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!” Профессор Московского университета Петр Кудрявцев, давний поклонник поэта, отмечал неподдельный талант Фета: “Мне кажется, что миллионы людей благодарны Афанасию Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, красоту жизни и любви”.

2. Один из ближайших друзей Фета Яков Полонский писал другу 25 октября 1870 года по поводу его стихотворения “Упреком, жалостью внушенным…”:

“ Что ты за существо – не постигаю…Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому не видимый человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный. Ты состарился, а он молод!..все отрицаешь, а он верит!

1. Но не все современники относились к Фету хорошо. В 60-е годы от Фета отвернулись Некрасов, Чернышевский, Тургенев. Они ценили в поэзии прежде всего способность откликаться на больные вопросы времени, по-некраовски: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!”

В 1861 году об этом пишет Федор Михайлович Достоевский. Он рисует Лиссабон 18 века. На город обрушилось страшное стихийное бедствие. После землетрясения половина жителей гибнет, город лежит в руинах, все потрясены случившимся – а в свежем номере газеты на первой полосе за подписью лучшего поэта появляется стихотворение “Шепот, робкое дыханье…” Как бы отнеслись к этому горожане? “Да они бы, - предполагает Достоевский – казнили бы этого поэта на площади.” Но продолжает: “Стихотворение может быть великолепным по своему художественному совершенству. Поэта б казнили, а через 30-50 лет поставили б ему памятник…”

2. Молодой Чехов называл его стихи “пленительными”, Салтыков-Щедрин высоко ценил поэзию великого лирика: его стихи дышат “самой искренней свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия”. И мы сегодня почувствовали, что стихи Афанасия Афанасьевича Фета вечны, как трели соловья, как “робкое дыханье” любви, как “говор звезд на небесах”…

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы. 7 класс . Тема: «От красоты окружающего мира к красоте души»

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения...

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...

Конспект открытого урока по литературе в 8 классе Целый мир от красоты» (Поэтический мир лирики А.А. Фета)

Урок был проведен в юбилейный год А.А. Фета.Восьмиклассникам был предложен удивительный мир  природы. Дети читали стихи, слушали романсы, высказывали свою точку зрения....

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...