Интегрированный уроу русского языка и литературы в 5 классе. Обращение в сказках А.С.Пушкина
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Цель.Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи: научить

  • находить обращение в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • ставить знаки препинания в предложения с обращением;
  • выразительно читать предложения с обращением.

Структура урока.

  • Вступительное слово учителя.
  • Введение в тему.
  • Исследование 1. Роль обращений в речи.
  • Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
  • Заключительный этап:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_klass.docx22.12 КБ
Файл rabochiy_list.docx14.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обращение в сказках А.С.Пушкина.

 Цель. Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи: научить

  1. находить обращение в предложении;
  2. отличать обращение от подлежащего;
  3. ставить знаки препинания в предложения с обращением;
  4. выразительно читать предложения с обращением.

Структура урока. 

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Введение в тему.
  3. Исследование 1. Роль обращений в речи.
  4. Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
  5. Заключительный этап:
  6. Вывод;

Вступительное слово учителя литературы.

Друзья мои, прекрасен наш союз:

Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам.

Сегодняшний наш урок мы  не случайно начали  именно этой поэтической строкой. Почему?  А к этому вопросу мы вернемся   в конце урока.

Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.

Уч рус.  Введение в тему, открываем тетради, дата, предложения.

На доске записаны предложения.

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.     ДОСКА
Чем вы, гости, торг ведете?

Синтаксический разбор предложений, с указанием синтаксической роли слова «гости».

 Обращаем внимание на второе предложение, отмечаем знаки препинания, говорим о том , что слово «гости» в данном предложении является обращением.

Итак,  тема урока «Обращение».

Учитель литературы: Перед вами отрывки из произведений А.С.Пушкина. Давайте выразительно прочитаем.

И ответим на вопрос: К чему и к кому обращается автор в каждом предложении? (Дети читают).

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

(А.С.Пушкин. “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”)

2. Чем вы, гости, торг ведёте?

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

(А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Учитель литературы: Из каких произведений данные предложения?

Дети: А.С.Пушкин “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Учитель русского языка: Теоретический блок. Все об обращениях.   Молодцы! Вы научились находить обращения в предложениях.

Учитель литературы: Ребята, я не ошибусь, если скажу, как много знаете вы о Пушкине, читали его сказки, учили наизусть большое количество стихотворений.

Что можете сказать о жизни нашего великого писателя?

Дети: Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Он рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя сочиняли стихи. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывалих перед своей сестрёнкой Оленькой. А к 11 годам перечитал всю библиотеку отца.

Учитель литературы: Пушкин, как и все дворянские дети того времени, учился сначала дома, а затем в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели.  А рядом во дворце жил Александр I. Дворец окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Дружбе этой поэт остался верен всю жизнь.

Учитель литературы: Обратите внимание на строчки из стихотворений Пушкина “К Пущину”, “К Дельвигу”.

Любезный именинник,
О Пущин дорогой! (А. Пушкин “К Пущину”)

О Дельвиг! Начертали
Мне музы мой удел…(
А. Пушкин “К Дельвигу”)  ЛИТ. Назовить мне кого приветствует Пушкин и как называются эти слова?

Вот как Пушкин характеризовал лицейское братство. Это были самые счастливые годы учёбы (г.Пушкин) под Санкт- Петербургом. Лицеисты учились, жили дружной, братской семьёй.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
А.С. Пушкин

Учитель литературы:   Запишите предложения, найдите в нем обращение. Физкультминутка

Учитель русского языка: Обращаем внимания на данные предложения.. Вы научились находить обращения. А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?

1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.   О, ….

2. Чем вы, гости, торг ведёте?  … ,О, ….?

3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!    … , О!

Вывод:      1. Место обращения в предложении может быть свободным;
2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.

Учитель литературы: Вы назвали много произведений А.С.Пушкина. Среди них любимая “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.  Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?

Дети: Хорошее, радостное.

Учитель литературы: Но сначала и грустное, вы волновались за судьбу царевны. Надеюсь, вы  заметили художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения.  Найдите обращения в тексте - сказки.

Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть)Индивидуальное задание. Выучить разные обращения.

Учитель литературы:  Можно ли в жизни обойтись без обращений? ….По каким личным качествам мы определяем характер человека? …. Мы часто не замечаем, как обращения работают в нашей речи, а оказывается,  по ним часто судят по нам.

Вывод: По манерам разговора, обращений, мы можем судить о воспитанности человека.

Ещё один важный момент. Так вот: от того каким тоном говорит человек, зависит многое. Нередко настроение портится от грубого, раздраженного тона и, наоборот, улучшается от тона доброжелательного и мягкого. Чувства не обязательно выражать громко. Царица говорит грубо, а царевна обращается ко всем с благодарностью, т.е. по обращению можно понять, каков человек.

 Учитель русского языка: Ребята, чему мы научились на уроке?

Дети:     

  1. Научились находить обращения в тексте.
  2. Выделять его с помощью знаков и интонационно.
  1. Место обращения в предложении может быть свободным

Оценки за урок.

Учитель русского языка: Сегодня на уроке вы познакомились с обращениями. Теперь вы понимаете, насколько важны они в нашей речи и насколько важно правильно их употреблять. А также правильно ставить знаки препинания в предложении с обращениями. Ведь это зависит, насколько верно вас поймет ваш собеседник. Не забывайте об этом.

Тест “Как я усвоил обращение!”

1 вариант:

  1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Получай свою одежду товарищ по несчастью.
  4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
  5. Цветик научи меня сочинять стихи.

2 вариант:

  1. Не трещите морозы в заповедном бору.
  2. Эй братец загораешь?
  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  4. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.
  5. Догорай костер дотла.

Результаты:  1 вариант – 1,3,4,5.
2 вариант – 1,2,3,5.

Домашнее задание:

 Найти в других сказках А.С.Пушкина примеры с обращениями.

 



Предварительный просмотр:

Рабочий лист


Тема урока:_____________________________

  1. Синтаксическая минутка.
  1. Гости князю поклонились,                                                                                              2) Чем вы, гости, торг ведете?______________________
    Вышли вон и в путь пустились.________________________________________       _______________________________________________

2.  Словарь этикетных слов:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Теоретический блок.     Обращение – слово или сочетание слов, которое называет того к кому (или к чему)  обращаются с речью.

4. Работа с предложениями     1. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.____________________________________________

                                                        2. Чем вы, гости, торг ведёте?___________________________________________________________________

                                     3. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!__________________________________________________________

!!! Важно: 1.______________________________________________________________________________________________________________

                   2.______________________________________________________________________________________________________________

                   3.______________________________________________________________________________________________________________

                   4.______________________________________________________________________________________________________________  

                   5.______________________________________________________________________________________________________________

5. Работа с эпиграфом. ______________________________________________________________________________________________________

6. Тест “Как я усвоил обращение!”. Найди обращение,обозначь, расставь знаки препинания.

1 вариант:

  1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.
  2. К утру мороз крепчал.
  3. Получай свою одежду товарищ по несчастью.
  4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?
  5. Цветик научи меня сочинять стихи.

2 вариант:

  1. Не трещите морозы в заповедном бору.
  2. Эй братец загораешь?
  3. Вылезайте муравьи после зимней стужи.
  4. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.
  5. Догорай костер дотла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

конспект урока русского языка в 5 классе "Обращение. Знаки препинания при обращении"

интересная разработка урока, содержит занимательный игровой материал...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7 классе "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Роль деепричастий в поэзии А.С.Пушкина".

Урок с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо поможет учителю сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в худож...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...