Рабочая программа по литературе. 6 класс.
рабочая программа (литература, 6 класс) по теме

По УМК Г.С. Меркина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_-_kopiya.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное учреждение      « Средняя общеобразовательная школа № 16» города Губкина Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Черных Н.В..

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МОУСОШ № 16

г. Губкина

___________ Горшкова Е.А..

«____»____________2011г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 16              г. Губкина

__________Гаврилова Р.П..

Приказ № ___ от «___»____2011 г.

Рабочая программа

по литературе

6  «А», «В» классы

                    Базовый уровень

                                                                                                                        Учитель

                               Гаврилова Раиса Петровна,

        высшая квалификационная категория

                                             

2011-2012 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

         Настоящая программа по литературе для VI класса создана на основе примерной программы по литературе для 5 –11 классов общеобразовательной школы (авторы – составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев), и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе. Для реализации задач литературного образования обучающихся в программу 6 класса включены вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие возрасту и уровню читательских интересов пятиклассников.

Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Рабочая программа позволяет учитывать различный уровень литературной подготовки учащихся, способствует формированию ключевых и предметных компетенций, осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.

В данной рабочей программе детализируется и раскрывается содержание стандарта, определяется общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Рабочая программа по  литературе направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

  1. воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  3.  формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств;
  4. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  5. овладение умениями чтения и анализа произведений.

Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Требования к уровню подготовки учащихся  6 класса

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  1. - образную природу словесного искусства;
  2. - содержание изученных литературных произведений;
  3. - изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1.  воспринимать и анализировать художественный текст;
  2.  использовать воспитательный потенциал литературы как искусства;
  3.  анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея, основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов их взаимосвязи; роль портрета и пейзажа;
  4.  определять род и жанр литературного произведения; особенности   авторской речи и речи действующих лиц;
  5.  выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
  6.  объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
  7.  пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  8. писать изложения на основе произведений, сочинения по изученному произведению;
  9.  выразительно читать произведения или фрагменты,  в том числе выученные наизусть.

Перечень учебно-методических средств обучения  

Г. Меркин, С. Зинин, В. Чалмаев. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. – М., 2010

Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор Г.С.Меркин,  Москва «Русское слово», 2009

Тематическое планирование к учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель Г.С. Меркин). Ф.Е. Соловьева. Под редакцией Г.С. Меркина.  Москва «Русское слово»,  2010

Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 6 класс» (автор-составитель  Г.С. Меркин). Автор Ф.Е. Соловьёва Москва «Русское слово», 2010

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003

Энциклопедии

Словрь литературоведческих терминов

Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям

Портреты поэтов и писателей

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Иллюстрации по литературе

Электронные презентации

Количество учебных часов.

Федеральный базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает для изучения литературы в VI классе 70 часов в год. Исходя из этого, в рабочей программе часы для изучения литературы в 6 классе распределены следующим образом:

Введение  - 1 час

Из греческой  мифологии - 2 часа

Из устного народного творчества - 3 часа

Из древнерусской литературы  - 3 часа

Из литературы XVIII века – 1 час

Из литературы XIX века 34 ч

Из литературы XX века  - 14 часов

Из поэзии о Великой Отечественной войне -   3 часа

В.П. Астафьев - 4 часа

Из зарубежной литературы  - 4 часа

Итоговый урок  - 1 час

 Из них 3 часа - контрольные сочинения, 5 часов - внеклассное чтение 

Формы и средства контроля.

1.Изложения – устные и письменные.

2.Составление тезисного плана.

3. Тестирование

4.Чтение наизусть

5.Литературная викторина

Контрольные сочинения в 6 классе

Темы

Классное сочинение

Домашние сочинения

1

Введение  

2

Из греческой  мифологии

3

Из устного народного творчества

4

Из древнерусской литературы

5

Из литературы XVIII века

6

Из литературы XIX века

1   Сочинение по роману    

     А.С.Пушкина «Дубровский».

1 Сочинение по повести

     В.Г.Короленко «В дурном  

     обществе»

1 

Домашнее сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

7

Из литературы XX века

1  Сочинение по сказке – были  

    М.М.Пришвина «Кладовая  

   солнца»

8

Из поэзии о Великой Отечественной войне.

9

В.П. Астафьев

10

Из зарубежной литературы

11

Итоговый урок

Итого:

3

1

Календарно – тематический план

проведения уроков литературы

в 6 «А», «В» классах в 2011-2012 учебном году.

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Предполагаемая

дата

Фактическая дата

Подготовка к ЕГЭ

Плани руемый конт-

роль

Теория литературы

Оборудование

Введение (1 час)

1

1

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе.

02.09

Умение  составлять  тезисы и план прочитанного.

Литература и другие виды искусства

Из греческой  мифологии (2 часа)

2

1

Отражение в мифах представлений о героизме, стремления познать мир и реализовать свою мечту.

05/ 06.09

Значение крылатых слов и выражений: ахиллесова пята, яблоко раздора, муки Тантала, олимпийское спокойствие, сизифов труд

Т/л: мифологический сюжет

Презета-ция «Мифы»

3

2

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид».

09.09

тезисный план статьи уче бника. Чтение и различные виды пересказа        

В.А. Серов. "Похищение Европы". Скульптурные изображения Прометея.

Из устного народного творчества (3 часа)

4

1

Предания и легенды, их художественные особенности Легенда  «Солдат и смерть», РР.Создание словарной статьи

12/13.

09

Жанр предания Предание, легенда

5

2

Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

16.09

6

3

 Сказка и её художественные особенности. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

19/20.

09

В1,В12

Художественный пересказ

Афоризмы и крылатые выражения в сказке

Отличие сказки от мифа, виды сказок

Таблица

«Виды сказок»

. Из древнерусской литературы (3 часа)

7

1

«Сказании о белгородских колодцах ».Отражение народных представлений о событиях и людях.

23.09

Умение отвечать на вопросы по тексту произведения        

карточки

8

2

Черты жанра исторической повести в «Повести о разорении Рязани Батыем». .

Р.Р. Изложение «Подвиг Евпатия Коловрата»

26/27.

09

Письменный контроль изложения

иллюстрации

9

3

Поучительный характер древнерусской литературы.

«Поучение» Владимира Мономаха.

30

Устный контроль составленного поучения

Из русской литературы XVIII века – (1 час)

10

1

Л.М.Ломоносов

Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ».

3/4.10

Чтение:, е наизусть

иносказание многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение

Портрет, презентация

Из литературы XIX века (34 часа)

11

1

В.А.Жуковский

Краткие сведения о писателе В.А. Жуковский и А.С. Пушкин

7.10

Презентация

ЦОР

12

2

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Творческая история  баллады  «Светлана»

10/11.

10

Выразительное чтение, анализ по вопросам

Роды и жанры, определение баллады

Иллюстрации к балладе, аудиозапись

13

3

Внеклассное чтение. В.А. Жуковский «Кубок»

14.10

Устный пересказ и отзыв

14

4

А.С.Пушкин

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина.

17/18.

10

Интернет-экскурсия

15

5

Лирика природы в творчестве А.С.Пушкина. Анализ стихотворения «Деревня».

21

Устный анализ

Жанр Элегии

иллюстрации

16

6

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Стихотворные размеры.

24/25.

10

В1,В12

Чтение наизусть

Таблица

«Стихотворные размеры»

17

7

Жанр романа. Творческая история  романа «Дубровский».

28.10

Пересказ статьи учебника

Таблица роды и жанры

18

8

Историческая правда и художественный вымысел в романе «Дубровский»

7/8.11

Чтение и анализ текста

19

9

Основной конфликт романа «Дубровский»  Центральные персонажи.

11.11

Составление таблицы главные герои

Инструктивные карточки

20

10

Нравственные и социальные проблемы романа

14/15.

11

Художественный пересказ, связь с др.видами искусства-иллюстрации к роману

иллюстрации

21

11

Верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, преданность в жизни главных героев.

18.11

Викторина на знание текста романа «Звёздный час»

композиция

ЦОР

22

12

Р.Р. Изложение «Благородные увеселения русского барина».

21/22.

11

С2

Письменный контроль

23

13

Р/Р Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

25.11

Письменный контроль

Иструктивная таблица

24

14

Внеклассное чтение «Станционный смотритель»

28/29.

11

Устный пересказ, отзыв

Композиция

25

15

М.Ю.Лермонтов

Вольнолюбивые мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Тучи»,

02.12

Исследовательская работа с текстом

Чтение наизусть

Антитеза

Двусложный размер

Презентация

«Лермонтов»

26

16

М.Ю. Лермонтов «Парус», «Листок»

5/6.12

Чтение наизусть

Инверсия

Многозначность художественного образа

Иллюстрации к стихотворению

27

17

Н.В. Гоголь

Темы и проблематика повести  «Тарас Бульба».

9.12

Пересказ статьи учебника

Жанр повести

Презентация Гоголь

28

18

Тарас, Остап, Андрий  - центральные образы повести.  Приемы их создания.

12/13.

12

Составление таблицы сравнительной характеристики

Иллюстрации художников к повести

29

19

Лирическое и эпическое в содержании повести «Тарас Бульба» . Тест

16.12

Тест на определение  средств художественной выразительности

Текст теста

ЦОР

30

20

Массовые сцены повести как отражение героизма и подвига казачества.

19/20.

12

Устное изложение»

 «Быт и нравы Запорожской сечи»

Гиперболы. Сравнения. метафора

Таблица «Художественные средства выразительности»

31

21

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по повести

Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

23.12

Инсруктивная таблица

32

22

И.С.Тургенев

Творческая история и своеобразие композиции «Записок охотника»

26/27.

12

Сложный план. Цитатный план

Жанр рассказа

Портрет Тургенева, высказывания о писатетле

33

23

Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк». Милосердие, порядочность, доброта; главного героя.

13.01

34

24

Н.А.Некрасов

Темы народного труда в творчестве поэта. Анализ стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...»,

16/17.

01

Трёхсложные размеры стиха

Презентация

35

25

Н.А. Некрасов «Великое чувство! у каждых дверей...». Трехсложные размеры стиха. Стихотворный ритм.

20.01

Чтение наизусть по задания предыдущего урока

Таблица

«трёхсложные размеры»

36

26

Внеклассное чтение Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

23/24.

01

37

27

Л.Н.Толстой.

Повесть «Детство» как автобиографическое произведение. Анализ глав «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство».

27.01

Составление цитатного плана

Автобиографическая проза

презентация

38

28

Рассказ «Бедные люди». Проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство».

30/31.

01

Различные типы пересказа

39

29

В.Г.Короленко

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»

3.02

Жанр Повести

Портрет

40

30

Проблемы доверия, взаимопонимания, доброты, справедливости и  милосердия в повести.

6/7.02

Исследовательская работа 

План для дискуссии

41

31

Система образов в повести.  Дети и взрослые. Авторское отношение к героям.

10.02

План анализа эпизода, устная характеристика героя

Таблица для анализа текста

42

32

Р/Р Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

13/14.02

43

33

А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы. Темы, приемы создания характеров персонажей.

17.02

Исследовательская работа

юмор

Таблица теория литер

44

34

Анализ рассказов «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим». Отношение автора к героям

20/21.

02

 С5

Различные виды пересказа

ЦОР

Из литературы XX века (14 часов)

45

1

И.А.Бунин

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах писателя.  «Не видно птиц. Покорно чахнет...»  .

24.02

С4

 Чтение наизусть, анализ

Стили речи

Картины художников о природе

46

2

И.А. Бунин «Лапти.» Р/Р Письменный отзыв об эпизоде

5/6.03

47

3

А.И.Куприн

Детские годы писателя. История создания  и проблематика повести «Белый пудель»

9.03

С1

аудиозапись

48

4

Р/Р В чем проявился характер главных героев повести: дедушки и Сережи?

12/13.

03

С1-С5

Сочинение -рассуждение

Таблица для составления характеристики

49

5

Внутренний мир человека в рассказе  А.И. Куприна «Тапёр».

16.03

50

6

С.А.Есенин

Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке»: пафос и тема стихотворения.

19/20.03

Словарь тропов и фигур

Презен

таци

51

7

С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа — один из основных образов стихотворения

23.03

Чтение наизусть

ЦОР

52

8

Внеклассное чтение

 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

2/3.04

Муз., иллюстрации

53

9

М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. Сказка – быль «Кладовая солнца».

6.04

Портрет

54

10

Жизнь Насти и Митраши в единстве с природой. Пейзаж и его роль в художественном произведении.

9/10.04

Различные виды пересказа

55

11

Трудный путь человека к правде. Душевное состояние героев сказки-были.

13.04

Исследовательская работа

56

12

Р.р. Сочинение по сказке – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

16/17.04

Письменный контроль

57

13

Н.М. Рубцов. Краткие сведения о поэте. Образный строй стихотворений «Звезда полей»,

20.04

Выразительное чтение

Портрет. видеоурок

58

14

Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина».

23. 24//04

Из поэзии о Великой Отечественной войне. (3 часа)

59

1

  Д.С.Самойлов «Сороковые», А.А.Ахматова «Мужество», «Победа», С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной»

27.04

Выразительное чтение анализ

60

2

М.В.Исаковский «В прифронтовом лесу» К.М.Симонов «Жди меня, и я вернусь…», Р.Г.Гамзатов «Журавли»

30.05

 Чтение наизусть и анализ

61

3

Внеклассное чтение. Литературно-музыкальная композиция «Сороковые - роковые»

4.05

Муз. записи,ил-люстрации

В.П. Астафьев (4часа)

62

1

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Тематика и проблематика рассказа «Конь с розовой гривой».

7/8.05

Составление цитатного плана

Портрет

ЦОР

63

2

 Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Ответы на вопросы

Дидактические карточки

64

3

Нравственные проблемы рассказа – честность, понятие долга, доброта. Яркость и самобытность героев.

11.05

Пересказ и анализ

65

4

Внеклассное чтение   «Фотография, на которой меня нет»

14/15.05

Пересказ, отзыв

Из зарубежной литературы (4 часа)

66

1

«Сказка о Синдбаде – мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

18.05

Ответы на вопросы, пересказ

иллюстрации

67

3

Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

21/22.05

Исследовательская работы. Сопоставление с русской народной сказкой

Муз. записи

68

4

О. Генри «Вождь краснокожих». Юмористическое и комическое в рассказе.

25.05

Рассказ от другого лица

69

5

Д. Лондон «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Рекомендации для летнего чтения

28/29.05

Читательская конференция

Портрет

70

Повторение изученного в 6 классе. Рекомендательный список для летнего чтения.

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....