Диалог эпох. Н.Гоголь в литературе русского постмодернизма. Анализ рассказа А.Королева "Носы"
статья по литературе (11 класс) по теме

Волкова Наталья Сергеевна

В данном материале представленна собственная методическая разработка экспериментального урока литературы, включающего в себя материал 9, 10 и 11-х классов. 

Урок был представлен на городской Конференции к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в рамках ежегодных Педагогических чтений, посвященных памяти И.С. Грачевой (2009 год)

Основная цель урока - рассмотреть механизмы  создания современного постмодернистского текста на основе интертекстуальности и мотива игра как основополагающего.

Тип урока "Интегрированный" (литература + мхк). 

Рассчитан на 2 часа работы. Отдельные элементы можно использовать на уроках МХК. Урок сопровождается презентацией.

Подробно с материалом можно ознакомиться на сайте школы №27.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 этап. Объявление темы, цели и задач урока.

Цель урока – На основе исследования произведения А.Королева  «Носы» выявить механизмы построения постмодернистского текста, сформулировать основные принципы русского постмодерна.

Тема нашего урока – Диалог эпох: произведения отечественной классики в литературе русского постмодернизма. (На примере рассказа А.Королева «Носы».)

Цель урока - На основе исследования произведения А.Королева  «Носы» выявить механизмы построения постмодернистского текста и сформулировать основные принципы литературы русского постмодерна. А также подготовить материал для работы по развитию речи.

В качестве эпиграфа к уроку я выбрала цитату из романа А.Королева «Голова Гоголя».

Посмотрите на доску. Не забывайте фиксировать в тетради.

«Мир не имеет ровно никакой особенной цели. Все это  только игра. Если хотите – игра слов, которыми творился мир. Вся цель и смысл – игра. И Бог – партнер по игре – и только».  (слайд, доска)

1. Давайте составим таблицу, в которую впишем ассоциации к слову игра. В первой графе будут отвлеченные ассоциации, а во второй – укажем тексты, в которых авторы использовали прием игры.

Таблица (слайд)

Азарт, риск, страсть, деньги, нажива, страх, провокация, случай, судьба, фортуна

Игра как драматургический жанр

(как Королев применяет это в тексте? – начало из комедии «Женитьба»)

Игра со зрителем

Игра с читателем

Игра с формой – роман в стихах А.Пушкина

Игра с композицией (финалом) – финал «Евгения Онегина»

Игра со смыслами  - названия текстов

Можно ли говорить о том, что русские писатели использовали прием игры, притом на разных уровнях восприятия текста? Конечно.

На каких уровнях? - жанра, концепции текста, композиции, детали, культурного контекста (реминисценции, аллюзии и т.п.)

Свойственен прием игры и тексту А.Королева «Носы».

С чем же может играть современный автор в тексте? Для того чтобы посмотреть, как реализуется прием игры в тексте А.Королева, решим небольшой тест.

Для начала ответим на ряд несложных вопросов.

Тест (таблица, слайд)

На какое количество частей делится автором текст? – 4

В какой части применяется прием игры на уровне жанра текста? – в первой

Какие произведения использует А.Королев в своем тексте? – «Нос», «Шинель», «Женитьба».

Начинаем играть – вот прием игры в действии.

Для чего Ковалеву нужен нос?

По Гоголю

По Королеву

Ковалев ищет место, а служить без носа никак нельзя

Ковалев собирается жениться

 Кто оказывается выше по чину: Нос или Ковалев? В каких чинах они ходят?

Нос – выше – статский советник.

Ковалев – коллежский асессор.

Перед вами фрагменты текста. Определите, какие из них принадлежат тексту Гоголя, а какие – тексту А.Королева.

Фрагменты:

«Да зачем тебе зеркало. Ну ты погляди на себя! Фуй! Вот-вот тресну от смеха! – хохотал Кочкарев, - да ведь у тебя ж носа нету! Видел?»  (Королев)

Какой вывод можно сделать из данного теста?

Перед нами оригинальный текст?

А.Королев меняет что-то в исходном тексте Гоголя?

Какое настроение возникает при чтении «Носов»?

Решая тест, мы выяснили, что в основном современный автор использует три текста: фрагмент «Женитьбы», «Носа» и «Шинели».

В какой последовательности располагает автор эти фрагменты и на какое количество частей композиционно делит текст?

Итак, 4 части. Первая – «Женитьба», вторая – «Нос», третья – «Шинель», четвертая – «явь».

Что выбивается из общей канвы? – 4 часть.

Почему – это королевский финал, несмотря на то, что и там присутствуют фрагменты гоголевского текста.

Вам было задано по определенному плану проанализировать элементы композиции текста. В частности, одной из групп было предложено поработать над понятием коллаж.

1 группа

Комедия. Черт сватает Ковалева

2 группа

Трагикомедия. «Человек может стать тем, что он сам же помыслил».

3 группа

Трагедия. Отправляясь к умирающему, Ковалев щиплет нос

4 группа

Фарс. «Чепуха совершенная делается на свете».

Перечисляя все моменты, мы видели множество пересечений героев, деталей, образов, мотивов. Возникает ощущение, что автор просто-напросто тасует фрагменты текстов. Теперь давайте обратимся к жанру текста. Как его определяет автор? – Коллаж. Что такое коллаж? Помнится, это задание было дано одной из групп.

Ответ группы. Коллаж – это…..

КОЛЛАЖ — 1. Создание изображения наклеиванием на материал-основу элементов этого изображения из материалов других цветов и фактур.

2. В широком смысле изобразительная композиция, полученная наклеиванием на материал-основу различных изображений, объединяемых таким образом в единую композицию.

В тексте Королева фрагменты совмещаются механически, или они в какой-то степени переосмысляются автором?

Что происходит с текстом при подобного рода трансформации?

Образуется новый текст, новые смыслы.

С.У. Можно сделать вывод, что, позволяя себе изменить гоголевские тексты и включая их в сове повествование, Королев Фактически входит в соавторство с писателем, творившим задолго до него, стирает временные границы.

Давайте посмотрим на элементы, из которых состоит игра под названием Коллаж.

Подобно тому, как автор стирает временные границы между художниками, временные и пространственные границы стираются и в его текстах. Этот мотив прослеживается в романах Королева. Так, например, в романе «Голова Гоголя» беллетрист Носов перемещается в пространстве и времени и становится свидетелем значительных мировых событий.

Обратимся к двум фрагментам текстов. Эпизоду разговора Ковалева с господином Шансом и исповеди Башмачкина.

В одну часть тетради выпишем слова (фразы) – гиперссылки. Попытаемся определить их роль в тексте. Это внесем во вторую часть таблицы.

Итак, сделаем выводы.

Оба героя королевского текста более выпуклы и сложны, чем в текстах Гоголя. Ковалеву представляется Шанс (опять мотив игры, только кто с ним играет) увидеть тайну мироздания. За то, что он продал душу дьяволу, он обречен на вечное бессмертие и двойное существование – двуносый. Иногда, явь врывается в его сон, и он видит себя за стеклом. И Башмачкин владеет этой тайной, а потому тоже бессмертен. Кто он: сам автор, который снится себе в облике героя? Возможно, потому что «сон продолжает любую идею». За счет реминисценций и обыгрывания часто повторяющихся деталей в тексте происходит перетекание смыслов.

Поскольку мы имеем дело с текстом-коллажем, то переместимся в другую часть картины и рассмотрим другой элемент-гиперссылку. Яйцо.

Именно об этом, как мы выяснили, беседует с Ковалевым господин Шанс.

Давайте обратимся к фрагменту текста и составим систему гиперссылок на это слово.

(Слайд)

Очевидно, что роль детали в тексте Королева огромна, если не сказать первостепенна. Через них мир произведений автора предстает как единый текст. Более того, автор расширяет свой мир, включая в него не только писателей, но и художников.

Это, например, И.Босх, имя которого попало в название романа А.Королева, и сам автор в процессе повествования становится не только героем романа, но и соавтором Босха в написании его «Сада наслаждений».

(слайды)

Картины И.Босха, по сути, тоже коллажи. Это огромные полотна, состоящие из набора большого количества сцен. Обращаемся к ряду репродукций Босха. Отмечаем характерные сюжетные черты – бесконечно принудительно сотворяемый (или творящийся) мир, представленный в виде всевозможного рода яиц или яйцеподобных форм.

Понаблюдаем.

Сравним зрительное восприятие яйцеобразных форм у Босха с рассуждениями господина Шанса.

Процитируйте, пожалуйста, текст.

«Мироздание собирается силами для рождения! Но!....Отвернувшись от света, отворотив нос от акта творения в глубь мировой тьмы, вращаясь вокруг оси, оттягивая время и назначенный час рождения, тварь умоляет Создателя даровать ему благо не родиться на белый свет. Эта мольба сродни той, с какой Христос обратился в Гефсиманском саду к Отцу: да минует меня чаша сия. Но Творец неумолим – пей! И тварь призывается к жизни… мировое яйцо из-под гузна падает наземь».

У Босха рождение нового связывается с апокалипсическими мотивами. Рождение ведет к страданию и смерти.

Очевидно, что жанр, в принципе, не нов для живописи, но в литературе практически не встречается. В этом новизна текстов А.Королева. И тогда наши гиперссылки начинают работать не только по отношению к этому тексту, но и в отношении других культурных текстов

Можно ли определить сущность мироздания в текстах Босха и Королева? С творчеством какого из поэтов середины 19 века можно связать? Слово мироздание, кстати звучит в тексте, в каком месте? «Мироздание собирается силами для рождения!»

Часто такие гиперссылки и не кажется нам очевидными. Возможно, это и является авторским ходом – не дать нам сразу увидеть очевидное, но проникнуть в глубину через систему отсылок и реминисценций – сотворить свой текст. Таким образом вступив в соавторство с писателем и т.д.

Перед вам текст стихотворения Ф.И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»

(слайд) плюс (тексты)

Найдите в стихотворении образы, близкие образам Ковалева, а заодно и Босха, подчеркните слова, которыми они создаются.

Что выясняем:

Шар земной, а по сути – все мироздание, предстает в виде огромного яйца, окруженного, как оболочкой, океаном. А все живое – погружено в вечный сон.

Вспомним, как кончается третья главка «Носов»? – «ведь нос это – читай с конца – и есть сон».

Получается своеобразная матрица. Где на самом деле обитает майор Ковалев? – в банке Кунсткамеры. Иначе говоря – вся история с носом – страшный сон.

Но не страшнее ли пробуждение?

А А.А. ? Вспомним его «предсмертный» монолог: похищай меня, воскресение, сон продолжает любую идею.

Итак, мы наметили множество элементов коллажа.

Что связывает их в единый текст?

Множество реминисценций, игр смыслов и актуализаций, но главное – их держит второй текст, подтекст, проникнуть в который можно только через ключи.

Что же можно назвать основными чертами, приметами постмодернистского текста?

  1. Прием игры как основной художественный метод литературы постмодерна
  2. Интермедиальность (синтез искусств)
  3. «Второе дно» (наличие философского подтекста, скрывается за поверхностным сюжетом)
  4. Интертекст, гипертекст (мир мыслится как единый текст с возможностью бесконечных интерпретаций).

Запишем домашнее задание

Создайте такой текст-коллаж, который будет представлять единый текст, будет скреплен идеей, вашей концепцией.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Учитель: Волкова Наталья Сергеевна

Класс: 11

Тема урока: Диалог эпох: произведения отечественной классики в литературе русского постмодернизма. (На примере рассказа А. Королева «Носы».)

Содержание урока.

1 этап. Объявление темы, цели и задач урока.

Цель урока – На основе исследования произведения А.Королева  «Носы» выявить механизмы построения постмодернистского текста, сформулировать основные принципы русского постмодерна.

2 этап. Ассоциативный опрос.

В качестве эпиграфа к уроку дается цитата из романа А.Королева «Голова Гоголя». «Мир не имеет ровно никакой особенной цели. Все это  только игра. Если хотите – игра слов, которыми творился мир. Вся цель и смысл – игра. И Бог – партнер по игре – и только».  Учащимся предлагается привести ассоциации к  понятию игра. Совместно составляется таблица отвлеченных и культурных (произведения русской литературы, где так или иначе возникает понятие игры) ассоциаций. В результате делается первый вывод: прием игры популярен в русской литературе, причем игра в тексте может осуществляться на разных уровнях – жанра, концепции текста, композиции, детали, культурного контекста (реминисценции, аллюзии и т.п.)

 

3 этап. Тест.        

Для того чтобы посмотреть, как реализуется прием игры в тексте А.Королева, учащимся предлагается решить тест (определить первоисточники «Носов», совместить предложенные фрагменты гоголевских текстов с текстом А.Королева, найти соответствия характеристик носов и их героев). В результате делается второй вывод: на первый взгляд, перед читателем легкоузнаваемый сюжет местами комического и иронического, местами грустного и драматического произведения. Неужели  игра и является самоцелью авторов-постмодернистов, или за этим кроется нечто большее?

4 этап. Исследование композиции текста

Композиционно текст делится автором на 4 части. Учащимся по группам предлагается (по определенному плану) выявить основные элементы игры в тексте в соотнесении с гоголевскими текстами, установить расхождения и обозначить детали. В результате кратких ответов учащихся делаем ряд выводов (третий вывод). Текст построен по принципу коллажа, и сам автор так определяет жанр. Коллаж отсылает нас к визуальным видам искусств. Фрагменты коллажа не просто механически совмещаются друг с другом, образуя новый текст и новые смыслы. Автор позволяет себе изменять содержание гоголевских текстов, то есть фактически входит в соавторство с писателем, творившим задолго до него, стирает временные границы.

5 этап. Работа с текстом. Анализ текста.

Слово учителя. Подобно тому, как автор стирает временные границы между художниками, временные и пространственные границы стираются и в его текстах. Этот мотив прослеживается в романах Королева. В «Голове Гоголя» беллетрист Носов перемещается в пространстве и времени и становится свидетелем значительных мировых событий. А в романе «Быть Босхом» молодой лейтенант, охраняющий зэков, не только перемещается в пространство картины И.Босха, но и утверждает, что именно он написал ее фрагмент. Обратимся к фрагментам текста и проанализируем их.

Анализ текста в форме  беседы. Учащимся предлагается два фрагмента текста. Эпизод разговора Ковалева с господином Шансом и исповедь Башмачкина. Совместно составляется схема из деталей и сигнальных слов (важное место отводится деталям нос- сон, сапог, яйцо). В процессе анализа отвечаем на проблемные вопросы: Использует ли Ковалев шанс не оказаться за стеклом? Кем в итоге оказывается Башмачкин? Почему Гоголя и Королева так заинтересовала тема носов? Здесь уместно цитирование В. Набокова.

В ходе анализа делается ряд выводов (четвертый вывод). Оба героя королевского текста более выпуклы и сложны, чем в текстах Гоголя. Ковалеву представляется Шанс (опять мотив игры, только кто с ним играет) увидеть тайну мироздания. За то, что он продал душу дьяволу, он обречен на вечное бессмертие и двойное существование – двуносый. Иногда, явь врывается в его сон, и он видит себя за стеклом. И Башмачкин владеет этой тайной, а потому тоже бессмертен. Кто он: сам автор, который снится себе в облике героя? Возможно, потому что «сон продолжает любую идею». За счет бесконечных реминисценций и обыгрывания часто повторяющихся деталей в тексте происходит перетекание смыслов.

6 этап. Исследование-наблюдение.

Выясняем роль детали в королевском тексте. Детали и герои Королева являются проходными для всего его творчества. Мир произведений автора предстает как единый текст (смотри эпиграф к уроку). Более того, автор расширяет свой мир, включая в него не только писателей, но и художников.

Картины И.Босха, по сути, тоже коллажи. Это огромные полотна, состоящие из набора большого количества сцен. Обращаемся к ряду репродукций Босха. Отмечаем характерные сюжетные черты – бесконечно принудительно сотворяемый (или творящийся) мир, представленный в виде всевозможного рода яиц или яйцеподобных форм.

Обращаемся к стихотворению Ф.И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…». А.Королев неоднократно подчеркивал близость своих взглядов с представлением о мироздании Ф.И. Тютчева. Шар земной, а по сути – все мироздание, предстает в виде огромного яйца, окруженного, как оболочкой, океаном. А все живое – погруженно в вечный сон.

8 этап. Выводы. Подведение итогов урока.

Учитель совместно с учениками формулирует основные принципы постмодернизма: игра, интертекст, интермедиальность, наличие глубокого философского подтекста, мир мыслится как единый текст с возможностью бесконечных интерпретаций.

7 этап. Интегрирование как способ исследования-наблюдения.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается составить коллаж из предложенных учителем фрагментов текстов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".

В представленном материале автор ставит задачу   познакомить учащихся с понятием  "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

Урок русского языка в 7 классе "С Гоголем по Невскому проспекту..." (Лингвистический анализ отрывков повести Н.В. Гоголя "Невский проспект")

Урок русского языка в 7 классе, целью которого было выявление лексических и синтаксических средств, используемых Н.В. Гоголем в повести "Невский проспект"; знакомство с особенностями языка и стиля пис...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".

Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....

Диалог культур. Тема природы в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа Лики их земных воплощений (по творчеству Сергея Есенина и Валерия Майнашева)

Русь… Россия…Милая Родина! Необъятны просторы твои, населённые большими и малыми народами, имеющими свою вековую культуру, неповторимые традиции, свой национальный язык. Для всех ты...