Проблема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Ромашкова Наталия Александровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Слайд 2

«Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые… имел счастье говорить с Вами. Во всей моей жизни нет воспомина- ний более дорогих…» Из письма И.С.Тургенева к Виардо.

Слайд 3

«Её голос, не бархатистый и не кристально чистый, но скорее горький, как померанц, был создан для трагедий, элегических поэм, ораторий.» Сен-Санс

Слайд 4

«Ах, мои чувства к вам слишком глубоки и могучи. Я не могу жить вдали от вас, - я должен чувствовать вашу близость, наслаждать ею, день, когда мне не светили ваши глаза – день потерянный». Из письма И.С.Тургенева к Полине Виардо.

Слайд 5

Слайд 6

Не бывает любви несчастной, Может быть она горькой, трудной, Безответной и безрассудной, Может быть смертельно опасной. Но несчастной любви не бывает, Даже если она убивает. Тот, кто этого не усвоит И несчастной любви не стоит.



Предварительный просмотр:

Тема: «Проблема любви в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Цели и задачи урока: рассказать об истории любви Полины  Виардо и И. С. Тургенева; выяснить, как Базаров раскрывается в любви; какое значение имеет любовь в жизни других героев романа.

Оборудование урока: мультимедиа, презентация, музыкальное оформление (романс «Утро туманное, утро седое…»)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Новый материал.

       Звучит первый куплет романса «Утро туманное, утро седое». На фоне мелодии - слово учителя.

        Бывают стихи – пророчества. Одно из них – стихотворение И. С. Тургенева « В дороге». Написано оно было в ноябре 1843года. Много лет спустя композитор Юлия Абаза написала романс на это стихотворение. Романс воспринимали как отражение любви Тургенева к Полине Виардо, а настроение романса стало восприниматься как «главное настроение» этой любви.

viardo

       

          Тургенев и Виардо встретились впервые в ноябре 1843 года в доме Демидовых в Петербурге.  Ивану Александровичу было в то время 25 лет. Спустя семь лет после этой встречи Тургенев писал  Виардо: «Я ходил сегодня взглянуть на дом, где я впервые … имел счастье говорить с вами. Дом этот находится на Невском, напротив Александрийского театра; ваша квартира была на самом углу… Во всей моей жизни нет воспоминаний более дорогих…»

i

         Дорогих воспоминаний будет еще много. Полина Виардо была одной из самых замечательных женщин 19 века.  Природа наделила её многим: умом, артистическим талантом, божественным голосом, сильным характером, но…многие считали ее некрасивой. Генрих Гейне, например, сравнивал ее внешность с экзотическим и чудовищным пейзажем, некой стихией, самой Природой. Но как  певица преображалась на сцене!!!! Глаза становились пламенными и выразительными, а большой рот, казалось, был создан для того, чтобы издавать волшебные звуки.

 Великий французский композитора Сен-Санса писал:  «Её голос, не бархатистый и не кристально - чистый, но скорее горький, как померанц, был создан для трагедий, элегических поэм, ораторий».

Безымянный3

       Тургенев влюблён!!! Панаева вспоминала: «Такого крикливого влюблённого, как Тургенев, трудно было найти другого. Он громогласно всюду и всем оповещал о своей любви к Виардо».  Он сопровождает певицу на гастролях, мечется за тенью своей возлюбленной по Европе. « Ах, мои чувства к вам слишком глубоки и могучи. Я не могу жить вдали от вас, - я должен чувствовать вашу близость, наслаждаться ею, - день, когда мне не светили ваши глаза - день потерянный»,- пишет он в письме к Полине. Роковая, мучительная любовь к Виардо жила в сердце Тургенева с первой минуты их встречи до конца жизни.  Он так и не «свил своего гнезда», а прожил всю жизнь «на краю чужого», рядом с Полиной и Луи Виардо.

     Тургенев прошел через испытание любовью. Через это испытание он пропускает героев всех своих романов. Даже в романе «Отцы и дети», который нельзя  назвать романом о любви, мы можем выделить четыре любовные сюжета.

Беседа с классом.

  • Какие любовные сюжеты мы можем выделить в романе?

  1. Павел  Петрович и княгиня Р.
  • От чьего лица ведётся повествование о трагической любви Павла Петровича? Почему?
  • Как автор описывает княгиню Р?
  • Как вы думаете, что обозначает крест на  кольце со сфинксом, который поставила княгиня Р, возвращая кольцо Павлу Петровичу?
  • Как изменился Павел Петрович после смерти княгини?

Слово учителя. Многие исследователи Тургенева считают прототипом княгини Р  Полину Виардо.  Интересно отметить и эпизод с кольцом, на котором изображен Сфинкс.  У этого талисмана тоже есть прототип. Графиня Воронцова подарила А. С. Пушкину кольцо с восточными письменами. После дуэли Жуковский снял кольцо с руки поэта и передал его Тургеневу. Тот в свою очередь подарил его любимой женщине - Виардо. « От женщины - к поэту и от поэта - к женщине, круг завершился. Восточные письмена талисмана осуществили свою ворожбу не напрасно». Так писал Константин Бальмонт в  своём эссе о Тургеневе.

Итак, любовная линия Павел Петрович и княгиня Р.

  • Принесла ли любовь счастье Павлу Петровичу?

Вывод: это любовь – наваждение, которая сломала жизнь.

  1. Аркадий и Катя.
  • Как бы вы могли охарактеризовать чувство, которое возникает между двумя этими героями.

Вывод: это любовь тихая, семейная, без бурь и потрясений.

  • Чувства, каких героев романа сродни этой любви?

  1. Николай Петрович и Фенечка.
  • Вкратце расскажите историю этой любви.
  • Что, на ваш взгляд, значит эта любовь для Фенечки?
  • Чем является эта любовь для Павла Петровича?

  1. Базаров и Одинцова.
  • Как относится Базаров к любви до встречи с Одинцовой?
  • Первая реакция героя на появление Одинцовой на приёме.  ( Читаем отрывок  с.84-85)
  • Чем привлекла, на ваш взгляд, Одинцова Базарова?
  • Что удивляет Аркадия в поведении Базарова, когда друзья посещают Одинцову в гостинице?
  • А почему, на ваш взгляд, Базаров кривляется?  Цинично отзывается об Одинцовой?
  • Как изменяется герой с приездом в поместье к Одинцовой.
  • Давайте прочитаем сцену любовного объяснения Базарова.  (  с. 114-115)
  • Как автор характеризует чувство, которое вспыхнуло в душе героя?
  • Как ведет себя в этой сцене Одинцова?
  • Чего пугается Анна Сергеевна?
  • Почему она не принимает любовь Базарова?
  • Укрупняется или умаляется, на ваш взгляд, фигура Базарова на фоне Одинцовой, в истории взаимоотношений с ней?
  • Нигилистом или романтиком выходит Базаров из этой любви?

Слово учителя. Базаров не может справиться с чувством, которое его охватило. Он рассеян, потерян.  Он с головой уходит в работу, но не думать о любимой не может. Он  худеет, бледнеет, мысли его бродят где-то далеко. Отец с тревогой замечает, что сын печален, тоскует.  Из рассеянности он порезал палец, на вскрытии мужика, который умер от тифа. Мы с вами можем догадываться о причине его рассеянности.  Так Одинцова невольно становится причиной его гибели.

  • Как вы думаете, ребята, а почему перед смертью герой просит послать за  Одинцовой?
  • Как  вы можете охарактеризовать любовь Базарова к Одинцовой?

Вывод: это любовь страсть, роковая любовь, которая разворачивает героя к миру, делает его человечнее.

  • Ребята, мы сегодня говорили с вами о разной любви. А  если бы вам предложили изваять памятник любви, каким бы он был?

(Учащиеся показывают памятники любви, которые они нарисовали дома и рассказывают о них) После рассказов на мультимедиа появляется памятник любви Полины Виардо и И. С. Тургенева.

turgenev-viardo

Слово учителя. 14 октября у здания МГИМО появился памятник Тургеневу и Виардо. Скульптор этого памятника Григорий Потоцкий  мечтал поставить в Москве и России памятник любви. Скульптура овеяна романтикой и очень динамична. От прикосновения руки она вращается. По силуэту это лист ясеня, который очень любил Тургенев. На одной стороне листа изображен Тургенев с пером в руке и в окружении книг. На другой стороне листа Полина Виардо, усыпанная розами и с лирой в руках. Лист пробит насквозь в том месте, где лира у Виардо и сердце у писателя. Это символично. Виардо разбила сердце Тургенева и всю жизнь была его музой. Любовь бывает жестокой.

И сегодняшний наш урок хотелось бы закончить стихотворением:

Не бывает любви несчастной,

Может быть она горькой, трудной,

Безответной и безрассудной,

Может быть смертельно опасной.

Но несчастной любви не бывает,

Даже если она убивает.

Тот, кто этого не усвоит

И несчастной  любви не стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "В чём состоит главная ценность в человека? Почему мы можем говорить об актуальности проблемы, заключённой в произведении И.С.Тургенева "Отцы и дети", как о проблеме 21 века?"

Извечная тема - отцы и дети. Перед обучающимися стоит  проблема, которую нужно разрешить, опираясь на жизненый опыт героев произведения. Понять на чём строится счастье и несчастливая судьба героя...

Проблема поколений (урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Урок литературы в 10 классеПроблема поколений(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)...

" Проблема поколений. Сравнительная характеристика Е. Базарова и П.П. Кирсанова" ( по роману И. С. Тургенева " Отцы и дети")

" Проблема поколений. Сравнительная характеристика  Е. Базарова и П.П. Кирсанова" ( по роману И. С. Тургенева " Отцы и дети")...

Урок литературы в 10 классе "Как раскрывается образ Базарова в любви" /по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"/

Урок-исследование по произведению И.С. Тургенева "Отцы и дети" поможет десятиклассникам выяснить, какие отношения сложились у Евгения Базарова с Анной  Одинцовой и как выдержал Базаров ...

Урок «Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Тема урока "Базаров и Кирсанов: споры отцов и детей"...