календарно-тематическое планирование по литературе 1 курс
методическая разработка по литературе на тему

календарно-тематическое планирование по литературе 1 курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afanasenko_plany.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

а

Тема и содержание урока

Цель урока

Виды деятельности на уроке

Круг чтения

Теория литературы

Домашнее задание

1

1т.

Литература XIX века.

Введение (1 час)

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Познакомить с основными темами и проблемами русской литературы XIX века, художественными открытиями русских писателей – классиков

0,5 – сообщение на литературную тему.

0,5 – составление конспекта.

Художественная литература как искусство слова.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века, художественные открытия писателей – классиков.

2

2т.

Литература первой половины XIX века

(1час).

Обзор. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма. Национальное самоопределение русской литературы.

Дать общую характеристику русской литературы первой половины XIX века; показать особенности зарождения реализма в русской литературе первой половины XIX

0,5 – сообщение о художественных открытиях писателей – классиках.

0,5 – конспект по теории литературы.

Учебник

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.

3

3т.

А. С. Пушкин (5  ч.)

«Чувства добрые» в пушкинской лирике. (1 ч)

Жизнь и творчество

(обзор). «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, смысл человеческого бытия).

Прочитать и проанализировать стихотворения А. С. Пушкина; выявить своеобразие «Вечных» тем, особенности пушкинского лирического героя.

0,5- конспектирование биографии поэта.

0,5 – выразительное чтение и анализ стихотворений.

«Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Элегия», «…Вновь я посетил…», «Поэт»

 Лирический герой. Изобразительно – выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.  

Очерк жизни и творчества писателя. Наизусть стихотворение по выбору учащихся. «Медный всадник», читать.



Тема и содержание урока


Цель урока


Виды деятельности на уроке


Круг чтения


Теория литературы


Домашнее задание

4

Конфликт личности и государства в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (2ч)

Показать конфликт личности и государства в поэме

0,5 – обсуждение поэмы.

0,5 – в конспекте раскрыть образ лирического героя.

Поэма «Медный всадник»

Композиция. Тема. Идея. Проблематика.

Наизусть отрывок из поэмы.

5

6

Художественное своеобразие поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» (2ч)

Познакомить с художественным своеобразием поэмы

0,5 – анализ художественного произведения.

0,5 – конспект по теории литературы.

Поэма «Медный всадник»

Язык художественного произведения. Содержание и форма. Поэтика.

Подготовить сообщение о художественном своеобразии поэмы.

7

8

4т.

М. Ю. Лермонтов (5ч.)

Жизнь и творчество писателя (1ч.)

Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем М. Ю. Лермонтова.

0,5 – конспектирование биографии поэта.

0,5 – выразительное чтение и анализ стихотворений.

Стихотворения «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен», «Сон».

Романтизм, реализм. Лирический герой.

Письменный анализ одного стихотворения. Наизусть стихотворение по выбору учащегося.

9

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема Родины, поэта и поэзии, любви. Романтизм и реализм в творчестве. (2ч.)

Прочитать и проанализировать стихотворения М. Ю. Лермонтова; выявить своеобразие художественного мира поэта.

0,5 – раскрыть художественный мир Лермонтова.

0,5 – законспектировать термины по теории литературы.

Стихотворения «Выхожу один я на дорогу…», «Мой демон», «К***», «Я не унижусь пред тобою…», «Нет я не Байрон, я другой».

Изобразительно – выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

Стихотворение наизусть.

10

11

Мотив одиночества в лирике  Лермонтова. Раскрыть тему Родины в творчестве поэта.  

Прочитать и проанализировать стихотворения; выявить своеобразие художественного мира Лермонтова.

0,5 – проверка домашнего задания.

0,5 – Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Стихотворения о Родине.

Изобразительно – выразительные средства в художественном произведении.

Подготовить сообщение о писателе.

12

13

5т.

Н. В. Гоголь (5ч.)

Жизненный и творческий путь писателя (2ч.)

Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем писателя, с его ранними произведениями.

0,5 – сообщение о писателе ( конспект).

0,5 – выразительное чтение рассказов и анализ.

«Старуха Изиргиль»,  «Легенда оЛаре»,  «Легенда о Данко»

Изобразительно – выразительные средства в художественном произведении.

Подготовить сообщение о творческом пути писателя.

14

15

Художественное своеобразие повести  Н. В. Гоголя «Нос». (2ч)

 Показать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

0,5 – сообщение о творческом пути писателя.

0,5 – конспект – анализ художественного произведения.

Повесть «Нос"

Чтение и анализ художественного произведения.

16

17

Особенности стиля Н. В. Гоголя . (1ч)

Раскрыть своеобразие творческой манеры Гоголя на примере художественного произведения.

0,5 – составление тезисного плана.

0,5 – выразительное чтение художественных произведений Гоголя.

Повесть «Нос», «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Изобразительно – выразительные средства в произведениях.

Чтение и анализ произведений.

18

6т.

Характеристика литературы второй половины XIX века (2ч.)

Выявить и показать все -то новое, что происходило внутри литературной жизни страны, снаружи, связав с тем, что происходило внутри государства.

0,5 – сообщение на литературную тему.

0,5 – составление плана – конспекта.

Анализ конспекта урока.

19

20

7т.

А. Н. Островский (5ч.)

Очерк жизни и творчества писателя. История создания «Грозы» (1ч.)

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, историей создания произведения.

0,5 – составление тезисного плана.

0,5 – конспектирование тезисов по теории литературы.

Драма «Гроза»

Драма как род литературы. Своеобразие русской драмы.

Чтение драмы «Гроза»

21

Быт и нравы «темного царства».

Обличение самодурства,  грубой силы и невежества. (1ч.)  

Показать быт и нравы «темного царства»

0,5 – сообщение о писателе.

0,5 – чтение «по ролям», анализ художественного произведения.

Драма «Гроза»

Тема, композиция.

Рассказать о быте и нравах «темного царства»

22

Сила и слабость Катерины.

Острота конфликта Катерины с «темным царством». (2ч)

Показать остроту конфликта Катерины с «темным царством»

0,5 – проверка домашнего задания.

0,5 – чтение «по ролям»

Драма «Гроза»

Проблема, персонажи.

Добролюбов  «Луч света в темном царстве»

23

24

«Гроза» Островского в критике. (1ч)

Показать суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы»

0,5 – споры о статье.

0,5 – тематический конспект.

Добролюбов «Луч света в темном царстве»

Тезис, цитата.

Анализ конспекта урока.

25

8т.

И. А. Гончаров (6ч)

Очерк жизни и творчества писателя. Три романа – «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» (1ч).

Познакомить с жизнью и творчеством писателя; дать общую характеристику произведений.

0,5 – тезисный конспект.

0,5 – выразительное чтение произведения.

И. А. Гончаров «Обломов»

Роман и его жанровые разновидности, критическая статья.

Чтение романа «Обломов»

26

Художественное своеобразие романа И. А. Гончарова «Обломов». История создания романа, система образов.(1ч) 

Познакомить с историей создания произведения.

0,5 –сообщение о творчестве писателя.

0,5 – конспект по теории литературы; анализ художественного произведения.

И. А. Гончаров «Обломов»

Главный, второстепенный, эпизодический персонаж.

Анализ конспекта урока.

27

Обломов – его сущность, характер и судьба. Духовная гибель героя, отказ от возможности спасения.

Показать истоки характера Обломова, причины его лени.

0,5 – составление плана к образу Обломова.

0,5 – конспект урока.

И. А. Гончаров «Обломов»

Литературный характер и средства его изображения.

Устная характеристика Обломова.

Тема и содержание урока

Цель урока

Виды деятельности на уроке

Круг чтения

Теория литературы

Домашнее задание

28

Обломов и Штольц в романе. Обломов и Штольц – две стороны одного века. (2ч)

Дать сопоставительную характеристику героев.

0,5 – сравнительная характеристика персонажей.

0,5 – чтение отрывков.

И. А. Гончаров «Обломов»

Литературный характер и средства его изображения.

«Сон Обломова» читать.

29

30

«Сон Обломова» и его значение в романе. Анализ эпизода. (1ч.) 

Показать значение эпизода в романе; формировать умение анализировать эпизод.

0,5 – анализ эпизода.

0,5 – конспект по теории литературы.

И. А. Гончаров «Обломов»

Эпизод, композиция эпизода, эпизод как часть целого произведения.

Анализ эпизода письменно

31

9т.

И. С. Тургенев ( 9ч.)

Очерк жизни и творчества писателя.

История создания романа «Отцы и дети».(2ч.) 

Познакомить с жизнью и творчеством писателя, художественным своеобразием романа

0,5 – сообщение о творчестве писателя.

0,5 – конспект урока.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Роман и его жанры

Рассказ о писателе, чтение романа

32

33

Базаров в системе действующих лиц. Образ Базарова и его значение в романе. Система сопоставления образов в романе.(2ч.) 

Показать значение образа Базарова в системе действующих лиц.

0,5 – анализ образа героя.

0,5 – выразительное чтение.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Главные и второстепенные персонажи. Литературный характер и средства его изображения.

Найти в тексте описания Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых.

34

35

Отцы в  романе.

Споры Базарова и Павла Петровича. (2ч)

Продолжить исследование образа Базарова, показать значение споров в романе.

0,5 – сравнительная характеристика персонажей.

0,5 – конспект урока.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Диалог как определяющая художественная особенность романа – диспута.

Споры Базарова и Павла Петровича.

Сравнительная характеристика персонажей.

36

37

Базаров и его последователи. Базаров и Аркадий Кирсанов. Мнимые последователи Базарова. (2)

Показать отражение идей Базарова в его окружении.

0,5 – сравнительная характеристика персонажей.

0,5 – конспект.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Литературный характер и средства его изображения.

Читать «Отцы и дети»

38

39

Базаров и Одинцова – наказание любовью.(1ч.)

Продолжить анализ образа Базарова; проанализировать сущность внутреннего конфликта героя.

0,5 – анализ образа.

0,5 – конспект урока.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Литературный характер и средства его изображения.

Чтение и анализ отрывков из художественного произведения.

40

10т.

Ф. И. Тютчев (3ч.)

Очерк жизни и творчества (1ч.)

Познакомить учащихся с биографией поэта

0,5 –сообщение о творчестве писателя.

0,5 – конспект, выразительное чтение стихотворений.

Стихотворения поэта.

Изобразительно – выразительные средства в художественном произведении.

Стихотворение наизусть

41

«Поэзия мысли».Мотивы лирики Тютчева, ее философская проблематика. Тема любви. Трагизм лирики Тютчева. (2ч.) 

Показать особенность стихотворений Тютчева, мелодику его стиха, способы передачи настроения и мысли.

0,5 – конспект – анализ.

0,5 – анализ и выразительное чтение стихотворений.

«Полдень», «Тени сизые смесились», «О как убийственно мы любим»

Изобразительно – выразительные средства в художественном произведении

Стихотворение наизусть

42

43

11т.

А. А. Фет (3ч)

Очерк жизни и творчества (1ч.) 

Познакомить учащихся с творчеством поэта

0,5 –проверка домашнего задания.

0,5 – конспект урока

Стихотворения «Облаком волнистым», «Еще майская ночь»

Изобразительные средства в художественном произведении

Анализ стихотворения

44





А. А. Фет и теория «чистого искусства». «Поэзия звука» как отличительная черта лирики Фета. (2ч.)

Показать особенности стихотворений Фета.

0,5 – конспект – анализ

0,5 – выразительное чтение и анализ стихотворений.

«Сияла ночь, луной был полон сад», «Шепот, робкое дыханье»

Выразительные средства в художественном произведении.

Стихотворение наизусть

45

46

12т.

Н. А. Некрасов (5ч.)

Художественное своеобразие лирики Некрасова. Исповедь, проповедь, покаяние. (1ч.)

Познакомить с жизнью и творчеством поэта

0,5 – стихотворение наизусть.

0,5 –конспект урока

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Тематика и проблематика, средства художественной выразительности

Чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

47

Н. А . Некрасов  «Кому на Руси жить хорошо» (2ч.) 

Показать жанровое и композиционное своеобразие поэмы

0,5 – сообщение о творчестве поэта.

0,5 –конспект по теории литературы.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма. Композиция. Средства выражения авторской позиции

Чтение поэмы «Кому на Руси Жить хорошо»

48

49

Образ «народного заступника» - Гриши Добросклонова. Художественные особенности поэмы. (2ч.)

Проанализировать значение части «Пир на весь мир» в решении основного вопроса поэмы; рассмотреть образ нового народного заступника

0,5 – анализ образа.

0,5 –конспект - анализ

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Литературный характер и средства его изображения

Выразительное чтение, анализ поэмы

50

51

13т.

Н. С. Лесков (4ч.)

Очерк жизни и творчества писателя. Сюжет и композиция повести «Очарованный странник» (2ч)

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя.

0,5 – сообщение о писателе.

0,5 – тематический конспект.

Н. С. Лесков «Очарованный странник»

Повесть как эпическое произведение. Своеобразие художественного метода писателя

Выразительное чтение повести

52

53

Образ Ивана Флягина в повести.

Система образов повести, поиск истины, странствия героя. (2ч.)

На примере Ивана Флягина раскрыть значение темы праведничества в творчестве Лескова.

0,5 –анализ художественного произведения.

0,5 – конспект - анализ

Н. С. Лесков «Очарованный странник»

Главные и второстепенные персонажи.

М. Е. Салтыков – Щедрин «История одного города»

54

55

14т.

М. Е. Салтыков – Щедрин (4ч.)

Очерк жизни и творчества писателя. (2ч.)

Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя

0,5 – сообщение о писателе.

0,5 – выразительное чтение произведения.

Сказки Салтыкова – щедрина. «История одного города»

Композиция, сатира. Средства изображения смешного.

Выразительное чтение «История одного города»

56

57

М. Е. Салтыков – щедрин «История одного города» (2ч.)

Проанализировать концептуальный уровень произведения,

0,5 – анализ художественного произведения.

0,5 - конспект

«История одного города»

Средства изображения смешного

Л. Н. Толстой «Война и мир» читать.

58

59

15т.

Л. Н. Толстой (11ч.)

Очерк жизни и творчества (1ч.)

Познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества писателя, показать процесс становления взглядов писателя.

0,5 – сообщение о творчестве писателя.

0,5 – тезисный конспект.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Автобиографичес-

кий и исторический аспект произведений, перелом в мировоззрении, богоискательство.

Очерк жизни и творчества.

«Война и мир» читать

60

Смысл названия, история создания, жанровое своеобразие произведения. Система образов романа. (2ч.) 

Показать особенности композиции произведения, формировать умение анализировать эпизод (завязка, кульминация, развязка).

0,5 – конспект – анализ урока.

0,5 – выразительное чтение отдельных глав романа.

Л. Н. Толстой «Война и мир» «Салон Шерер», «Именины Ростовых», «Сватовство Анатоля Курагина»

Эпизод как фрагмент произведения и как часть целого. Антитеза как один из способов «сцепления»

Т.1. «Первый бой Н Ростова», «Тушин в Шенграбенском сражении», «Князь Андрей на поле Аустерлица»

61

62

Пути исканий Андрея Болконского. Пути исканий Пьера Безухова. Психологизм в изображении характеров, внутреннего мира героев. (2ч.)

Проследить жизненный путь героев; обозначить этапы духовного развития; основные приемы психологи –ческого изображения

0,5 – анализ образов.

0,5 – выразительное чтение отдельных глав романа.

«Война и мир», «Встреча Пьера с Платоном Каратаевым»

Литературный характер и средства его изображения (портрет, речь, внутренний мир, отзывы других персонажей,  авторская характеристика)  

Образ Андрея Болконского; образ Пьера Безухова.

63

64

Наташа Ростова и Княжна Марья – любимые героини (1ч.)

Проанализировать образы героинь

0,5 – анализ образа.

0,5 - конспект

«Первый бал Наташи Ростовой»

Литературный характер

Любимые героини

Т.3. Ч.3 главы 19 – 39

65

«Настоящая жизнь» в понимании Толстого. (1ч.)

Проанализировать эпизод, определить его значение  и место в романе.

0,5 –анализ эпизода.

0,5 – конспект по теории литературы.

«Разговор Пьера и Андрея накануне сражения»

Роль авторских отступлений, их связь с повествованием.

«Война и мир» читать

66

Изображение народной войны в романе – эпопее. (1ч.)

Бородинское сражение как идейно – композиционный центр романа. Показать влияние Бородинского сражения на судьбы героев.

0,5 – анализ художественного произведения.

0,5 – выразительное чтение отдельных глав романа

«Война и мир» Т.I –Т.IV

Место и роль эпилога в художественном произведении.

«Война и мир» (Бородинское сражение)

67

Наполеон и Кутузов в романе. (1ч.)

Соотнесение исторической правды и художественного вымысла. Филосо –

фия истории и взгляд Толстого на роль личности в истории.

0,5 –разобрать роль личности в истории.

0,5 – план – конспект урока

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Литературный характер и средства его изображения

«Война и мир» (Наполеон и Кутузов)

68

Классное сочинение по творчеству Л. Н. Толстого (2ч.)

69

70

Ф. М. Достоевский (8ч.)

Очерк жизни и творчества писателя (1ч.)

Показать начало творческого пути Ф. М. Достоевского

0,5 – сообщение о творчестве писателя.

0,5 – тезисный план  - конспект

«Бедные люди», «Униженные и оскорбленные

Роман и его жанры.

Композиция и ее значение.

Роман «Преступление и наказание» читать

71

«Преступление и наказание». Сюжет и композиция, система образов романа. (1ч.)

Проанализировать этапы развенчания теории Раскольникова; определить художественные средства которыми пользуется автор для достижения своей цели. Определить типологию конфликта.

0,5 – анализ теории Раскольникова.

0,5 – тезисный конспект, выразительное чтение глав романа.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Эпизоды «пробы», чтения письма, убийство старухи и Лизаветы.

Символика имени главного героя. Конфликт героя с обществом, внутренний конфликт. Авторская позиция и средства ее выражения

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

72

Преступление и наказание Раскольникова. Истоки

преступления героя. Наказание как отражение авторской позиции. (2ч.)

Объяснить внутренний конфликт особенностями характера героя.

0,5 – анализ образа.

0,5 – истоки преступления героя, выразительное чтение глав.

Эпизоды снов о лошадке, убитой ростовщице, тексты внутренних монологов и диалогов

Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова.

«Преступление и наказание»

73

74

Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова. (2ч.)

Проанализировать эпизод «Чтение Евангелия». Отметить взаимопереходы ; авторское повествование.

0,5 – разбор внутреннего монолога героя,

0,5 – выразительное чтение отрывка.

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

Интерьер и городской пейзаж как средство создания образа города.

«Преступление и наказание»

75

76

Раскольников и Соня Мармеладова. (2ч.)

Показать красочность внутреннего монолога героя, своеобразие портретных деталей и мимических движений как средство изображения внутреннего мира и душевного состояния героев.

0,5 –анализ образов.

0,5 – чтение эпизодов и портретных характеристик.

«Преступление и наказание»

Городской пейзаж

«Преступление и наказание»

77

78

А. П. Чехов (4ч.)

Очерк жизни и творчества. (1ч.)

Показать жизненный и творческий путь писателя, своеобразие его произведений.

0,5 – сообщение о творчестве писателя.

0,5 – тезисный план – конспект.

Рассказы: «Попрыгунья», «Душечка», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Рассказ. Композиция и ее значение.

«Человек в футляре», «Вишневый сад».

79

Тема «маленького человека» в рассказах Чехова А. П. (1ч.)

Раскрыть тему пошлости и обывательщины. Мысль писателя об ответственности человека за свою судьбу.

0,5 – конспект – анализ урока.

0,5 – выразительное чтение

«Человек в футляре»

Рассказ в рассказе, композиционное значение.

«Вишневый сад».

80

Специфика сюжета и конфликта пьесы «Вишневый сад» (2ч.)

Тема прошлого настоящего и будущего России. Смысл центрального образа вишневого сада.

0,5 – конспект -анализ урока.

0,5 – чтение по ролям пьесы

«Вишневый сад»

Пьеса  ее композиция.

Доклад по творчеству А. П. Чехова.

81

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...