Урок-открытие "Прекрасное - вокруг нас"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Прекрасное – вокруг нас (по сказке-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок»)

Урок-открытие

Цель: воспитание  учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности

Задачи:

  • Познакомить со сказкой А. Платонова «Неизвестный цветок», подвести к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему  нас миру
  • Развивать навыки анализа литературного произведения, коммуникативные умения, творческую инициативу ребят
  • Вовлечь в активную деятельность; формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekrasnoe_neizvestnyy_cvetok.docx60.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изучения нового материала

Тема: Прекрасное – вокруг нас (по сказке-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок»)

Урок-открытие

Цель: воспитание  учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности

Задачи:

Познакомить со сказкой А. Платонова «Неизвестный цветок», подвести к осознанию того, как важно быть внимательным к окружающему  нас миру

Развивать навыки анализа литературного произведения, коммуникативные умения, творческую инициативу ребят

Вовлечь в активную деятельность; формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения

Методы и приемы:

Метод творческого чтения, творческого восприятия (чтение мастеров художественного слова, слово учителя, беседа, инсценировка, рассматривание иллюстраций)

Эвристический метод (анализ художественного эпизода, постановка системы вопросов, предполагающих размышление и выражение собственного мнения)

Исследовательский и проблемный (подготовка сообщений, материалов к уроку, характеристика, анализ).

Предварительная подготовка к уроку:

Нарисовать  «неизвестный цветок», попробовать дать ему название; рассказать о своих маленьких открытиях; инсценировка  фрагмента сказки-были.

Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки ребят, портрет Платонова,  фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», оформление на доске.

Слайд №1

Звучит запись музыки Эдварда Грига «Утро» («Пер Гюнт» Сюита № 1,сочинение 46).

Вступительное слово учителя. 

      Доброе утро! Оно действительно доброе, потому что я очень  рада вас всех видеть, потому что мы снова вместе, и у нас есть возможность общаться и творить. Каждый день мы говорим друг другу: «Доброе утро!» Это  замечательные слова, ибо мы желаем добра всем, кто нам дорог, всем, кто нас окружает.

Слайд № 2

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Урок-открытие. Что это значит?

Слайд №3

     Давайте попробуем выразить ассоциации, связанные с этим словом – «Открытие».

(Ассоциативное солнышко)                                                      

                                                                удивление

                                    секрет                                              радость

                               неизвестное                                                прекрасное

                 

                                   поделиться                                                    тайна

                                      путешествие                              сказка

                                                                     звёзды

     Да, наверное, совершать открытия – это здорово! Сколько уже всего открыто, изучено, описано в книгах.  Миллионы открытий – маленьких и больших совершило человечество за время своего существования.   Кажется, что уже открыто всё, что можно.  Но, уверяю вас, это не так.  И сегодняшний урок – тому подтверждение.

    На доске записана тема урока.  Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Подберите синонимы к слову «неизвестный» и впишите их в лепестки цветов, которые лежат у вас на столах.

(сказочный, волшебный, незнакомый, неоткрытый, невиданный, чудесный, таинственный)

- Каким вы представили себе неизвестный цветок?  Трудно было его нарисовать?  Сумели дать ему название?

Ребята представляют свои творческие работы

Давайте послушаем начало сказки.

Слайды  № 4-8

- Какой была жизнь цветка на пустыре?

- Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши мысли и ваши ответы.

- У любого цветка есть стебель, венчик, листья; любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца; многие цветы борются за своё существование. Чем же цветок из сказки Андрея Платонова не похож на все остальные цветы?  Как называется такой приём в литературоведении?  (олицетворение)

 - Что есть  у этого маленького цветка? (душа)

 - Какой ещё приём использует автор, чтобы показать нам красоту и необычность цветка? (сравнение)  С чем сравнивает цветок?  (со звездой)  Почему?

 - Как вы думаете, что важнее всего было для цветка? Не торопитесь, поразмышляйте.   (жить)

 - Как автор относится к цветку?  Найдите слова, которые помогают определить отношение автора к маленькому герою.

 - А как вы относитесь к цветку?  Что вы для себя уже открыли?

Слайд № 9

Послушаем продолжение сказки? Интересно, что будет дальше? Мы с Таней и Антоном приготовили вам маленький сюрприз – сценку.

- А почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком?

- Как можно назвать свойства человеческой души, которые проявила Даша? (сочувствие, сопереживание, сострадание)

- Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая «открытие» маленькой незнакомой жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть то, что никто до неё не замечал?

 - Что же может произойти дальше? Как вы думаете?

Дослушаем сказку до конца.  Мы должны постараться понять смысл этой сказки. Понять можно только внимательно читая и слушая.  Будем внимательными – сделаем ещё одно открытие.

Слайд № 10 - 11

 - Изменился пустырь?  

 - А почему же Даше стало так грустно?

 - Почему она остановилась?

 - Я думаю, что писатель не случайно «вырастил»  сына цветка в прежних, трудных условиях.  Как вы думаете, зачем он это сделал?  О чём он хотел нас заставить задуматься?  (О том, что у любого живого существа есть корни, есть место, в котором он живёт, и далеко не всегда это место и условия жизни можно выбирать по своему желанию).

 - Что унаследовал сын от своего отца и что в нём изменилось?

Слайд № 12

  - «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретённым знанием».  (Джон Рёскин, английский писатель, поэт, художник, живший в 19 веке). Созвучны ли мысли этого великого англичанина нашему сегодняшнему разговору? Почему?

 - Были ли в вашей жизни открытия, которыми вы бы хотели сегодня поделиться с нами?

Слайд № 13

Рассказы ребят о своих  открытиях.

Мне тоже хочется поделиться с вами открытием. Представьте, что у нас прямо сейчас появилась возможность оказаться на природе, почувствовать, как пригревает солнышко, поют птицы, журчат ручьи.  И … расцветают подснежники – первенцы весны.  Об этом так красиво рассказал в своём цикле  «Времена года» П. И. Чайковский. Пьеса называется «Подснежник».  Апрель. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые, жёлтые  или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса «Подснежник» проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания.

Слайды  № 14 -15

 Видеофрагмент «Подснежники», на фоне музыки П. И. Чайковского

 Слово учителя.

Вот и подходит к концу наш урок, на котором мы с вами открыли для себя немало. Главное – всё на Земле создано для того, чтобы жить, быть услышанным и понятым другими.  

 - Что значит понять?  Понять – значит «услышать» переживания, мысли, другого, разделить его чувства, «приоткрыть» своё сердце, и обязательно дать почувствовать другому, что мы его слышим, понимаем.

 - Как вы думаете, просто ли понять другого? Что для этого требуется?  (особое душевное свойство).

 - Подведём итоги.

Слайд №16

Рефлексия:

Я открыл(а) для себя на уроке…

Я понял(а), что открытия могут быть…

Мне Андрей Платонович Платонов помог открыть в себе самом(й)…

Слайд №17

В заключении  всем присутствующим девочкам и женщинам наши мальчики дарят свои стихи о замечательном времени года, в связи с первым весенним праздником.

Стихотворение Петлина Антона

Весна пришла!

Солнце светит весело,

Весна пришла к нам с песнями,

Весна пришла с лучами,

Со звонкими ручьями.

Всюду щебет, гомон, свист,

Каждый сам себе артист,

Зимней нет усталости,

Все поют от радости:

«Мы проснулись, встрепенулись,

На прохожих оглянулись,

Живы мы и рады мы,

Что холодной нет Зимы!»

Стихотворение Моисеева Владимира

Сосулька

Сосулька бедненькая плачет,

Прозрачны её слёзы,

Сосулька плачет, это значит,

Что кончились морозы.

Мне жалко это изваянье,

Зимы хрустальное  созданье.

Сосульку я рукой собью,

Её на память сохраню

О зимних днях,

Рождественских  подарках,

Катаниях на лыжах, санках,

Весёлой зимней суете,

О небывалой красоте

Узоров на оконной раме…

Но что такое? Почему

Вода в моём кармане?!

Слайд № 18

Звучит песня «Волшебный цветок», ребята дарят «цветы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Немецкий вокруг нас"

С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"

Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...

ХИМИЯ ВОКРУГ НАС

Презентация  Зачем нужна химия...

Чудеса вокруг нас

Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.

Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».

представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"

Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....