Урок-обобщение по сказкам А.С.Пушкина в форме игры «Умники и умницы»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

 

Урок-обобщение по сказкам А.С.Пушкина

в форме игры «Умники и умницы»

 

Место проведения, класс:  Ак-Довуракская средняя школа №1, 5 «а» класс

 

Урок провел: учитель русского языка и литературы Тээлинской средней школы Севек Жанна Чкалововна

 

 

Цель урока: Обобщить изученное по сказкам А.С.Пушкина;

                            Развивать логическое мышление учащихся, развивать речь и  творческие способности учащихся;

                   Воспитать любовь к русской речи, к устному народному творчеству, к   творчеству А.С. Пушкина, к его сказкам.

 

Оборудование: портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам, карточки – рисунки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по сказкам А.С.Пушкина

в форме игры «Умники и умницы»

Урок провел: учитель русского языка и литературы Тээлинской средней школы Севек Жанна Чкалововна

Цель урока: Обобщить изученное по сказкам А.С.Пушкина;

                          Развивать логическое мышление учащихся, развивать речь и  творческие способности учащихся;

                         Воспитать любовь к русской речи, к устному народному творчеству, к   творчеству А.С. Пушкина, к его сказкам.

Оборудование: портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам, карточки – рисунки.

Ход урока.

I. Вступление. Слово учителя:

         - Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен поэту, гениальному человеку- Александру Сергеевичу Пушкину. Все вы знаете, что будем отмечать 210- летие со дня рождения великого поэта.

Кто скажет, когда и где родился Пушкин?

- 6 июня 1799 года в Москве.

         Творчество А.C.Пушкина известно всем, имя его знакомо каждому с раннего детства. Для маленького читателя Пушкин прежде всего поэт-сказочник. Он специально не сочинял, но все его сказки любимы и детьми, и взрослыми. «Что за прелесть эти сказки!»- говорил Пушкин.

Много сказок рассказывала поэту няня Арина Родионовна, и он торопливо записывал нянины сказки.

Ребята, давайте отправимся в созданный Пушкиным сказочный мир. Он называется «Лукоморье».

Итак, начнем I тур «Путешествие в Лукоморье». Слайд1.

Для путешествия нужен транспорт. Давайте вспомним, какие средства передвижения используются героями сказок А.Пушкина?

(Так начинается 1 тур игры).

Ход игры:

Ответы на вопросы 1 тура.

Выбор дорожки: Красная

                                         Желтая

                                         Зеленая дорожки. Слайд2.

(дорожку выбирает тот, кто правильно, первым отвечает на вопросы).

Красная дорожка - выбравший эту дорожку не имеет права на ошибку.

Желтая  - можно ошибиться только 1 раз. Если сделает ошибку, переходит со штрафным очком.

Зеленая - два раза можно ошибаться.

        Победитель 1 тура становится игроком II тура.

I тур. Вопросы 1 тура:

1). Какие средства передвижения используются героями сказок А.Пушкина?

А) Там ступа с Бабою-Ягою

 Идет, бредет сама собой.      (ступа).

Б) Там, в облаках перед народом

  Через леса, через моря

Колдун несет богатыря.  (борода).

В) Ветер по морю гуляет

   И кораблик подгоняет.    (корабль).

Г) И царицу в тот же час

    В бочку с сыном посадил.

    Засмолили, покатили

    И пустили в океан.     (бочка).

Учитель: Закончился I тур. Теперь все мы находимся в Лукоморье.Слайд1

1) А что же такое Лукоморье? Кто правильно ответит на вопрос, выбирает дорожку

Дать развернутый ответ.

Словарная работа.

Лукоморье - (стар.) морской залив.

Залив - часть водного пространства, врывшаяся в сушу.

Вспомним вступление к поэме «Руслан и Людмила». Слайд3.

(Предлагается участникам II тура прочитать  на память отрывок)                                                                                        

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на невидимых дорожках

Следы невиданных зверей…

Игра со зрителями.Слайд4.

Вы уже, наверно, знаете много сказок. Давайте угадаем, чьи это следы?

1. Лапы большие, перепончатые, хвост длинный, зеленый.

2. Здесь уж совсем странные следы: в начале будто женщина шла, потом в лягушачьи следы превратились.

3. Вот козлиные следы. Их оставил не простой козленок.

4. Вот следы куриных лап, только огромных-преогромных.

Основная часть. Вопросы для 3 участников II тура.

1. Продолжи:

1) С первого щелчка прыгнул поп…         (до потолка).

2) Свет мой, зеркальце, скажи...

   2. Как называется страна, остров, где находится царство Славного Салтана?       (Буян)

3. 1. Какие орешки грызет Белка на острове Буян.   (а орешки не простые,

                                                                                          все скорлупки золотые,

                                                                                          ядра - чистый изумруд).

2. Кто ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда - кто это, кратко рассказать о герое).

3.Кто и где из героев сказок Пушкина жил ровно 30 лет и три года?

III тур. Заключительный.

Вопросы: Замените устаревшие слова. Слайд5.

Словарная работа:

Персты- пальцы.                     Терем- дом.

Инда - даже.                             Горница- комната.

1. Назовите кличку собаки из «Сказки о мертвой царевне…? (Соколко).

2. Кто дал царевне отравленное яблоко?                                  (Чернавка).

3. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?                 (Дадон).

4. К кому обращается Елисей ?                                        (к Солнцу,  к Месяцу).

5. Кто подарил Дадону петушка?                                   (Звездочет).

6. Что кричал петушок, сидя на крыльце?    (Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!)

Участник III тура и победитель IIтура.

Если участники 1 и 2 тура не ответят на вопросы, вместо них будут участвовать игроки-зрители, получившие значки за правильный ответ в «игре со зрителями».

Задание: Составить устный рассказ «Сказки Пушкина».

Победитель III тура, правильно ответивший на вопрос(ы), награждается.

  Участникам игры и зрителям-учащимся, получившим значки «Умник», «Умница», ставятся оценки.

Вывод:  Учитель комментирует ответы учащихся, их оценки.

Учитель: Ребята, вместе мы побывали в сказочном мире. Вы показали хорошие знания о стране Лукоморья. Любите сказки, дружите со сказками, читайте сказки.

                Читайте Пушкина, друзья!

                Читайте сказки!

                 И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

                Читайте Пушкина всегда - вот вам подсказка,

                И пронесете сквозь года вы радость сказки!

                                                                          (Е.Шульга).

( Встречу можно закончить песней  «Читайте Пушкина» на слова и музыку

Е. Шульги.)

   



Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по сказкам А.С.Пушкина

в форме игры «Умники и умницы»

Урок провел: учитель русского языка и литературы Тээлинской средней школы Севек Жанна Чкалововна

Цель урока: Обобщить изученное по сказкам А.С.Пушкина;

                          Развивать логическое мышление учащихся, развивать речь и  творческие способности учащихся;

                         Воспитать любовь к русской речи, к устному народному творчеству, к   творчеству А.С. Пушкина, к его сказкам.

Оборудование: портрет Пушкина, иллюстрации к сказкам, карточки – рисунки.

Ход урока.

I. Вступление. Слово учителя:

         - Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен поэту, гениальному человеку- Александру Сергеевичу Пушкину. Все вы знаете, что будем отмечать 210- летие со дня рождения великого поэта.

Кто скажет, когда и где родился Пушкин?

- 6 июня 1799 года в Москве.

         Творчество А.C.Пушкина известно всем, имя его знакомо каждому с раннего детства. Для маленького читателя Пушкин прежде всего поэт-сказочник. Он специально не сочинял, но все его сказки любимы и детьми, и взрослыми. «Что за прелесть эти сказки!»- говорил Пушкин.

Много сказок рассказывала поэту няня Арина Родионовна, и он торопливо записывал нянины сказки.

Ребята, давайте отправимся в созданный Пушкиным сказочный мир. Он называется «Лукоморье».

Итак, начнем I тур «Путешествие в Лукоморье». Слайд1.

Для путешествия нужен транспорт. Давайте вспомним, какие средства передвижения используются героями сказок А.Пушкина?

(Так начинается 1 тур игры).

Ход игры:

Ответы на вопросы 1 тура.

Выбор дорожки: Красная

                                         Желтая

                                         Зеленая дорожки. Слайд2.

(дорожку выбирает тот, кто правильно, первым отвечает на вопросы).

Красная дорожка - выбравший эту дорожку не имеет права на ошибку.

Желтая  - можно ошибиться только 1 раз. Если сделает ошибку, переходит со штрафным очком.

Зеленая - два раза можно ошибаться.

        Победитель 1 тура становится игроком II тура.

I тур. Вопросы 1 тура:

1). Какие средства передвижения используются героями сказок А.Пушкина?

А) Там ступа с Бабою-Ягою

 Идет, бредет сама собой.      (ступа).

Б) Там, в облаках перед народом

  Через леса, через моря

Колдун несет богатыря.  (борода).

В) Ветер по морю гуляет

   И кораблик подгоняет.    (корабль).

Г) И царицу в тот же час

    В бочку с сыном посадил.

    Засмолили, покатили

    И пустили в океан.     (бочка).

Учитель: Закончился I тур. Теперь все мы находимся в Лукоморье.Слайд1

1) А что же такое Лукоморье? Кто правильно ответит на вопрос, выбирает дорожку

Дать развернутый ответ.

Словарная работа.

Лукоморье - (стар.) морской залив.

Залив - часть водного пространства, врывшаяся в сушу.

Вспомним вступление к поэме «Руслан и Людмила». Слайд3.

(Предлагается участникам II тура прочитать  на память отрывок)                                                                                        

У лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на невидимых дорожках

Следы невиданных зверей…

Игра со зрителями.Слайд4.

Вы уже, наверно, знаете много сказок. Давайте угадаем, чьи это следы?

1. Лапы большие, перепончатые, хвост длинный, зеленый.

2. Здесь уж совсем странные следы: в начале будто женщина шла, потом в лягушачьи следы превратились.

3. Вот козлиные следы. Их оставил не простой козленок.

4. Вот следы куриных лап, только огромных-преогромных.

Основная часть. Вопросы для 3 участников II тура.

1. Продолжи:

1) С первого щелчка прыгнул поп…         (до потолка).

2) Свет мой, зеркальце, скажи...

   2. Как называется страна, остров, где находится царство Славного Салтана?       (Буян)

3. 1. Какие орешки грызет Белка на острове Буян.   (а орешки не простые,

                                                                                          все скорлупки золотые,

                                                                                          ядра - чистый изумруд).

2. Кто ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда - кто это, кратко рассказать о герое).

3.Кто и где из героев сказок Пушкина жил ровно 30 лет и три года?

III тур. Заключительный.

Вопросы: Замените устаревшие слова. Слайд5.

Словарная работа:

Персты- пальцы.                     Терем- дом.

Инда - даже.                             Горница- комната.

1. Назовите кличку собаки из «Сказки о мертвой царевне…? (Соколко).

2. Кто дал царевне отравленное яблоко?                                  (Чернавка).

3. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?                 (Дадон).

4. К кому обращается Елисей ?                                        (к Солнцу,  к Месяцу).

5. Кто подарил Дадону петушка?                                   (Звездочет).

6. Что кричал петушок, сидя на крыльце?    (Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!)

Участник III тура и победитель IIтура.

Если участники 1 и 2 тура не ответят на вопросы, вместо них будут участвовать игроки-зрители, получившие значки за правильный ответ в «игре со зрителями».

Задание: Составить устный рассказ «Сказки Пушкина».

Победитель III тура, правильно ответивший на вопрос(ы), награждается.

  Участникам игры и зрителям-учащимся, получившим значки «Умник», «Умница», ставятся оценки.

Вывод:  Учитель комментирует ответы учащихся, их оценки.

Учитель: Ребята, вместе мы побывали в сказочном мире. Вы показали хорошие знания о стране Лукоморья. Любите сказки, дружите со сказками, читайте сказки.

                Читайте Пушкина, друзья!

                Читайте сказки!

                 И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

                Читайте Пушкина всегда - вот вам подсказка,

                И пронесете сквозь года вы радость сказки!

                                                                          (Е.Шульга).

( Встречу можно закончить песней  «Читайте Пушкина» на слова и музыку

Е. Шульги.)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в форме игры "Умники и умницы" для 8 класса по теме: "Колониальные империи 19в"

ЦЕЛЬ: Развивать и поддерживать у учащихся интерес к изучению новой истории ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания, полученные при изучении главы № 3 «Страны промышленной цивилизации» учебника «Новая история 8 кл...

Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"

Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора;  любовь к родной стороне и бережное отношение...

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Урок, посвященный Дню Космонавтики в форме игры "Умники и умницы"

В настоящее время перед большинством активно работающих учителей физики встаёт вопрос решения проблемы личностно-ориентированного образованияУроки такого типа ориентируют учителей на широкое развитие...

Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери "451° по Фаренгейту" (в соответствии с ФГОС основного общего образования)...

Урок в форме игры "Умники и умницы".

9 Мая - самая главная дата в России.  День Победы -  это праздник, важный для каждой семьи и каждого гражданина, любой страны в мире. Сложно найти человека, которого бы  ...

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)

Урок-игра «Экономика России. Отрасли хозяйства» (урок обобщения знаний по теме «Хозяйство России» в форме игры «Счастливый случай»)...