Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Ильменская Наталья Ильинична

Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери "451° по Фаренгейту" (в соответствии с ФГОС основного общего образования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_poigrovym_tekhnologiyam.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект урока литературы

по игровой технологии

в соответствии с ФГОС

                               основного общего образования

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

по роману Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»

                   

Выполнила:

учитель  русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 19 г. Волжского

Ильменская Наталья Ильинична

                                 

Волжский 2013                                                                                                     

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

          Одна из серьёзных проблем сегодняшней школы – падение интереса учащихся к чтению. Следствие этого – снижение грамотности, неумение правильно выражать свои мысли, косноязычие. Ученики подменяют чтение телевизором и компьютером, который необходим им чаще всего для того, чтобы поиграть. Поэтому задача учителя - стремиться всеми возможными средствами пробудить у учащихся интерес к чтению книг, помочь сделать этот процесс увлекательным. Привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит необходимо использовать эту форму для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. В этом контексте интеллектуальная игра  «Умники и умницы», безусловно,  способствует развитию у учащихся интереса к литературе, к чтению.

Выбор книги Рэя Брэдбери для игры «Умники и умницы»  с учащимися 7-8-х классов обусловлен тем, что это произведение позволит детям убедиться в том, какая культурная ценность – книга. В романе Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» нарисована такая мрачная картина будущего, когда наша цивилизация поглощает культуру, когда люди даже боятся читать книги, когда  книги сжигают. Книга в произведении Р.Брэдбери становится символом, воплощающим идею традиционных человеческих ценностей, разума и духа. Познакомившись с романом Рэя Брэдбери « 451° по Фаренгейту», учащиеся должны понять, что чтение не только позволяет с пользой провести время, но и делает человека носителем духовной культуры.

 

 Тип урока: интеллектуальная игра

Предполагаемые результаты

Личностные результаты:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства уважительного отношения к литературе других народов.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;

-владение ораторскими умениями, приемами публичного выступления;

-общение с другими людьми в рамках толерантных отношений.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

-понимание ключевых проблем произведения;

-понимание связи произведения с эпохой его написания, выявление его современного звучания;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

-приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям мировой литературы;

3) в коммуникативной сфере:

-формирование компетентности осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;

4) в эстетической сфере:

-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

-формирование эстетического вкуса;

Оснащение урока:

-текст романа Р. Брэдбери « 451° по Фаренгейту»;

-портрет писателя;

- иллюстрации к роману, нарисованные учащимися;

- компьютер и экран для демонстрации нарезки фрагментов из фильма по роману Р. Брэдбери « 451° по Фаренгейту»;

- пластины зеленого, красного и желтого цвета с цифрами «1», «2», «3»;

- книга-подарок для победителя на дорожке; медали для игроков в зале.

Подготовительная работа: чтение текста романа Р. Брэдбери « 451° по Фаренгейту», знакомство с жизнью и творчеством писателя.

Ознакомление с заданием (дается накануне игры): участникам предлагается написать эссе на тему « Похвальное слово писателю».

Напоминание процедуры проведения игры.

Основные правила проведения игры.

В  литературной игре "Умники и умницы" по роману Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту " 4 этапа. На каждом этапе разыгрываются  зелёная, жёлтая и красная дорожки. Чтобы стать победителем зелёной дорожки, надо ответить на 4 вопроса, жёлтой -  на 3 вопроса, красной - на 2. Соответственно ошибиться можно 2, 1, 0 раз. Если участник игры на дорожке  не знает ответа на вопрос, на него предлагается ответить игрокам в зале. Кроме этого для зала есть специальные вопросы, которые задаются в начале и в конце игры, а также между этапами. За каждый правильный ответ игроку в зале дается медаль.

         Игроки на дорожках либо выбираются учителем из числа тех, кто лучше других справился с письменным заданием, полученным заранее, либо просто по желанию учеников.

          Выбор дорожек производится по итогам конкурса красноречия, который проходит непосредственно перед началом игры. Тема этого конкурса объявляется за день до мероприятия - «Похвальное слово о писателе»  ( она может не совпадать с темой предварительного письменного задания). Время выступления - 30 секунд. Победитель в этом конкурсе первым выбирает одну из трех дорожек, занявший второе место - одну из двух, последний игрок ничего не выбирает, а занимает оставшуюся дорожку.

Если участник игры на красной дорожке дважды отвечает правильно, он становится победителем и игра завершается на втором этапе. Оставшиеся вопросы могут быть адресованы игрокам, находящимся в зале (количество учеников, получивших медали, при этом значительно увеличится).

Сценарий игры «Умники и умницы»

по книге Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»

(для 7-8-х классов)

Вступительное слово учителя

Дорогие друзья! Сегодня на уроке мы проводим игру «Умники и умницы» по знаменитому роману одного из лучших американских писателей-фантастов Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту».

Вопросы, на которые предстоит вам ответить, с одной стороны, являются своеобразной умственной  гимнастикой, мобилизующей ваше внимание, память, и будут способствовать возникновению положительных эмоций, а с другой стороны, надеемся, многих заставят задуматься о серьезных проблемах нашей сегодняшней жизни.

 Представление жюри: (в состав жюри включены заместитель директора по учебной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учащиеся старших классов)

       

 Пролог:  нарезка фрагментов из фильма (реж. Франсуа Трюффо, 1966)

                                             Ход игры

  1. Конкурс красноречия.

Игра начинается с выбора дорожек участниками. Для этого проводится конкурс красноречия. Наши игроки получили задание: подготовить монологическое выступление  «Похвальное слово писателю Рэю Брэдбери». Время выступления – 30 секунд. Победитель в этом конкурсе первым выбирает одну из трех дорожек, занявший второе место - одну из двух, последний игрок ничего не выбирает, а занимает оставшуюся дорожку.

В этом конкурсе участники игры выступают в произвольном порядке. Жюри подводит итоги, объявляет места. Игроки  занимают дорожки.

  2.  Соревнование умников и умниц в знании текста романа.

  Первые вопросы по сложившейся традиции обращены к участникам игры, сидящим в зале, а затем в борьбу вступают игроки на дорожках.

Вопросы к залу:

1) Объясните смысл названия романа.

(451° по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага.)

2)  Сколько частей в романе, их названия?

(Три части: 1-«Очаг и саламандра», 2-«Сито и песок», 3- «Огонь горит ярко».)

3) Какой  эпиграф предпослан роману?

(«Если тебе  дадут линованную бумагу, пиши поперек». (Хуан Рамон Хименес)

Первый этап для участников:

Вопросы:

Ответы:

1. Почему, по мнению Клариссы, Монтэг не похож на других пожарных?

1. Потому что «у людей теперь нет времени друг для друга. А вы так хорошо отнеслись ко мне (смотрел, слушал, когда другие бы просто ушли). Это редкость».

2. Что изменилось в Монтэге после встречи с Клариссой?

2. «Ему показалось, что он раздвоился, раскололся пополам и одна его половина была горячей как огонь, а другая холодной как лед… И каждая половина старалась уничтожить другую».

3. О какой допущенной кем-то ошибке думает Монтэг во время работы в 3-этажном доме в одном из старых кварталов?

3. Дом не был пуст, как бывало раньше. В нем была старая женщина, хозяйка, которая не захотела уходить и сгорела вместе со своими книгами и домом.

Вопросы к залу:

1) О какой примете, связанной с цветком одуванчика, рассказала Монтэгу Кларисса, и что показала ее проверка ?

(Если цветком одуванчика потереть под подбородком и при этом останется след, значит, человек влюблен. После проверки подбородок Клариссы стал желтым, а у Монтэга  нет.)

2) Почему рекламные щиты за городом делали длиною 200 футов, хотя раньше они были длиною всего 20 футов?

(Рекламы пришлось удлинить из-за огромной скорости, с которой автомобили стали мчаться по дорогам, иначе их никто не смог бы прочитать.)

3) Сколько лет Монтэг работал пожарным?

(10 лет.)

Второй этап для участников:

Вопросы:

Ответы:

1. Почему Монтэг стал пожарным?

1. У него не было выбора. Его дед и отец были пожарными. Он даже во сне видел себя пожарным.

2. Чем помог Монтэгу профессор Фабер?

2. Он дал ему самодельное устройство, которое вставлялось в ухо и позволяло постоянно слышать друг друга.

3. Как заканчивается фраза о счастливых людях, которую произнес брандмейстер Битти, пришедший навестить больного Монтэга: «Набивайте людям головы цифрами..  безобидными фактами.. им будет казаться, что они очень образованные, что они движутся вперед, хотя на самом деле…»?

3. «… хотя на самом деле они стоят на месте».

Вопросы к залу:        

1) Чем на самом деле являлся механический пес?

(Усовершенствованное ружье, которое само находило цель и било без промаха с помощью укола иглой.)

2) «Есть основания подозревать чердак дома №11 по Элм-Стрит». Что это за запись ?

(Это телефонограмма- донос на соседей, в доме которых есть книги.)

3) Где Монтэг прятал книги?

(В вентиляционной трубе над входной дверью.)

Третий этап для участников:

Вопросы:

Ответы:

1. Как закончилась погоня за Монтэгом?

1. По телевизору показали, как «Монтэга» поймали и механический пес выпустил в него свою смертоносную иглу, хотя на самом деле это была инсценировка, а настоящему Монтэгу удалось обмануть преследователей и скрыться

2. Где нашел пристанище Монтэг?

2. В лесу, за рекой, в пешем таборе бродяг, бывших питомцев Гарвардского и др. университетов, скрывающихся от полиции, (сохраняющих знания путем запоминания содержания книг).

Вопросы к залу:    

1) Кто такие геликоптеры?

(Полицейские, с помощью особых приспособлений умеющие парить в воздухе.)

2) Как Монтэг расправился с Битти?

(Он выпустил в него длинную струю пламени из огнемета.)

3) В чем видели свою главную задачу люди –книги?

(Сохранить знания, сберечь их в целости и сохранности.)

Четвертый этап для участников:

Вопросы:

Ответы:

3) Чем закончилась война?

За считанные секунды города не стало, осталась лишь кучка пепла.

       

Вопрос к залу:        

Появление каких новых технологий предугадал писатель-фантаст?

(Стены в виде телевизионных экранов; мобильный телефон, придуманный профессором Фабером; робототехника - механический пес.)

        3. Слово жюри.

    Оглашение результатов игры.   Награждение победителя и интервью с ним.

     

        4. Обсуждение игры.

     Дается характеристика «событий» игры и их восприятие участниками. Может быть проведено как в устной, так и в письменной форме.

Список используемой литературы.

1. Брэдбери Р. 451° по Фаренгейту // Брэдбери Р. Марсианские хроники: Сб. М., 2002.

2. Щербитко А. В. Тема и образ книги в романе Р.Брэдбери «451° по Фаренгейту» // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки 2011 №4.

3. Гаков В. Побег из детства. Жизнь и книги Рэя Брэдбери // М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по литературе" В.Г.Распутин" Уроки французского": гуманистический пафос произведения".

План-конспект урока по литературе"В.Г.Распутин" Уроки французского":гуманистический пафос произведения"....

Конспект урока по литературе в 7 классе «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы. Его влияние на произведение «Задонщина».

Конспект урока по литературе в 7 классе. Задачи урока:Образовательные: систематизировать полученные в течение года сведения об изученных  произведениях;доказать влияние одного произведения н...

Конспект урока по литературе.Тема "Ребёнок на войне" (по произведению В.Катаева "Сын полка")

Конспект урока по внеклассному чтению в 5 классе.Тема урока «Ребёнок на войне» по произведению В.П.Катаева «Сын полка».Тип урока: урок-анализ.Цели:обучающие: развивать навыки выразительного чтения на ...

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века» 5класс

Данный конспект урока может быть предназначен для учителей, преподающих в 5 классах средней общеобразовательной школы. На уроке литературы учащиеся получат знания о русских поэтах и художниках 19 века...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...