Читательская конференция
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Урок можно использовать для внеклассного чтения в 7 классе. Проведен был давненько, но актуальности своей, как мне кажется, не потерял.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия № 24»

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЧТЕНИЯ

Читательская конференция

«Книга в кругу читателей»

(по пьесе А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»)

Учитель: Терентьева А.В.,

учитель русского языка и

литературы.

МАГАДАН 2007

План урока

        

Цель: Проанализировать восприятие одной и той же книги учащимися класса, обсудить основные проблемы и идеи произведения.

Оборудование: маленькая трагедия А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», карточки, доска, слайд-презентация.

Методы: комментированное чтение, диспут, собеседование.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Вступительное слово.

3. Чтение текста (сцена 2, сцена 1 монолог Сальери, сцена 1монолог Сальери, сцена 2 монолог Моцарта).

4. Работа с текстом, анализ, работа с карточками

5. Итоги урока

Оформление доски:

Одиннадцатое октября

Читательская конференция

«Книга в кругу читателей»

«Маленькие трагедии»  

«Моцарт и Сальери»                  

                           … А гений и злодейство -

Две вещи несовместные. Не правда ль?  

Ход урока:

1. Орг. момент (приветствие, объявление темы, целей урока)

2. Вступительное слово.

        Как часто мы недооцениваем себя, переоцениваем других. Испытываем чувство гордости или зависти. Обижаемся и обижаем. Но забываем порой, что все наши чувства и эмоции давно уже существуют в более совершенном мире – мире книги.

Сегодня нам предстоит отправиться в путешествие по замечательному по своей глубине и тонкому по своему психологизму произведению А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Пьеса  вошла в цикл «Маленькие трагедии» и занимает немаловажное значение в творчестве поэта.

В трагедии с изумительной психологической проникновенностью раскрываются характеры гениального Моцарта и талантливого Сальери, но не биографически достоверные, а обобщенные, художественно вымышленные. Проблема противостояния гения, всегда гуманного и честного, - злодею, коварному и беспринципному – основная в пьесе.

Теперь, чтобы нам было, что обсуждать, необходимо познакомиться с текстом.

3. Чтение текста. Давайте попытаемся в процессе чтения выяснить, на чем автор расставил акценты, что хотел донести до читателя.

        Чтение эпизода. Я предлагаю сначала прочитать по ролям эпизод, в котором представлены оба главных персонажа, чтобы уловить суть конфликта (чтение сцены 2 до слов «слушай же Сальери мой «Реквием» по ролям). Как вы считаете, в чем суть конфликта пьесы? Попробуйте оценить поступок Сальери. (Сальери отравил своего друга, предал его. Преступил нравственный закон дружеского отношения. Моцарт же одержим идеей создания глобального, великого произведения, заказанного ему черным человеком. Черный же человек, как тень, бродит за ним, предостерегая об опасности. Моцарт доверяет Сальери, не подозревает о коварстве, а потому по-детски наивен и откровенен).

        Можем ли мы осуждать Сальери? А известна ли нам внутренняя идея его поступка? Давайте попробуем разобраться (чтение монолога Сальери сцена 1 до слов «О Моцарт, Моцарт»). Давайте оценим ваши мнения на этот счет (Сложная и противоречивая натура Сальери, не лишенная некоторой одаренности борется с чувством зависти перед гениальностью Моцарта, он терзается своей посредственность по сравнению с великим другом, пытается бороться с чувством зависти, но та поглощает его, погружает во тьму, не давая вырвать крамольное чувство из сердца, а дерзкий план из мыслей. Изначально Сальери не подл и не коварен, рассказывая о своем детстве, он дает нам понять, что был искренен, трудолюбив, упорен, честен, не знал чувство зависти. Но все это он приобрел, осознав, что рядом  живут действительно талантливые и гениальные люди, на фоне которых он просто червь).

        Замечательно. В пьесе есть еще один монолог Сальери, давайте прочтем его (чтение монолога «…Жду тебя..»). Как вы оцените эти изъяснения композитора? (Сальери предпринимает все-таки шаг по устранению Моцарта. Оказывается, план вынашивался им долгое время. Но свой поступок он оправдывает тем, что освобождает мир от гения-искусителя, который только мгновенье в жизни, а после его исчезновения останется пустота и чувство вины. Чтобы этого избежать, такое божество нужно устранить, ему не место на бренной и скупой на похвалы и признательность земле)

        Обратили ли вы внимание, что большую часть текста занимает Сальери? Почему? (в основе конфликта пьесы душевные и нравственные муки Сальери, его безнравственный предательский поступок. Несмотря на то, что Моцарт  это мировое имя, но на фоне единиц великих всегда миллионы завистников и провокаторов. Так и в пьесе: Поступок или антипоступок Сальери перекрывает всю гениальность Моцарта, поэтому и акценты расставлены именно так). Верно. А есть ли в тексе монологи Моцарта? (да, небольшой монолог во второй сцене). (Чтение монолога Моцарта «Когда бы все так чувствовали…»). Какова роль этого монолога? Обратили ли вы внимание на то, что по сравнению с монологами Сальери он краток? (Монолог Моцарта – это размышления о гармонии, о совершенстве искусства, музыке и не совершенстве мира, а в соединении их получается равновесие. Ни к чему пространно размышлять, когда в небольшом монологе содержится глубокая мысль. Моцарта ни мучают угрызения совести, зависть и терзания. Он весь во власти искусства, счастлив и свободен от груза мыслей).

4. Работа с текстом, анализ, работа с карточками.

        Итак, текст прочитан. Уловили ли вы основную мысль? Что хотел сказать Пушкин? (гениальность настолько добра,  что не видит и не чувствует предательства, не хочет верить в него, не слышит голоса разума, подчиняется только чувствам. Никакие предостережения судьбы не могут изменить гипертрофированное чувство вселенского обожания)

        Какие эмоции вызвал у вас текст? Можете их прокомментировать? За что вы готовы осудить Сальери? Можете ли вы оправдать его поступок? Почему? Какие мысли вы можете сформулировать относительно такого поступка? В чем жертвенность Моцарта?

        Хорошо. Посмотрите на слова на слайде. Как вы определите их отношение к тексту (Предательство -  это поступок Сальери по отношению к Моцарту, которые считает его другом, более того равняет его по себе: «Два сына гармонии», «он гений, как ты да я»

Одержимость - чувство Сальери, который не может вынести нахождение рядом с ним величайшего музыканта и не останавливается даже перед убийством.

Зависть – чувство Сальери, который «разъял алгеброй гармонию», превратил искусство в инструмент, но не смог осознать свою безликость по сравнению с Моцартом, поэтому и не может признать и принять, а также гордиться своим великим другом.

Озлобленность – чувство, спровоцированное завистью, подстегнувшее к совершению убийства.

Оправдание - ищет своему поступку Сальери, желая выдать свой порыв за благое дело)

         Верно. А обратили ли вы внимание, что все слова относятся к Сальери? Составьте ряд слов характеризующих Моцарта (Гениальность, доброта, бескорыстие, душевность, доверие). Давайте выделим основные цитаты из текста, характеризующие персонажей (карточки). Определите, кому принадлежат фразы, и какое отношение они имеют к конфликту пьесы, как расширяют его.

        1. Ремесло поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник: перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху. (Отношение к искусству, не порыв души, а четкий набор действий)

        2.  Поверил я алгеброй гармонию. (Нарушил плавное течение душевных порывов, подчинив все воле и знанию, четкости и точности)

        3. Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля, мне не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит Алигьери. (болезненное отношение к дилетантству в искусстве)

        4. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь (признание гениальности композитора)

        5. Но божество мое проголодалось. (Ироничное отношение к своей гениальности, нет кичливости и бахвальства)

        6. Человек, одетый в черном, учтиво поклонившись, заказал мне «Реквием» и скрылся. (Предчувствие, предупреждение. Приближение мглы, готовой поглотить и отправить в вечность светлые мгновенья радости)

        7. Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! (если бы всем дано было понимать великую силу искусства, мир был бы иным).

        А теперь попробуйте передать свои мысли и размышления по поводу проблемы, поставленной в трагедии, обобщая услышанное.

5. Итоги урока

        Итак, мы с вами совершили увлекательное путешествие в мир одной книги, и, надеюсь, вы увидели, как увлекательно бывает иногда более внимательно всматриваться в страницы книги.

Карточки.

1. Ремесло поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник: перстам придал послушную, сухую беглость и верность уху. (Отношение к искусству, не порыв души, а четкий набор действий).

        2.  Поверил я алгеброй гармонию. (Нарушил плавное течение душевных порывов, подчинив все воле и знанию, четкости и точности).

        3. Мне не смешно, когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля, мне не смешно, когда фигляр презренный пародией бесчестит Алигьери. (болезненное отношение к дилетантству в искусстве).

 

        4. Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь (признание гениальности композитора).

        5. Но божество мое проголодалось. (Ироничное отношение к своей гениальности, нет кичливости и бахвальства).

        6. Человек, одетый в черном, учтиво поклонившись, заказал мне «Реквием» и скрылся. (Предчувствие, предупреждение. Приближение мглы, готовой поглотить и отправить в вечность светлые мгновенья радости).

        7. Когда бы все так чувствовали силу Гармонии! (если бы всем дано было понимать великую силу искусства, мир был бы иным)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Читательская конференция " Человек читающий..."

Читательская конференция для учащихся 8 класса...

Читательская конференция "Такие разные мамы"

На основе сопоставительного анализа рассказов Л. Петрушевской "Страна" и И. Полянской "Мама" учащиеся наблюдают о разных  отношениях матери к своей дочери....

Урок-читательская конференция по литературе в 11 классе

Вербич Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №535 г.Санкт-Петербурга      Урока-читательская конференция ( лит...

Читательская конференция по поэме свт.Иоасафа Белгородского "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными.."

Читательская конференция ориентирована на учащихся 8-10 классов. На конференции выступают учащиеся, которые делятся своими впечатлениями от прочитанного.Разговор ведется о проблеме добра и зла, доброд...

Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)

На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке".  Цель:  воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...

Читательская конференция по произведениям Т. Крюковой

Т. Крюкова - современный детский писатель. Она пишет для детей и о детях. Данная читательская конференция проводилась с учениками 5-7 классов. Её проведению предшествовала большая подготовительная раб...