Рабочая программа по литературе 5 класс
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе  программы по литературе для 5 –11 классов общеобразовательной школы (авторы – составители:Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 2009 г.) и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе. Для реализации задач литературного образования обучающихся в программу 5 класса включены вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие возрасту и уровню читательских интересов пятиклассников. С 5 класса вводятся  произведения определённых эстетических систем и периодов, что даёт возможность уже в седьмом классе ввести понятие литературного направления. Рассчитана на 2 часа в неделю,  70 часов - год.

Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Рабочая программа позволяет учитывает различный уровень литературной подготовки учащихся, способствует формированию ключевых и предметных компетенций, осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_literatura.docx52.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Черных Н.В..

Протокол № ___ от

«____»____________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МОУ СОШ № 16 г. Губкина

___________ Горшкова Е.А..

«____»____________2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 16              г. Губкина

__________Гаврилова Р.П..

Приказ № ___ от «___»____2012 г.

Рабочая программа

Мокроусовой Надежды Алексеевны

высшая квалификационная категория

по литературе

5 «Б» класс

базовый уровень

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

        Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе  программы по литературе для 5 –11 классов общеобразовательной школы (авторы – составители:Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев – 2009 г.) и федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе. Для реализации задач литературного образования обучающихся в программу 5 класса включены вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие возрасту и уровню читательских интересов пятиклассников. С 5 класса вводятся  произведения определённых эстетических систем и периодов, что даёт возможность уже в седьмом классе ввести понятие литературного направления. Рассчитана на 2 часа в неделю,  70 часов - год.

Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии, открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность.

Рабочая программа позволяет учитывает различный уровень литературной подготовки учащихся, способствует формированию ключевых и предметных компетенций, осуществляет межпредметные связи: русский язык – литература - история - музыка – ИЗО - МХК.

В данной рабочей программе детализируется и раскрывается содержание стандарта, определяется общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Рабочая программа по  литературе направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

  1. воспитание духовно – развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной литературы;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа произведений.

Программа решает основную задачу преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Требования к уровню подготовки учащихся 5  класса

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  1. - образную природу словесного искусства;
  2. - содержание изученных литературных произведений;
  3. - изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1.  воспринимать и анализировать художественный текст;
  2.  использовать воспитательный потенциал литературы как искусства;
  3.  анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея, основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов их взаимосвязи; роль портрета и пейзажа;
  4.  определять род и жанр литературного произведения; особенности   авторской речи и речи действующих лиц;
  5.  выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
  6. - объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
  7.  пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  8. писать изложения на основе произведений; сочинения по изученному произведению;
  9. - выразительно читать произведения или фрагменты,  в том числе выученные наизусть.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Домашнее задание

п

ф

Введение (1 час)

1.

1.

Книга – твой друг.

Лекция

Работа с учебником, лексическая работа

Составить вопросы к статье учебника

Из мифологии (3 часа)

2.

1.

Рассказ о мифе и мифологии.

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с героями мифов

Прочитать миф «Олимп»

3.

2.

Античный миф.  «Рождение Зевса». «Олимп».

самостоятельная работа учащихся

Знакомство с героями мифов, выявление источников, дающих представление о мифологии

Выписать имена героев мифа «Олимп»

4.

3.

Гомер «Одиссея»

урок ознакомления с новым материалом

Воспитание интереса к творчеству Гомера

Прочитать легенду об Одиссее

Из устного народного творчества (2 часа)

5.

1.

Загадки, пословицы, поговорки.

урок ознакомления с новым материалом

Выявление тематики и семантической структуры загадок. знакомство с  наиболее распространёнными видами загадок.

Задание по группам

1 группа – математические загадки

6.

2.

Бытовая сказка. «Чего на свете не бывает».

урок ознакомления с новым материалом

Выявить способности реальной действительности, нашедшей отражение в заведомо нереальных ситуациях бытовой сказки.

Прочитать сказку «Падчерица»

Басни народов мира (1 час)

7.

1.

Эзоп «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица», Лафонтен «Лисица и виноград»

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басни.

Прочитать статью учебника «Русские басни»

Из древнерусской литературы(1 час)

8.

1.

Из древнерусской литературы. Из «Повести временных лет»

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с произведением.

Пересказать «Повесть временных лет»

Русские басни  (5 часа)

9.

1.

Русская басня. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков «Ворона и Лиса».

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с биографией В. К. Тредиаковского, выявление морали, особенностей языка басни «Ворон и Лиса»

Прочитать статью учебника, посвящённую Сумарокову, подготовить рассказ о писателе и поэте.

10.

2

И.А.Крылов. Краткие сведения о писателе. «Ворона и Лисица», «Волк на псарне».

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с биографией И. А. Крылова, выявление особенностей языка басен.

Выучить басню «Демьянова уха»

11.

3

И.А.Крылов «Свинья под дубом», «Демьянова уха».

урок ознакомления с новым материалом

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня».

Выучить басню «Свинья под дубом»

12.

4

Русская басня ХХ века. С.В. Михалков «Грибы», «Зеркало».

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с биографией и творчеством С. Михалкова, выявление морали басен»Грибы», «зеркало»

Сочинить басню, использовав мораль или сюжет одной из изученных или прочитанных самостоятельно басен.

13.

5.

Сказки. «Царевна-лягушка». Вн.чт.

киноурок

Выявление основной идеи сказки

Прочитать сказку, нарисовать портреты героев сказки.

Из литературы XIX века  (25+2 р/р часов)

14.

1.

А.С.Пушкин. Краткие сведения о поэте. «Няне»

экскурсия

Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Воспитание интереса к личности А.. С. Пушкина

Выучить стихотворение наизусть

15.

2.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

киноурок

Выявление народной основы сказки А. С. Пушкина, развитие навыков выразительного чтения

Выучить наизусть фрагменты сказки

16.

3.

Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

урок закрепления изученного

Развитие навыков лексической работы, работы с иллюстрациями.

Подготовить выставку иллюстраций

17.

4.

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)

урок ознакомления с новым материалом

Выявление сказочных сюжетов, нашедших отношение в прологе, значения и роли сказочных реалий и персонажей.

18.

5.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога»

урок ознакомления с новым материалом

Выявление мотива одиночества, печали и тоски в описании зимней дороги, внутреннем монологе героя

Выучить наизусть стихотворение

19.

6.

А.С.Пушкин «Бесы»

урок ознакомления с новым материалом

Выявление художественных особенностей стихотворения

Выучить наизусть стихотворение.

Подготовиться к конкурсу чтецов.

20.

7.

Внеклассная работа: конкурс чтецов «Поэты XIX века о русской природе”

концерт

Формирование навыков выразительного чтения.

Сообщение о Лермонтове.

21.

8.

М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о поэте.  «Бородино». История создания стихотворения.

экскусия

Знакомство с некоторыми сведениями о детских годах М. Ю. Лермонтова, выявление фактов, оказавших влияние на становление личности поэта.

Прочитать статью учебника «М. Ю. Лермонтов»

22.

9.

Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова

лекция

Воссоздание атмосферы эпохи, выявление исторической основы произведения.

Выучить отрывок  стихотворения наизусть.

23.

10.

Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе писателя.

комбинированный

Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на становление творческой личности писателя.

Прочитать статью учебника, посвящённую Н. В. Гоголю.

24.

11.

«Ночь перед Рождеством». Образы и события повести.

комбинированный

Выявление исторической основы, фольклорных источников и мотивов повести; формирование представлений  об образе рассказчика.

Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести.

25.

12.

Отражение в повести «Ночь перед Рождеством» славянских преданий и легенд. Зло и добро в повести.

комбинированный

Выявление роли фантастических персонажей в произведении.

Прочитать рассказ Тургенева «Муму»

26.

13.

И.С.Тургенев. Детские впечатления писателя. Спасское - Лутовиново в биографии И.С. Тургенева

Виртуальная экскурсия

Знакомство с фактами биографии И. С. Тургенева

Художественный пересказ фрагмента.

27.

14.

«Муму». Тема рассказа. Центральные и второстепенные образы.

комбинированный

Сопоставление истинных и глубоких чувств Герасима с фальшивыми переживаниями барыни.

Подготовить пересказ эпизодов.

28.

15.

«Муму». Отношение автора к героям.

комбинированный

Обогащение представлений учащихся о нравственных качествах Герасима.

Анализ эпизода.

29.

16.

Стихотворения в прозе: «Воробей», «Русский язык» и их внутренняя связь с рассказом «Муму»

сочетание различных форм занятий

Выявление художественных идей стихотворений в прозе «Воробей», «Русский язык».

Выучить стихотворение в прозе «Русский язык».

КС30.

17.

Р./р. Классное сочинение по повести И.С.Тургенева.

Написать сочинение –анализ эпизода.

31.

18.

Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте.  Тема крестьянской жизни в произведениях поэта.

Виртуальная экскурсия

Знакомство с фактами биографии Н. А. Некрасова, оказавшими влияние на становление поэта.

Прочитать статью учебника о поэте.

32.

19.

«Крестьянские дети». Основная тема и способы её раскрытия

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с творческой историей стихотворения, выявление значения крестьянской темы в творчестве писателей и художников.

Составить цитатный план фрагмента стихотворения. Выучить отрывок наизусть.

33.

20.

«Тройка». «Забытая деревня». Народные страдания в изображении Н.А. Некрасова.

урок ознакомления с новым материалом

Выявление фольклорной основы произведения.

Прочитать статью «Строфа» в учебнике.

34.

13

Вн. ЧтД.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».

урок ознакомления с новым материалом

Прочитать рассказ Григоровича.

35.

16

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне

экскурсия

Знакомство с фактами биографии Л. Н. Толстого, связанными с историей рассказа «Кавказский пленник».

Прочитать статью учебника, посвящённую Л. Н. Толстому.

36.

23.

«Кавказский пленник». Тема рассказа. Творческая история.

киноурок

Знакомство с реалиями жизни горцев, выявление мотивов поступков героев.

Составить цитатный план 4-6 глав рассказа.

37.

24.

Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям рассказа.

урок обобщения и систематизации знаний

Воспитание гуманистического мировоззрения в ходе выявления художественной идеи рассказа.

Подготовить пересказ статьи учебника «Сюжет и фабула».

КС38.

25.

Р. /р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Написать сочинение.

39.

26.

А.П. Чехов. Краткие сведения о писателе.

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с фактами биографии , оказавшими влияние на формирование мировоззрения писателя.

Составить рассказ об А. П. Чехове.

40.

27.

«Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций.

комбинированный

Осмысление противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному «праву по совести».

Выполнить задание №4.

Из литературы XX века  (18часов)

41.

1.

И.А. Бунин. Краткие сведения о писателе. «Густой зелёный ельник у дороги...».

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с фактами биографии писателя.

Подготовить рассказ о детстве и юности И. А. Бунина.

42.

2.

Тема природы, второй план в стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги». Слияние человека с природой.

комбинированный

Выявление художественной идеи стихотворения.

Прочитать рассказ И. А. Бунина  «В деревне»

43.

3.

Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. «Петь-ка на даче». Основная тема рассказа

комбинированный

Знакомство с некоторыми фактами биографии Л. Н. Андреева, оказавшими влияние на процесс формирования мировоззрения.

Прочитать рассказ Л. Андреева «Петька на даче».

44.

4.

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе.

экскурсия

Знакомство с событиями детства А. И. Куприна

Прочитать рассказ А. И. Куприна «Золотой Петух»

45.

5.

«Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

комбинированный

Выявление художественной идеи рассказа, роли художественно – изобразительных средств в рассказе.

Составить устный отзыв – впечатление об услышанном или увиденном вами в удивительном мире природы.

46.

6.

А.А. Блок. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Летний вечер».

леция

Знакомство с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на формирование мировоззрения поэта.

Составить рассказ о детских годах А. Блока.

47.

7.

Полный месяц встал над лугом...»

комбинированный

Развитие навыков выразительного чтения

Выучить стихотворение наизусть.

48.

8.

С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте..

«Ты запой мне ту песню, что прежде...»

урок проверки   знаний и умений

Знакомство с некоторыми фактами  биографии С. А. Есенина

Выучить стихотворение наизусть.

49.

9.

«Поёт зима – аукает...» или «Нивы сжаты, рощи голы...» (на выбор). Единство человека и природы

урок проверки  знаний и умений

Выявить особенности мировосприятия поэта, поэтической манеры С. Есенина.

Выучить наизусть стихотворение.

50.

10.

А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе.

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с некоторыми фактами биографии А. П. Платонова. Воспитывать интерес к творчеству писателя.

Прочитать рассказ Платонова «Никита». Составить цитатный план рассказа.

51.

11.

А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребёнка.

комбинированный

Выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека.

Прочитать сказ Бажова «Малахитовая шкатулка»

52.

12.

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. «Каменный цветок»

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с некоторыми фактами биографии П. П. Бажова.

Прочитать статью учебника, посвящённую П. Бажову.

53.

13.

Человек труда в сказе П.П. Бажова «Каменный цветок»

комбинированный

Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренней силы.

Прочитать статью «В мире художественного слова П. П. Бажова».

54.

14.

Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника».

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с некоторыми фактами биографии  Н. Н. Носова.

Прочитать статью учебника, посвящённую Е. И. Носову.

55.

15.

Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Тема добра. Юмористическое и лирическое  в рассказе.

урок проверки и коррекции знаний и умений

Выявление художественной идеи рассказа.

Подготовиться к сочинению по произведениям писателей 20 века.

ДС

Р./ р.  Домашнее сочинение по произведениям писателей ХХ века.

Написать сочинение.

56.

16.

Вн.чт. Час поэзии. В. Боков «Поклон». Н. Рубцов «В осеннем лесу».Р. Гамзатов «Песня соловья».

урок проверки и коррекции знаний и умений

Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений В. Ф. Бокова, Н. Рубцова, Р. Гамзатова.

Прочитать рассказ В. И. Белова «Весенняя ночь».

57.

17.

Проза ХХ века о природе. В.И. Белов «Весенняя ночь».

комбинированный

Формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом.

Прочитать отрывок из повести В. Распутина.

58.

18.

«Проза XX века о родной природе». В.Г.Распутин «Век живи – век люби».

комбинированный

Развитие нравственно – эстетических представлений учащихся.

Прочитать статью, посвящённую творчеству Д. Дефо.

Из зарубежной литературы ( 11 часов + 1 р/р)

59.

1.

Д.  Дефо. «Робинзон Крузо».

киноурок

Знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо.

Художественный пересказ «Робинзон Крузо».

60.

2.

«Робинзон Крузо». Сюжетные линии, характеристика персонажей.

урок проверки и коррекции знаний и умений

Воспитание интереса к жизни и творчеству Д. Дефо.

Подготовить сообщение об Х. К.Андерсене.

61.

3.

Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе.

урок ознакомления с новым материалом

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя.

Составить вопросы к статье учебника.

62.

4.

«Соловей». Добро и зло в сказке.

урок ознакомления с новым материалом

Выявление художественной идеи сказки – утверждение величия подлинного искусства.

Заполнить правую часть таблицы.

63.

5.

Тема внешней и внутренней красоты в сказке «Соловей»

урок проверки и коррекции знаний и умений

Формирование нравственно – эстетических представлений учащихся.

Подготовить сообщение «Детские впечатления М. Твена».

64.

6.

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» . Автобиографические мотивы.

урок ознакомления с новым материалом

Выявление смысла противостояния красоты и поэзии свободного, чистого сознания.

Прочитать главы 7,8

65.

7.

«Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых

комбинированный

Выявление источников жизнерадостности, бурной энергии героя романа.

Подготовить сообщение о Ж. Рони.

66.

8.

Ж.  Рони - Старший. «Борьба за огонь».  Человек и природа.

комбинированный

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя

Прочитать статью в учебнике.

67.

9.

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише».

комбинированный

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя

Прочитать статью в учебнике о Дж. Лондоне.

68.

10.

А.Линдгрен. Краткие сведения о писателе. «Приключения Эмиля из Лённеберги».

комбинированный

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателя

Прочитать статью в учебнике о А. Лидгрен.

69. КС

11.

Р/р. Классное сочинение-отзыв о самостоятельно прочитанной книге.

70.

12.

Вн. чт. Итоговый  урок. Встреча в литературной гостиной  («Путешествие в мир книги»)

комбинированный

Ответить на вопросы викторины.

Содержание программы учебного предмета

Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерица».

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (развитие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотива сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Из древнерусской литературы

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

развитие речи: пересказ текстов древнерусской литератур.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Русская басня

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В. К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А. П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И. А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И. А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И. А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И. А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И. А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

Из литературы XIX века

А. С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А. С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке…». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А. С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесно рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А. С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А. С. Пушкина, вечер пушкинской сказки

Поэзия XIX века о родной природе

А. А. Фет. «Чудная картина…»

М. Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной… », «Весенние воды».

Е. А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И. З.Суриков. «В ночном ».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М. Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в

Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н. В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н. В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н. В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н. В. Гоголя ».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И. С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И. С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И. С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс) чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И. С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н. А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н. А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к события.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л. Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А. П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А. П. Чехова. Врач А. П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А. П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

Из литературы XX века

И. А. БУНИН

Детские годы И. А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И. А. Бунин Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ – пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л. Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А. И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А. А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом…»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С. А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима — аукает… », «Нивы сжаты, рощи голы… » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».

А. П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П. П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П. П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П. П. Бажова.

Н. Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника» :тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

Е. И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами р бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В. Ф. Боков. «Поклон »;

Н. М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В. И. Белов. «Весенняя ночь»;

В. Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).

Из зарубежной литературы

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х. К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Формы и средства контроля

Тема сочинения

1.

Р./р. Классное сочинение по повести И.С.Тургенева.

2.

Р. /р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

3.

Р/р. Классное сочинение-отзыв о самостоятельно прочитанной книге.

4.

 Р./ р.  Домашнее сочинение по произведениям писателей ХХ века.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы»авт-сост. Г.С.МеркинС.А.Зинин,В.А.Чалмаев - 2009.

2.Учебник «Литература 5 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин).В двух частях.-7-е изд.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2009.

3.Планирование и материалы к курсу «Литература 5 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.

4.Соловьёва Ф.Е. Литература 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. М.: ООО «ТИД» «Русское слово»,2008.

5. Литература Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Автор Г.С.Меркин, 2008 год

6. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 классы. Автор Е.Л.Демиденко

7. Тесты по литературе. Автор Г.Д.Чижов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....