Русская литература на рубеже 18-19вв.
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Боздунова Анна Михайловна

Представлены писатели - просветители 18-19вв. Презентация учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_literatura_na_rubezhe_18-19vv.docx16.39 КБ
Файл pisateli_-_prosvetiteli_18_veka.pptx761.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Русская литература на рубеже 18-19 вв.

Цель:1. Систематизировать знания о писателях и поэтах к.18в. -н.19в., показать

               своеобразие их творчества;

           2.показать значение творчества писателей-просветителей, роль поэтов в

               преобразовании  языка;

          3.проверить знание худ.  текста  и теории литературы.

Методические приемы: сообщение уч-ся, выразительное чтение, комментарии учителя,  инсценирование, презентация, работа в группах, работа с листом контроля.

Оборудование: тексты, выставка книг, тест, компьютер., листы контроля.

Ход урока: 1.Орг. момент

- Объявление темы, целей урока.

2.  Слово учителя: Сегодня наш  урок  посвящен писателям-просветителям к.18в.-н.19в.

Кто они такие?

Слайд №1

В историю европейской культуры 18 век вошел  как эпоха Просвещения, или век Разума. Это был век великих открытий и великих заблуждений.

Писатели-просветители сознавали, насколько несовершенно общество и порочен человек. Они приходят к выводу, что Человека надо просвещать, воспитывать.  Считали, что только  воспитание и нравственное совершенствование каждого приведет к  исправлению самого общества. Молодая в своем развитии культура России обретала самостоятельность.

Русская литература 18 века началась с классицизма, сентиментализма, романтизма.  

Страницу нашего урока открывает представитель классицизма - Ломоносов.  

3. Сообщение уч-ся. 

А).       М.В. Ломоносов. Слово о поэте.

-рассказ

-чтение наизусть «Гимн науке»

(На фоне слайдов о Ломоносове).

- Мы знаем, что Ломоносов был не только ученым,  но ещё и поэтом. Основной жанр его произведений – оды.

Беседа:1. Назовите главную заслугу Ломоносова в поэзии.   (реформа стихосложения)

2.Назовите главную заслугу Г.Р. Державина.

(главная его заслуга в том, что он первым дерзнул «истину царям с улыбкой говорить»)

Б.  Г.Р.Державин. Слово о поэте.

     -рассказ

   -выраз.чтение «Властителям и судиям»

   (на фоне слайдов)

Беседа: -1.Какая идея проходит через все произведения Державина ?

( идея правдивого, честного служения народу.)

Г)  И.А.Крылов. Слово о баснописце.

     -рассказ с презентацией

     -инсценировка басни «Демьянова уха»

    Викторина «Знатоки басен»:

Отгадайте, о каком герое басни  Крылова идет речь:

1.»Лето красное пропело»(стрекоза)

2.То к темю их прижмет, то на хвост нанижет» (мартышка)

3. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»(волк)

4. «От радости в зобу дыханье сперло» (ворона)

5. «Слушает да ест»(кот Васька)

6.  «Слона –то  я и не приметил»(любопытный)

7. «Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье»(соловей)

8.»Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»(соловей)

9.»Лишь были б желуди, ведь я от них жирею»(свинья)

         Беседа: 1. Какое литературное направление в переводе с французского означает    

                «чувствительный»?

В).  Н. М.Карамзин. Слово о писателе.

   -рассказ

   (на фоне слайдов)

Беседа: 1. Основателем какого журнала был Карамзин?

                     А кто его возглавит в 10-е годы  19в.?

                2. Представителем какого литературного направления был Карамзин?

                3. Назовите основные черты сентиментализма.

                4.А кто был представителем революционного романтизма?

Д) А.Н. Радищев. Слово о писателе.

  -рассказ

(на фоне презентации)

Беседа:  1.О ком сказал А.С.Пушкин «Сатиры смелый властелин»?

Е) Д.И.Фонвизин. Слово о писателе.

    -рассказ

   (на фоне презентации)

Беседа:  -1.Каких правил придерживались классицисты? (правил трех единств)

-инсценирование сцен из комедии «Недоросль»

Действие происходит в течение суток, в одном месте -в барской усадьбе.

Сцена 1:  Действие1. Явл.1.  В доме Простаковых.  

Г-жа Простакова, Митрофан, Тришка, г-н Простаков.

 Сцена2:  Действие1, явл.4 (Митрофан, г-жа Простакова, г-н Простаков)

 Основная тема комедии – тема воспитания и образования.

         Сцена 3. Д.4, явл.8

        Стародум интересуется:  чему обучил Митрофана немец…(Митрофан, г-жа      Простакова, Стародум)

              Итак, писатель мечтал о новом поколении просвещенных русских людей.

      2. Каковы результаты воспитания  г-ой  Простаковой?

      (ответ Стародума: «вот злонравия достойные плоды»)

        3. Работа в группах.

-Выполнение тестового задания:

  А. проверка знаний теории литературы

 Б. проверка знаний текста

  Итог урока.

 Д\з: Грибоедов, биография. Чтение комедии1 д.

          Мини-соч. «Мои впечатления о писателях-просветителях 18в.»  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Русская литература на рубеже 18-19 вв. учитель: МОУ Лебединская сош Боздунова А.М.

Слайд 2

Писатели - просветители 18 века

Слайд 3

Ломоносов Михайло Васильевич 1711 – 1765 1730г.- Славяно-греко-латинская академия 1736- Германия, Марбургский университет

Слайд 4

Ломоносов – поэт, ученый . Дерзайте ныне ободрены Раченьем вашем показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать .

Слайд 5

МГУ им. ЛОМОНОСОВА Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствиях не помеха. Науки пользуют везде, Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде.

Слайд 6

Гавриил Романович Державин 1743 -1816 Он первым дерзнул «истину царям с улыбкой говорить»

Слайд 7

Державин приблизил поэзию к жизни. Воспевал государственных деятелей : Екатерину2,Потемкина, Румянцева, Суворова Ушакова, Кутузова – это было их время.

Слайд 8

Стихи: «Памятник», «Властителям и судиям» И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слайд 9

Жизнь и творчество Крылова КРЫЛОВ И.А. Биография

Слайд 10

Детство Происходил из «обер-офицерских детей». Отец , закончивший тяжёлую полевую службу капитаном, в 1775г. вышел в отставку и поселился в Твери, где вскоре занял должность председателя губернского магистрата в чине коллежского советника. Мать К. не знала грамот, но была добра и умна от природы. Она составила, как вспоминает мемуаристка , план образования сына и следила за его занятиями. По одним сведениям, К. нигде, кроме как дома да семьи Львовых (вместе с их детьми),не учился. По другим же, он посещал Тверское училище . Так или иначе образование он получил скудное, но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. С детства он приучил себя к чтению и поглощал множество книг . Настойчивость, упорство принесли плоды: благодаря самообразованию будущий баснописец стал одним из самых просвещённых людей своего времени . Жизнь не баловала К., и каждый шаг к успеху давался ему не даром. В 1778 г. умер его отец , семья осталась совершенно необеспеченной . Десятилетнему мальчику пришлось поступить в губернский магистрат и переписывать бумаги. На его плечи ложится забота о пропитании матери и младшего брата , который с той поры стал называть его «тятенькой». В 1782 г. семья вся семья выехала в столицу.

Слайд 11

Взрослая жизнь К. ещё в Твери начал писать стихи. В 1783г. он сочинил комическую оперу в стихах « Кофейница»,которую попробовал издать. Владелец типографии купил её у К., но печатать не стал. У него К. встретился с известным актёром Дмитриевским , который ,по-видимому , ввёл юношу в театральный мир Петербурга и стал первым его взыскательным, но доброжелательным критиком. К. быстро перезнакомился с петербургскими драматургами и актёрами. Он одну за другой написал две трагедии(« Клеопатра» и «Филомела»). Не добившись успеха в жанре трагедии ,К . возвратился к комической опере и комедии. К. писал очень быстро. Со временем К. заметили в литературных делах и театральных кругах. Директор театров Соймонов пригласил молодого драматурга на службу в Горную экспедицию, которой управлял , и с мая 1787г. К. перешёл туда. У К. начало всё слаживаться, но тут неожиданно умирает его мать. Он ушел из этой экспедиции, и о публикациях («Инфанта из Заморы», 1788;»Американцы» 1788) и о постановке их на сцене нечего было и думать . К. решил испытать себя в журналистском поприще. В журнале «Утренние часы» он напечатал первые басни.

Слайд 12

Отечественная война 1812 г. вызвала в нём большой патриотический подъём, он откликнулся на неё знаменитыми баснями «Кот и Повар», «Ворона и Курица», «Волк на псарне»…В 1828 г. И в 1833г. он задумывал совершить путешествие по Европе, но оба раза поездки не состоялись. В 1838 г. торжественно и пышно сановный и литературный Петербург отпраздновал 50-летний творческой деятельности К. и 70-летние со дня его рождения. Выйдя в отставку, К. поменял и квартиру, перебравшись из столичной суеты на Васильевский остров. По сделанному им завещанию его друзья и знакомые после смерти вместе с извещением о похоронах получили экземпляры нового издания басен. Хоронило К. множество петербургского люду. В 1855 г.в Летнем саду К. воздвигли памятник работы скульптора Клодта . На это событие откликнулась литературная общественность. Последние годы жизни

Слайд 13

Творчество Крылова В 1783г. Комическая опера «Кофейница».трагедии «Клеопатра»(1785), «Филомела»(1786). В 1786 сочинил две комедии «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей». Комедия «Проказники»(1787). Басни: «Ворона и Лисица» , «Обезьяны», «Мартышка и очки», «Собачья дружба», «Волк на псарне», «Стрекоза и муравей», «Кот и повар», «Квартет» , «Лебедь , Щука и Рак», «Демьянова уха»...

Слайд 14

Николай Михайлович Карамзин 1766 -1826 ПОЭТ, ПРОЗАИК. Литературный язык обогатил живой разговорной речью дворянских просвещенных кругов. Журнал «Вестник Европы» Автор «Истории Государства Российского» Сентиментализм

Слайд 15

Александр Николаевич Радищев 1749 – 1802 1762-Петербургский пажеский корпус Германия. Лейпциг.

Слайд 16

Дом-музей Радищева

Слайд 17

Радищевский музей

Слайд 18

1790 год Радищев – автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» 25 экземпляров Прочитав «Путешествие..», разгневанная императрица приказала разыскать и арестовать опасного сочинителя.

Слайд 19

Приговорен к смертной казни 8 августа он был присужден к смертной казни, которая указом 4 октября была ему заменена десятилетней ссылкой в Илимск (Сибирь). Из ссылки Радищев был возвращен в 1797 Павлом I, но восстановлен в правах он был лишь Александром I

Слайд 20

Денис Иванович ФОНВИЗИН 1745 -1792 «Сатиры смелый властелин» (А.С.Пушкин)

Слайд 21

Новая комедия “Недоросль” была завершена в 1781 году и в следующем 1782-м, после упорной борьбы, поставлена была Дмитриевским . Над комедией Фонвизин начал работать в пору своей политической и творческой зрелости - после возвращению осенью 1778 года из Франции .

Слайд 22

Сцена из спектакля Образы Стародума и Правдина исторически и социально верны. Это не литературные штампы, а живые персонажи, выхваченные из жизни характеры, передающие обаятельный облик дворянских просветителей с их патриотической ревностью к “возлюбленному отечеству”, ненавистью к деспотизму и рабству, с сочувствием к крестьянскому состоянию.. Вот почему зрители “узнавали” прототипов Правдина и Стародума

Слайд 23

«Недоросль» Главная тема комедии – произвол помещичьей власти. Борьба дворянских просветителей с деспотическим правительством Екатерина II после разгрома пугачевского восстания и явилась второй темой “Недоросля”.

Слайд 24

“Недоросль ” - смешная, исполненная истинной веселости, обличительная комедия. Но то был смех карающий, смех, убивающий трусость и подлость, моральную низость дел и помыслов, ничтожество и преступность жизни Простаковых и Скотинина . Таковы сцены, раскрывающие материнскую любовь Простакововй , любовное соперничество Скотинина и Митрофана , мечты о семейном счастье Скотинина, обучение Митрофана наукам, экзамены .

Слайд 25

«…вот злонравия достойные плоды»

Слайд 26

Д/З: Сочинение-рассуждение «Мои впечатления о писателях 18века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные тенденции развития русской литературы на рубеже 19-20 веков.

Презнтация на основе материалов к учебнику А.Агеносова....

«Преподавание русской литературы рубежа ХХ – ХХI веков в современной школе»

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирования интеллекта и нравственных начал, учить их  использовать  получен...

Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Материал представлен в виде презентации. Он позволяет  обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ....

«Хочу говорить по-русски» - проект в МДЦ «Артек», для иностранных студентов изучающих русский язык за рубежом.

В рамках реализации Программы развития Международного детского центра «Артек» при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации,  учителя иностранных языков и истории школы ...