Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Брехнева Любовь Владимировна

Рабочая программа составлена по программе В.Я.Коровиной, рассчитана на 3 часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семёновская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и рекомендована                                                                      «Утверждаю»                                                             к утверждению на Педагогическом                                                   Директор:       Шичко Т.В.          

совете                                                                                                    Приказ от_____2012г  №___                                                                                                                                            (Протокол от_____2012г №___)          

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 9 класса

2012-2013 учебный год

Учитель II категории  

Брехнёва Любовь Владимировна

Стаж работы 10 лет

                                                                    с. Семеновка

2012

Пояснительная записка.

Основные цели, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  2. формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  3. развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  4. воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  5. воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010г №1439).

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов обязательного изучения предмета из расчёта 3 часа в неделю.

Обоснование выбора данной программы для составления рабочей программы:

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя

Цели и задачи курса отвечают требованиям стандарта: 

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа:

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на 105 часов, в том числе  4 часа отведено на развитие речи и 10 часов на внеклассное чтение. Также запланированы обобщающие уроки и уроки-зачёты после изучения разделов.

Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение  новых  знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, заседание клуба знатоков, семинар.

   Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференци-рованное  и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ. 

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Компетентностный подход тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредментных и предметных компетенций.

 Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

 Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.  Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщённые способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщённых способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое  внимание уделяется познавательной активности учащихся, мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методике деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.

   Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Виды и формы контроля:

Текущий, промежуточный, итоговый:

- письменный ответ на вопрос;

- зачёт;

- сочинение  на литературоведческую тему;

- тест;

                                 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

                                  Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

В/ч

Р/р

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

10

1

1

Из литературы XIX века.

54

4

4

Из литературы XX века.

27

2

Из зарубежной литературы.

11

4

ИТОГО

105

11

5

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. сопоставлять литературные произведения;
  6. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  7. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  8. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  9. владеть различными видами пересказа;
  10. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  11. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  12. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

                                              Литература и средства обучения

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004

Коровина В.Я., Забарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008

Литература для учителя

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  3. Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., Вера, 2002.
  4. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.
  5. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 9 класс. -  М.: Вако, 2007.
  6. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - Просвещение, 2006.
  7. Лайфман  И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк Альфа, 2003.
  8. Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
  9. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
  10. Турьянская Б.И.  Литература в   9 классе. Урок за уроком. -  Москва: Русское слово, 2002.
  11. Шадрина С.Б. Поурочные планы по литературе. 9 класс.- Волгоград: Учитель, 2006.
  12. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

Литература для учащихся

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.
  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
  3. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
  4. Козак О.Н. Литературные викторины в 9 классе. – С-Пб.: Знамя, 1998.
  5. Кондрашов В.Н.  Готовимся к ГИА по литературе.– М.: Просвещение, 2004.
  6. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  7. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  8. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  9. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:  Фактория, 2006.
  10. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
  11. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
  12. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
  13. Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

Электронные  пособия

  1. Диск «Хрестоматия школьника».
  2. Литература 5-11 классы. Редактор презентаций
  3. Хрестоматия школьника. Литература.
  4. Хрестоматия школьника по русской литературе
  5. Русская литература от Нестора до Маяковского
  6. Русская поэзия XVII-XX веков
  7. Библиотека школьника по литературе
  8. Русская драматургия от Сумарокова до Хармса

                               

                     

                       

                             Календарно-тематическое планирование курса

№/№

Дата

  Тема урока

Виды и формы контроля

Количество

часов

Введение (1 ч)

1

1.Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Опрос,

тест

1

Древнерусская литература (2 ч)

2

1.«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове….»


опрос,

практикум

1

3

2. Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов. Языка. Проблема авторства «Слова….».

опрос,

практикум, проверка групповой работы

1

Литература XVIII века (10 ч)

4

1.Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика  русской литературы  XVIII века. Особенности русского классицизма.

опрос,

практикум проверка исследования

1

5

2.М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихотворения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Опрос, проверка знаний уч-ся по теме урока

1

6

3. М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни  Императрицы Елисаветы Петровны 1747».

Опрос практикум проверка исследования

1

7

4. В/ч.Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике  Г.Р. Державина. Облечение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Проверка групповой работы, практикум

1

8

5. Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиция и новаторство в лирике Державина.

Опрос, проверка дом.зада-ния  

1

9

6. Н.А. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Опрос, проверка дом.зада-ния  

1

10

7. Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Опрос,  Проверка групповой работы

1

11

8. Н.М.Карамзин.Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза».Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Проверка выполнен-ного группой задания

Опрос практикум

1

12

9. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Опрос практикум проверка исследования

1

13

10.Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

сочинение

1

Литература XIX века (54 ч)

14

1.Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме.

семинар Проверка групповой работы  

1

15

2.Романтическая лирика начала  XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразительного в слове и чувстве.

Опрос, проверка дом. задания

1

16

3. В.А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Опрос

практикум

1

17

4.  А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Проверка подготов-ленных сообщений, конспек-тов

1

18

5.  А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.  Особенности композиции комедии.

опрос,

практикум, проверка групповой работы

1

19-20

6-7. Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»..

Проверка дом. задания,

умения анализировать

2

21-22

8-9.Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

опрос,

практикум, проверка групповой работы

2

23

10. Р/р.Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

Опрос, практикум

1

24

11. Р/р.И.А. Гончаров. «Миллион терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

Опрос, практикум

1

25

12.А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина.

Опрос, практикум

1

26

13.Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

Проверка групповой работы

1

27

14.Любовь как гармония душ в интимной лирике  А.С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…».Адресаты любовной лирики поэта.

Опрос, практикум

1

28

15.Тема поэта и поэзии в лирике  А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни.

Опрос, практикум 

1

29

16.Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

Урок контроля

1

30

17.В/ч.А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного.

Опрос, практикум

1

31

18.Роман  А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет.

Опрос, проверка конспектов (выборочно)

1

32

19.Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

Опрос фронталь-ный и индивидуальный

1

33

20.Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

Опрос, сообщениепровероч-ная работа

1

34

21.Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

Опрос фронталь-ный и индивидуальный 

1

35

22.Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

Опрос фронталь-ный и индивидуальный

1

36

23. Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

Семинар

1

37

24. Р/р.Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала XX века. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Проверить знание текста романа

1

38

25. В.ч. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сольери».Проблема «гения и злодейства».Два типа мировосприятия персонажей трагедии.

Провероч-ный тест,

Вовлечение в обсуж-дение трагедии

1

39

26. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночестве в лирике М.Ю.Лермонтова. «Парус», «И скучно и грустно…».

Проверка подготов-ленных сообщений, конспек-тов,умение слушать и понимать

1

40

27. Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк».

Опрос

1

41

28. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Проверка конспек-тов, опрос

1

42

29. Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер  лирического героя его поэзии.

Семинар

1

43

30.М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности.

Опрос

1

44

31.М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

Проверка знания текста произведения

1

45-46

32-33. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фатарист».

Проверка знания текста произведения

2

47

34.Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Проверка знания текста произведения

1

48

35.Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Проверка знания текста произведения

1

49

36.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

Семинар

1

50

37.К/р.Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

Провероч-ный тест

1

51

38.Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

Проверить подготов-ку уч-ся к уроку

1

52-53

39-40.Системы образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.

Опрос, практикум

2

54

41.Образ города в поэме «Мёртвые души».

Опрос, практикум

1

55

42.Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

Опрос, практикум

1

56-57

43-44.«Мёртвые души»-поэма о величии России. Мёртвые  и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мёртвые души». Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

Опрос, карточки

2

58

45.А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжет. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Опрос, фронталь-ная работа,

записи

1

59

46.Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

Опрос, проверка дом.зада-ния

1

60-61

47-48.Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира.

Проверка тезисов, опрос

2

62

49. Роль истории  Настеньки в повести «Белые ночи».Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

Опрос

1

63

50.В/ч. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление.

Проверка дом. задания, знание содержания глав

1

64

51.А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.

Провероч-ный тест

1

65

52.А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Проверочная работа. Проверка тетрадей

1

66

53.Р.р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы  XIX века? (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)

Урок развития речи

1

67

54.В/ч. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской    поэзии.    Развитие представления  о  жанрах лирических произведений.

практикум

1

Литература XX века (27 ч)

68

1.Русская  литература XX века: многообразие  жанров   и   направлений

Проверка тезисов, опрос

1

69

2.И. А.  Бунин. Слово о писателе.  «Темные аллеи».  История любви Надежды и Николая Алексеевича.  «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Вовлечение уч-ся в обсуждение рассказа

1

70

3.Мастерство   И.   А.   Бунина   в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

Опрос, практикум

1

71

4.М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

Опрос, проверка исследования

1

72

5.Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в 1повести

Опрос, практикум

1

73

6.М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

Опрос, проверка сообщений

1

74

7.Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

Опрос, практикум

1

75

8.А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

Опрос,

практикум, проверка групповой работы

1

76

9.Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

Опрос, практикум

тест

1

77

10.Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века

Урок контроля

1

78

11.Русская   поэзия   Серебряного века

Проверка выполнения проблемных заданий практикум

1

79

12.А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «О весна, без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен.

Опрос, практикум

тест

1

80

13. С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»

Опрос, практикум

тест

1

81

14. Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина

Опрос, практикум Проверка выполнения проблемных заданий

1

82-83

15-16.В. В. Маяковский. Слово о поэте.  «Послушайте!»  и другие стихотворения по выбору учителя.   Новаторство  поэзии Маяковского.    Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество.   Маяковский   о труде поэта

Опрос, практикум

тест

2

84

17.М. И. Цветаева.   Слово   о поэте. Стихи о поэзии, о любви,    о    жизни    и    смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы   больны   не   мной...»,   «С большою нежностью — потому...»,    «Откуда   такая    нежность?». Особенности поэтики Цветаевой

Опрос, практикум

1

85

18.Образ  Родины  в  лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи   о   Москве».   Традиции   и новаторство в творческих поисках поэта

Опрос, практикум

1

86

19.Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой,   любви   и   смерти   в лирике поэта. «Я не ищу гармонии  в  природе...»,  «Где-то в   поле   возле   Магадана...», «Можжевеловый  куст».  Философский характер лирики Заболоцкого

Проверка выполнен-ной работы в группах, Опрос, практикум

1

87

20.А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

Опрос, практикум

1

88

21.Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

  Опрос, практикум

1

89

22.Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных — тяжелый крест...». Философская глубина лирики Пастернака

Опрос, тест

проверка исследования

1

90

23.А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери»

Практикум  Проверка выполнения проблемных заданий

1

91

24.А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом» Проблемы и интонации стихов о войне.

Опрос, чтение и анализ стихотво-рений

1

92-93

25-26.В/ч.Песни и романсы на стихи русских поэтов Х1Х-ХХ веков. Н.Языков. «Пловец», В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»), Н. Некрасов. «Тройка», А. Вертинский. «Доченьки», Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»

Сообщения

2

94

27.Зачетное занятие по русской лирике XX века

Урок контроля

1

Зарубежная литература (11 ч)

95

1.Античная   лирика.  В/ч.  Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь   женщин...»,   «Нет,   не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум  в любовной лирике   поэта.    Пушкин   как переводчик Катулла («Мальчику»).  Гораций.  Слово о поэте.  «Я  воздвиг памятник...». Традиции оды Горация в русской поэзии

Практикум, проверка исследования

1

96-97

2-3.Данте   Алигьери.  Слово  о поэте.   «Божественная   комедия»   (фрагменты).   Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

Опрос,  проверка исследования

2

98-99

4-5.У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».   (Обзор   с   чтением отдельных   сцен.)   Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое   значение   героев Шекспира.  Одиночество Гамлета в  его  конфликте с  реальным  миром  «расшатавшегося века»

Опрос,  проверка исследования, проверка групповой работы

2

100

6. В/ч.  Трагизм    любви    Гамлета   и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный   образ  мировой  литературы

Опрос, обсуждение, проверка карточек

1

101-102

7-8.И. -В.   Гете.   Слово  о  поэте. «Фауст».   (Обзор   с   чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла,  Фауста и Мефистофеля.   Поиски   справедливости и смысла человеческой жизни

Опрос, обсуждение,  проверка исследования

2

103

9. В/ч.  Смысл сопоставления Фауста и   Вагнера.   Трагизм   любви Фауста   и   Гретхен.   Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

Опрос, обсуждение,  проверка исследования

1

104-105

10-11.Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения

тестирование

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....