Урок литературы в 6 классе "Гаргантюа в Париже" ( по роману Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль") с применением здоровьесберегающей технологии
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Боровская Елена Анатольевна

Урок "Гаргантюа в Париже " является вторым в системе уроков по изучению романа Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". В нём используются такие технологии, как здоровьесберегающая, проблемная, ИКТ, работа в группах, элементы технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе «Гаргантюа в Париже»

(по роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»)

Цель:

  1. дальнейшее знакомство с романом «Гаргантюа и Пантагрюэль»;
  2. обучение анализу художественного текста;
  3. развитие умений и навыков сопоставления отдельных эпизодов литературного произведения;
  4. воспитание правильного отношения к своему питанию и здоровью.

Технологии:

  1. Проблемного обучения
  2. Работа в группах
  3. Дифференцированного обучения
  4. Критического мышления
  5. ИКТ
  6. Здоровьесберегающая

    Оборудование:

  1. компьютер, проектор, экран;
  2. портрет Франсуа Рабле;
  3. фотография собора Парижской Богоматери;
  4. иллюстрации к роману, выполненные художником Гюставом Доре: «Гаргантюа в Париже», «Обед Гаргантюа».

Ход урока:

        I        Организационный момент.

II        Беседа по пройденному материалу:

        - Кто является главным героем романа Франсуа Рабле?

        - Кем был Гаргантюа? Почему ему дали такое имя?

- Какие эпизоды из детства Гаргантюа вам особенно запомнились и

  почему?

III        Словарная работа (слайд 1):

        Лангедок, Сорбонна, Нельская башня, кесарь, индульгенция, архидиакон,    

          капеллан, чётки,  пустынник,  алхимик.

IV        Аналитическая работа над главами III-IV.

        - С какой целью Гаргантюа вместе с новым учителем решились    

            отправиться в Париж?

        - Какой подарок получил Гаргантюа перед поездкой?

        - Найдите в тексте романа эпизод «Описание лошади Гаргантюа»,

            прочитайте его.

        - Что вас удивило?

        - Какие средства выразительности использовал автор при описании

            лошади? (гипербола, гротеск)

          - Как встретили парижане Гаргантюа?

        - Зачем Гаргантюа забрался на башню собора Парижской Богоматери?

        - Вы видели этот собор?

        - Посмотрите на фотографию собора и на иллюстрацию к роману

            художника Гюстава Доре. (слайд 2)

-  Какое впечатление производит на вас этот собор?

        - Сколько человек повалил Гаргантюа, дунув на парижан? Зачем?

        - Зачем Гаргантюа решил снять колокола с собора Парижской Богоматери?

          Как это его характеризует?

        - Кто такой метр Янотус? Что мы можем сказать о нём, судя по его речи?

        - Почему метр Янотус и его помощники до сих пор ходят грязными и

            сопливыми?

Физминутка

V        Аналитическая работа над главой V.

        1. Задания для самостоятельной работы ( класс делится на 4 группы )

                Для учащихся 1 и 2 групп:

                 Найдите в тексте романа материал о том, как Гаргантюа проводил  

                     день за днём до тех пор, пока за его воспитание и образование не

                     взялся Понократ:

                        а) питание;

                        б) занятия.

                Для учащихся 3 и 4 групп:

                Найдите в тексте романа материал о режиме дня Гаргантюа после

                    того, как его стал воспитывать и учить Понократ:

                        а) питание;

                        б) занятия.

        2. Заполнение таблицы  в тетради.

            3. Вопросы:

        - В какое время сначала просыпался Гаргантюа? Сразу ли он вставал?

        - Почему он причёсывался пятернёй?

        - Расскажите о занятиях Гаргантюа.

        - Соразмерны ли молитвенник и чётки герою?

        - Что больше всего любил делать Гаргантюа?

        - Что и сколько он обычно ел? Почему автор так подробно описывает меню

             Гаргантюа?

        - Можем ли мы назвать такое питание правильным?

        - К чему может привести такое питание?

        - Каким вы представляете Гаргантюа? Как бы вы его изобразили?

        - А вот каким представил его художник Гюстав Доре. (слайд 3)

          . Перед нами иллюстрация к роману «Обед Гаргантюа».

          Какие детали художник особо выделил в облике Гаргантюа?

          Найдите гиперболу, гротеск, антитезу.

        - Почему Понократ решил изменить режим дня Гаргантюа?

        - Чему научился Гаргантюа под руководством учителя Понократа?

           Нужно ли уметь всё это?

        - Можем ли мы назвать Гаргантюа способным учеником?

        - Из чего теперь состоят завтрак, обед и ужин Гаргантюа?

        - Почему за обедом весело беседовали и читали забавные истории?

Должна появиться приблизительно следующая запись:

(слайд 4)

                                 

Жизнь Гаргантюа в Париже

до того, как Понократ стал его учить

        с Понократом-учителем

1 Вставал в 8-9 часов.

2 Не причёсывался, не мылся.

3 Плотно завтракал жареными потрохами, ветчиной, говядиной и жирной похлёбкой.

4 В церкви слушал 26 или 30 обеден.

5 Полчаса учился.

6 За вторым завтраком съедал несколько дюжин окороков и колбас, сдабривая всё горчицей.

7 За обедом съедал вдоволь всякого мяса и похлёбок, пока не начинало пучить живот.

8 Заваливался на боковую.

9 Пил вино, сколько влезет.

10 Всё время заглядывал на кухню.

11 За ужином наедался жаркого до отвала.

12 Играл в кости.

13 Укладывался спать.  

1 Вставал в 4 часа.

2 Гулял.

3 Умывался, причёсывался.

4 Повторял вчерашние уроки.

5 Завтракал.

6 Играл в мяч, лапту, городки.

7 Скромно обедал, чтобы заморить червячка, весело беседовал и читал забавные истории.

8 Играл на музыкальных инструментах.

9 Повторял утренний урок.

10 Учился верховой езде.

11 Охотился.

12 Играл в мяч, боролся, прыгал, плавал, занимался гимнастикой.

13 В мастерских, на монетном дворе, на ткацкой фабрике знакомился с работой.

14 Иногда ходил в цирк или отдыхал за городом.

15 Дома растирался и переодевался.

16 Сытно ужинал.

17 Изучал звёздное небо.

18 Повторял уроки.

19 Укладывался спать.


        - Как вы считаете, какова роль правильного питания в жизни человека?

        - Какой режим дня лучше для Гаргантюа и почему?

        - Каким теперь вы представляете Гаргантюа?

VI        Домашнее задание:

        Чтение глав VI - XII; иллюстрации к главам III – V.        

        Составление вопросов к данным главам (уровень повышенный)

VII        Оценки.

VIII        Рефлексия.

Составьте синквейн об уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Данный материал - дополнительная информация для выступления на педсовете, методсовете...

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени" с применением приемов технологии развития критического мышления.

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени".Разработан урок с применением приемов технологии развития критического мышления(кластер, синквейн, составление телеграммы и др.) и техн...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в  коррекционной школе  III-IV вида для слепых и слабовидящих детей...

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах"

Статья посвящена одной из важных проблем современного общества – формированию здорового образа жизни учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе отражены некоторые  формы работ...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках литературы при подготовке обучающихся к ОГЭ по литературе

1. Здоровьесберегающая технология, как средство реализации ФГОС.2. Примеры использования технологии на уроках литературы в 9 классе приподготовке к ОГЭ.3. Результаты использования здоровьесберегающих ...

Методы коррекционной работы на уроках ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с применением здоровьесберегающих технологий

Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их ...