Главные вкладки

    Урок литературы в 6 классе "Гаргантюа в Париже" ( по роману Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль") с применением здоровьесберегающей технологии
    методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

    Боровская Елена Анатольевна

    Урок "Гаргантюа в Париже " является вторым в системе уроков по изучению романа Франсуа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". В нём используются такие технологии, как здоровьесберегающая, проблемная, ИКТ, работа в группах, элементы технологии критического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_v_6_klasse.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 6 классе «Гаргантюа в Париже»

    (по роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»)

    Цель:

    1. дальнейшее знакомство с романом «Гаргантюа и Пантагрюэль»;
    2. обучение анализу художественного текста;
    3. развитие умений и навыков сопоставления отдельных эпизодов литературного произведения;
    4. воспитание правильного отношения к своему питанию и здоровью.

    Технологии:

    1. Проблемного обучения
    2. Работа в группах
    3. Дифференцированного обучения
    4. Критического мышления
    5. ИКТ
    6. Здоровьесберегающая

        Оборудование:

    1. компьютер, проектор, экран;
    2. портрет Франсуа Рабле;
    3. фотография собора Парижской Богоматери;
    4. иллюстрации к роману, выполненные художником Гюставом Доре: «Гаргантюа в Париже», «Обед Гаргантюа».

    Ход урока:

            I        Организационный момент.

    II        Беседа по пройденному материалу:

            - Кто является главным героем романа Франсуа Рабле?

            - Кем был Гаргантюа? Почему ему дали такое имя?

    - Какие эпизоды из детства Гаргантюа вам особенно запомнились и

      почему?

    III        Словарная работа (слайд 1):

            Лангедок, Сорбонна, Нельская башня, кесарь, индульгенция, архидиакон,    

              капеллан, чётки,  пустынник,  алхимик.

    IV        Аналитическая работа над главами III-IV.

            - С какой целью Гаргантюа вместе с новым учителем решились    

                отправиться в Париж?

            - Какой подарок получил Гаргантюа перед поездкой?

            - Найдите в тексте романа эпизод «Описание лошади Гаргантюа»,

                прочитайте его.

            - Что вас удивило?

            - Какие средства выразительности использовал автор при описании

                лошади? (гипербола, гротеск)

              - Как встретили парижане Гаргантюа?

            - Зачем Гаргантюа забрался на башню собора Парижской Богоматери?

            - Вы видели этот собор?

            - Посмотрите на фотографию собора и на иллюстрацию к роману

                художника Гюстава Доре. (слайд 2)

    -  Какое впечатление производит на вас этот собор?

            - Сколько человек повалил Гаргантюа, дунув на парижан? Зачем?

            - Зачем Гаргантюа решил снять колокола с собора Парижской Богоматери?

              Как это его характеризует?

            - Кто такой метр Янотус? Что мы можем сказать о нём, судя по его речи?

            - Почему метр Янотус и его помощники до сих пор ходят грязными и

                сопливыми?

    Физминутка

    V        Аналитическая работа над главой V.

            1. Задания для самостоятельной работы ( класс делится на 4 группы )

                    Для учащихся 1 и 2 групп:

                     Найдите в тексте романа материал о том, как Гаргантюа проводил  

                         день за днём до тех пор, пока за его воспитание и образование не

                         взялся Понократ:

                            а) питание;

                            б) занятия.

                    Для учащихся 3 и 4 групп:

                    Найдите в тексте романа материал о режиме дня Гаргантюа после

                        того, как его стал воспитывать и учить Понократ:

                            а) питание;

                            б) занятия.

            2. Заполнение таблицы  в тетради.

                3. Вопросы:

            - В какое время сначала просыпался Гаргантюа? Сразу ли он вставал?

            - Почему он причёсывался пятернёй?

            - Расскажите о занятиях Гаргантюа.

            - Соразмерны ли молитвенник и чётки герою?

            - Что больше всего любил делать Гаргантюа?

            - Что и сколько он обычно ел? Почему автор так подробно описывает меню

                 Гаргантюа?

            - Можем ли мы назвать такое питание правильным?

            - К чему может привести такое питание?

            - Каким вы представляете Гаргантюа? Как бы вы его изобразили?

            - А вот каким представил его художник Гюстав Доре. (слайд 3)

              . Перед нами иллюстрация к роману «Обед Гаргантюа».

              Какие детали художник особо выделил в облике Гаргантюа?

              Найдите гиперболу, гротеск, антитезу.

            - Почему Понократ решил изменить режим дня Гаргантюа?

            - Чему научился Гаргантюа под руководством учителя Понократа?

               Нужно ли уметь всё это?

            - Можем ли мы назвать Гаргантюа способным учеником?

            - Из чего теперь состоят завтрак, обед и ужин Гаргантюа?

            - Почему за обедом весело беседовали и читали забавные истории?

    Должна появиться приблизительно следующая запись:

    (слайд 4)

                                     

    Жизнь Гаргантюа в Париже

    до того, как Понократ стал его учить

            с Понократом-учителем

    1 Вставал в 8-9 часов.

    2 Не причёсывался, не мылся.

    3 Плотно завтракал жареными потрохами, ветчиной, говядиной и жирной похлёбкой.

    4 В церкви слушал 26 или 30 обеден.

    5 Полчаса учился.

    6 За вторым завтраком съедал несколько дюжин окороков и колбас, сдабривая всё горчицей.

    7 За обедом съедал вдоволь всякого мяса и похлёбок, пока не начинало пучить живот.

    8 Заваливался на боковую.

    9 Пил вино, сколько влезет.

    10 Всё время заглядывал на кухню.

    11 За ужином наедался жаркого до отвала.

    12 Играл в кости.

    13 Укладывался спать.  

    1 Вставал в 4 часа.

    2 Гулял.

    3 Умывался, причёсывался.

    4 Повторял вчерашние уроки.

    5 Завтракал.

    6 Играл в мяч, лапту, городки.

    7 Скромно обедал, чтобы заморить червячка, весело беседовал и читал забавные истории.

    8 Играл на музыкальных инструментах.

    9 Повторял утренний урок.

    10 Учился верховой езде.

    11 Охотился.

    12 Играл в мяч, боролся, прыгал, плавал, занимался гимнастикой.

    13 В мастерских, на монетном дворе, на ткацкой фабрике знакомился с работой.

    14 Иногда ходил в цирк или отдыхал за городом.

    15 Дома растирался и переодевался.

    16 Сытно ужинал.

    17 Изучал звёздное небо.

    18 Повторял уроки.

    19 Укладывался спать.


            - Как вы считаете, какова роль правильного питания в жизни человека?

            - Какой режим дня лучше для Гаргантюа и почему?

            - Каким теперь вы представляете Гаргантюа?

    VI        Домашнее задание:

            Чтение глав VI - XII; иллюстрации к главам III – V.        

            Составление вопросов к данным главам (уровень повышенный)

    VII        Оценки.

    VIII        Рефлексия.

    Составьте синквейн об уроке


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

    Данный материал - дополнительная информация для выступления на педсовете, методсовете...

    Применение здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях по литературе Республики Коми

    Использование здоровьесберегающих технологий на учебных занятиях по литературе Республики Коми и их польза для формирования здоровья обучающихся...

    Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени" с применением приемов технологии развития критического мышления.

    Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени".Разработан урок с применением приемов технологии развития критического мышления(кластер, синквейн, составление телеграммы и др.) и техн...

    ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

    Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

    Практическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках технологии у девочек.

    В современном мире необходимо применять здоровьесберегающие технологии на уроках в школе....

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в коррекционной школе III-IV вида для слепых и слабовидящих детей

    Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в  коррекционной школе  III-IV вида для слепых и слабовидящих детей...