А.Грин "Алые паруса"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

урок-игра "Умники и умницы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grin_aleksandr.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Умники и умницы»
(для учащихся 8-х классов
)

А. Грин «Алые паруса»


    
Оформление класса: на доске лист бумаги с нарисованной картой вымышленной страны - Гринландии, с городами Зурбаган, ГелъГыо, Лисс, деревушкой Каперна и обложка книги, на которой нарисован корабль под парусом и надпись «Александр Грин «Алые паруса»
    
Вступительное слово учителя-ведущего: сегодняшняя наша встреча начинается с шума морского прибоя и криков чаек. Море - это символ света, простора и свободы. Скажешь «Море» - и в воображении сразу появляются морские пейзажи Айвазовского, удивительные морские приключения, описанные в книгах.
Поэтом моря считают писателя-романтика А.Грина. Он создал неповторимую страну грёз Гринландию. Прожил тяжёлую жизнь, терялся перед наглостью и пошлостью и населил свои книги смелыми, простодушными и добрыми людьми.
    
Правила игры: викторина состоит из трёх агонов («агон»-состязание, соревнование (в переводе с греческого), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определяет одного победителя за каждый правильный ответ агонист получает орден шёлкового умника. В случае, если агонист затрудняется ответить, ведущий обращается к «теоретикам» (из числа зрителей).
      Перед тем, как агонисты начнут соревноваться, ведущий произведёт между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее:
     1) Красная дорожка - самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить на два вопроса. Агонист не имеет права на ошибку
    2) Желтая дорожка- агонисту задаётся 3 вопроса, допустима одна неточность.
    З) Зеленая дорожка - её преимущество в том, что из 4-х заданных вопросов, можно ошибиться дважды.
    Судит состязание Высокий ареопаг.
    Итак, вперёд за звание «почётного «гриноведа».
Первый агон
Вопросы для Розыгрыша дорожек:
 
- Когда мальчик Саша Гриневский учился в гимназии, у него была кличка
. Но вы знаете, что клички часто даются по фамилии: Зайцев-заяц, волков - значит волк. А какое прозвище было у Саши Гриневского? (Грин).
    
- Какой поступок принял юный Грин, чтобы переломить угрюмую провинциальную жизнь в Вятке? Его предпринял и герой «Алых парусов» (Побег из дома).
    
- Карьера моряка у Грина не удалась. Он пробовал различные профессии: грузчика, рыбака, рабочего в пекарне. Есть сходство между юношескими биографиями Грина и других писателей: рано ушли из дома, бродяжничали, перепробовали множество профессий. А потом отразили свои жизненные университеты в книгах. Какие ещё писатели прошли такой жизненный путь? (Горький, Куприн).
Зеленая дорожка
    
1. Назовите болезнь, которая сразила жену Лонгрена Мери. Двустороннее воспаление лёгких.
     
2. В скольких верстах лежал Лисе от Каперны, куда Лонгрен изредка отпускал Ассоль даже одну, для того чтобы перехватить денег или снести товар? В четырёх.
     
З. Чёрный ящик. Двадцатилетняя кухарка Бетси и десятилетний Грей стали друзьями. Он рассказывал ей сказки и другие истории, а она набивала его карманы именно этим? Яблоки и пироги.
    
4. Сколько лет исполнилось Артуру Грею, когда его судьба привела в Лисс? 24(15+5+4) 
Желтая дорожка
   
1. Почему Меннерс не мог похвастаться даже коробкой спичек, купленной у него Лонгреном? Лонгрен товары и другие припасы покупал в городе.
  
2. Что сталось с имуществом пятнадцатилетнего юнги, в течение года плавающего на «Ансельме». Половину промотал на пирожном, отдавая дань прошлому, остальное проиграл в карты, для настоящего и будущего.
  
З. Чёрный ящик. Здесь лежит предмет, в котором, по мнению Грея, слышен шум вечной волны. Раковина.
Красная дорожка.
   
1. Как назывался корабль, который подобрал Меннерса, проведшего в открытом море 5 дней? «Лукреция»
    
2. Какой совет дал капитан Гоп Грею, сказан: «Начинается отделка щенка под капитана». Брось курить.
Второй агон
Вопросы для розыгрыша дорожек:
Морской язык очень сложен. Обычный человек говорит «ударил колокол», а на корабле говорят «склянки бьют». Или вот мы знаем, что Марсель - это город во Франции. А на морском языке марсель - это большой прямой парус, второй снизу. Но некоторые слова вам хорошо известны.
   - Как называется кухня на корабле?
Камбуз
  
- Как называется старший унтер-офицер, отвечающий за судовые работы и чистоту на корабле? Боцман
  
- Что такое аврал? Работа на корабле, е которой принимает участие вся команда.
  
- Что такое шабаш? Окончание вышеуказанной работы.
  
- А как называется подросток на корабле, готовящийся стать матросом? Юнга.
Зеленая дорожка
   
1. Ассоль молилась по-своему, оставаясь маленькой девочкой. Вспомните, что она дружелюбно лепетала утром, а что вечером? «Здравствуй, бог». «Прощай, бог»
  
2. Чёрный ящик. Ассоль имела обыкновение говорить с теми, кого понимала и видела. «Стряхни толстого пассажира», - посоветовала она колокольчику. Кто же назван толстым пассажиром? Большой жук
  
З. Кем поклялся Эгль, назван яхту с алыми парусами чем-то особенным? Гримами, Эзопом, Андерсеном
  
4. С чем сравнивал Артур Грей власть капитана над командой, который был в глазах подчинённых магическим знанием? С властью Орфея
Желтая дорожка
  
1. Какими игрушками, по мнению Лилиан Грей, забавлялся её 20- летний сын? Материки, океаны и корабли
  
2. Чёрный ящик. Именно об этом забыл Грей в то утро, когда он глухо затосковал. Это был 12-й день пребывания в Лисе? Прочитать газету
3. «Дивное художественное полотно!» - слова матроса Летики, побившего книжные выражения. По какому поводу были они сказаны? Когда он увидел, как Грей надевает на палец спящей девушки кольцо, любуется ею.
Красная дорожка
  
1. Кто был первым, кому Ассоль сказала: «Я скоро уеду. Наверное, уеду совсем». Угольщик Филипп
 
2. Что делала Ассоль, когда «Секрет» подплывал к Каперне, это мог бы увидеть Грей в подзорную трубу, если бы не ряд крыш? Читала книгу
Третий агон
Вопросы для розыгрыша дорожек:
    
 -        В 1906 году А.Грин, сбежав из сибирской ссылки в Петербург, пишет два рассказа, один из которых имеет такое же название как и басня И.А.Крылова? Слон и Моська
    
- Назовите художественный метод (направление), определяющий творчество А.Грина и, в частности, повесть «Алые паруса. Романтизм
   
- Кто является автором статьи «Жизнь Александра Грина», утверждающий, что «Грин - писатель, нужный нашему временю». К.Г.Паустовский
Зеленая дорожка
    
1. Автор утверждает, что в Ассоль были две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной, прекрасной неправильности. Одна была -дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки. А кто другая? другая - живое стихотворение, со всеми чудесами, его созвучий и образов, с тайной соседства слов.
   
2. Скрипач Циммер собрал оркестр из семи человек, играющих на инструментах: «тромбон, не играет, а палит, как из пушки. два безусых молодца - фанфары. Затем кларнет корнет-а-пистон и вторая скрипка».Назовите ещё один, хозяин которого назван главным в этом весёлом музыкальном ремесле. Барабан.
  
З. Чёрный ящик. Здесь лежит предмет, который должен был решить проблемы Мери, но, к сожалению, стал причиной её смертельной болезни. Обручальное кольцо.
  
4. Назовите цветы, которые извивались линиями прихотливо брошенных ожерелий в цветнике, прилегающем к дому, где родился Артур Грей? Тюльпаны.
Желтая дорожка
 
1. А.Грин пишет: «Имя Ассоль так однотонно, так странно, музыкально». А с чем он его сравнивает? «Как свист стрелы или шум морской раковины».
  
2. Сколько времени надо затратить, чтобы добраться из Каперны в Лисе и вернуться обратно, при условии скорой ходьбы? Не менее 3часов
 
З. Очень необычны метафоры и сравнения в повести «Алые паруса». Грей сказал: «Когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце моём счастья больше, чем у слона при виде небольшой булочки. Какую метафору использует автор при описании состояния Ассоль, её счастья при встрече с Греем? Счастье сидело в ней пушистым котёнком.
Красная дорожка.
  
1. «Грей неутомимо изучал замок, делая поразительные открытия». Где ему воспрещалось бывать? В кухне («в удивительном, полыхающем огнём очагов мире пара, копоти, шипения. . .
   2.Чем иногда заглушал свою тоску Грей, считая сей предмет страшно могучим; как масло вылитое в скачущий разрыв волн, смиряющий их бешенство, смягчающий раздражение чувств?
Табаком («мог выкурить подряд три трубки)
Финал
Розыгрыш дорожек:
   
Конкурс на лучшее исполнение стихотворений на тему «Море. Парус. Романтика». Зеленая дорожка
    
Портрет. Вы герой романтический. С детства живёте в особенном добром и прекрасном мире, который строите сами. Ваша активная позиция  борца за чудеса, доброжелательное отношение к людям - ваши отличительные черты. Артур Грей
   
1. Для чего вам, по предложению вашего помощника Пантена, понадобились алые паруса? «Лучший способ провезти контрабанду»
   
2. Два эпизода вашего детства связаны с картинами. Вспомните их. 1-я картина с изображением распятия Христа. 2-я картина в библиотеке с изображением корабля, вздымающегося на гребень морской волны.
   
З. В трактире Хина Меннерса вы сё узнали о девушке, приглянувшейся вам на морском берег и её отце. После чего вы не поверили ни одному его слову? «После того как вы увидели глаза Ассоль, рассеялась вся косность Меннерсова рассказа»
   
4. Какие слова были на обруче бочки, содержащей сто метров святого вина темнее     вишни, выпитого вашей командой за вас и Ассоль? «Меня выпьет грей, когда будет в раю (прадедушка Симеон Грей)

Желтая дорожка 
  
Портрет. Ваш портрет неточен, неопределён. У вас две главные черты - оригинальность и очарование. Вы не похожи ни на кого, у вас «крылатая душа», богатое воображение и любящее сердце, открытое хорошим людям. Ассоль.
   1. Сколько прошло лет с тех пор, как Эгль рассказал вам сказку об алых парусах? 7
    2. Кто, поздравляя капитана и желая ему счастья, назвал вас «лучшим грузом» и лучшим призом «Секрета»?
Летика
  
З. «Да будет мир пушистой твоей голове» - кто обратился к вам с таким положением? Эгль
Красная дорожка 
   
Портрет. После того как вы оставили службу на «Орионе, вы ведёте замкнутый образ жизни. Десять лет скитаний оставили в ваших руках очень немного денег. Вы стали работать, справлялись также сами
с домашними делами и терпеливо проходили не свойственное мужчине сложное искусство ращения девочки.
Лонгрен
  
1)Что вы отвечали дочери, когда её наивные попытки к сближению с детьми оканчивались горьким плачем и она спрашивала: «Скажи, почему нас не любят?» Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.
  
2) Почему вам было крайне трудно покинуть Ассоль даже на время? Чего вы боялись при поступлении вновь на корабль? Боялся воскресить прошлую боль. Возвращаясь, будет подходить к дому с горем мёртвого ожидания. Мери больше никогда не выйдет из дома
     
Заключительное слово ведущего: 
     Нужен ли современной молодёжи А.Грин? Этот вопрос можно считать риторическим.
    Обращаясь к вам, я говорю: «Читайте Грина! Ибо его книги помогут в главном: обрести веру, что человеку всё подвластно. И собственное будущее, и счастье близких ему людей».
    Книги А.Грина подарят вам море счастья, море надежды и море чуда.

 

 



 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".

Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....

«Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус»

Данным уроком можно  начать раздел изучения творчества М.Ю.Лермонтова в 6 классе. Он прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. ...

Викторина по феерии А.Грина "Алые паруса"

Викторина по феерии Александра Грина "Алые паруса" (вопросы и ответы)...

Конспект урока литературы в 6 классе на тему «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус»

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих...

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...