Методическая разработка урока литературы
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

Методическая разработка урока 

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ «ПЕТЯ РОСТОВ» ( ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА  «ВОЙНА И МИР»)  5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx178.55 КБ
Файл ltolstoy_voyna_i_mir.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:

5 – 6 класс

Методическая разработка урока литературы

«Лев Николаевич Толстой "Петя Ростов" (отрывок из романа "Война и мир")

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

г.о. Вичуга

Выполнил:

учитель русского языка и литературы Толокнова Марина Дмитриевна


Методическая разработка урока

  ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ «ПЕТЯ РОСТОВ»

( ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА  «ВОЙНА И МИР»)

 5-6 класс

Методический комментарий: Данное занятие может проводиться в 5-м классе на уроках литературы (Программа литературного образования (5–11 классы). Авторы: Т.Ф.Курдюмова, В.П. Полухина, В.Я. Коровина, И.С. Збарский, Е.С. Романичева.) в разделе «Героическое прошлое России» по следующей теме «Лев Николаевич Толстой "Петя Ростов" (отрывок из романа "Война и мир") Петя Ростов в партизанском отряде. Его первый бой и смерть.» ( 2 часа), а также по УМК «Вокруг тебя – мир…» для 5 класса на уроках внеклассного чтения в 5 и 6 классах; на тематических классных часах.

Гуманистический компонент  Даже на войне возможно проявление гуманности.

Гуманитарные идеи: человек всегда, даже во время войны, должен остаться гуманным, в том числе и в обращении с пленными.

  Тексты
          отрывки из романа Л. Толстого «Война и мир»

  Слова-фильтры занятия:
          • конфликт, вооруженный конфликт
          • военнопленный, защита
          • гуманность

  Примечание
      Текст может быть прочитан дома (летом, на каникулах, постепенно в течение учебного года)

  Цели:
          
общая – обсудить с учениками вопросы, связанные с гуманным отношением к военнопленным; помочь детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери в материальной и духовной сферах
          
частные – познакомить с фрагментами многопроблемного литературного произведения

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Презентация

Деятельность учителя

Учащиеся

1

Слайд 1

Работаем в интерактивном режиме

(Дублируется на обычной доске)

Учитель записывает на доске слово «ВОЙНА» 

Задание для учеников:  подберите  к этому слову ассоциации  (которые ученики  записывают на доске, располагая их вокруг ключевого слова).

 Запись на доске  остается до конца урока

2

  Подготовка к восприятию текста

Слайд 2

Вероятнее всего, среди этих ассоциаций не будет слов, связанных с понятием «гуманность».

Я предлагаю вам, ребята еще одну схему:

Что в нем вас поразило, заинтересовало?

(Вся  последующая работа на уроках будет направлена на то, чтобы ученики сделали «допуск» – и на войне есть возможность проявлять гуманность, истории известны обычаи, связанные с проявлением гуманного  отношения к безоружному врагу.)

Вопрос: кто из вас, ребята, знает такие истории?

3

Слайд 3

Работа с цитатами Л Толстого

Учитель читает цитаты:

1. «Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтобы она стала непоколебимым требованием честной совести»

2. «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра»

Как вы понимаете эти слова?

Ответы учащихся

4

Слайд 4

Эти строки принадлежат Льву Николаевичу Толстому

Что вы знаете об этом писателе?

Роман «Война и мир» был написан в 1869 году, но и сегодня его очень внимательно читают люди самых разных возрастов и национальностей. Подробно знакомиться мы будем с ним только в 10 классе, сегодня мы лишь прикоснемся к некоторым страницам романа и решим для себя: какими мыслями хотел поделиться с нами писатель и сумел ли он «достучаться до наших сердец»?

Ответы учащихся

5

Слайд 5

1812 год – время, о котором идет речь в романе.

Что вы знаете о нем? 

(Учитель говорит несколько слов о  самом романе, об основных героях, о семье Ростовых; о том, какое место на его страницах уделяется  войне 1812 года, о том, почему Петя Ростов оказался в отряде Денисова.)

Ответы учащихся

Война и дети

6

  Работа по тексту

Слайд 6

Какое впечатление произвела на вас первая встреча с Петей?

Задание: найдите и прочитайте описание внешности Пети

С.51

(Можно отметить карандашом)

Ученики обращают внимание на следующее: он старается незаметно подтянуть панталоны, «…как только  Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости…» и т.п.

Слайд 7

Беседа

Почему Петя решил остаться у Денисова?

Главное для него – не стремление отличиться – ему «…не нужны награды»,– а необыкновенно сильное и  постоянное желание быть в самом важном месте.

Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде Денисова?

Он был «в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям…». Это чувство распространяется  и на вещи, его окружающие: «изюм чудесный», «такие прекрасные вещи», «кофейник…чудесный» и т.п.

Каково душевное состояние Пети в эти дни?

Прослушать запись чтения отрывка текста МР3

Задание: найти слова Толстого, подчеркивающие и объясняющие возбужденное состояние мальчика

от «радости, что он большой», от «поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего  геройства…».

Что видит во сне Петя?

Каков смысл этого сна?

Как реальный мир вторгается в Петины сны?

Ответы учащихся по тексту

7

Слайд 8

Слайд 9

На страницах отрывков из романа вы встретились с еще одним мальчиком – сверстником Пети. 

  • Как выглядит маленький пленный француз-барабанщик?
  • Как к нему относятся в отряде Денисова?
  • После рассказа Тихона

Щербатого Петя «оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце».

Почему?

  • Как вам кажется, почему Петя считает возможным попросить, чтобы юного пленника позвали к  офицерскому столу?
  • Почему он сам вызывается

привести его?

  • О чем говорят читателю

такие детали:  Петя «робко и ласково» дотрагивался до руки пленника, говорил «нежным шепотом»?

Война и взрослые

8

Слайд 10

Кто из взрослых действует рядом с Петей на страницах романа в этом отрывке?
  Назовите их.

 Кого из них особенно выделяет писатель?

 Денисов, Долохов, Тихон Щербатый записываются на доске так,  чтобы под каждым из них можно было делать необходимые записи – результаты работы с  литературным материалом

Слайд 11

Задание: Найдите в тексте строчки, характеризующие Денисова, Долохова, Тихона Щербатого

Прочитайте их

Денисов: «исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо»; «весело блеснув глазами», «сердито покашливал», «одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая Чудотворца и в манере говорить, во всех приемах  выказывал особенность своего положения»…

Долохов: «много рассказов про необычайные храбрость и  жестокость… с французами», «имел вид самого чопорного гвардейского офицера»; «лицо его было чисто  выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой   фуражке»…

Тихон Щербатый: «изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло  самодовольным весельем»; «отвечал… хриплым, но певучим басом», «плоские, вывернутые в лаптях ноги»;  любит представлять в лицах то, что с ним произошло в разведке; «сияющая глупая улыбка, открывшая недостаток зуба»…

Посмотрите, какие разные люди оказались в одно и то же время в одном и том же месте.
      Что объединяет их?
      Как проявляют себя эти люди на войне?
      Как они сражаются?

Все они смелые, храбрые, хладнокровные воины.

В то же время между ними не всегда существуют дружеские отношения.
      Что является причиной несогласия, даже конфликта?

Особенно серьезные разногласия возникают между основными героями из-за их отношения к пленным

Как каждый из героев относится к пленным? 

Задание: Ученикам предлагается вспомнить, а при необходимости и перечитать или пересказать следующие  эпизоды:

  • рассказ Тихона Щербатого о взятии «языка»,
  • спор Долохова и Денисова об отношении к  пленным.

рассказ Тихона Щербатого о взятии «языка» - с.54

спор Долохова и Денисова об отношении к  пленным – с. 61

Слайд12

Обратитесь к сцене спора Денисова и Долохова.
      Какие основания каждый из спорящих находит для отстаивания своей позиции?
      Вы тоже невольные свидетели этого спора.
      Чья позиция вам ближе?
      Почему?
Обращаем  внимание учеников на то, что этот острый спор носит непримиримый характер, у его участников – серьезные разногласия: как обращаться с военнопленными. Такой спор может быть  назван конфликтом.

Запись в тетради определения слова «конфликт»

Конфликт – это острый спор, который носит непримиримый характер и вызывает у его участников серьезные разногласия.

      Задание: Подберите слова, которые могут определить позицию каждого из участников спора.
     

 Продолжите фразы:

Отношение к пленным у Денисова – … (какое?),

 а у Долохова – … (какое?)

Учитель:В синонимическом ряду к слову «человечный» есть слово «гуманный», то есть «человеколюбивый, человечный в поступках и отношениях».

Ученики могут дать такие пары определений: доброе – злое, хорошее – плохое, справедливое –  несправедливое и т.п.

 

Важно, чтобы ученики назвали также и пару «человечное – бесчеловечное». 

Как Петя относится к этим героям?

 Как вам кажется, чье отношение к пленным ему ближе?

Пете дважды становится «неловко»: в конце рассказа Тихона Щербатого, когда он «понял, что Тихон этот убил человека», и во время спора Денисова и Долохова

Слайд 13

Как Денисов и Долохов относятся к Пете?

Для Денисова Петя частичка мирной жизни, память о дорогих людях. Денисов старается уберечь Петю от  напрасного риска, который неизбежен на войне: «совсем и тебе не нужно ездить…», «а уж его я ни за что  не пущу»; «в волнении, в беспокойствии досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его»; просил «слушаться… и никуда не соваться» во время боя; «дрожащими руками повернул к себе  запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети»; «звуки, похожие на лай, с которыми  Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него». Долохову же Петя безразличен:  «отчего ж не взять» в опасную разведку «молоденького графчика».

Слайд 14

Задание: Обратитесь к заключительной сцене. Как вам кажется, о чем заставляют задуматься читателя следующие  строки: «– Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему  удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! –  крикнул он Денисову»? 

Каково значение сцены гибели Пети Ростова?

Смерть Пети для Долохова – лишь оправдание расправы с пленными французами.  Какие слова употребляют Долохов и Денисов, говоря о смерти Пети? («готов»/«убит».) 

9

Подведение итогов

Слайды 15, 16

Как вы думаете, почему и на войне необходимо следовать правилам, основанным на принципе  гуманности?

При подготовке к ответу на этот вопрос вы можете использовать приведенные ниже  высказывания:

"Только жизнь невозместима, кроме нее – все и вся".

                        Антон Рубинштейн
        (1829–1894, русский музыкант)

            "Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою".

           Еврипид  (около 480 до н.э. – 406 до н.э., древнегреческий драматург)

Высказывания учащихся (устные)

При обобщении ответов учеников учитель может обратить их внимание  на то, что правила, которые направлены на уменьшение страданий людей, основаны на принципах  человечности, гуманности.

10

Домашнее задание

      Напишите, о чем побудили задуматься вас страницы романа Л. Толстого?
      Какие из этих мыслей кажутся вам особенно важными сегодня?

11

Рефлексия

Учитель выдает самоклеющиеся листочки и просит учащихся оценить свою работу на уроке, нарисовав смайлик или написав три слова-оценки, после звонка при выходе из кабинета эти листочки наклеить на доску.

  

Использованные источники и ресурсы

1. Вокруг тебя – мир…: Методические рекомендации к книге для ученика. 5 класс. – М., 1999

2. Вокруг тебя – мир…: Книга для ученика, 5 класс. – М., 1999

3. http://edu.tomsk.ru/teacher_help/mir/5_class/III_razdel/Metod_rek_5-3.htm

5 класс  III раздел Методические рекомендации

4. http://www.staroeradio.ru/audio/21169

Толстой Л - Война и мир - Петя Ростов (фр.романа чит. Дм. Журавлев)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Я хочу, чтобы любовь к миру перестала быть робким стремлением народов, приходящих в ужас при виде бедствий войны, а чтобы она стала непоколебимым требованием честной совести» «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственнейшим выражением красоты и добра» Лев Николаевич Толстой

Слайд 4

Лев Николаевич Толстой Война и мир

Слайд 5

1812 год

Слайд 6

Петя Ростов

Слайд 7

Почему Петя решил остаться у Денисова? Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде? Какие качества характера Пети проявляются в этих эпизодах? Каково душевное состояние Пети в эти дни? Что видит во сне Петя? Каков смысл этого сна? Как реальный мир вторгается в Петины сны?

Слайд 8

Как выглядит этот мальчик? Как к нему относятся в отряде Денисова? После рассказа Тихона Щербатого Петя «оглянулся на пленного барабанщика, и что-то кольнуло его в сердце». Почему? Почему Петя считает возможным попросить, чтобы пленника позвали к офицерскому столу?

Слайд 9

Почему Петя сам вызывается привести его? О чем говорят такие детали: Петя «робко и ласково» дотрагивался до руки пленника, говорил «нежным шепотом»? Как вы думаете, что чувствовал маленький француз-барабанщик?

Слайд 10

Посмотрите, какие разные люди оказались рядом на этой войне. Что их объединяет?

Слайд 11

Денисов: «исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо»; «весело блеснув глазами», «сердито покашливал», «одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая Чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенност ь своего положения»… Долохов: «много рассказов про необычайные храбрость и жестокость… с французами», «имел вид самого чопорного гвардейского офицера»; «лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке»… Тихон Щербатый: «изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем»; «отвечал… хриплым, но певучим басом», «плоские, вывернутые в лаптях ноги»; любит представлять в лицах то, что с ним произошло в разведке; «сияющая глупая улыбка, открывшая недостаток зуба»…

Слайд 12

Как каждый из героев относится к пленным? Вспомните спор Денисова с Долоховым. Какие основания каждый из них находит для отстаивания своей позиции? Продолжи фразы: Отношение к пленным у Денисова - … (какое?) У Долохова - … (какое?)

Слайд 13

Как Петя относится к этим героям? Чье отношение к пленным ему ближе (Денисова или Долохова)? Как Денисов и Долохов относятся к Пете?

Слайд 14

О чем заставляют задуматься строки из заключительной сцены: « – Готов, - повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! Крикнул он Денисову»?

Слайд 15

Почему и на войне необходимо следовать правилам, основанным на принципе гуманности?

Слайд 16

Только жизнь невозместима, кроме нее – все и вся. Антон Рубинштейн (1829-1894, русский музыкант) Если ты ценишь свою жизнь, то помни, что и другие не меньше ценят свою. Еврипид (около 480 до н. э. – 406 до н. э., древнегреческий драматург)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...