Методическая разработка к уроку: "Чехов: путь к писателю"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Тема: Интерпретация художественного текста.

Технология «критического мышления»: чтение с остановками (рассказ А.П. Чехова «Без заглавия»).

Цель:  расширение читательских возможностей и предпочтений.

Задачи:

  1. вовлечение учащихся в творческий читательский процесс;
  2. развитие читательских умений: находить «ключевые слова»,  пересказывать, выразительно читать, интерпретировать, дискуссировать;
  3.  развитие умения сочинять по образцу, писать  сочинение-рассуждение.

Ход урока:

  1. Этап

Запись на доске:

 Тема: «Интерпретация художественного текста».

 Цель:  узнать автора текста, дать название,  закончить произведение.

 Читательские приемы: чтение «с остановками», нахождение «ключевых слов», пересказ и  выразительное чтение, использование приема  «дописать за автора», рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._chekhov.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Интерпретация художественного текста.

Технология «критического мышления»: чтение с остановками (рассказ А.П. Чехова «Без заглавия»).

Цель:  расширение читательских возможностей и предпочтений.

Задачи:

  1. вовлечение учащихся в творческий читательский процесс;
  2. развитие читательских умений: находить «ключевые слова»,  пересказывать, выразительно читать, интерпретировать, дискуссировать;
  3.  развитие умения сочинять по образцу, писать  сочинение-рассуждение.

Ход урока:

  1. Этап

Запись на доске:

 Тема: «Интерпретация художественного текста».

 Цель:  узнать автора текста, дать название,  закончить произведение.

 Читательские приемы: чтение «с остановками», нахождение «ключевых слов», пересказ и  выразительное чтение, использование приема  «дописать за автора», рефлексия.

 

  1. Этап

Учитель дает установку перед чтением отрывка (пересказать услышанный текст  как можно ближе к услышанному, предположить, что будет дальше). Читает первый фрагмент текста учитель (до прихода в монастырь горожанина).

После чтения идет внутренний пересказ каждым, затем пересказ в парах с уточнением опорных ключевых слов, необходимых для выразительного пересказа (слова записываются в тетрадь). Пример записи в тетради:

«ключевые слова»/сам

«ключевые слова»/товарищ

рефлексия

V век -  теперь


День походил на день, ночь на ночь


Чудный старик-настоятель


Власть его бывала безгранична


Славил бога, небо и землю


Им прискучивали весна, осень, пение птиц


Таланты старика-настоятеля, подобно хлебу, нужны были каждый день




Монахи, слушая его, чувствовали, как вдохновение сковывало их души


Его музыка, голос и стихи были для монахов источником постоянной радости

Проповедь и ее влияние на людей


Зависимость  от Учителя


 Истинная вера праведника и отречение от искушений  жизни учеников в монастыре

Затем в парах учащиеся предполагают, какие события развернутся дальше. Озвучивается один пересказ, одно предположение о дальнейших событиях с включением учащихся класса в оценивание услышанного.

   

 3 этап

Выдается следующий фрагмент текста (до «Монахи остались без музыки, без его речей и стихов»), который ученики читают «про себя», выписывая «ключевые слова» для выразительного пересказа, используют  «внутреннюю речь». После «внутреннего пересказа» работают в парах (четверках), корректируя «ключевые слова»,  и «озвучивают»  свои записи,  обосновывая  выбор.

                    4 этап 

Следующий фрагмент готовится для чтения вслух. Приемы работы повторяются (выбор «ключевых слов»,  чтение и пересказ «про себя», чтение вслух в группах, выбор наиболее выразительного чтения с обоснованием).

 Учитель  перед прочтением фрагмента ставит задачу: с помощью интонации передать собственную интерпретацию текста. В ходе подготовки для учащихся становится очевидной задача нахождения смыслов, определения времени создания текста, характеристика личности автора. Ведется микродискуссия по указанным задачам.

  1. Этап

Кульминацией урока является создание собственного текста, являющегося финалом произведения. Время ограничено 10-15 минутами, что дает понять учащимся размеры финального отрывка.

Ребята, работая в группах по шесть человек, выбирают наиболее удачный вариант (можно, используя сочинения группы, скорректировать его), который зачитывается на уроке, причем, те, кто озвучивает, находятся вне класса для чистоты «опыта», остается только один.  После прочтения ученик рефлексирует над сочинением, ему помогают члены группы обосновать финальный смысл.

  1. Этап

Финал рассказа зачитывается учителем. Наступает «момент истины»: подведение итогов сопровождается размышлением над сутью текста, жанром его, личностью автора, названием. Если не угадывается имя автора и название, то они сообщается учителем, после чего ребята пытаются расшифровать «любимую авторскую мысль», связанную с уточнением  самим Чеховым: от названия «Сказка» к названию «Без заглавия». Практически не вызовет сложностей определение жанра притчи данного текста.

  1. Этап

Домашним заданием может стать эссе: «В чем я вижу парадоксальность фразы притчи А.Чехова «Без заглавия»: «… первый раз в жизни, на старости лет, он увидел и понял, как могуч дьявол, как прекрасно зло и как слабы, малодушны и ничтожны люди»?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...

Методическая разработка классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"

Методическая разработка  классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Методическая разработка урока по теме: «Пути мирного разрешения конфликтов» “Practice of Peaceful Conflict Resolution”

Урок посвящен проблеме  мирного разрешения конфликтов в современном мире и формирование толерантности мышления....

Методическая разработка: квест-игра "На пути к победе!"

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г. Лузы Кировской области   Методическая разработка:квест-игра «На пути к победе!»...

Методическая разработка урока английского языка "Путями доброты"

Тема: «Путями доброты»Тип урока: комбинированный, урок с применением ИТЦель: создать условия для развития иноязычной компетенции учащихся по употреблению глагола «to be» в устн...