Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

miheeva olga

Рабочая программа  составлена в соответствии с ФК ГОС (2004г.), содержит пояснительную записку, содержание, учебно-тематическое и календарно-тематическое планирование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе ФК ГС 2004г. и с использованием программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом и в основном соответствует Госстандарту.
Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
      Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
      Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
       
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Исходя из этого программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, тема любви, патриотизма и др. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении.

Место предмета в учебном плане школы
По учебному плану школы для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в XI классе выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю). Из школьного компонента в 2012-2013 учебном году добавлен 1 час в неделю, что позволило включить в рабочую программу темы, не предусмотренные Стандартом:
1) Творчество Л.Андреева
2) Творчество И.Шмелева
3) Сатирическая литература начала ХХ века (А.Аверченко, Н.Тэффи)
4) И.Бабель. Цикл «Конармия»
5) А.Фадеев «Разгром»
Творчество этих писателей изучается обзорно. Обучающиеся должны иметь представление о творчестве этих писателей,  но в требования к уровню подготовки  они не включаются.
В итоге на изучение  в 11 классе предмета «Литература» выделено 136 учебных часов (4 часа в неделю)


Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса

В результате изучения литературы ученики  11 класса должны
знать/уметь
:
               чтение и восприятие

- прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям;
        чтение, истолкование и оценка 
- анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому;
- давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей;
- применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- знать основные  факты о жизни и творчестве
изучаемых писателей;
- объяснять связь произведений со временем написания и современностью;
- объяснять сходство и различие произведений разных писателей;
- соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений;

чтение и речевая деятельность
- владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
- пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции);
- анализировать эпизод изученного произведения;
- составлять планы, тезисы статей на литературную тему;
- писать сочинения на литературную тему разных жанров;
- выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Учебно-тематическое планирование по литературе

№ п\п

Название раздела, темы

Количество часов

1

Введение

2

2

Литература начала ХХ века

3

Писатели-реалисты начала ХХ века

23+4

4

И.А.Бунин  «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», лирика

8+1

5

А.И.Куприн «Гранатовый браслет»

3+1

6

Художественный мир Л.Н. Андреева

1

7

И.С.Шмелев

1

8

Сатирическая литература начала века

2

9

М.Горький «Старуха Изергиль», «На дне»

8+2

10

Серебряный век русской поэзии

9

11

Символизм. Поэзия В.Я.Брюсова

1

12

К.Д.Бальмонт

1

13

Андрей Белый(Б.Н.Бугаев)

1

14

Акмеизм

1

15

Н.С.Гумилев

3

16

Футуризм

1

17

Игорь Северянин (И.В.Лоторев)

1

18

А.А.Блок

6

19

Новокрестьянская поэзия

7

20

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

1

21

С.А.Есенин

6

22

Литература 20-х годов ХХ века

10+2

23

В.В.Маяковский

6

24

Литературный процесс 20-х годов XX века (Обзор)

1

25

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов

3

26

Литература 30-х годов ХХ века

28+5

27

Литература 30-х годов. (Обзор)

2

29

М.А.Булгаков

7+2

30

А. П. Платонов

2

31

А.А.Ахматова

4

32

М.И.Цветаева

3+1

33

О.Э.Мандельштам

2

34

М.А.Шолохов

7+2

35

Литература периода Великой Отечественной войны

4

36

Литература периода Великой Отечественной войны (обзор)

1

37

А.Т. Твардовский

3

38

Литература 50 – 90годов

23

39

Литература второй половины XX века(обзор)

2

40

Б.Л.Пастернак

4

41

А.И.Солженицын

3

42

В.Т. Шаламов

1

43

Н.М.Рубцов

1

44

Военная тема в литературе 50—90-х годов.

3

45

В.П.Астафьев «Царь-рыба»

2

46

В.Г.Распутин

2

47

И.А.Бродский

1

48

Б.Ш.Окуджава

1

49

«Городская» проза в современной литературе

1

50

Темы и проблемы современной драматургии

1

51

Из литературы народов России М. Карим

1

52

Литература к. ХХ – нач. ХХI века (обзор)

3+2

53

Из зарубежной литературы

5

54

Д. Б. Шоу

2

55

Т. С. Элиота.

1

56

Э. М. Хемингуэй

1

57

Э. М. Ремарк

1



                     

Содержание курса «Русская литература ХХ века»

Введение. Литературный  процесс рубежа веков (Лекция).        Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.

И. А. Бунин        Жизнь и творчество И.А.Бунина. Лирика  и проза И.Бунина. Бунин – реалист. Поэтический мир Бунина.         Философичность, лаконизм и изысканность лирики Бунина. «Крещенская ночь», «Собака» «Одиночество», «Вечер», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья»  и другие стихотворения.  Тонкий лиризм пейзажной лирики Бунина. Традиции русской классической поэзии в лирике
«Господин из Сан-Франциско».        Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа(особенности композиции, символические образы, эпизодические герои,  психологизм пейзажа). Проблема человека и цивилизации в рассказе.
«Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки»        Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы. Мотив увядания и запустения дворянских гнёзд. Предчувствие гибели  традиционного крестьянского уклада.
Рассказ И. Бунина Чистый понедельник»        . Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. Поэтичность женских образов  в рассказах Бунина. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А.И. Куприн.        Жизнь и творчество А. И. Куприна. Изображение мира природы и человека в повести «Олеся» (обзор) Толстовские традиции в прозе Куприна.  Художественный мир А.И. Куприна.
Рассказ Куприна «Гранатовый браслет»        Любовь как высшая ценность мира  в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение Веры Шеиной. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Сюжет и фабула эпического произведения (Теория литературы)

Л.Андреев.
 Основные этапы жизни и творчества писателя. Художественный мир Л.Андреева. Мировоззренческая позиция Андреева и своеобразие его художественного мира. «Иуда Искариот » (Обзор)

И.С. Шмелев.        Основные события жизни  и творчества И.Шмелёва. Своеобразие художественного мира И.С.Шмелева. (Обзор)

Сатирическая литература начала века.        Альманах  «Сатирикон» и его авторы. Традиции русской сатиры в произведениях А.Аверченко, Н.Тэффи, С.Чёрного (Обзор)

А. М. Горький. Жизнь и творчество М. Горького.        Познакомить учащихся с основными этапами биографии писателя и помочь им сформировать представление об особенностях мировоззрения Горького.
Ранние романтические рассказы Горького.         Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». Романтический пафос и суровая правда рассказов Горького. Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»
«На дне» как социально-философская драма        История создания и сценическая судьба пьесы. Смысл названия. Идейно-художественное своеобразие пьесы, ее социальная и нравственно-философская проблематика.. Атмосфера духовного разобщения людей.
Спор о правде и человеке в пьесе «На дне»        Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Роль Луки и Сатина в пьесе.
Публицистика Горького.        «Несвоевременные мысли» Горького.  Неоднозначность позиции автора по отношению к результатам революционного переворота.

Серебряный век русской поэзии.        Общая характеристика литературных течений начала  20 века.  Программные заявления представителей каждого течения. Основные принципы символизма, акмеизма, футуризма.

Русский символизм и его истоки. Поэзия В.Брюсова. В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова. Особенности поэтики Брюсова.
Своеобразие художественного мира
К.Д.Бальмонта.  Жизненный путь поэта. Идейно-художественное своеобразие поэтического мира Бальмонта. Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Основные темы и образы поэтического мира Ф.Сологуба. Познакомить со своеобразием художественного мира символистов на примере творческого наследия Ф.Сологуба.
Своеобразие символизма
А.Белого. Дать представление о личности и литературном творчестве поэта. Влияние философии Вл. Соловьёва на мировоззрение А.Белого. Особенности поэтики А.Белого.
Акмеизм. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Статья Н.Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Обзор раннего творчества Н.Гумилёва, С.Городецкого, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Кузмина и др.
Трагическая  судьба
Н.С.Гумилёва. Слово о поэте.  Познакомить с личностью поэта и особенностями его мировоззрения и творчества. Романтический герой лирики Н.Гумилёва. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования.

Футуризм как литературное направление.        Русские футуристы. Манифесты футуризма.  Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин и др.), кубофутуристы (Маяковский, Хлебников, Бурлюк и др.), «Центрифуга» (Пастернак, Асеев и др)
«Эгофутуризм»
И.Северянина. Личность и поэзия И.Северянина(И.В.Лотарев) Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Фантазия автора как сущность поэтического творчества.

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Основные этапы жизни поэта ,сформировавшие его личность и отразившиеся в его творчестве. Блок и символизм. Романтический мир раннего Блока.        Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации ранней лирики. Тема страшного мира в лирике А. Блока.         «Незнакомка», «О доблестях о подвиге, о славе», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. Тема Родины в лирике А. Блока        Образ России в поэзии А.Блока. «Россия», «На железной дороге» Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» («Река раскинулась…»)
Поэма «Двенадцать».        Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать». сложность ее художественного мира. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Новокрестьянская поэзия        
Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор) Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова и др. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады», «Я посвященный от народа»
С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути С.А.Есенина, истоками его жизненной трагедии и своеобразием его поэтического мира. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери». Тема России в лирике С. А. Есенина.        «Гой ты, Русь моя родная!..»,  «Я покинул родимый дом...», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Возвращение на родину» и др. Русь как главная тема всего творчества Есенина. Эволюция чувства к Родине в лирике поэта. Любовная тема в лирике С. А. Есенина.         «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» и др. Показать своеобразие любовной лирики поэта. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям. Философия мира и человека в поэзии С.Есенина.        Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Сорокоуст»

Литература 20-х годов ХХ века
В. В. Маяковский.
Жизнь и творчество, особенности  мировоззрения поэта и его трагических противоречия.
Ранняя лирика Маяковского        Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно» Образ лирического героя в ранних произведениях поэта. Футуристическое начало в поэзии Маяковского.  
Поэма «Облако в штанах». Мотивы трагического одиночества поэта. Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме Маяковского.  
Образ Родины в поэзии Маяковского.        Познакомить с развитием темы  в творчестве поэта. Пафос революционного переустройства мира. Образ «страны-подростка». Особенности любви поэта к Родине.
Сатирические произведения Маяковского.        Сатирический пафос лирики и драматургии. «Прозаседавшиеся» и др.
Тема любви в лирике Маяковского.        Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой»
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского.        Показать эволюцию поэтического мира. Взгляд Маяковского на роль поэта и его поэзии. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».
Сочинение по лирике А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского

Литературный процесс 20-х годов XX века (Обзор) Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов        Обзор русской литературы 20-х годов. Нравственные проблемы в романе А.Фадеева «Разгром». Взаимоотношения руководителя и масс в этом романе.      Тема Гражданской войны в цикле «Конармия» И.Бабеля. Своеобразие цикла.

Литература 30-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его признание в поэзии 30-х годов.
Тема русской истории в литературе 30-х годов

М. А. Булгаков.
 Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира писателя. М. А. Булгаков и театр. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных».
Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания, проблемы и герои романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов романа. Жанровое и композиционное своеобразие романа.
Три мира в романе «Мастер и Маргарита» многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. Переклички линий романа: ершалаимский мир, потусторонний мир, современный московский мир. Понтий Пилат и проблемы совести в романе.
Судьба творческой личности на страницах романа «Мастер и Маргарита» взгляды писателя на место художника и его творчество в обществе, сущность булгаковского афоризма: «Рукописи не горят».
Тема любви в романе «Мастер и Маргарита». Развитие любовной линии в романе и авторское отношение к понятиям красоты, любви , верности. Роман «Мастер и Маргарита» - апология  идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Сатирические страницы романа. Сатирические картины жизни московских обывателей; проанализировать приемы, используемые автором для создания сатирического обличения мещанской Москвы.

А. П.Платонов. Жизнь и творчество. Обзор творчества писателя. Эволюция взглядов А.Платонова; идейно-художественное своеобразие повести «Котлован» (Обзор)

А. А. Ахматова. Основные факты биографии Ахматовой, её творческий путь. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...» Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Приморский сонет» и другие стихотворения .
Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы .

М. И. Цветаева. Жизненный и творческий путь поэтессы, особенности её мировоззрения. Уникальность поэтического голоса Цветаевой.
Поэтический мир М.Цветаевой.  Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Попытка ревности», «Стихи к Пушкину». Тема Родины. «Тоска по Родине! Давно...», «Стихи о Москве». Своеобразие поэтического стиля.

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор). Идейно-художественное своеобразие лирики О.Мандельштама. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» и другие стихотворения.

М.А. Шолохов: судьба и творчество. Значение его произведений. Полемика вокруг авторства. Тема Гражданской войны в «Донских рассказах». Проблемы и герои романа «Тихий Дон»        История создания шолоховского эпоса. Герои эпопеи. Проблематика романа. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон».  Судьба Григория Мелехова        Образ главного героя.  Показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой целого народа. Трагедия народа в романе «Тихий Дон»
Женские судьбы в романе «Тихий Дон».        Образы Аксиньи, Натальи, Ильиничны, Дарьи, Дуняши. Утверждение Шолоховым вечных ценностей жизни: дом, труд, любовь.
Мастерство М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон»        Шолохов как мастер психологического портрета. Функции пейзажа в романе. Традиции Толстого в романе. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе.
Литература периода Великой Отечественной войны.(Обзор)        Состояние и развитие литературы военного периода, её роль в борьбе за независимость Родины. Поэзия, проза, драматургия.
А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество, личность Твардовского. Биографические истоки творчества, а также литературная и редакционная деятельность поэта. Поэма «Страна Муравия», другие поэмы Твардовского.
Лирика А. Т. Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» и другие стихотворения

Литература 50 -90 годов
Литература второй половины XX века (обзор).
Пути развития литературы во второй половине 20 века. Обзорно  творчество  знаковых поэтов. Поэзия 60-х годов .Новые темы,  идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский. Е.Евтушенко)

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество.        Философский характер лирики Б. Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Гамлет», «Зимняя ночь» и другие стихотворения
Роман «Доктор Живаго».        (Обзорное изучение с анализом фрагментов). Его проблематика и художественное своеобразие. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя – Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа.                                                                        

А. И. Солженицын. Жизнь и творчество, личность, творческое видение писателя.
Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
«Роман «Архипелаг Гулаг» (фрагменты). (Приказ Минобрнауки от 31 августа 2009 года № 320)

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество.(Обзор) Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция») Автобиографический характер прозы В. Шаламова. Понятие новелла. Психологизм художественной литературы

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице». Драматизм мироощущения поэта. Традиции Тютчева. Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Военная тема в литературе 50—90-х годов.        Новое осмысление темы  в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г.Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева. Правда о войне в повести Некрасова «В окопах Сталинграда»
Тема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников» К.Воробьёв «Это мы, Господи»
«Деревенская» проза в современной литературе. В.П. Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе  «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой».        Нравственные проблемы  в повести «Прощание с Матерой». Народ, его история, его земля в повести.

Поэзия И.Бродского. И. А. Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта. «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...») и другие стихотворения. Традиции русской классической поэзии в творчестве И.Бродского.

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Арбатский мир Б.Окуджавы.        Военные мотивы в лирике поэта. «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...». Искренность и глубина поэтических интонаций. «Когда мне невмочь пересилить беду...» Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

 Ю. В. Трифонов. «Городская» проза в современной литературе. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести Ю. В. Трифонова «Обмен». Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. 

А.В.Вампилов. Темы и проблемы современной драматургии         (А. Володин, А. Арбузов, В. Розов). Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы. Образ Зилова как художественное открытие А.Вампилова.

Из литературы народов России. М. Карим.        Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга.(Обзор). «Подует ветер — все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...». «Птиц выпускаю...». Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Психологизм лирики башкирского поэта.

Литература на современном этапе.        Общий обзор произведений последнего десятилетия. В.Белов, В.Пелевин, Л.Петрушевская, Т.Толстая и др. Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература.

Из зарубежной литературы.
Д. Б. Шоу.
«Пигмалион».         Духовно-нравственные проблемы пьесы Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблемы духовного потенциала личности и его реализация. Характеры главных героев. Открытый финал.

Стихотворения Т. С. Элиота. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения. Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войны. Средства создания комического

Э. М. Хемингуэй и его повесть «Старик и море». Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море». Повесть как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – старика Сантьяго. Самообладание и сила духа героя повести.

Э. М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Своеобразие художественного стиля писателя. Стремление героев романа найти своё место в жизни, опираясь на гуманистические ценности.


Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс (4часа в неделю)

урока

Тема урока

сроки

Требования к уровню подготовки

Введение

1

Россия рубежа XIX – XX веков. Историко-литературная ситуация.

3.09

Знать основные исторические события России в XX веке, основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века, многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп, направления философской мысли начала столетия.
Уметь давать характеристику литературного процесса начала XX века, соотносить исторические события и литературные явления; конспектировать лекцию учителя, составлять план; составлять  устные высказывания

2

Литературный  процесс нач. ХХ века

3.09

Литература начала века

Писатели-реалисты начала ХХ века (23+4)

3

Жизнь и творчество  И.А. Бунина

4.09

Знать основные факты жизни и творчества  И.А.Бунина.
Уметь составлять хронологическую таблицу на основе рассказа учителя и по материалам учебника

4

5

Поэтический мир Бунина.

Традиции русской поэзии в лирике Бунина

4.09

5.09

Знать особенности поэтического мира И.Бунина, видеть традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Понимать философичность, лаконизм и изысканность, тонкий лиризм лирики Бунина.
Уметь  пересказывать, выразительно читать наизусть, комментировать и анализировать стихи И.Бунина

6

Р.р. Обучение анализу стихотворения.
Анализ стихотворения «Забытый фонтан»

11.09

Знать план анализа стихотворения.
Понимать идейно-художественный замысел произведения, своеобразие лирических интонаций, композицию.
Уметь анализировать стихотворение «Забытый фонтан», находить художественно-изобразительные средства, объяснить состояние души лирической героини  

7


8

И. А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

Художественное своеобразие рассказа

11.09


12.09

Знать жанровые особенности рассказа, содержание рассказа,
поэтику рассказа (особенности композиции, символические образы, эпизодические герои,  психологизм пейзажа).
Понимать социально-философские обобщения писателя, причину обращения к проблеме человека и цивилизации в рассказе.
Уметь выявлять нравственные проблемы произведения, объяснять роль пейзажа, роль эпизодических образов (Лоренцо, абруцкие горцы) в рассказе

9

Рассказ И.Бунина «Антоновские яблоки»

12.09

Понимать психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы, мотив увядания и запустения дворянских гнёзд, предчувствие гибели  традиционного крестьянского уклада.
Уметь определять тему, основной идейный замысел автора, композицию произведения  

10


11

Тема любви в прозе И.А.Бунина


Психологизм бунинской прозы

18.09


18.09

Знать особенности темы любви в рассказах цикла «Темные аллеи»; содержание рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»,
Понимать своеобразие лирического повествования в прозе писателя, психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности», поэтичность женских образов  в рассказах Бунина.
Уметь выявлять своеобразие художественной манеры Бунина.

12

Художественный мир А.И.
Куприна.
 

19.09

Знать факты жизни и творчества А. И. Куприна; проблематику произведений, иметь представление об особенностях гуманистической позиции автора в его произведениях
Уметь видеть традиции русской психологической прозы в творчестве  Куприна.

13



14

Рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Любовь как высшая ценность

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет»

19.09



25.09

Знать понятия сюжет и фабула эпического произведения (из теории литературы), содержание рассказа, характеристики героев,
Понимать основную  мысль рассказа: любовь как высшая ценность мира,  трагичность истории любви Желткова и Веры Шеиной.
Уметь анализировать произведение выявлять его проблематику и поэтику

15

Р.р. Подготовка к сочинению по творчеству И.Бунина и А. Куприна  

25.09

Уметь составлять план, отбирать материал к сочинению, находить необходимые цитаты, писать вступление и заключение (по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна)

16

Художественный мир

Л. Н. Андреева. (Обзор)

26.09

Знать основные этапы жизни и творчества писателя.
Понимать мировоззренческую позицию Андреева и своеобразие его художественного мира.

17

Своеобразие художественного мира И.С.Шмелева.

26.09

Знать основные события жизни  и творчества И.Шмелёва.
Понимать особенность художественного мира  произведений Шмелева.

18


19

Сатирическая литература начала века.

Традиции русской сатиры в произведениях А.Аверченко

2.10


2.10

Иметь представление об истории альманаха  «Сатирикон» и его авторов: А.Аверченко, Н.Тэффи обзорно познакомиться с содержанием произведения А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции»
Понимать особенности сатирического освещения событий в произведениях;

Уметь  анализировать  произведения небольшой формы, находить признаки традиций русской сатиры в произведениях А.Аверченко

20

Жизнь и творчество М. Горького.

3.10

Знать  основные этапы биографии писателя, условия формирования личности писателя, его произведения;  творчество
Понимать особенности  мировоззрения Горького; неоднозначность позиции автора по отношению к результатам революционного переворота
Уметь составлять хронологическую таблицу на основе рассказа учителя и по материалам учебника

21

22

Ранние романтические рассказы Горького.

Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»

3.10

9.10

 Знать народно-поэтические истоки романтической прозы писателя, содержание рассказа  «Старуха Изергиль»
Понимать романтический пафос и суровую правду рассказов Горького, проблематику и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»
Уметь давать сравнительную характеристику Данко и Ларры

23

24

«На дне» как социально-философская драма

Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне».  

9.10

10.10

Знать историю создания и сценическую судьбу пьесы, её содержание, проблематику и систему образов произведения.
Понимать смысл названия, идейно-художественное своеобразие пьесы, ее социальную и нравственно-философскую основу, смысл противопоставления образов Луки и Сатина, их роль в разрешении основного конфликта

Уметь анализировать драматургическое произведение. Показать веру автора в возможность духовного перерождения человека. Дать понятие о социалистическом реализме как новом методе, открытом Горьким..

25

Спор о правде и человеке в пьесе «На дне»

10.10

26

Лука и Сатин

16.10

27

Тема веры и безверия в пьесе «На дне»
Тест по творчеству Горького

16.10

28-29

Р.р.Сочинение по творчеству А.М.Горького

17.10

Уметь составлять письменное высказывание по определенной теме.

Серебряный век русской поэзии

30

Серебряный век русской поэзии.

23.10

Знать общую характеристику литературных течений начала  20 века, программные заявления представителей каждого течения, основные принципы символизма, акмеизма, футуризма, важнейшие биографические сведения о поэтах серебряного века; характерные особенности эпохи, отраженные в произведениях.

Уметь самостоятельно искать информацию в справочной литературе, представлять её в виде реферата или презентации

31

Символизм
Русский символизм и его истоки.

Поэзия В.Брюсова.

23.10

Знать основные факты биографии В. Я. Брюсова как основоположника русского символизма,  проблематику и стиль произведений В. Я. Брюсова, особенности поэтики Брюсова.
Уметь  анализировать произведение в единстве содержания и формы

32

Своеобразие художественного мира К.Д.Бальмонта.

24.10

Знать: жизненный путь поэта. Идейно-художественное своеобразие поэтического мира Бальмонта. Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Уметь анализировать произведения поэта в единстве формы и содержания

33

Основные темы и образы поэтического мира Ф.Сологуба.

24.10

Понимать  своеобразием художественного мира символистов на примере творческого наследия Ф.Сологуба. 
Уметь
 анализировать произведения поэта в единстве формы и содержания

. 34

Своеобразие символизма А.Белого

30.10

Знать основные черты личности и особенности  литературного творчестве поэта. Влияние философии  Вл. Соловьёва на мировоззрение А.Белого. Особенности поэтики А.Белого. 
Уметь анализировать стихи А.Белого с учетом его мировоззрения и мироощущения.

35

Акмеизм. Западноевропейские и отечественные истоки

.

30.10

Знать основные черты  поэтики, истоки акмеизма, краткую характеристику творчества поэтов-акмеистов: Н.Гумилёва, С.Городецкого, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Кузмина  

Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения единства содержания и средств художественной   выразительности.

36

37

38

Трагическая  судьба Н.С.Гумилёва


Особенности творчества Н.Гумилева

Романтический герой Н, Гумилева

31.10

31.10

13.11

Знать основные черты  личности поэта и особенности его мировоззрения и творчества, о романтическом герое и романтической традиции в его лирике; об экзотическом, фантастическом и прозаическом в поэзии Гумилева.

Уметь анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

39

Футуризм как литературное направление.

13.11

Знать особенности футуризма как литературного направления, манифесты футуризма; группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин и др.), кубофутуристы (Маяковский, В. Хлебников, Бурлюк и др.), «Центрифуга» (Пастернак, Асеев и др)
Понимать суть  отрицания литературных традиций, абсолютизации самоценного, «самовитого» слова, урбанизм поэзии будетлян.
Уметь конспектировать лекцию учителя.

40

«Эгофутуризм» И.Северянина

14.11

Знать основные черты личности и поэзии И.Северянина (И.В.Лотарев) Поиски новых поэтических форм в лирике И. Северянина. Фантазия автора как сущность поэтического творчества.
Уметь конспектировать лекцию учителя; анализировать поэтический текст; строить монологическое высказывание.

41

Обобщающий урок Творческие ндивидуальности «серебряного века»

14.11

Знать основные темы, проблемы изученных произведений.
Уметь сравнивать, анализировать произведения, оперировать знаниями по темам,  создание своего текста Групповой зачёт по поэзии «серебряного века»

А.Блок

42

Жизненный и творческий путь А.Блока.

20.11

Знать основные этапы жизни поэта ,сформировавшие его личность и отразившиеся в его творчестве. Блок и символизм.
Уметь составлять конспект лекции учителя

43

Романтический мир раннего Блока.

20.11

Знать темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». Понимать  музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации ранней лирики.
Уметь находить образы-символы в лирике А.Блока, анализировать стихии поэта, учитывая особенности его поэтики

44

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока.

21.11

 Понимать особенности стихов «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Фабрика», находить образы «страшного мира», понимать соотношение идеала и действительности  в художественном мире поэта
Уметь анализировать лирические произведения

45

Тема Родины в лирике А. Блока

21.11

Знать:  как создает поэт образ России в стихах: «Россия», «На железной дороге», исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» («Река раскинулась…») 
Уметь: анализировать текст лирического произведения, уметь определять особенности стиля

46

47

Поэма А. Блока «Двенадцать».

27.11

27.11

Знать: идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать». сложность ее художественного мира, символическое и конкретно-реалистическое в поэме, героев поэмы, сюжет, композиция. 
Понимать
авторскую позицию и способы ее выражения в поэме.
Уметь анализировать текст с точки зрения единства содержания и формы

Новокрестьянская поэзия

48

Новокрестьянская поэзия

28.11

Знать: художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии; духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова и др.  в творчестве Н.А.Клюева. Понимать суть художественных и идейно-нравственных аспектов полемики  новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Уметь анализировать стихи новокрестьянских поэтов (Н.А.Клюев и его стихи)

С.А.Есенин

49

Жизнь и творчество С. А. Есенина.

28.11

Знать основные этапы жизненного и творческого пути С.А.Есенина, истоки его жизненной трагедии и своеобразие его поэтического мира.
Понимать раннюю лирику. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»

50

Тема Родины и природы  в лирике С. А. Есенина.

4.12

Знать: Русь - главная тема всего творчества Есенина, видеть эволюцию чувства к Родине в лирике поэта, неразрывность понятий Родина и природа в творчестве С.Есенина
Уметь анализировать стихи Есенина

51

Любовная тема в лирике С. А. Есенина.

4.12

 Знать своеобразие любовной лирики поэта.
Понимать исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Уметь выразительно читать стихи, анализировать их

52

 Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы». Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ»

5.12

Знать содержание стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ»
Понимать
особенности есенинской поэтики, богатство поэтического языка, цветопись, сквозные образы
У
меть самостоятельно разъяснять смысл текста, соотносить личностное отношение к тексту с его объективным смыслом, аргументировать свою точку зрения

53

Философия мира и человека в поэзии С.Есенина

5.12

. Понимать тему быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина, трагизм восприятия гибели русской деревни.

Литература 20-х годов ХХ века

В.В. Маяковский

54


В. В. Маяковский. Жизнь и творчество.  

11.12

Знать жизненный и  творческий путь В.В.Маяковского, особенности  мировоззрения поэта и его трагических противоречиях.
Уметь конспектировать лекцию учителя, вычленять главное, составлять план

55

Ранняя лирика Маяковского

11.12

Знать особенности  ранней лирики поэта на примере стихов «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»;
Понимать образ лирического героя в ранних произведениях поэта, футуристическое начало в поэзии Маяковского.    

56

Поэма Маяковского «Облако в штанах».

12.12

Знать логику развития идеи произведения.

Уметь анализировать текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности

57

Образ Родины в поэзии Маяковского.

12.12

Знать особенности развития темы в творчестве поэта. пафос революционного переустройства мира, образ «страны-подростка», особенности любви поэта к Родине.

58

Сатирические произведения Маяковского.

18.12

Знать  особенности  сатирического пафоса лирики и драматургии на примере стихотворения «Прозаседавшиеся» и др.
Уметь  анализировать стихи с точки зрения единств а формы и содержания

59

Тема любви в лирике Маяковского.

18.12

Знать своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского, содержание стихов  «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский о любви в поэме «Облако в штанах»
Уметь анализировать стихи  Маяковского о любви.

60

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского.

19.12

Знать  взгляд Маяковского на роль поэта и его поэзии, Уметь видеть эволюцию поэтического мира Маяковского на примере стихов «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Маяковский об искусстве в поэме «Облако в штанах»

61

62

Р.р. Подготовка к сочинению Сочинение по лирике А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского

19.12

25.12

Знать особенности сочинения на литературную тему;
Уметь составлять план, отбирать материал в соответствии с выбранной темой, составлять законченный текст по теме

63

Литературный процесс 20-х годов XX века (Обзор)

25.12

Знать особенности   литературного процесса  20-х годов;  иметь целостное представление о развитии литературы в столь сложное и противоречивое время.
Уметь составлять конспект лекции, составлять план своего высказывания

64

65

66

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов
Нравственные проблемы в романе А.Фадеева «Разгром»
Тема Гражданской войны в цикле И. Бабеля  «Конармия»

26.12

26.12

15.01

Знать особенности изображения революции и Гражданской войны в литературе 20-х годов
 Иметь представление о произведениях, раскрывающих тему революции и гражданской войны, нравственные проблемы в романе А.Фадеева «Разгром» (взаимоотношения руководителя и масс в этом романе), Своеобразие и содержание цикла «Конармия» И.Бабеля. Уметь анализировать произведение с точки зрения единства формы и содержания

Литература 30-х годов

67

68

Литература 30-х годов. Обзор

15.01
16.01

Знать сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы
Уметь составлять план,  конспект

М. А. Булгаков

69

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество.

16.01

Знать  основные периоды жизни и творчества М. Булгакова;
Понимать своеобразие художественного мира писателя.
Уметь составлять хронологическую таблицу по лекции учителя

70

Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

22.01

Знать историю создания, проблемы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», систему образов, жанровое и композиционное своеобразие романа;
Уметь  анализировать образы героев романа, соотносить проблематику с жанрово-композиционным своеобразием

72

73

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат и проблема совести в романе «Мастер и Маргарита».

22.01

23.01

Знать многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового).  
Уметь находить примеры сочетания реальности и фантастики, уметь видеть переклички линий романа: ершалаимский мир, потусторонний мир, современный московский мир

74

Судьба творческой личности на страницах романа «Мастер и Маргарита»

23.01

Знать взгляды писателя на место художника и его творчества в обществе;
Понимать сущность булгаковского афоризма: «Рукописи не горят».

75

Тема любви в романе «Мастер и Маргарита».

29.01

Знать, что роман «Мастер и Маргарита» - апология  идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Уметь видеть развитие любовной линии в романе и находить  авторское отношение к понятиям красоты, любви, верности.

76

 Сатирические страницы романа

29.01

 Знать особенности сатирического изображения в булгаковской прозе
Уметь анализировать ключевые сцены, в которых автор представляет сатирические картины жизни московских обывателей; анализировать приемы, используемые автором для создания сатирического обличения мещанской Москвы.

77

78

Р.р.Подготовка к сочинению по роману М.Булгакова

Р.р.Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

30.01

30.01

Уметь отбирать материал на выбранную тему, систематизировать его; создавать свой текст

79

80

А. П. Платонов. Жизнь и творчество. 
Идейно-художественное своеобразие повести «Котлован»

5.02
5.02

Знать особенности творчества писателя, основные факты  жизни и творчества писателя, эволюцию взглядов А.Платонова;
Уметь определить идейно-художественное своеобразие повести «Котлован» (Обзор)

81

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество.

6.02

Знать основные факты биографии Ахматовой, этапы её творческого пути.
Уметь видеть художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. А. Ахматовой.

Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор Уроки внеклассного чтения

82

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой.

6.02

Знать особенности восприятия А.Ахматовой  темы Родины и судьбы поэта
Уметь анализировать лирические произведения в соответствии с формой и содержанием

83-84

Поэма А. А. Ахматовой «Реквием».

12.02
12.02

Знать особенности создания поэмы , тему трагедии народа и поэта, тему суда времени и исторической памяти, особенности жанра и композиции поэмы;
Уметь производить анализ поэмы, находить ключевые образы, средства выразительности , авторскую позицию

85

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество.

13.02

 Знать основные факты жизни и творчества поэтессы, особенности её мировоззрения.
Понимать уникальность поэтического голоса Цветаевой.

86

87

Поэтический мир М.Цветаевой.
Своеобразие поэтического стиля М.Цветаевой

13.02
19.02

Знать основные темы творчества, особенности темы поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой.
Уметь анализировать стихи М.Цветаевой, видеть своеобразие поэтического стиля.

88

Р.р. Сочинение по лирике А. А. Ахматовой и
М. И. Цветаевой

19.02

Знать творчество Ахматовой и Цветаевой (через сопоставление их поэтических систем).

Уметь проводить сопоставительный анализ поэтических систем

89

90

Идейно-художественное своеобразие лирики О.Мандельштама.

20.02

20.02

Знать основные факты жизни  и творчества поэта (обзор) культурологические истоки и музыкальную  природу эстетического переживания в лирике поэта.
Уметь видеть  трагический конфликт поэта и эпохи

91

М.А. Шолохов: судьба и творчество.

26.02

 Знать факты биографии и особенности личности  писателя; значение его произведений;

Уметь анализировать «Донские рассказы» с точки зрения изображения  Гражданской войны в  них

92-93

Роман М.Шолохова «Тихий Дон»
Проблемы и герои романа «Тихий Дон»

26.02

27.02

 Знать историю создания, сюжет, проблематику романа, Уметь анализировать сцены изображения уклада, быта, системы нравственных ценностей казачества, Гражданской войны в романе «Тихий Дон».

94-95

Судьба Григория Мелехова

27.02

5.03

Знать содержание страниц романа, показывающих главного героя, неизбежность его трагичности судьбы  и связь этой трагедии с судьбой народа;
У
меть анализировать страницы романа с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. 

96

Женские судьбы в романе «Тихий Дон»

5.03

Знать содержание эпизодов раскрывающих образы Аксиньи, Натальи, Ильиничны, Дарьи, Дуняши.
Уметь анализировать  художественный текст

97

Мастерство М. А. Шолохова в романе «Тихий Дон»

6.03

Знать особенности психологизма Шолохова как мастера психологического портрета, функции пейзажа, традиции Толстого в романе; художественное своеобразие шолоховского романа, художественное время и художественное пространство в романе.

98-99

Р.р. Сочинение по творчеству М.Шолохова

6.03

12.03

Литература периода Великой Отечественной войны.

100

Литература периода Великой Отечественной войны.(Обзор)

12.03

Знать авторов и содержание произведений Великой Отечественной войны, особенности развития поэзии, прозы, драматургии этого периода;
Уметь составлять конспект лекции, план высказывания, выделять главное

100

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество.

13.03

Знать основные факты биографии Твардовского тематику его лирики;  

Уметь анализировать стихи Твардовского

101-102

Лирика А. Т. Твардовского.

13.03

19.03

Знать проблематику произведений Твардовского, содержание, темы и идеи его лирики;  жанровые особенности и художественное своеобразие
Уметь конспектировать лекцию, анализировать стихи Домашнее сочинение - анализ стихотворения А.Т.Твардовского.

Литература 50 – 90 годов ХХ века

103-104

Литература второй половины XX века (обзор).

19.03

20.03

 Знать общую характеристику литературного процесса 2-ой пол. ХХ века, о влиянии «оттепели» 60-х гг. на развитие литературы.
Уметь конспектировать лекцию учителя.

105-

106

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество.

Лирика Б.Пастернака

20.03

2.04

Знать: биографию поэта,  разнообразие его дарований; его раннее творчество, поэтическую эволюцию, философский характер  лирики Пастернака.

 Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать поэтический текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. 

107

108

Человек, история и природа в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». 

Христианские мотивы в романе Пастернака «Доктор Живаго».

2.04

3.04

Знать историю создания романа, его проблематику и художественное своеобразие, его сюжет; значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака, образы-символы и сквозные мотивы в романе
Уметь анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности. (Обзорное изучение с анализом фрагментов)

109

А. И. Солженицын. Жизнь и творчество.

3.04

Знать основные факты биографии А.И.Солженицына, его произведения, понимать принципы творческого видения писателя.
Уметь конспектировать лекцию учителя , составлять презентацию

110

111

Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Роман «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты) 

9.04

9.04

Знать содержание повести, своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя, образ Ивана Денисовича Шухова.
Уметь анализировать произведение
Домашнее сочинение по произведениям А.И.Солженицына и Б.Л. Пастернака

112

В. Т. Шаламов и его творчество.

10.04

Знать основные факты жизни и творчества писателя, сложность его судьбы(обзор), проблематику и поэтику «Колымских рассказов» («На представку», «Сентенция»), автобиографический характер прозы В. Шаламова
Уметь анализировать произведение

113

Темы и мотивы лирики Н.Рубцова.

10.04

Знать основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие.
Уметь видеть в стихах драматизм мироощущения поэта, традиции Тютчева, Фета, Есенина в его поэзии

114

115

116

Военная тема в литературе 50—90-х годов.
Правда о войне в повести Некрасова «В окопах Сталинграда»
Тема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников» К.Воробьёв «Это мы, Господи»

16.04

16.04

Знать новое осмысление темы  в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г.Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева; содержание произведений.
Уметь собирать материал к выступлению на семинаре, перерабатывать, составлять свое высказывание, (Семинар); готовить реферат, презентацию, сообщение

117-118

 В.П.Астафьев «Царь-рыба»

17.04
17.04

Знать  особенности развития деревенской темы в прозе II пол. ХХ века, творчество В. П. Астафьева, проблемы  взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»,
Уметь конспектировать лекцию учителя, анализировать художественный текст с точки зрения содержания и средств художественной выразительности.

119-120

В. Г. Распутин «Прощание с Матерой».

23.04
23.04

Знать творчество В.П.Распутина, нравственные проблемы  в повести «Прощание с Матерой», народ, его история, его земля в повести.
Уметь анализировать прозаическое произведение

121

Поэзия И.Бродского.

24.04

Знать творчество И. А. Бродского, проблемно-тематический диапазон лирики поэта, её своеобразие,  традиции русской классической поэзии в его творчестве  
Уметь анализировать поэтический текст  в единстве формы и содержания.

122

Арбатский мир Б.Окуджавы.

24.04

Знать особенности «бардовской» поэзии 60-х годов; Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны, жанровое своеобразие песен Окуджавы, военные мотивы в лирике поэта.

Уметь анализировать поэтический текст, составлять презентацию с включением музыкальных отрывков

123

 «Городская» проза в современной литературе.

30.04

Знать творчество Ю. В.Трифонова (обзорно), «вечные» темы и нравственные проблемы (нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств) в повести «Обмен», смысл названия повести.
Уметь анализировать художественный текст.

124

Темы и проблемы современной драматургии

30.04

Знать особенности развития современной драматургии,  творчество  А.В.Вампилова Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы «Утиная охота» Уметь анализировать драматургическое произведение.

125

Из литературы народов России. М. Карим.

7.05

Знать творчество  башкирского поэта, прозаика, драматурга.(Обзор).
Уметь анализировать произведение с учетом идейно-художественного своеобразия( отражение вечного движения жизни).

Литература к. ХХ – начала ХХI века

126-127

Литература к. ХХ – начала ХХI века (обзор)

7.05

8.05

Знать основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «нереализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет, возвращенная литература.
Уметь готовить рефераты, презентации сообщения на литературную тему (В.Белов, В.Пелевин, Петрушевская, Т.Толстая и др. )                                                                    

128

Обобщение и повторение по теме «Русская литература ХХ века»

8.05

129-130

Контрольная работа по литературе 20 века.

14.05
14.05

Из зарубежной литературы.

131-132

Д. Б. Шоу. «Пигмалион».

15.05
15.05

  Знать основные тенденции развития зарубежной литературы ХХ века;  творчество Б.Шоу; содержание комедии «Пигмалион», характеры главных героев.
Уметь составлять конспект лекции учителя, готовить презентацию на литературную тему

133

Стихотворения Т. С. Элиота.

21.05

Знать особенности творчества поэта,  содержание его произведений; многообразие мыслей и настроений стихотворения.
Уметь выразительно читать поэтический текст, анализировать литературное произведение

134

Э. М. Хемингуэй и его повесть «Старик и море»

21.05

Знать особенности творчества Э.М.Хемингуэя, содержание и духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».
Уметь анализировать образ главного героя – старика Сантьяго, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

135

Э. М. Ремарк. «Три товарища».

22.05

Знать своеобразие художественного стиля писателя, основные темы и идеи произведения, его гуманистическую направленность;
У
меть анализировать и интерпретировать роман; выявлять авторскую позицию.

136

Проблемы и уроки литературы XX века

22.05

Знать Основные закономерности историко-литературного процесса;
Уметь
 соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни; готовить рефераты, презентации, сообщения

Литература:

Для учащихся
1. Русская литература ХХ века.  11 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: Просвещение, 2011 год
2. Литература: Справочные материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев и др. М.: Просвещение, 1989.

Для учителя:

1.Русская литература конца19 века-начала 20 века:- М.: Просвещение 1993

2.Тесты 9-11 классы: Учебно-методическое пособие для учителя / Авт.-сост. И, М. Михайлова.- 2-е изд.-М.: Дрофа, 1998.

3. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс: М.: ВАКО, 2003

4.Лазаренко Г.П. Русская литература. ХХ век. 11 кл.: Краткий курс.- М.: Дрофа, 1998.
5. Контрольные и проверочные работы по литературе 9-11 классы: Методическое пособие- М.: Дрофа, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....