Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме

Протасова Ирина Ивановна

Рабочая программа по литературе6 класс по программе Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_6_klass.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа №6

г.Видное

                                                                     Утверждаю

                                                                               Директор МБОУ

 Видновской СОШ №6:

                                                                                                         _____________/Протасова И.И./

                                                                                                         «___» ____________20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

 6 «А» класс  

(базовый уровень)

Составитель: Протасова Ирина Ивановна

учитель русского языка и литературы высшей категории

2012 г.

Пояснительная  записка

          Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • примерной программы основного общего образования по литературе и   программы  под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2009).
  • учебного плана МБОУ Видновской средней общеобразовательной школы № 6;
  • учебника – хрестоматии «Литература. 6 класс» начальный курс, учебник-хрестоматия в двух частях. Авторы: О.М. Хренова, М.А.Снежневская М., «Мнемозина» 2008 г., входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных  Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.  

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;  грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На первой ступени основного общего образования, в 5-6 классах, формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции. В этот период продолжается работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.

В 6 классе сквозной проблемой курса становится главный предмет изображения в литературе – человек. Соответственно предлагаются разделы – «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»; «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)».

Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности  по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане:  

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для общеобразовательный учебных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 385 часов.  В том числе: в 6 классе – 70 часов

Рабочая программа составлена из расчета 70 часов с опорой на школьный  базисный план, включая самостоятельное чтение, а также часы на развитие речи.

Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса  могут  использоваться система консультационной поддержки, индивидуальных занятий,  самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.  

В 6 классе предполагаются следующие формы контроля: устный ответ, работа в тетради, тестирование.  В течение учебного года обучающиеся пишут 6 сочинений (из них 3 аудиторных). Учёт достижений осуществляется на основе анализа тетрадей по литературе, а также их участия в творческой деятельности (олимпиады, конкурсы и т.п.)

                                   Учебно – тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Самостоятельное  чтение

ИКТ

Введение.

2

1

1. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

13

1

2

4

Устное народное творчество

3

1

1

Из литературы Древней Руси

3

1

Баллады

7

1

1

2

2. Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека

20

5

1

3

А.С.Пушкин

10

3

1

М.Ю.Лермонтов

5

1

2

Н.В.Гоголь

3

1

С.Т.Аксаков

2

1

3. «О дом отеческий! О, край, всегда любимый! Родные небеса!...»

(мотивы родной природы в русской лирике)

2

1

Страницы поэзии ( Толстой, Плещеев, Фет, Суриков)

2

1

4. Смешное в жизни и в литературе

5

1

1

1

А.П. Чехов

5

1

1

1

5. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом

(пора взросления)

28

5

2

1

В.Г.Короленко

5

1

А.Доде

1

Н.Д. Телешов

2

А.П.Платонов

3

1

1

Писатели о детях

М.М.Пришвин

4

1

Страницы поэзии

3

В.Г.Распутин

4

1

1

Сам.чтение Д.Олдридж

1

1

М.М.Зощенко

1

Ю.М.Нагибин

1

Н.М Рубцов

1

Итоговое занятие

2

70

14

6

9

        Содержание тем учебного курса

Введение

О главном в литературе. О книге.

1. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

Устное народное творчество

Былина. «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Вольга и Микула Селянинович».

Из литературы Древней Руси

Письменная литература древней Руси. Отрывки «Повесть временных лет», «Никита Кожемяка», «Евпатий Коловрат»

Баллады

Особенности балладного сюжете. Гёте «Лесной царь», Ф.Шиллер «Перчатка», А.Н.Майков «Емшан», А.К.Толстой «Канут»

2. Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека

Из литературы 19 века

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» Лирика: «Няне», «Зимнее утро» и др. по выбору учащихся , роман «Дубровский».

М.Ю.Лермонтов «Парус», «Три пальмы», Избранные произведения поэта

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».

С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня»                                                              

3. «О дом отеческий! О, край, всегда любимый! Родные небеса!...»

(мотивы родной природы в русской лирике)

Страницы поэзии «Земля родная» (А.К.Толстого, А.А.Фета, А.Н.Плещеев, И.З. Суриков)

4.Смешное в жизни и в литературе

А.П.Чехов  «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил», «Лошадиная Фамилия»

5.  Нравственная ответственность человека перед собой и обществом

(пора взросления)

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Н.Д.Телешов «Домой»

А.Доде   «Маленький шпион»         

А.П.Платонов «Песчаная учительница»

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Страницы поэзии И.А.Бунин, И.Северянин, А.Т.Твардовский

В.Г.Распутин «Уроки французского»

Д.Олдридж «Последний дюйм»

М.М.Зощенко «Маленький шпион»

Ю.М.Нагибин «Старая черепаха»

Страницы поэзии А.Яшин, А.В.Жигулин, Н.М.Рубцов

   

Контрольно – измерительные материалы

№1 Проверочная работа по теме: «Рифма и строфа»

№2 Контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

№3 Домашнее сочинение  - очерк «Однажды мне довелось увидеть»

№4 Контрольное сочинение – рассуждение «Мой любимый юмористический рассказ А.П.Чехова»

№5 Домашнее сочинение по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» -  «Путь Васи к добру»

№6 Контрольное сочинение – рассуждение «Какие качества больше всего ценит А.П.Платонов в человеке» ( по рассказам Платонова « Корова, «Песчаная учительница», «В прекрасном и яростном мире»)

№7 Контрольное изложение с элементами сочинения по сказке  - были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» - «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши»

№8 Домашнее сочинение «Главный герой рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского»

№9 Контрольное тестирование по литературе за курс 6 класса

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Введение

1

Человек как главный объект изображения в художественной литературе.

2

Р.Р.О книге и чтении. Отзыв на книгу.

Раздел 1 «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

Устное народное творчество. Былины.

3

О былине и её героях. О построении и языке былины                                

4

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли

5

Сам. Чт. «Вольга и Микула Селянинович»

Из литературы Древней Руси

6

Письменная литература Древней Руси

7

«Повесть временных лет». «Никита Кожемяка». Прославление патриотического подвига русских воинов

8

«Евпатий Коловрат». Лиризм повествования, сочувствие рязанцам          

Баллады

9

И.В.Гёте. «Лесной царь».  Р.Р.Особенности балладного сюжета                                                                                                

10

Ф.Шиллер «Перчатка». Лирико-романтическая окрашенность повествования                                                                                    

11

А.Н.Майков «Емшан». Картины природы                                                                                    

12

А.К.Толстой «Канут». Нравственный смысл баллад                                                                                                                                                                                

13

О рифме и строфе. Сочиняем балладу

14

Р.Р. Проверочная работа по теме: Рифма. Строфа» Исполнение баллады

15

Сам. чтение Анекдоты о ходже Насреддине

Тема 2 Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека

16

А.С.Пушкин. О поэте. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер песни                                                                                                                              

17

Р.Р.Как учить стихи наизусть. Чтение отрывка наизусть. «Няне»

18

«Зимнее утро» Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.

19

Р.Р.Избранные стихи: «Узник», «Цветок», «Осень».  Исполнение лирического произведения    

20

О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени.

21

Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын

22

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян

23

Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши

24

Мастерство Пушкина-прозаика. Подготовка к сочинению

25

Р.Р.Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»                                                    

26

М.Ю.Лермонтов «Парус». Обобщённый смысл стихотворения                

27

«Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром

28

Избранные произведения поэта.  Кавказ в лирике Лермонтова

29

Р.Р. Исполнение стихотворений М.Ю Лермонтова

30

О стихотворных размерах.

31

Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Сюжет                          

32

Сказочность повести. Поэтизация чистой, светлой любви                      

33

Сам. чт. «Ночь перед рождеством». Комический сюжет повести. Герои                                            

34

С.Т Аксаков «Очерк зимнего дня»                                                              

35

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению –очерку «Однажды мне довелось увидеть»

Раздел 3 « О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!...»

(Мотивы родной природы в русской лирике)

36

Страницы поэзии «Земля родная» Стихотворения А.К.Толстого, А.А.Фета

37

Р.Р. А.Н.Плещеев, И.З. Суриков. Учимся писать отзыв на стихотворение

Раздел 4 Смешное в жизни и в литературе

38

А.П.Чехов  о писателе. О смешном в художественном произведении «Толстый и тонкий».

39

Роль портрета, диалога в обрисовке героя   «Смерть чиновника», «Пересолил»                                

40

Приёмы создания комического эффекта  Сам.чтение «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Дорогая собака» и др.                                     

41

Викторина «Своя игра» по юмористическим рассказам Чехова

42

Р.Р. Сочинение – рассуждение «Мой любимый юмористический рассказ Чехова»

Раздел 5. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом.

43

В.Г.Короленко  Детство писателя, начало литературной деятельности. «Дети подземелья».

44

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

45

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.  

46

Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести.

47

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению «Путь Васи к добру»

48

А.Доде Сведения о жизни писателя. «Маленький шпион» Трагические последствия необдуманного поступка.

49

Н.Д.Телешов «Домой». Сюжет, герои  рассказа                                                    

50

Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения

Из литературы 20 века

51

А.П.Платонов. «Песчаная учительница».

Самоотверженность, доброта, отзывчивость героини          

52

Сам.чтение А.П. Платонов «Корова»

53

Р.р. Сочинение – рассуждение «Какие качества больше всего ценит А.П.Платонов в человеке»

Писатели о детях

54

М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Значение жанра. Сюжет, герои                                    

55

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши                        

56

Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча. 

57

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши»                                  

58

Страницы поэзии. И.А. Бунин, И.Северянин Весна в произведениях русских поэтов

59

А.Т.Твардовский, А.П.Мернижов. Р.Р.Исполнение лирического произведения

60

Литературная композиция «Строки, опаленные войной» (посв.9 мая 1945г.)

61

В.Г.Распутин страница биографии. «Уроки французского». Сюжет, герои                                

62

Отражение в рассказе трудностей послевоенного времени. Характеристика литературного героя.

63

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика

64

Р.Р.«Уроки доброты». Подготовка к домашнему сочинению «Главный герой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»

65

Сам.чтение Д.Олдридж «Последний дюйм». Сюжет, герои.  Поведение людей в экстремальных ситуациях.

66

М.М.Зощенко  Сведения о жизни писателя. «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

67

Ю.М.Нагибин. «Старая черепаха» Нравственная победа героя над своими душевными слабостями

68

Н..М.Рубцов Сведения о жизни поэта «Детство», «Звезда полей» и др.

69

Итоговое занятие по литературе XX века. Контрольное тестирование

70

Подведение итогов за год. Рекомендации на лето.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы в 6 классе  ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  •  изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и  проводить элементарный анализ художественного текста;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • давать краткую характеристику героев,
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения  

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации  о конкретном произведении и его авторе.  

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Снежневская М.А, Хренова О.М. Литература. Начальный курс 6 класс. – М., Мнемозина 2008.  
  2. Хренова О.М. Методические советы к учебнику для 6класса Литература ( пособие для учителя). – М., 2011
  3. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В.  Поурочные разработки по литературе.6 класс. – М., 2006.
  4. В.А.Малюгина, О.Г.Черных Игровые уроки по литературе 6 класс. – М., Вако 2009
  5. Г.В.Цветкова Внеклассная работа по литературе 5 – 6 класс. – Волгоград, Изд.Корифей 2007
  6. Учебные таблицы «СПЕКТР» Литература 6 класс
  7. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 6 класс.

Список литературы

1.Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель», 2010.

3. Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2009.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО  гуманитарного цикла

от ____.____.______ № ___.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР ____________ /Кузина О.М./

                                                                      подпись                          расшифровка подписи

«____»_______________20_____г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....