разработка урока-концерта по литературе
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Зыкова Елена Сергеевна

Данная разработка урока-концерта по литературе ставит перед собой цель познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о ВОВ; рассказать о значении поэзии в годы ВОВ; показать, как высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь учащимся эмоционально погрузиться в события военных лет, ощутить атмосферу эпохи, постичь величие подвига советских людей в борьбе с фашизмом.Учащиеся активно участвуют в работе; песни на грампластинках , атрибуты и одежда времен ВОВ создают определенный настрой урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publ.urok_.docx10.48 КБ

Предварительный просмотр:

Зыкова Елена Сергеевна

Негосударственное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении "Санаторная школа-интернат № 33" ОАО "РЖД".

Учитель русского языка и литературы.

Методическая разработка урока – концерта по литературе в 6 классе.

Тема: Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов.

Цель: познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о ВОВ; рассказать о значении поэзии в годы ВОВ; показать, как высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; помочь учащимся эмоционально погрузиться в события военных лет, ощутить атмосферу эпохи, постичь величие подвига советских людей в борьбе с фашизмом.

Ход урока:

                                                    Война – жестче нет слова.

                                                    Война – печальней нет слова.

                                                    Война – святее нет слова

                                                    В тоске и славе этих лет.

                                                                                     А. Твардовский.

1. Вступительное слово учителя

    Эти строки Александра Твардовского говорят о том, что более полувека отделяет нас от времен ВОВ. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны.  К сожалению, ВОВ не была войной последней.  Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас.  Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны.  Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.

    Несмотря на то, что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

2.  Сообщение темы и целей урока.

     На сегодняшнем уроке мы с вами поподробнее познакомимся  с поэзией времен ВОВ,  попробуем ощутить атмосферу той эпохи,  увидим, как высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

    Тема нашего урока «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов» (слайд 1)

3. Чтение и анализ стихотворений, прослушивание песен

    а.  Чтение учителем стихотворения «Сороковые»

    Какими вы представляете эти годы, если о них сказано «роковые», «военные», «свинцовые», «пороховые»?

Стихотворение Давида Самуиловича Самойлова «Сороковые» рассказывает о войне.  Создается впечатление, будто бывший солдат листает альбом с фото, а может, страницы своей памяти:  «А это я на полустанке…»,  «Да, это я на белом свете…».  Тремя предложениями изображается холод, неустроенность, опустошающая сила войны:  « Просторно. Холодно. Высоко.»  картина погорельцев усиливает впечатление всенародного масштаба трагедии.

    б. Выступление учащегося – информатора № 1

22 июня 1941 года в 4 часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов.  Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда – либо сложенных людьми.  Написали её композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач, и называлась эта песня «Священная война».

Песня сочинилась очень быстро, и её текст был напечатан  в газетах на третий день войны. Впервые её исполнили на Белорусском вокзале, который был заполнен бойцами.  Уже при первых тактах песни весь вокзал словно замер.  И вдруг встает один, другой, третий… ВСЕ!!! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал .  Требовали: «Еще!»

Настанет время – и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной.  А для первых слушателей это была просто песня.  Может быть, самая последняя в их жизни.   И мурашки бегали по коже  от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и  гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно назвал «яростью благородною».

в. Прослушивание песни «Священная война».

Как вы понимаете значение словосочетаний «священная война», «народная война»?

Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, захватническая, а оборонительная.  Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправдана. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа; она священная, потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.

г. Знакомство с поэтами ВОВ.

Многие известные поэты прошли войну. Они были военными корреспондентами, которые переезжали с фронта на фронт и знали войну «изнутри».  Среди них – Константин Симонов. В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша. Дороги Смоленщины… », посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.  Здесь слышится и сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны.

(чтение стихотворения учащимися)

У этого поэта есть еще одно военное стихотворение необычайной судьбы – «Жди меня».  В этом стихотворении – крик души, но не одного поэта, а всего народа.  На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали и с ними шли в бой.  В тылу женщины плакали над ним.

(чтение стихотворения учащимися)

Каждый поэт – это особый мир,  особый взгляд на жизнь. В том числе и на войну. И стихотворения, и песни были их главным, по-военному «оперативным оружием».  Все они отражали чувства, настроения народа, бойцов, например, А.Сурков « Связист», «Песня смелых», К.Симонов «Сын артиллериста», «Ты помнишь, Алеша», В. Прокопьев «Баллада о красноармейце Дёмине», О. Берггольц «Твой путь», «Разговор с соседкой»,  и др.  

Очень многие стихотворения о любви, полные человечности, душевной теплоты, превращались в песни и облетали всю страну.

д. Прослушивание песни «В землянке»

е. Выступление учащегося-информатора № 2

эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома.  Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта  16 «домашних» строк, а композитор Константин Листов положил их на музыку.

И песня «пошла».  По всем фронтам – от Севастополя  до Ленинграда и Полярного.

Конечно, эти сугубо личные строки Суркова  совсем не случайно стали популярнейшей песней войны,  одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии.  Уже с первых дней ВОВ поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность.

Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь…

Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.

В борьбе против фашистов участвовали ваши ровесники. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки .  учились, помогали старшим, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Мальчишки.  Девчонки.   На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее. Выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими.  Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин.  В небе, как Аркаша Каманин.  В партизанских отрядах, как Леня Голиков.  В Брестской крепости, как Валя Зенкина и многие другие.

И ни на миг не дрогнули их детские сердца!  Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно будет поверить.  Но это было.   Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.

Чтец: Ах, война, что ты сделала, подлая?

           Стали тихими наши дворы.

           Наши мальчики головы подняли,

           Повзрослели они до поры.

           На пороге едва помаячили

           И ушли, за солдатом солдат.

           До свидания, мальчики! Мальчики!

           Постарайтесь вернуться назад.

Чтец: Ах, война, что ты, подлая, сделала?

           Вместо свадеб – разлуки и дым.

           Наши девочки платьица белые

           Подарили сестренкам своим.

           Сапоги – ну куда от них денешься –

           И зеленые крылья погон…

           Вы наплюйте на сплетников, девочки –

           Мы сведем с ними счеты потом.

Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат.  В стихотворении-песне Евгения Винокурова «Москвичи»  мы словно видим картину одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей.

Чтец:  В полях за Вислой сонной

            Лежат в земле сырой

            Сережка с Малой Бронной

            И Витька с Маховой.

             А где-то в людном мире,

            Который год подряд,

            Одни в пустой квартире

            Их матери не спят.

            Свет лампы воспаленной

            Пылает над Москвой

            В окне на Малой Бронной

            В окне на Моховой.

Поэзия ВОВ показывает, как прекрасна и ярка героика человека на этой войне, солдата, который изнывал под тяжестью ручного пулемета, винтовки, лопаты, который день и ночь рыл этой лопатой неподатливую землю, чтобы на час-два укрыться в ней, сомкнуть воспаленные глаза, увидеть в коротком полусне лицо любимой, и чтобы подняться из этого земляного убежища с отчаянным криком на врага.

Вот этим-то павшим и живым солдатам посвящены стихи и проза. Сколько не пришло с войны отцов, братьев, женихов! Этот подвиг незабываем!

   Чтец: Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:

              «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

Чтец: Они с нами рядом – солдаты, нетрудно их сразу узнать:

            Виски их всегда седоваты, в походке военная стать.

Чтец: И в будни не носит медали, и дома лежат ордена

           И спросит их кто-то едва ли о том, что такое война.

Чтец: А может нам о них забыть? Опять война, опять блокада.

            Я слышу иногда: «Не надо раны бередить!»

Чтец: И  может показаться, правы и убедительны слова,

            Но даже если это правда, такая правда – неправа!

Чтец: Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война.

            Ведь эта память -  наша совесть, она как сила нам нужна!

4 Итог.

    С каждым годом все дальше в глубь истории уходят события ВОВ.  Но для нас, живущих ныне, и для тех, кто воевал, кто полной чашей испил и горечь отступления, и радость великих побед, эти события никогда не изгладятся из памяти, навсегда останутся живыми и близкими.

Солдат: Милая Родина! Сколько седин у тебя?

Родина: Дети мои, сосчитайте в степях ковыли!

Солдат: Милая Родина! Чем ты на свете горда?

Родина: Силою вашей и славой, дети мои!

Солдат: Родина! Все ли невзгоды ты выстоишь?

Родина: Да!

Солдат: Чем ты незыблема?

Родина: Дружбою вашей семьи!

Солдат: Родина! Сколько ты знала за тысячелетья врагов?

Родина: Сын мой, народ мой, спроси у мечей и штыков!

Солдат: Как широка ты?

Родина: Не видно моих берегов!

Солдат: Сколько стоять тебе?

Родина: Долго, на веки веков!

Прослушивание песни «День Победы».

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

Методическая разработка урока-концерта(стихи,песни) для 2-х классов

Использование стихов, песен в изучении иностранного языка делает процесс обучения увлекательным и доставляет удовольствие младшим школьникам....

Урок-концерт литературы в 10 классе на тему: "Литература периода Великой Отечественной войны"

Данный урок является логичным продолжением первого урока лекции  по данной теме, который обеспечивает эмоцинальное и чувственное восприятие лирики обсуждаемого периода....

Урок-концерт по тувинской литературе "Сагышты ыры-биле ажыдар."

Урок по тувинским народным песням. Цель урока - воспитать у учащихся любовь к фольклору своего народа, любовь к своей малой родине, к своему народу....

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Методическая разработка урока-концерта "Рождественские посиделки"

Предназначена для учащихся младшего и среднего школьного возраста.  Развивать творческие способности детей.Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.Развивать умени...

Методическая разработка урока-концерта "The Wooden House"

There is stood a small wooden house (teremok) in the open field. A mouse ran by: - Little house, little house! Who lives in the little house? Nobody answered. The mouse went into the house and began t...