Рабочая программа по литературе 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Родкина Наталья Алексеевна

Пояснительная записка, основное содержание, литература и средства обучения, календарно-тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_po_lit_5kl.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

Волхонщинский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Пичаевской средней общеобразовательной школы

        Утверждена приказом образовательного учреждения _______________________                                                                                                      

        Дата, номер приказа

                                                       

 Директор школы: _________________  С.М. Акатушев

                                                       

 Рабочая программа

по литературе для 5 класса

                                     

Составитель программы:  Родкина Н.А.

        Анохина Н.Н.

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения     __________________________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                              

Руководитель межшкольного

методического объединения:     _______________________________ Н.М.Мусаева

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета               __________________________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                                

Председатель  межшкольного

методического совета:                 _______________________________ Г.Н. Акатушева

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка.

   Цели.

 Литературное образование способствует духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Задачи.

На этих уроках ученики:

  • формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
  • осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;
  • осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
  • используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа.

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, утверждённого приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года №1089.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Т.Ф.Курдюмовой 5-11 классы Москва, «Дрофа», 2006г.

Обоснование выбора авторской программы.

Программа, взятая за основу при составлении рабочей программы, накапливает у обучающихся солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познаёт её специфические внутренние законы, знакомит с литературным процессом, учит понимать его связь с процессом историческим. Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах – и авторов, чтобы возможность выбора не была бы беспочвенной декларацией.

Информация о внесённых изменениях.

Изменений в основном содержании в сравнении с примерной программой практически нет.

                                         

Информация о количестве учебных часов.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературы в 5 классе отводится не менее 68 часов учебного времени  из расчёта 2 часа в неделю. За счёт школьного компонента на изучение литературы в 5 классе добавлен ещё 1 час. Рабочая программа рассчитана на 102 часа. Запланировано 8 занятий по развитию речи, тесты – 3.

             

Формы организации образовательного процесса.

Формы, методы и средства  ознакомления с литературой: рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, пересказ, чтение наизусть, беседа , анализ текста, словарная работа, внеклассное чтение, развитие речи, реализация межпредметных связей с историей, литературные вечера, сообщение ученика, викторина, прослушивание аудиозаписей, ИКТ.

           

Информация об используемом учебнике.

 Программа составлена к учебнику Т.Ф. Курдюмовой  «Литература» 5 класс, Москва, Дрофа, 2009.

         

  Рабочая программа содержит: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, литературу и средства обучения, календарно-тематический план учителя.

Основное содержание.

Литература – искусство слова. (1)

Литература – искусство слова. Художественные приёмы.

Ученик должен знать:

  • общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове.

Ученик должен уметь:

  • использовать терминологию тропов при анализе произведения.

          Мифы (2).

Мифы народов мира. Календарные мифы. Масленица. Мифы о сотворении мира. Сотворение мира. Египетский миф. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид»

Ученик должен знать:

  • мифы разных времён и народов.

Ученик должен уметь:

  • охарактеризовать яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах;
  • рассказать о персонажах славянской мифологии.

Фольклор (13).

Фольклор – устное народное творчество.

Былины. «Три поездочки Ильи Муромца».

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка».

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь» Арабские народные сказки. Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки. Сказка-загадка. Анекдоты. Сказка-Анекдот. Песни. Частушки. Народная драма. «Озорник Петрушка». В сокращении.

Ученик должен знать:

  • о жанровом многообразии фольклорных произведений;
  • о сюжете и художественных особенностях былины;
  • о художественных особенностях волшебной сказки;
  • о разнообразии малых жанров фольклора.

Ученик должен уметь:

  • различать жанры фольклора;
  • цитировать произведения устного народного творчества.

Литература XIX века (38).

Русская классическая литература XIX века (24).

И.А.Крылов. «Свинья под Дубом». «Осёл и Мужик».

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила». В сокращении.

Повествование, описание, рассуждение. А.С.Пушкин. «Няне». «Зимний вечер». «Зимняя дорога». «Зимнее утро».

Стихи и проза. М.Ю.Лермонтов. «Парус». «Листок». «Из Гёте».

Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота». И.С.Тургенев. «Муму». В сокращении.

Ученик должен знать:

  • о расцвете русской басни в начале XIX века;
  • о начале творческого пути А.С. Пушкина;
  • о детстве в лирике поэта; о начале творчества М.Ю.Лермонтова;
  • о детстве и юности Н.В.Гоголя, цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
  • о детстве И.С.Тургенева, историю создания рассказа «Муму».

Ученик должен уметь:

  • анализировать лирическое и прозаическое произведение;
  • подготовить сообщение на заданную тему.

Поэтический образ Родины (6).

И.С.Никитин. «Русь». М.Ю.Лермонтов. «Сашка». Отрывок из поэмы «Кто видел Кремль в час утра золотой…» А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край!..» Н.А.Некрасов «Соловьи». Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза». «Летний вечер». «Есть в осени первоначальной…» «Листья». А.А.Фет. «Весенний дождь». «Учись у них – у дуба, у берёзы…» «Я пришёл к тебе с приветом…» «Летний вечер тих и ясен…». Стихотворные размеры.

Ученик должен знать:

  • сведения из биографии поэтов;
  • об отношении автора к природе в строках лирических стихов;
  • двусложные размеры стиха – ямб и хорей.

Ученик должен уметь:

  • знать автора стихотворения;
  • анализировать лирический текст, используя знание стихотворных размеров и тропов.

 

Героическое прошлое России (8).

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Л.Н.Толстой. «Петя Ростов». Отрывки из романа  «Война и мир». М.А.Булгаков. «Петя Ростов». Отрывок из инсценировки романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

Ученик должен знать:

  • об отражении патриотической темы в произведениях о войне 1812 года.

Ученик должен уметь:

  • назвать сюжет произведения;
  • прокомментировать авторскую оценку героев и событий.

Литература XX века (39).

             Связь веков (3).

И.А.Бунин. «26-е мая». А.А.Ахматова. «В Царском Селе». В.А.Рождественский. «Памятник юноше Пушкину».

Ученик должен знать:

  • о неразрывной связи русской литературы XIX, XX веков.

Ученик должен уметь:

  • рассказать о сохранении культурных традиций в литературе XX века.

Литературные сказки XX века (13).

К.Г.Паустовский. «Рождение сказки». Х.К. Андерсен. «Снежная королева». В сокращении. А.П.Платонов. «Волшебное кольцо». Дж. Родари. «Сказки по телефону». В.В.Набоков. «Аня в стране чудес». Главы 1 и 3. Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или  Туда и обратно». Глава 6.

Ученик должен знать:

  • о том, что сказка постоянно живой и вечно новый жанр;
  • композицию и сюжет произведения;
  • о сохранении примет народной сказки и яркости собственной стилистики автора;
  • фэнтези как жанр.

Ученик должен уметь:

  • рассказать о любви автора к фольклору;
  • прокомментировать современный подход к знакомым сюжетам.

          Проза русских писателей XX столетия (3).

И.С.Шмелёв. «Как я встречался с Чеховым». «За карасями». Е.И.Замятин. «Огненное «А»». А.И.Куприн. «Мой полёт».

Ученик должен знать:

  • автобиографический очерк и его героев;
  • рассказ о мечте подростков начала XX века.

Ученик должен уметь:

  • анализировать содержание текста.

Поэтический образ Родины (9).

А.А.Блок. «На лугу». «Ворона». И.А.Бунин. «Сказка». К.Д.Бальмонт. «Снежинка». «Фейные сказки». С.А.Есенин. «Пороша». «Черёмуха». М.М.Пришвин. «Времена года». Отрывки. Н.А.Заболоцкий. «Оттепель». Д.Б.Кедрин. «Скинуло кафтан зелёный лето…»

Н.М.Рубцов. «В горнице».

Ученик должен знать:

  • стихотворные и прозаические произведения о красе родной земли.

Ученик должен уметь:

  • выразить искренность и доброту, чувство привязанности к окружающему человека миру природы.

Мир наших «братьев меньших» (2).

С.А.Есенин. «Песнь о собаке». В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

Ученик должен знать:

  • о любви и сострадании ко всему живому;
  • об осуждении человеческой жестокости к « братьям нашим меньшим».

Ученик должен уметь:

  • анализировать лирическое произведение.

Героическое прошлое России(2).

А.И.Фатьянов. «Соловьи». А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом…»В сокращении. А.А.Ахматова. «Мужество». Р.Г.Гамзатов. «Журавли».

Ученик должен знать:

  • стихи о Великой Отечественной войне;
  • песни, созданные на стихи поэтов и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после неё.

Ученик должен уметь:

  • читать и исполнять произведения по выбору;
  • проанализировать лирическое произведение, обращая внимание на чувство патриотизма, гуманизма героя.

Современная литература (7).

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Т.Янссон. «Последний в мире дракон». В сокращении.

Ученик должен знать:

  • о формировании характера подростка в сибирской деревне;
  • о мире нарисованных и описанных сказочных героях.

Ученик должен уметь:

  • передать содержание автобиографического рассказа;
  • прокомментировать содержание литературной сказки.

Путешествия и приключения (9).

Покорение пространства и времени (5).

Д.Дефо. «Робинзон Крузо». Глава 6.  Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхаузена». М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Главы 1. А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Фрагменты из глав. Сюжет и композиция в художественном произведении.

Ученик должен знать:

  • о рождении термина «робинзонада»;
  • о жизни талантливого писателя Д.Дефо;
  • об использовании в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты;
  • об утверждении положительного идеала и нравственных ценностей в повести А.Линдгрен;
  • о приключениях подростков, их смелости, авантюризме и неуёмной фантазии.

Ученик должен уметь:

  • определять характерные черты героев;
  • определять положительные идеалы и нравственные ценности.

Новая жизнь знакомых героев (4).

Н.С.Гумилёв. «Орёл Синдбада». Б.Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Приключение первое.

Читайте летом. М.И.Цветаева. «Книги в красном переплёте».

Ученик должен знать:

  • о том, что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях.

Ученик должен уметь:

  • рассказать о том, что принёс новый век в облик героя и события его жизни.

Литература и средства обучения.

1.  Учебник Т.Ф. Курдюмовой  «Литература» 5 класс, Москва, Дрофа, 2009.

  1. И.В.Золотарёва Поурочные разработки по литературе к учебнику Т.Ф. Курдюмовой  «Литература» 5 класс,  М: «ВАКО», 2009.

     Учебно-тематический план.

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Количество работ по развитию речи

Количество тестов

1

Литература – искусство слова. Художественные приёмы.

1

0

0

2

Мифы

2

0

0

3

Фольклор

13

1

0

4

Литература XIX века

38

3

1

5

Литература XX века.

39

4

0

6

Путешествия и приключения

9

0

2

Требования к уровню подготовки обучающихся  5 класса

Ученик должен знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретические понятия, в первую очередь связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и др.).

Ученик должен уметь:

воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

пользоваться важнейшими формами пересказа (краткий, близкий к тексту и др.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений;

использовать формы диалога как при чтении (исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно формулировать их;

отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.);

использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

работать с доступным справочным материалом;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление (например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению).

Календарно-тематический план по курсу «Литература. 5 класс» по учебнику Т.Ф.Курдюмовой (102 часа)

        

№ п/п

№ в теме

Название темы

Дата проведения

Дата фактического проведения

Примечание

1

1

Литература – искусство слова. Художественные приёмы.(1час)

Мифы (2часа)

2

1

Мифы. Мифы народов мира. Календарные мифы. Масленица.

3

2

Мифы о сотворении мира. Сотворение мира. Египетский миф. Древнегреческие мифы. Золотые яблоки Гесперид.

Фольклор (13часов)

4

1

Фольклор – устное народное творчество.

5

2

Былины.

 «Три поездочки Ильи Муромца».

6

3

Русские народные сказки. «Царевна-лягушка».

7

4

Сказки народов мира. «Тысяча и одна ночь».Арабские народные сказки. Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода.

8

5

Рассказ о первом путешествии Синдбада-морехода.

9

6

Малые жанры фольклора.

 Пословицы и поговорки. Р/р. Сочинение-миниатюра по одной из пословиц.

10

7

Загадки.

11

8

Сказка-загадка.

12

9

Анекдоты.

13

10

Сказка-анекдот.

14

11

Песни. Частушки.

15

12

Народная драма.

 Озорник Петрушка.

16

13

Обобщение по разделу «Фольклор».

Литература XIX века

      ( 38 часа)

17

18

1

2

Русская классическая литература XIX века.

     

И.А.Крылов Свинья под дубом».

19

3

И.А. Крылов. «Осёл и Мужик».

20

4

И.А.Крылов. Внеклассное чтение. Басни.

21

5

А.С.Пушкин  «Руслан и Людмила».

22

6

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».

23

7

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила».

24

8

А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила».

25

9

Лирика А.С.Пушкина. «Няне».

26

10

Поэтические картины зимы. «Зимняя дорога». «Зимнее утро».

27

11

Развитие речи. Сочинение «Поэтические картины зимы» (по стихотворениям А.С.Пушкина )

28

12

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин.

29

13

Стихи и проза.

30

14

М.Ю.Лермонтов. «Парус». «Листок». «Из Гёте».

31

15

Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота».

32

16

Н.В.Гоголь. «Пропавшая грамота».

33

17

Н.В.Гоголь. Внеклассное чтение. «Вечера».

34

18

Н.В.Гоголь. Урок-игра «Истинная весёлость и истинная поэзия «Вечеров».

35

19

Детство И.С. Тургенева. История создания рассказа «Муму».

36

20

Урок-беседа. «Высоты презрения».

37

21

Герасим и его окружение.

38

22

Герасим и Муму. Счастливый год.

39

23

И.С.Тургенев. «Муму».

40

24

Р/р. Сочинение по повести И.С.Тургенева.

41

1

Поэтический образ Родины (6 часов).

И.С.Никитин. «Русь».

42

2

М.Ю.Лермонтов. «Сашка». Отрывок из поэмы. «Кто видел Кремль в час утра золотой…»

43

3

А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край!..»

44

4

Н.А.Некрасов. «Соловьи».

45

5

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза». «Летний вечер».  «Есть в осени первоначальной…».«Листья».

46

6

А.А.Фет. «Весенняя дождь». «Учись у них – у дуба, у берёзы…». «Я пришёл к тебе с приветом…». «Летний вечер тих и ясен…» Стихотворные размеры.

47

1

Героическое прошлое России          (8 часов).

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

48

2

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

49

3

Р/р. «Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова».

50

4

Л.Н.Толстой. «Петя Ростов». Отрывки из романа «Война и мир».

51

5

Л.Н.Толстой. «Петя Ростов».

52

6

Л.Н.Толстой. «Петя Ростов».

53

7

Л.Н.Толстой. «Петя Ростов».

54

8

Итоговый урок по литературе XIX века. Тест.

Литература XX века

      (39 часов)

55

1

Связь веков (3 часа)

 И.А.Бунин.

«26-е мая».

56

2

А.А.Ахматова. «В Царском Селе».

57

3

В.А.Рождественский. «Памятник юноше Пушкину».

Литературные сказки XX века (13 часов)

58

1

К.Г.Паустовский. «Рождение сказки».

59

2

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

60

3

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

61

4

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

62

5

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».Внеклассное чтение.

63

6

Х.К.Андерсен. «Снежная королева».

64

7

А.П.Платонов. «Волшебное кольцо».

65

8

Д.Родари. «Сказки по телефону».

66

9

Р/р. Д.Родари. Сочинение «Сказки по телефону».

67

10

В.В.Набоков. «Аня в Стране чудес».

68

11

В.В.Набоков. «Аня в Стране чудес».

69

12

Р/р. Сочинение-миниатюра «Какой я представляю главную героиню сказки «Аня в стране чудес».»

70

13

Дж. Р.Р.Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно».

Проза русских писателей XX столетия (3 часа)

71

1

И.С.Шмелёв. «Как я встречался с Чеховым». «За карасями».

72

2

Е.И.Замятин. «Огненное «А»».

73

3

А.И.Куприн. «Мой полёт».

Поэтический образ Родины (9 часов)

74

1

А.А.Блок. «На лугу». «Ворона».

75

2

И.А.Бунин. «Сказка».

76

3

К.Д.Бальмонт. «Снежинка». «Фейные сказки».

77

4

С.А.Есенин. «Пороша». «Черёмуха».

78

5

М.М.Пришвин. «Времена года». Отрывки.

79

6

Н.А.Заболоцкий. «Оттепель».

80

7

Д.Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зелёный лето…»

Н.М.Рубцов. «В горнице».

81

8

Внеклассное чтение по стихам поэтов.

82

9

Р/р. Сочинение- рассказ «Поэтический образ Родины».

Мир наших «братьев меньших»(2 часа)

83

1

С.А.Есенин. «Песнь о собаке».

84

2

В.В.Маяковский « Хорошее отношение к лошадям».

Героическое прошлое России (2 часа)

85

1

А.И.Фатьянов. «Соловьи».

А.Т.Твардовский. «Я убит

подо Ржевом…»

В сокращении

86

2

А.А.Ахматова. «Мужество».

Р.Г.Гамзатов. «Журавли».

Современная литература

(7 часов)

87

1

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

88

2

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

89

3

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

90

4

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

91

5

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

92

6

Т.Янссон. «Последний в мире дракон». В сокращении.

93

7

Р/р. Сочинение по повести Т. Яссон «Последний в мире дракон».

Путешествия и приключения (9 часов)

Покорение пространства и времени (5 часов).

94

1

Д.Дефо. «Робинзон Крузо» . Глава шестая.

95

2

Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена».

96

3

М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Глава первая.

97

4

А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста».

98

5

Обобщение по разделу «Покорение пространства и времени». Сюжет и композиция художественного произведения. Тест.

Новая жизнь знакомых героев (4 часа)

99

1

Н.С.Гумилёв. «Орёл Синдбада».

100

2

Б.Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода». Приключение первое.

101

3

Читайте летом. М.И.Цветаева. «Книги в красном переплёте».

102

4

Обобщение по разделу. Тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....