Гармония слова и танца
материал по литературе (11 класс) по теме

Урок литературы и физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garmoniya_slova_i_tantsa.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И СТУДЕНТА

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАРМОНИЯ СЛОВА И ТАНЦА» ПО ЛИРИКЕ А.А. ФЕТА

Авторы: Карнизова Наталья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории; лауреат и дипломант областных, всероссийских и международных конкурсов; автор статей, эссе и уроков;

Молочкина Тамара Витальевна, руководитель физвоспитания, Почетный работник начального профессионального образования, Отличник физической культуры и спорта России.

ГОУ НПО Профессиональное училище №34 г.о. Электрогорск Московская область

   27 января 2011 года в ПУ был проведен интегрированный урок литературы и физической культуры на тему «Гармония слова и танца». Данный урок был высоко оценен представителями электрогорской печати, телевидения, да и самими учащимися и преподавателями. Корреспондент газеты «Электрогорские вести» (№4 (654) от 3 февраля 2011 года  Яковлева Татьяна пишет: «27 января в ПУ-34 состоялся бал, исполненный в лучших традициях XIX века. …в литературной композиции постарались открыть мимолетные порывы души, просветленность переживаний, проникновенный лиризм поэта в постижении природы… а в вальсе ученики постарались донести гармонию и музыкальность в мелодике стиха…». Наши ученики шутят: «В городе снежный «завал», а у нас снова бал…». На электрогорском телевидении было рассказано о нашем необычном уроке, продемонстрированы фрагменты урока.

   Действительно, уроки литературы и физической культуры в нашем училище  проводятся  в целях развития гармоничной личности бывших школьников, а теперь учащихся. На данном уроке учащиеся не только читали стихотворения Афанасия Фета о цветах, рассказывали  легенды, связанные с ними, но  и исполняли  вальс цветов в различных интерпретациях. Согласитесь, не всякому учащемуся подвластны и риторика чтения и ритмы вальса. Все зависит от компетентности преподавателя.

   Фета интересуют «поэтические события» в жизни природы: розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике, раскидывает ветви пушистая весенняя борьба,  и первый ландыш из-под снега просит солнечных лучей. А.К. Толстой писал о Фете: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, в лунный свет или луч утренней зари, переливается в звук…». Фет считал, что цветы красноречивее людей. Он и сам был вечно влюблен, поэтому именно ароматами хотел возместить скудность слова; отсюда у него – «пахучая рифма», «речи благовонные».

   Недаром говорят, что самое большое наше богатство – здоровье. Только здоровый человек выглядит красивым, счастливым и способен замечать красоту окружающего мира. Каковы же секреты красоты и здоровья? Они известны всем – правильное питание, физические нагрузки, умение ухаживать за телом и одеждой, хорошее настроение и доброжелательность. Для нас, лично, эталоном красоты являются люди, профессионально занимающиеся спортом. В них чувствуется уверенность, здоровье, красота, успех, удовлетворение от жизни. Поэтому наш урок не просто рассказ о прекрасных цветах в лирике Афанасия Фета, но и о том, как совместить красоту, пластику и грацию тела на фоне словесного изображения природы поэта в форме вальса. Мечтайте, дерзайте и будьте красивыми всегда и везде, даже наедине с собой!

   Мир Фета похож на добрую старую русскую сказку. И прав Афанасий Афанасьевич говоря, что во всем надо видеть хорошее, уметь наслаждаться – и тогда будешь счастлив. Сколь бедны, оказались бы мы, не будь на Земле цветов:

                                                          С полей несется голос стада,

В кустах малиновки звенят,

И с побелевших яблонь сада

Струится сладкий аромат.

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна,

Роняя с пылью благовонной

Плодов румяных семена.

Сестра цветов подруга розы,

Очами в очи мне взгляни,

Навей живительные грезы

И в сердце песню зарони («Цветы»).

(демонстрируется «Вальс цветов» в исполнении учащихся ПУ, подготовленный преподавателем физической культуры)

   Кроме цветов в природе есть другие свидетельства ее совершенства: солнце, звезды, лазурь океана и лунный свет, зори и сумерки, горные ущелья и полноводные реки. И все же… сколь мрачным и строгим было бы тогда все живое на Земле, и не мог бы человек, наверное, радоваться и страдать, так как сердце его осталось бы пустым и черствым, не ведающим красоты. Цветы рассказывают о своей жизни только тем, кто их понимает. Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, чтобы понять сокровенные тайны цветов.

Не зря поэт пристально смотрит на каждую былинку, каждый листок, каждого воробья, каждый колокольчик, так как природа проходит через влюбленное и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках. Поэт не только выражает природу, но и сама природа выражает себя в поэте. Ради этого Фет и растирал краски на своей палитре, ради этого присматривался, и прислушивался, и приникал к деревьям, и кустам. Афанасий Афанасьевич показал в этом стихотворении, как похожи колокольчик –  цветок и колокольчик – звонок, хотя  это два разных предмета, то есть два разных значения объединены в одном слове. «Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее, «трепещущее».

   Афанасий Фет вслед за  Толстым  дал понять, что природа дает человеку «высшее наслаждение жизни»:              Ночь темна, как дух бесплотный,

Теплый воздух онемел;

Но как будто мимолетный

Колокольчик прозвенел.

Тот ли это, что мешает

Вдалеке лесному сну

И, качаясь, набегает

На ночную тишину?

Или этот, чуть заметный

В цветнике моем и днем,

Узкодонный, разноцветный,

              На тычинке под окном?  («Колокольчик»)

(демонстрируется «Вальс цветов» в исполнении учащихся, подготовленный преподавателем физической культуры)

   Роза – символ завершенности, полноты и совершенства. Подобно лотосу на востоке, один из самых символических цветов. Символ вечно меняющегося и открывающегося новыми гранями мира. С ней ассоциируется идея мистического центра (Роза мира), сердца, Венеры, сада Эроса, рая Данте, возлюбленной. Символические значения розы являются производными от ее цвета, формы и количества лепестков. Белая и красная розы имеют соответствующие алхимические значения. Голубая роза является символом невозможного. Золотая роза – знак абсолютного успеха. Круглая роза по значению соответствует мандале. Роза оконных витражей  ассоциируется с кругом, колесом или солнцем как символом Христа. Роза с семью лепестками ассоциируется с принципом семиричности: семь дней недели, семь планет, семь соответствующих им металлов, семь степеней совершенства, как в Ars Symbolica И. Босха.

имеет 5 или 10 лепестков, что выражает духовное таинство человека через пифагорейскую пентаду и декаду:                               За вздохом утренним мороза,

Румянец уст приотворяя,

Как странно улыбнулась роза

В день быстролетный сентября!

Перед порхающей синицей

В давно безлиственных кустах

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Расцвесть в надежде неуклонной-

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой! («Сентябрьская роза»)

   Ландыш любили и до сих пор любят все народы. И связывали его, как правило, с хорошим: с весной, любовью – и с кладами. Когда король франков Хлодвиг принял христианство, вся нечисть тамошних земель восстала за благочестивого короля и его воинов. Пришлось им сражаться не только  с алеманами и вестготами – враждебными франкам народами, но и драконами, да вампирами. Одна такая битва выпала на долю святого Леонарда, сподвижника Хлодвига. Битва была страшная. Три дня и три ночи боролся с драконом святой Леонард. Наконец чудище, еле живое, уползло в чащобу зализывать раны. Больше о нем не слышали ничего. Святой Леонард сильно пострадал в этой битве. Раны от когтей и зубов дракона сочились кровью, которая капала на землю. Посмотрел на это Господь с небес и подумал: негоже, чтобы кровь святого человека просто так землю пятнала. И по Божьему слову вырос на месте упавших капель чудный цветок. Белые лепестки его чисты, как помыслы и дела святого Леонарда. А красные ягодки, образующиеся на месте цветов, похожи на капли крови из ран святого. Чтобы христиане помнили, что рядом с Добром существует Зло, Господь сделал эти ягоды ядовитыми: не забывайте о драконе, притаившемся в соседней чаще или в человеческой душе! Ибо со Злом людям надобно сражаться непрестанно. В более поздней легенде ландыши – слезинки, которыми растение оплакивает проходящую весну. По русской легенде, ландыш – это слезинки царевны Волховы, которую отверг новгородский купец Садко ради красавицы Любавы:                                       О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Как дева в первый раз вздыхает-

О чем – неясно ей самой, -

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой («Первый ландыш»).

   Колокольчик по латыни «кампанула», это означает «маленький колокол». Гулял как-то епископ Паулиний по лугу, любовался красотой земли и неба, цветов и трав, и всего мира Божьего. Он был уже старый человек, но умел радоваться малому и удивляться привычному, как ребенок. И так прекрасен, показался ему Божий мир, что упал на колени епископ, возблагодарил Господа и попросил дать средство восславить Его и мир  - Его творение. И тут епископ услышал тихий звон. Это ветер перебирал синие цветочки колокольчики, и они позванивали еле слышной музыкой.  «Это знамение Божье», - понял Паулиний и поспешил домой. Вернувшись, повелел сделать из меди большой цветок колокольчика, повесить на крыше собора и звонить, когда приходит время службы. Так был изобретен первый церковный колокол. Это итальянская легенда. Если бы в наши дни решили установить, какой цветок может считаться символом России, то за первое место поспорили бы два цветка: ромашка и колокольчик. Еще во времена языческой Руси славяне отгоняли злых духов звуком медных бубенчиков. Они формой похожи на луговые колокольчики, но больше напоминают цветок желтой кубышки. Легенды об их происхождении не сохранилось – очень уж давно дело было.                    

   Стихотворение построено на контрасте двух представлений – звукового и зрительного, рожденных одним словом – омонимом: «колокольчик». В первой строфе возникает тема звука: «мимолетный колокольчик прозвенел…» Вторая строфа развивает звуковую тему: «набегает на ночную тишину». Слова «набегает» и «качаясь», еще слитые со звуком, дают уже и зрительные представления о металлическом колокольчике. Это смешение перерастает в третьей строфе в зрительный образ цветка. Но и последние строчки содержат в себе память о теме звука, заданной в первой строфе. Само слово «колокольчик» появляется всего один раз, рождая одновременно и звуковое и пространственное представление. Здесь удивительное единство ощущений проявляется не в целом стихотворении, а всего в одном слове, которое становится смысловым ключом произведения.  

    «Для всех прикасающихся к лирике Фета через столетие после ее создания важна прежде всего ее одухотворенность, душевная пристальность, нерастраченность молодых сил жизни, трепет весны и прозрачная мудрость осени, - писал Л. Озеров. – Читаешь Фета – и сдается: вся еще твоя жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Стоит жить! Таков Фет.

   Фет был убежден, что красота – это реально существующий элемент мира. Да, действительно, красота его стихов и движение в ритме вальса – не просто жизнь, а очищение и возвышение наших душ, дарующих радость и счастье. Сегодня  мы преобразовали наши души духом музыки,  вальса,  словотворчеством поэта Афанасия Фета.

   

Использованная литература

1.Вовк О.В. Энциклопедия знаков и символов/ О.В. Вовк. – М.: Вече, 2006.

2.Лаврова С.А. Царство флоры. – М.: Белый город, 2009.

3.Моложавенко В.С. Тайна красоты: Книга о цветах. – М.: Педагогика – Пресс, 1993.

4.Фет А.А. Стихотворения /Сост., вступ. ст., прим. А. Тархова. – М.: Правда, 1983.

5.Фет А.А. Стихотворения. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения / Авт. – сост. О.Ю. Юрьева. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

6.Энциклопедия символов, знаков, эмблем (Сост. В. Андреева и др). – М.: Локид; Миф, 2000.


   

Чтец (1

Ведущий (1): Колокольчик по латыни «кампанула», это означает «маленький колокол». Гулял как-то епископ Паулиний по лугу, любовался красотой земли и неба, цветов и трав, и всего мира Божьего. Он был уже старый человек, но умел радоваться малому и удивляться привычному, как ребенок. И так прекрасен, показался ему Божий мир, что упал на колени епископ, возблагодарил Господа и попросил дать средство восславить Его и мир  - Его творение. И тут епископ услышал тихий звон. Это ветер перебирал синие цветочки колокольчики, и они позванивали еле слышной музыкой.  «Это знамение Божье», - понял Паулиний и поспешил домой. Вернувшись, повелел сделать из меди большой цветок колокольчика, повесить на крыше собора и звонить, когда приходит время службы. Так был изобретен первый церковный колокол. Это итальянская легенда. Если бы в наши дни решили установить, какой цветок может считаться символом России, то за первое место поспорили бы два цветка: ромашка и колокольчик. Еще во времена языческой Руси славяне отгоняли злых духов звуком медных бубенчиков. Они формой похожи на луговые колокольчики, но больше напоминают цветок желтой кубышки. Легенды об их происхождении не сохранилось – очень уж давно дело было.                    

Преподаватель литературы: 

Ведущий (3): Стихотворение построено на контрасте двух представлений – звукового и зрительного, рожденных одним словом – омонимом: «колокольчик». В первой строфе возникает тема звука: «мимолетный колокольчик прозвенел…» Вторая строфа развивает звуковую тему: «набегает на ночную тишину». Слова «набегает» и «качаясь», еще слитые со звуком, дают уже и зрительные представления о металлическом колокольчике. Это смешение перерастает в третьей строфе в зрительный образ цветка. Но и последние строчки содержат в себе память о теме звука, заданной в первой строфе. Само слово «колокольчик» появляется всего один раз, рождая одновременно и звуковое и пространственное представление. Здесь удивительное единство ощущений проявляется не в целом стихотворении, а всего в одном слове, которое становится смысловым ключом произведения (звучит отрывок из песни «Ландыши»).

Ведущий (4): Ландыш любили и до сих пор любят все народы. И связывали его, как правило, с хорошим: с весной, любовью – и с кладами. Когда король франков Хлодвиг принял христианство, вся нечисть тамошних земель восстала за благочестивого короля и его воинов. Пришлось им сражаться не только  с алеманами и вестготами – враждебными франкам народами, но и драконами, да вампирами. Одна такая битва выпала на долю святого Леонарда, сподвижника Хлодвига. Битва была страшная. Три дня и три ночи боролся с драконом святой Леонард. Наконец чудище, еле живое, уползло в чащобу зализывать раны. Больше о нем не слышали ничего. Святой Леонард сильно пострадал в этой битве. Раны от когтей и зубов дракона сочились кровью, которая капала на землю. Посмотрел на это Господь с небес и подумал: негоже, чтобы кровь святого человека просто так землю пятнала. И по Божьему слову вырос на месте упавших капель чудный цветок. Белые лепестки его чисты, как помыслы и дела святого Леонарда. А красные ягодки, образующиеся на месте цветов, похожи на капли крови из ран святого. Чтобы христиане помнили, что рядом с Добром существует Зло, Господь сделал эти ягоды ядовитыми: не забывайте о драконе, притаившемся в соседней чаще или в человеческой душе! Ибо со Злом людям надобно сражаться непрестанно. В более поздней легенде ландыши – слезинки, которыми растение оплакивает проходящую весну. По русской легенде, ландыш – это слезинки царевны Волховы, которую отверг новгородский купец Садко ради красавицы Любавы.

Чтец (2):                                 О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Как дева в первый раз вздыхает-

О чем – неясно ей самой, -

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой («Первый ландыш»).

Ведущий (5): (звучит песня «Миллион алых роз» в исполнении Аллы Пугачевой) Во времена Овидия римляне верили, что роза вселяет мужество, и потому надевали на воинов вместо шлемов венки из роз, а на щитах выбивали изображение розы. Розами усыпался и путь возвращавшихся с войны победителей, украшались их колесницы. Роза вручалась как орден за проявленное геройство. Венками из роз украшали невесту, убирали дверь, ведущую в ее дом, лепестками осыпали брачное ложе. Розы ставили в чаши на пиршествах, украшали ими колонны и стены парадных залов, розовой водой наполняли фонтаны.

Чтец (3):                                   Полно спать: тебе две розы

Я принес с рассветом дня.

Сквозь серебряные слезы

Ярче нега их огня.

Вешних дней минутны грозы,

Воздух чист, свежей листы…

И роняют тихо слезы

Ароматные цветы.

Ведущий (6): Римский жестокий император Нерон заплатил бочкой золота за розы,

выписанные зимой из Александрии. Император Гелиогабал, желая поразить своих гостей щедростью, приказал осыпать пирующих розами, и многие из приглашенных погибли от удушья. Клеопатра в день приезда Марка Антония приказала устелить на пол-аршина розовыми лепестками полы приемного зала и подала ему бокал вина, в котором тоже плавали лепестки. Родиной розы считают Персию. Эта страна в древности именовалась Гюлистаном, страной роз (гюль – значит «роза».) Там этот цветок был символом безответной любви. Соловей, рыдавший над розой, погибал, потому что гордая красавица не отвечала ему взаимностью. «Слышишь, как всюду весною раздается лишь сладостный шепот радости и любви: это шелест соловья, читающего Книгу роз!» - восклицал семь веков назад Саади.

Чтец (4):                                            У пурпурной колыбели

Трели мая прозвенели,

Что весна опять пришла.

Гнется в зелени береза,

И тебе, царица роза,

Брачный гимн поет пчела.

Вижу, вижу! Счастья сила

Яркий свиток твой раскрыла

И увлажила росой.

Необъятный, непонятный,

Благовонный, благодатный

Мир любви передо мной.

Если б движущий громами

Повелел между цветами

Цвесть нежнейшей из богинь,

Чтоб безмолвною красою

Звать к любви, когда весною

Темен лес и воздух синь, -

Ни Киприда и ни Геба,

Спрятав в сердце тайны неба

И с безмолвьем на челе,

В час блаженный расцветанья

Больше страстного признанья

Не поведали б земле («Роза»).

Ведущий (7): (звучит песня «Желтые розы» в исполнении Вадима Казаченко) На Востоке живет легенда о желтой розе. В 612 году Магомет, уходя на войну с израильтянами, взял у своей жены Айши клятву, что она останется ему верна. Но Айша увлеклась молодым персом. Возвратясь из похода, Магомет приказал жене опустить красную розу в дворцовый источник: если она не изменит цвета, Айша невиновна. Айша подчинилась, но каков был ее ужас, когда вынутая из источника красная роза оказалась желтой. С тех пор желтая роза предупреждает о фальши, измене. (Звучит песня «Белые розы» в исполнении Юрия Шатунова). Белая роза считалась символом сохранения тайны. По древнему мифу, бог любви Купидон подарил ее врачу и хранителю молчания Гиппократу, чтобы тот не разглашал тайну похождений Венеры. Если белая роза красовалась в зале пиршеств, все знали, что произнесенные здесь слова будут сохранены в тайне: «Под розой сказано».

Чтец (5):                                             Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня («Осенняя роза»).

Ведущий (9): Принцип духовной любви, целомудренной красоты, интеллектуальной красоты, совершенства – это роза в христианстве (эмблема Христа и Девы Марии, Царицы небесной). Как знак духовной любви символизирует триаду Любви, Терпения, Мученичества Богоматери. Богоматерь называют розой без шипов. Согласно святому Амвросию, в раю роза была без шипов. После падения человека на розе появились шипы, чтобы напоминать человеку о его падении, в то время как запах и красота самих цветов продолжают напоминать ему о рае. (Звучит песня «О Черных и Красных розах» в исполнении Вадима Казаченко). Ее цвета: красный (цвет огня), означает милость, духовность (лепестки), очищение и освобождение от грехов, мученичество, а белый – означает чистоту, добродетель, девственность, любовь к Богу. Венки из роз, изображаемые на головах ангелов, святых или умерших, означают небесную радость. У Афанасия Фета самый любимейший цветок – роза, в котором он видел совершеннейшее создание природной красоты. Поэтому свою «страстную розу» Фет отождествляет с красотой женского тела – подобно тому, как древние греки посвящали розу совершеннейшей из женщин, богине красоты и любви Афродите («звучит песня «Букет» в исполнении А. Барыкина).

Ведущий (10): Легенд о георгине нет, так как в Европе он появился поздно. Индейцы называют его акокотли, а на английском языке им нет названия. Стоят, как гвардейцы на параде, равняются на своего генерала – на солнце. Словно в почетный караул выстроились. Один английский путешественник, увидев их, воскликнул: «Они приветствуют нашего короля!» Поэтому индейские акокотли назвали георгинами – в честь правившего тогда в Англии короля Георга. В Европу георгины переехали в конце XVIII века – в Испанию, однако к Георгу в Испании были равнодушны и называли заморские цветы далиями, в честь некоего Даля, который вывел георгин с двумя рядами лепестков. В Россию они попали лишь в XIX веке, и заморское слово георгины наш народ переиначил в егорьевы цветы – в честь любимого Георгия Победоносца, победившего злого Змея (имя Георгий в народе превратилось в Егорий).

Чтец (7):                                  Вчера – уж солнце рдело низко-

Средь георгин я шел твоих,

И как живая одалиска

Стояла каждая из них.

Как много пылких или томных,

С наклоном бархатных ресниц,

Веселых, грустных и нескромных

Отвсюду улыбалось лиц!

Казалось, нет конца их грезам

На мягком лоне тишины, -

А нынче утренним морозом

Они стоят опалены.

Но прежним тайным обаяньем

От них повеяло опять,

И над безмолвным увяданьем

Мне как-то совестно роптать («Георгины»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцы, танцы, танцы...

Показать ученикам 2 класса многообразие танцевального жанра на примере Вальса, Польки, Камаринской....

Открытый урок по музыке "Танцы, танцы, танцы"

Разработка открытого урока во 2 классе: "Танцы, танцы, танцы"...

Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.

Урок поможет  учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...

Урок музыки 2 класса. Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П. Сергеева, ЕД. Критская. Разработка раздела программы 2 класса "День, полный событий. Программа Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.

Урок музыки для 2 класса . Тема урока: "Танцы, танцы, танцы..." Программа Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская.Разработка раздела программы 2 класс "День, полный событий" Программа Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская....

урок музыки во 2 классе "Танцы, танцы, танцы…"

Урок  музыки во 2 классе по программе Е.Д.Критской. Цель - закрепить представления о танцевальных жанрах музыки и тех жизненных ситуациях, в которых люди разных времен и народов танцуют....

Гармония музыки и слова на уроке литературы как средство воспитания культуры восприятия художественного произведения.

Над данной темой я работаю уже не первый год ,всё более убеждаясь в её актуальности. К её выбору меня подтолкнула одна  проблема, с которой  я столкнулась ещё в самом начале моей профессиона...

Гармония души и слова

Миниатюра "Гармония души и слова" - методический материал, который был подготовлен и представлен обучающимися детской литературно-театральной студией "Клякса" Центра детского творч...