программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Казьмина Светлана Владимировна

развернутое тематическое по литературе 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Бирюченская ООШ

Таловского района Воронежской области

Рассмотрено                                            Согласовано                             Утверждаю

На МО                                                      с зам. директора по УВР        директор школы

Казьмина С. В.                                         Рындиной И. В.                      Долгов В. И.

Пр. №      от «   »_________ 2013 г.       «   » _________2013 г.            Пр. №  от « »___2013 г.

Рабочая программа

по литературе

6 класс  

по программе

Программе по литературе для 5-11 кл. (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008 г.).

 

                                                                                   Составитель

                                                                                        Казьмина С. В.

2013-2014учебный год

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии ГОС, на основе примерной Программы по литературе к учебнику «Литература. 6 класс». Авторы – составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, в 2-х ч. М., «Просвещение», 2010 г.

 Ц е л и. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса:

-  развитие эмоционального восприятия ребенка;

-   совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

-   развитие  способностей  формулировать  и   аргументированно  отстаивать  личностную  позицию,  связанную  с  нравственной проблематикой произведения, развивать потребность в чтении книги.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и  последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Образовательная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса.

         Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

5–6 классы. На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

   Форма организации учебного процесса: классно-урочная система.

   Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:

   - промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

   - итоговый (за полугодие): анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа,  проверяющие начитанность учащегося,  знание теоретико-литературных понятий.

   На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, итого 70 ч за учебный год.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 5–6 классах
(136 часов)

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 ч)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

Русский фольклор (9 ч)

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора.

Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. 

Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.

Сказки   «Царевна-лягушка»,   «Жена-доказчица»,  «Волк и журавль» (возможен выбор трех других сказок).

Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе.

Литературная сказка

Х.-К. Андерсен (4 ч)

Слово о писателе.

Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки).

Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

Древнерусская литература (6 ч)

Связь литературы с фольклором.

«Повесть временных лет» (фрагменты, например, «Основание Киева», «Сказание о Кожемяке») (возможен выбор другого произведения).

Образно-стилистические особенности жанра летописи. «Повесть» как исторический и литературный памятник Древней Руси.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (возможен выбор другого произведения).

Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека. Изображение идеальных человеческих отношений. Тема любви и святости в повести. Цельность характеров героев.

Зарубежная литература 

Д. Дефо (4 ч)
(возможен выбор другого зарубежного писателя)

Слово о писателе.

Роман «Робинзон Крузо».

История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.

литература XIX века (63 ч)

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

И. А. Крылов (4 ч)

Слово о писателе.

Басни: «Квартет», «Волк и ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне» (возможен выбор других басен).

Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И. А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

В. А. Жуковский (2 ч)

Слово о поэте.

Баллада «Лесной царь» (возможен выбор другой баллады).

Реальное и фантастическое в балладе. Диалог как способ организации конфликта. Талант В. А. Жуковского-переводчика.

Жанр баллады в зарубежной литературе

Ф. Шиллер  (1 ч)

Слово о поэте.

Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).

Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность сюжета и неожиданность развязки.

А. С. Пушкин (16 ч)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Няне», «И. И. Пущину», «Зимнее утро».

Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки).

Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра.  Понятие о стихотворной сказке.

Роман «Дубровский».

Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского.  Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

Повесть «Выстрел».

Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и ее преодоление. Смысл названия произведения.

М. Ю. Лермонтов (4 ч)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Бородино», «Листок», «Три пальмы».

История  Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

Н. В. Гоголь (4 ч)

Слово о писателе.

Повесть «Ночь перед Рождеством» (возможен выбор другой повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»).

Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

А. В. Кольцов (2 ч)
(возможен выбор другого поэта пушкинской поры)

Слово о поэте.

Стихотворение «Песня пахаря» (возможен выбор другого стихотворения).

Поэтизация крестьянского труда в лирике Кольцова. Своеобразие жанра песни. Фольклорная образность.

Ф. И. Тютчев (2 ч)

Слово о поэте.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…».

Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения.

А. А. Фет (3 ч)

Слово о поэте.

Стихотворения: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них  у дуба, у березы…».

Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

И. С. Тургенев (4 ч)

Слово о писателе.

Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести).

Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

А. К. Толстой (2 ч)

Слово о поэте.

Баллада «Василий Шибанов» (возможен выбор другого произведения).

Цельность характера главного героя. Образ Ивана Грозного. Тема преданности и предательства. Нравственная проблематика баллады.

Н. А. Некрасов (7 ч)

Слово о поэте.

Стихотворение «Крестьянские дети».

Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа.

Стихотворение «Железная дорога».

Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики.

Поэма «Мороз, Красный Нос» (возможен выбор другой поэмы).

Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

Н. С. Лесков (2 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Левша».

Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.

А. П. Чехов (2 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Толстый и тонкий».

Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

Жанр новеллы в зарубежной литературе

П. Мериме (2 ч)

Новелла «Маттео Фальконе» (возможен выбор другого произведения).

Характер как двигатель сюжета. Своеобразие главного героя.

В. Г. Короленко (3 ч)

Слово о писателе.

Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения).

Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

Тема детства в зарубежной литературе

М. Твен (3 ч)
(возможен выбор другого зарубежного писателя).

Слово о писателе.

Повесть «Приключения Тома Сойера».

Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.

литература ХХ века (26 ч)

Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.

В. В. Маяковский (2 ч)

Слово о поэте.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».

Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество. Гуманистический смысл стихотворения.

С. А. Есенин (2 ч)

Слово о поэте.

Стихотворение «Песнь о собаке» (возможен выбор другого стихотворения).

Сострадание ко всему живому как основа есенинского творчества.

Зарубежные писатели о животных

Дж. Лондон (3 ч)

Слово о писателе.

Повесть «Белый клык» (возможен выбор другого произведения).

Мир человека и мир природы в повести Лондона. Искусство автора в изображении животных.

А. П. Платонов (2 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (возможен выбор другого рассказа).

Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.

А. С. Грин (2 ч)

Слово о писателе.

Повесть «Алые паруса» (возможен выбор другой повести).

        Торжество мира романтической мечты в повести А. С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

К. Г. Паустовский (2 ч)

Слово о писателе.

Рассказ «Парусный мастер» (возможен выбор другого рассказа).

Тематика и проблематика произведения.

М. М. Пришвин (4 ч)

Слово о писателе.

Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения).

Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Н. М. Рубцов (2 ч)
(возможен выбор другого поэта второй половины ХХ века)

Слово о поэте.

Стихотворения:   «Звезда  полей»,   «Листья  осенние»,  «В горнице» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и  природа в «тихой» лирике Рубцова.

Ю. П. Казаков (1 ч)
(возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века)

Слово о писателе.

Рассказ «Тихое утро» (возможен выбор другого произведения).

Образы детей в рассказе. Поведение и поступки героев в сложной ситуации. Нравственная проблематика произведения. Роль природы в рассказе.

В. Г. Распутин (3 ч)
(возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века)

Слово о писателе.

Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

В. П. Астафьев (2 ч)
(возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века)

Слово о писателе.

Рассказ «Васюткино озеро».

Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.

О. Генри (1 ч)
(возможен выбор другого зарубежного писателя)

Слово о писателе.

Рассказ «Дары волхвов» (возможен выбор другого произведения).

Смысл названия рассказа. Мастерство писателя в построении интриги. Неожиданность и закономерность финала. Любовь как дар; жертвенная сущность любви.



Предварительный просмотр:

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Приемы и методы

Оборудование

и наглядность

Домашнее

задание

план

факт

   1

Сентябрь

02

Введение. 1час 

В дорогу зовущие, или Литература  открывает мир                                                    

вводный

Рассказ учителя, беседа, работа со словарями, работа с учебником

Репродуктивный

Учебник, дид. материалы, словари

Подготовить устный рассказ на темы по выбору

 2

   

04

УНТ. 3 часа

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, игра-конкурс, словарная работа, выр. чтение

репродуктивный

Словари, иллюстрации

Групповые задания: подготовить песенное исполнение обрядовых песен

3

09

 « Что за роскошь, что за смысл… Что за золото!» ( А. С. Пушкин ). Пословицы и поговорки

чтение и обсуждение

выр. чтение, рассказ учителя

репродуктивный

Словари, иллюстрации

Составить устный рассказ, используя поговорки

4

11

Урок развития речи

В чем красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник

развитие речи

Анализ работ, сам. работа

исследовательский

Прочитать из «Повести временных лет» сказание «Принятие христианства на Руси»

5

16

Древнерусская литература. 1 час

Урок развития речи

В чем красота и мудрость русского фольклора? Фольклорный праздник Историческая энциклопедия. « Сказание о  белгородском киселе»

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, работа  в группах,

репродуктивный

Сборники, словарь Даля

Письменно ответить на вопрос

6

18

Русская литература 19 века 29 часов

А. С. Пушкин. Дружба в жизни поэта. Тема дружбы в стихотворении « И. И. Пущину»

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа

репродуктивный

Иллюстрации

Выучить стихотворение наизусть

7

23

Стихотворение А. С. Пушкина « Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта

чтения и изучения

Рассказ учителя, выразительное чтение,

репродуктивный

Иллюстрации

Выучить стихотворение наизусть, написать сочинение-миниатюру

8

25

Стихотворения  А. С. Пушкина « Зимнее утро», « зимняя дорога» - гимн родной природе

чтения и изучения

Выразительное чтение,

репродуктивный

Выучить одно из стихотворений наизусть

9

30

Поэты пушкинской поры. Е. А Баратынский. Стихотворения « Весна, весна! Как воздух чист!», « Чудный град порой сольется…»

чтение и обсуждение

Выразительное чтение,

репродуктивный

Написать мини-сочинение по данному началу: « Что с нею, что с моей душой?»

10

Октябрь

02

Урок развития речи. 

Двусложные размеры стиха

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, практикум

исследоват.

Найти по одному примеру стихотворений, написанных ямбом и хореем

11

07

Роман А. С. Пушкина « Дубровский» .История создания. Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа, проб. изл.

портрет, репродукции картин

Прочитать главы 5-11 тома 1 и 2

12

09

Образ благородного « разбойника» в романе А. С. Пушкина « Дубровский»

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, слов. раб., инф-рецептивн.

репродукции картин

Прочитать роман до конца

13

14

Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой 

чтения и изучения

Рассказ учителя, работа с текстом,

Выр. чтение,

Иллюстрации

Определить последовательность событий, развивающихся в романе

14

16

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

чтение и обсуждение

Анализ текста, инф-рецептивн.

Иллюстрации

Письменный ответ на вопрос

15

21

Урок развития речи

Сочинение-сравнительная характеристика « Два помещика» ( по роману А. С. Пушкина «Дубровский» )

урок развития речи

Самостоятельная работа

исследов.

Иллюстрации, репродукции

Дописать сочинение дома

16

23

Урок внеклассного чтения.

« Молодые наши проказы» ( А. С. Пушкин). «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка»

внек. чтен.

Беседа, работа с текстом,

эвристический

Инд. Задания: подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове

17

Ноябрь

06

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи».Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника

чтения и изучения

Выр. чтение, беседа, слов. работа

репродуктивный

Портрет,

выставка книг

Выучить стихотворение наизусть

18

11

Восточное сказание М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты

чтение и обсуждение

Выр. чтение, беседа,

репродуктивный

Рисунки, записи

Подготовить выразительное чтение стихот.

19

13

Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова « На севере диком», « Утес», « Листок»

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, выр. чтение,

репродуктивный

Портрет, книги, иллюстрации, репродукции

Выучить одно из понравившихся стихотворений

20

18

И. С. Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей

чтения и изучения

Рассказ учителя,

репродуктивный

Иллюстрации

Написать сочинение по данному началу

21

20

Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа,

инф-рецептив.

Портрет, книги, репродукции

Выучить близко к тексту отрывок из рассказа « Бежин луг»

22

25

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Неохотно и несмело…»,

« С поляны коршун поднялся», «Листья»

чтения и изучения

Выр. чтение, беседа, слов. работа

репродуктивный

Репродукции, иллюстрации

Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений

23

27

А. А. Фет. Стихотворения . Ель рукавом мне тропинку завесила…», « Еще майская ночь», « Учись у них…». Переплетение природы и любви

чтения и изучения

Выр. чтение, беседа,

репродуктивный

Иллюстрации

Групповые задания: подготовить программу концерта

24

Декабрь

02

Н. А. Некрасов. « Железная дорога» - «гимн строительной, массовой, народной работе»

( К. И. Чуковский)

чтения и изучения

Работа по вопросам,

исследовательский

Иллюстрации

Подготовить устный рассказ на одну из тем

25

04

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н. А. Некрасова « Железная дорога»

чтения и изучения,

Рассказ учителя, беседа

репродуктивный

Иллюстрации

Выучить наизусть отрывок из стихотворения

26

09

Урок внеклассного чтения.

Историческая поэма Н. Н. Некрасова «Дедушка»

внек. чтен

Беседа,

Эвристический

Написать сочинение

27

11

Урок  развития речи.

Трехсложные размеры стиха

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа

исследоват.

Найти примеры стихотворений, написанных трехсложным размером стиха

28

16

И. С. Лесков. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа,

инф-рецептивный

Портрет, иллюстрации

Подготовить чтение по ролям

29

18

«...Там, где стоит левша, надо читать «русский народ».( Н. Лесков) Народ и власть в сказе

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа.

пробл. изл.

Портрет, иллюстрации

Групповые задания

30

23

Особенности  языка сказа  Н. Лескова «Левша»

чтение и обсуждение

Чтение текста, беседа,

исследоват.

Написать сочинение

31

25

Урок контроля.

Контрольная итоговая работа по сказу Н. С. Лескова

контрольный

Исследоват.

Прочитать рассказ Н. Лескова «Человек на часах»

32

Январь

13

Урок внеклассного чтения

Н. С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

внеклассн. чт.

Выр. чтение, беседа, анализ

инф-рецептивный

Портрет

Создать иллюстрацию

33

15

А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, выр. чтение, инф-рец

Учебник

Прочитать рассказ Чехова «Смерть чиновника»

34

20

Урок внеклассного чтения

А. П. Чехов «Смерть чиновника»

внек. чтение

Выр. чтение, беседа, анализ

инф-рецептивный

Портрет, выставка

Написать сочинение

35

22

Русская литература 21 века 21 час

Л. А. Грин. Феерия «Алые паруса». Жители Каперны и главные герои: Лонгрен, Эгль и Ассоль

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа

инф-рецептивный

Портрет, выставка книг

Прочитать сказку-быль А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

36

27

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас

чтения и изучения

 Беседа, обучение устному рассказу

инф-рецептивный

Иллюстрации

Прочитать сказку М. Пришвина «Кладовая солнца»

37

29

М. М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, Мудрый рассказчик, мудрый Антипыч

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, работа с текстом . инф-рец

Учебник

Выделить в тексте эпизоды, связанные с Настей

38

Февраль

03

Тропа Насти

чтение и обсуждение

Беседа, тест

инф-рецептивный

Выставка книг

Выделить в тексте все эпизоды, связанные с образом Митраши

39

05

Тропа Митраши

чтение и обсуждение

Подробный пересказ , инф-рецептивный,

Репродукции картин, выставка

Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши

40

10

Урок развития речи.

Сочинение-сравнительная характеристика Насти и Митраши

урок развития речи

Самостоятельная работа, исследоват.

Дописать сочинение

41

12

«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца» Смысл названия повести.

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, пробл. изл.

Иллюстрации, портрет писателя, Выставка книг

Написать сочинение

42

17

Урок внеклассного чтения.

Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

внеклассн. чт.

Беседа, эвристич.

Написать рассказ о своем друге

43

19

Урок развития речи.

Стихотворения о Великой Отечественной войне

чтения и изучения

Выр. чтение, беседа, анализ

инф-рецептивный

Выразительно читать или выучить наизусть одно из стихотворений

44

24

В. П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой».

чтение и обсуждение

Беседа , работа с текстом

эвристический

Портрет

Составить словарик «сибирских диалектизмов»

45

26

Урок развития речи.

Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой»

урок развития речи

Проблемные вопросы, исследоват.

Иллюстрации, портрет писателя, выставка книг

Перечитать фрагмент рассказа: «День был ясный…»

46

Март

03

В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского»

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, инф-рецептивный

Выставка книг,портрет

Отобрать материал, связанный с историей игры в «замеряшки»

47

05

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа, эвристический

Иллюстрации, портрет писателя, выставка книг

Подготовиться к классному сочинению

48

10

Урок развития речи.

Классное сочинение по произведениям В. Астафьева и В. Распутина

урок развития речи

Самостоятельная работа, исследоват

Иллюстрации, портрет писателя, выставка книг

Прочитать рассказ В. Шукшина «Срезал»

49

12

Писатели улыбаются. «Чудики» В. М. Шукшина. Рассказ «Срезал»

чтение и обсуждение

Беседа, проблем.

Портрет писателя

Прочитать рассказ В. Шукшина «Сельские жители»

50

17

Урок внеклассного чтения.

Рассказ В. Шукшина «Сельские жители»

внек. чтение

Беседа, анализ,

эвристический

Портрет писателя

Прочитать рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

51

19

Ф. А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе.

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа, инф-рецептивный

Вспомнить смешной случай из школьной жизни

52

31

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А. А. Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

урок-концерт

Выразит. чт.,анализ,

эвристический

грамзаписи

Подготовить выразительное чтение стихотворений

53

Апрель

02

С. А. Есенин. Стихотворения «Мелколесье. Степь да дали». «Пороша»

чтения и изучения

Выраз. чтение, инф-рец.  

Иллюстрации, портрет поэта

Нарисовать иллюстрацию

54

07

А. А. Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие…». Постижение красоты

чтения и изучения

Выраз. чтение, инф-рец.  

Портрет поэтессы

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению

55

09

Н. М. Рубцов. «Тихая» лирика. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

чтения и изучения

Выраз. чтение ,беседа, инф-рецептивный

Портрет поэта

Групповые задания

56

14

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»

чтение и обсуждение

Выраз. чтение, беседа, инф-рецептивный

Иллюстрации, портрет поэта

Индив. зад.

57

16

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

чтение и обсуждение

Выраз. чтение, беседа инф-рецептивный

Учебник

Прочитать главы «Герои» и «Боги» в книге Н. Куна

58

21

Зарубежная литература . 9 часов.

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа, репродуктивный

Иллюстрации

Написать сочинение об одном из подвигов Геракла

59

23

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, инф-рецептивный

Прочитать отрывок из «Илиады»

60

28

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея».

чтение и обсуждение

Рассказ учителя, беседа, репродуктивный

Прочитать отрывок «Плавание Одиссея мимо острова сирен…»

61

30

Урок внеклассного чтения.

Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот»

внеклассн. чтен.

Беседа ,выбороч. чтение,

эвристический

Иллюстрации

Письменный ответ на вопрос

62

Май

05

И. Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка»

чтение и обсуждение

Выраз. чтение, беседа инф-рецептивный

Написать мини-сочинение

63

07

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, инф-рецептивный

Прочитать главы из романа «Приключения Гекльберри Финна»

64

12

Урок внеклассного чтения.

М. Твен. Роман «Приключения Гекльберри Финна»

внеклассн. чтен.

Выр. чтение, беседа, анализ

инф-рецептивный

Иллюстрации,

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

65-66

14

19

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»- философская сказка и мудрая притча

чтения и изучения

Рассказ учителя, беседа, репродуктивный

Учебник

Подготовиться к викторине

67

21

Итоговый урок.

Урок контроля. Литературная викторина

урок контроля

Викторина, инф-рецептивный

68-

26

Рекомендации на лето

69-70

28

Резервные уроки

Прочитайте летом



Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

учащихся 6 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драмы; жанры литературы (начальные представления); баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

- выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

- сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

- перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

- видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

- определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

- сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

- сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

- отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

Литература. 6 класс. Авторы –составители: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, в 2-х ч. М., «Просвещение», 2010  г.

В.Я. Коровина «Литература» 6 класс. Методические советы, М., «Просвещение», 2006

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008



Предварительный просмотр:

                                                                          Практические занятия в 6 классе

Уроки внеклассного чтения

Уроки развития речи

Тесты

Контрольные работы

Тексты для заучивания наизусть

Кол-во

Тема

Кол-во

Тема

Кол-во

Тема

Кол-во

Тема

Кол-во

Тема

8

1. «Молодые наши проказы» ( А. С. Пушкин)

2.Историческая поэма Н. А. Некрасова «Дедушка»

3. Н. С. Лесков. Рассказ «Человек на часах».

4. А. П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника».

5.Рассказ Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

6. Рассказ В. Шукшина «Сельские жители».

7. Мигель де Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот».

8. М. Твен. Роман «Приключения Гекберри Финна».

8

1. Фольклорный праздник. В чем красота и мудрость русского фольклора?

2. Двусложные размеры стиха.

3. Сочинение-сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману «Дубровский»)

4. Трехсложные размеры стиха.

5. Сочинение-сравнительная характеристика Насти и Митраши.

6. Стихи о войне.

7. Особенности использования народной речи в рассказе «Конь с розовой гривой».

8. Классное сочинение по произведениям В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

1

1. Литературная викторина

1

1. Контрольная работа по сказу Н. С. Лескову.

6

1. И.А. Крылов. «Листы и Корни». «Ларчик». «Осел и соловей» (на выбор).

2. А.С. Пушкин. «Узник». «И.И. Пущину». «Зимнее утро» (на выбор).

3. М.Ю. Лермонтов. «Тучи». «Листок». «На севере диком…». «Утес». «Три пальмы» (на выбор).

4. Н.А. Некрасов. «Железная дорога» (фрагменты на выбор).

5. Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…». А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…». А.А. Блок. «Летний вечер». А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» и др. (на выбор).

6. По теме «Великая Отечественная война» (1-2 стихотворения по выбору учащихся).



Предварительный просмотр:

Рекомендуемая литература для учителя:

1. Коровина В.Я.  «Литература» 6 класс. Методические советы, М., «Просвещение», 1997

2. Поурочные разработки по литературе. О.Б. Беломестных, М.С. Корнеева. М., ВАКО, 2005

Рекомендуемая литература для учащихся:

3. Литература. 6 класс. В.Я. Коровина, М., «Просвещение», 2006 г.

4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлева, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2008 г.

10. «Читаем, думаем, спорим». Дидактические материалы по литературе. 6 класс. Автор-составитель В.Я. Коровина. М, «Просвещение», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...