Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Казанцева Наталия Викторовна

Данная  рабочая  программа составлена на  основе программы курса «Русская литература 19-20 веков» (10-11 классы общеобразовательных учреждений)\В.В.Агеносов, А.Н.Архангельский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_.liter_11_klass_2013.doc259.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Данная  рабочая  программа составлена на  основе программы курса «Русская литература 19-20 веков» (10-11 классы общеобразовательных учреждений)\В.В.Агеносов, А.Н.Архангельский.-М.: Дрофа,2002, которая предусматривает 102 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 11 классе согласно Базисному учебному плану  выделяется 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю),согласно  обязательного минимума  содержания основного общего образования по предмету «Литература» (Приказ МО РФ от 14.05.1998 № 1236), с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 108), проекта стандарта регионального компонента основного образования по литературе.

       Стержневой методологической  идеей программы является необходимость сочетания  эстетического и исторического анализа явлений литературы, когда  критический  разбор  творчества каждого писателя  сопровождается историческим  обозрением литературного процесса.

   Особое  внимание в программе  уделяется  единству  теории и практики. Ключевые понятия теории литературы, связанные  с подвижным, изменчивым  литературным процессом (романтизм, реализм, образ  художественный  и др.) вводятся  не абстрактно, а на  основе  анализа конкретных произведений конкретных авторов.

   Важнейшим принципом построения курса литературы 11 класса  является принцип  преемственности. 20 век  стал  преемником  всех  без  исключения  традиций  русской литературы, а литература  отразила все стороны  многогранного русского характера.

   

   Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального                                                                 

 самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•       развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

•       освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

•       совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Лицейские классы, обучение в которых осуществляется на повышенном уровне трудности при обязательной реализации государственных образовательных стандартов, призваны осуществлять раннюю профилизацию учащихся, обеспечить максимально благоприятные условия для развития и постоянного наращивания творческого потенциала, способствовать овладению навыками научно-исследовательской деятельности и самообразования. Русский язык и литература – предметы, поддерживающие изучение профильных дисциплин. При изучении русского языка и литературы акцентируется внимание на развитие и совершенствование у лицеистов эстетической, читательской, культурологической, коммуникативной и речевой компетенций, которые реализуются на основе учета взаимосвязи гуманитарных знаний (философия, религиоведение, искусствознание, лингвистика, история, этнография) с информатикой. При этом ведущие принципы обучения ориентированы  на современные научные теории, что позволяет развивать и совершенствовать  образное и аналитическое мышление (герменевтика, структурная поэтика), художественный вкус, навыки работы с текстом, творческие и исследовательские способности.

   Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

1/ осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

2/ выразительное чтение в том числе наизусть;различные виды пересказа;

4/ определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру;

5/ анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

6/ устные и письменные интерпретации художественного произведения;

7/ выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

8/ самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

9/ участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

2.Нормативные  документы, обеспечивающие реализацию  программы

1.Закон Российской Федерации  «Об  образовании».

2.Областной  закон «Об  образовании  в Ростовской  области».

3.О приоритетных направлениях развития образовательной  системы Российской Федерации. Концепция  модернизации образовательной политики РФ.

4.Агеносов В.В. Русская литература 19-20 веков. Программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/В.В. Агеносов, А.Н.Архангельский. – М.; Дрофа,20025.Прграмма  по литературе. Региональный  компонент. Авторы: В.Б.Небратенко,Г.Ф.Саенко, В.Д.Яцык.МУ «Управление образования администрации г.Ростов-на-Дону»,МОУ Методический  центр образования г.Ростов-на-Дону. 2000.

6.Обязательный  минимум содержания  основного общего   образования   по предмету

 «  Литература» (Приказ МО РФ от 14.05.1998г. №1236).

7.Федеральный  компонент  государственного  стандарта  общего и среднего (полного) образования ( Приказ МО РФ от 05.03.2004 №108).

8.Проект стандарта  регионального  компонента основного   общего  образования по литературе. МО Ростовской области.

3.Цели  изучения  курса.

цели

1.

Освоение  системы  знаний о русской  литературе 19 века, ее  духовно-

нравственном и эстетическом  значении, ее основных темах и проблемах,

изучение вершинных произведений выдающихся русских писателей 19 века и

сведений об их жизни и творчестве, отдельных произведений  литературной

критики.

2.

Воспитание средствами художественной  литературы духовно-нравственной

личности, адаптированной к условиям  жизни в современном  обществе,

обладающей гуманистическим  мировоззрением, общероссийским  

гражданским сознанием, чувствующей  свою принадлежность  к родной

культуре; формирование чувства  справедливости, чести, совести,

патриотизма; воспитание  любви к русской литературе и культуре;

обогащение  духовного  мира школьников, их жизненного опыта  в

процессе приобщения к отечественной литературной  классике.

3.

Овладение  умениями  творческого  чтения и анализа произведений литературы

19 века; выявления  в них  конкретно-исторического  и общечеловеческого

содержания; соотнесения материала  литературной  классики с современностью;

получение информации о литературе из различных источников (масс-медиа,

интернет и тд .

4.

Развитие познавательного  интереса, интеллектуальных и творческих

способностей учащихся: потребности в самостоятельном  чтении художественной литературы, способности на эмоционально-эстетическом уровне

воспринимать литературу; формирование  художественного вкуса, умения

отличать высокохудожественные произведения от литературных подделок, давать оценку прочитанным произведениями созданным на их основе спектаклям,

фильмам, аргументировать  свою позицию.

5.

Развитие устной и письменной речи учащихся, умения правильно пользоваться

русским литературным  языком, навыков написания сочинений разных

типов и  творческих работ различных жанров.

4.Достижение  данных целей  способствует приобретению

учащимися  основ компетентности в литературной  сфере.

компетентность

1.

Общекультурная

литературная

компетентность

Восприятие литературы 19 века как  неотъемлемой части

национальной культуры, понимание принадлежности  литературы к

сфере художественной  культуры, осознание ее  специфики

как  искусства слова; знание и понимание содержания и пробле-

матики отечественных произведений 19 века, обязательных к

изучению; представление о важнейших этапах развития литера-

турного процесса, об основных фактах жизни и творчества

выдающихся писателей 19 века.

2.

Ценностно-

мировоззренческая

компетентность

Понимание  нравственных ценностей и мировоззренческих

категорий, отраженных а литературе 19 века, умение  определять

и обосновывать свое  отношение к этим ценностям, отстаивать

гуманистические нравственные позиции.

3.

Читательская

компетентность

Способность к творческому  чтению, освоение литературного

произведения на личностном уровне; умение  вступать в диалог

 «автор-читатель», погружаться в переживания героев;

понимание  специфики языка художественного произведения.

4.

Речевая

компетентность

Знание норм русского литературного языка; овладение  основными видами речевой  деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ  различных  

жанров.  

5.Структура курса

модуль

Кол-во  час

Введение.Русская литература конца 19- начала 20 века (1890

-1917)

      17ч

1.

Введение.

2.

И.А.Бунин

3.

А.Н.Куприн

2ч.

4.

М.Горький

6ч.

5.

Л.Андреев

2ч.

Литературный процесс 20-х годов

         29ч

1.

Направления модернизма

2ч.

2.

А.А.Блок

6ч.

3.

С.А.Есенин

4ч.

4.

В.В.Маяковский

5ч.

5.

Е.И.Замятин

3ч.

6.

А.А.Ахматова

5ч.

7.

М.И.Цветаева

4ч.

Русский исторический роман 20-30 годов

       16ч.

1.

Введение. А.Толстой «Петр Первый»

1ч.

2.

Ю.Н.Тынянов

2ч.

3.

М.А.Булгаков

9ч.

4.

И.С.Шмелев

3ч.

5.

Г.Иванов

1ч.

4.

Литературный процесс 30-50-х годов

       24ч.

1.

Введение

2.

О.Э.Мандельштам

3.

М.М.Пришвин

2ч.

4.

В.В.Набоков

2ч.

5.

А.Т.Твардовский

3ч.

6.

А.П.Платонов

4ч.

7.

М.А.Шолохов

8ч.

8.

Б.Л.Пастернак

3ч.

5.

Литературный процесс 60-х годов

        9ч.

1.

Введение

1ч.

2.

А.И.Солженицын

5ч.

3.

В.Г.Распутин, Ю.В.Трифонов, Ф.Искандер

3ч.

6.

Проза 50-70 годов о Великой Отечественной войне.

      5ч.

7.

Художественные поиски и традиции в современной литературе

      2ч.

Итого 102 ч.

7.Контроль реализации программы.

7.1.Стартовый контроль.

М.Горький «На дне»    Индивидуальные варианты ФИПИ   В-т 4  В1 В7, С1 –С2   или С5

7.2. Перечень контрольных работ.

тема

вид контроля

7

И.А.Бунин

Сочинение

15

М.Горький «На дне»

Индивидуальные варианты ФИПИ

В-т 4  В1 В7, С1 –С2   или С5

58

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

ФИПИ в-т 8  В1-В7, С1,С2 или С5

86

Б.Л.Пастернак.  Лирика

ФИПИ в-т 10   В8-В12, С3-С4  или  С5

7.3 Итоговая контрольная работа.

Компьютерная презентация-исследование по современной литературе (поэзия, авторская песня, проза, театр)


8.Календарно-тематическое планирование                                                                             литература 11 класс 102 часов

Название раздела, темы

К\ч

Основное содержание

Отбор учебного материала

Способы

Введение. Русская литература конца 19 - начала 20 века(15 час+2 Р\Р)

1

2.

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России.

Социально-политические особенности эпохи и культура. Наука и культура рубежа веков. Разграничение понятий «литература рубежа веков» и «литература серебряного века». Литературные направления: реализм (темы и герои реалистической литературы; жанры и стилевые особенности реалистической прозы; понятие неореализма); модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), крестьянские писатели.

Поэтические индивидуальности серебряного века. Проза русских символистов.

Теория литературы: понятие о модернизме; модернистские течения в литературе; жанры лирики.

Учебн. Стр 7-74

К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов,

 И. Ф. Анненский

Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб,

А. Белый

конспект

3.

4.

5.

6.

7.

Жизнь и творчество (обзор).

Пейзажная лирика поэта.

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”.

Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина

Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера.

Сочинение по творчеству И.А.Бунина

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Личность писателя. Бунинская концепция мира и человека. Восприятие жизни как величайшего дара и осознание ее трагической хрупкости. Художественный мир писателя. Проблематика, эстетические принципы, основные мотивы творчества. Своеобразие бунинского неореализма.

Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Сюжетная организация рассказов Бунина. Точка зрения персонажа и авторская точка зрения. Пространственная и временная организация рассказов. Предметная детализация бунинского текста. Ритмическая и звуковая организация рассказов. Социальная и экзистенциальная проблематика: от кризиса «дворянских гнезд» («Антоновские яблоки») — к кризису человеческой цивилизации («Господин из Сан-Франциско»). Социальный пессимизм писателя. Любовь в художественном мире Бунина.

Бунин как один из лучших стилистов в русской литературе XX века.

Теория литературы: расширение представлений о реализме. Разновидности предметной изобразительности (портрет, интерьер, бытовая деталь, речевая характеристика). Ритм в прозаическом произведении.

8-9

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Своебразие сюжета повести «Гранатовый браслет»

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Повесть «Гранатовый браслет»

Сопоставит таблица

Княгиня Вера

\Желтков

10.

11.

12.

13.

14.

15.

М.Горький

Жизнь и творчество. Романтизм ранних рассказов.

Поиск положительного героя.

Пьеса «На дне» как как социально-философкая драма. Смысл названия пьесы.

Система образов. Судьбы ночлежников.

Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение.

М.Горький. Идейное своеобразие  романа «Мать» (обзор)

Сочинение по творчеству М.Горького

1ч.

1ч.

1ч.

Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Поиск положительного героя. Романтические рассказы. Проблема творческого метода раннего Горького: романтический реализм.

 Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

 Социальное и философское в пьесе. Чеховские традиции в драматургии Горького. Своеобразие системы образов драмы. Социальный критицизм Горького. Философская проблематика: проблема веры; различное понимание правды в драме (позиции Сатина, Луки и Бубнова). Неоднозначность смыслового итога пьесы.

Горький-прозаик. Идейное своеобразие романа, его связь с ранним творчеством писателя. Соединение социального и общечеловеческого в образе Ниловны. Роль христианских мотивов в романе.

Контроль навыка анализа драматического произведения

Рассказ «Макар Чудра»

Пьеса «На дне»      

Роман «Мать»

Индивидуальные варианты ФИПИ

В-т 4  В1 В7, С1 –С2   или С5

16

17

Л.Андреев. Очерк жизни.  Рассказ «Большой шлем» и его своеобразие

2ч.

Личность писателя. Основные этапы творческого пути. Эволюция художественного метода от реализма к неореализму и символизму.

Рассказ «Большой шлем»

Литературный процесс 20-х годов (29 часов)

18

19

 Литература 20-х годов

Основные направления модернизма.

2ч.

Формы литературной жизни. Литературные группировки и журналы. Литературные направления: реализм и неореализм, социалистический реализм, модернизм.

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты»

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов:  эгофутуристы  (И. Северянин),   кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич

В.Брюсов«Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» . К.Д.Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

А. Белый «Раздумье», «Русь», «Родине»

Н. С. Гумилев   «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

И. Северянин  «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава»

В. В. Хлебников «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…»

Н. А. Клюев.  «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов…»

20

21

22

23

24

25

А.Блок. Очерк жизни.

Лирика Блока как «трилогия вочеловечения».

Эволюция лирического героя.

Россия в лирике А.Блока

Поэма «Двенадцать».

Ее идейное и художественное своеобразие.

1ч.

1ч.

2ч.

Лирика Блока как «трилогия вочеловечения», как «роман в стихах»: своеобразие композиции, место стихотворения в цикле, сборнике, книге, томе. Эволюция лирического героя. Мир стихий в лирике Блока: стихии природы, любви, искусства. Любовь-ненависть — формула отношения к миру. Величие и трагедийность выбора, совершаемого лирическим героем. «Страшный мир» в поэзии Блока. Мотив безысходности, утраты абсолюта. «Рождение человека «общественного» ценою утраты части души». Россия в лирике Блока.

Особенности поэтического стиля лирики: ассоциативный характер метафоры, новизна ритмики, своеобразие символики.

Революция как внерассудочная, не знающая норм и правил стихия. Неотвратимость революции как страшной необходимости. Крушение гуманизма и предвидение нового обретения Христа. Контрастность и дисгармония как основы стиля поэмы. Мотив пути как композиционный стержень произведения. Образы-эмблемы в поэме. Шум крушения мира в мелодике и ритмике поэмы.

Теория литературы: развитие представлений о метафоре (ассоциативная метафора); понятие символа; расширение представлений о ритмике; дольник.

Стихотворения «Вхожу я в темные храмы...», «Я, отрок, зажигаю свечи...», «Предчувствую Тебя...», «Мне страшно с Тобою встречаться...», «Незнакомка», «Фабрика», «О весна, без конца и без краю...», «Снежная маска», «Кармен», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «На железной дороге», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Соловьиный сад», «На поле Куликовом», «Россия».

Поэма «Двенадцать»

Сводная таблица-конспект

Соч.\дом.

«Россия в творчве А.Блока»

Самост.

Трактовка образа Христа

2627

28

29

С.А.Есенин. Мир человека и мир природы в лирике.

Образ Родины в творчестве Есенина

Поэма «Анна Снегина» и ее идейное содержание

Мир человека и мир природы в лирике Есенина. Образ родины. Крестьянское мироощущение Есенина и его воплощение в поэзии. Гуманизм и предельная искренность есенинской лирики. Противоречивость в осмыслении и оценке послереволюционной действительности. Ощущение трагической разъединенности со своей родиной и народом в стихах Есенина 20-х годов. Эволюция лирического героя поэта. Народно-песенная основа лирики Есенина. Самобытность интонации и образного строя. Символика цвета. Значение творчества Есенина для развития русской литературы.

Стихотворения «В хате», «Гой ты, Русь моя родная...», «Песнь о собаке», «О красном вечере задумалась дорога...», «Я покинул родимый дом...», «Каждый труд благослови, удача!..»,  «Письмо матери», «Русь советская», «Неуютная, жидкая лунность...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Гори, звезда моя, не падай...»,  «Отговорила роща золотая...», «Синий туман, снеговое раздолье...» поэма «Анна Снегина

Соч.\дом

«Образ Родины в творч-ве Есенина»

30

31

32

33

34

В.Маяковский. Лирика дооктябрьского периода.

Поэтическое новаторство В.Маяковского

Поэма «Облако в штанах». Трагическое мироощущение лирического героя. Своеобразие любовной лирики.

Маяковский о назначении поэта в революционной действительности Поэма «Во весь голос»

Особенности сатиры Маяковского

1ч.

1ч.

1ч.

Противоречивость личности и творчества поэта. Основные этапы творческого пути. Свежесть и сила поэтического слова в дооктябрьской лирике поэта. Мир большого города в стихах Маяковского. Антивоенный и антимещанский пафос стихов. Бунтарство и одиночество лирического героя.

Социальный критицизм и интимно-лирическое начало в поэме «Облако в штанах». Трагическое мироощущение лирического героя поэмы.

Поэтическое новаторство Маяковского: обновление поэтической лексики, приемы развернутой и реализованной метафоры, новизна ритмико-интонационного строя.

«Штурм социалистического рая» в лирике революционных и послереволюционных лет. Понимание Маяковским назначения поэта в революционной действительности. Своеобразие любовной лирики и сатиры Маяковского.

Политическая и эстетическая левизна Маяковского. Постепенное осознание противоречивости общекультурной ситуации. Канонизация ранее найденных художественных приемов. Декларативность лирики. . Поэма «Во весь голос» — честный и искренний итог жизненного и творческого пути.

Роль Маяковского в развитии русской поэзии.

Теория литературы: понятие о тоническом стихе.

Стихотворения «Утро», «Ночь», «Адище города», «А вы могли бы?», «Война объявлена», «Вам!», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Послушайте!», поэма «Облако в штанах».

Стихотворения «Левый марш», «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии».

Поэмы «Хорошо!», «Во весь голос»

Цитатное обеспеч.

темы на «Хорошее отношение к лошадям»

35

3637

Е.И.Замятин. Своеобразие личности и художественного мира писателя. Метафоричность рассказа «Пещера»

Роман-антиутопия «Мы»

Своеобразие личности и художественного мира Е. Замятина. Уездное как сквозная тема творчества писателя. Трагическая концепция личности в рассказе «Пещера». Временная и пространственная организация рассказа. Метафоричность. Система персонажей; своеобразие замятинского психологизма. Выразительность речевых характеристик. Конструктивная жесткость и экспрессивная сила деталей. Роман «Мы». Антиутопический мир на страницах романа. Язык и тип сознания граждан Единого Государства. Герой антиутопии; центральный конфликт романа. Прогностическая сила романа.

Теория литературы: понятие об экспрессионизме. Жанр антиутопии

Рассказ «Пещера»

Роман «Мы»

38

Ахматова. Трагический путь женщины-поэта

Изображение женской судьбы и психологии в поэзии

Гражданский пафос лирики Ахматовой

Поэма «Реквием» Идейное и художественное своеобразие

1ч.

Личность поэтессы. Изображение женской судьбы и психологии в поэзии А. Ахматовой. Эволюция лирической героини. Гражданский пафос поэзии Ахматовой. Трагический путь женщины-поэта. Любовная лирика Ахматовой. Глубина психологизма. Соединение обыденной детали с глубиной чувств лирической героини. Исторические или литературные герои, друзья-современники в произведениях Ахматовой. Пушкин и Блок в лирике Ахматовой. Христианские мотивы творчества. Голос Ахматовой — голос всего русского народа, голос его совести, его веры, его правды.

Стихотворения «Песенка», «Песни последней •встречи», «Перед весною бывают дни такие.»», «Я научила женщин говорить...», «Пушкин», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Приморский совет», «Родная земля»  Поэма -«Реквием».

Самост.

Композиционные особенности поэмы «Реквием»

39

40

41-42

43

44

45

46

М.И.Цветаева. Судьба и творчество.

Романтическая основа лирики.

Гражданские мотивы лирики.

Экспрессивность поэтического стиля. Особенности цветаевской ритмики

1ч.

1ч.

1ч.

Судьба и творчество Цветаевой. Романтическая основа лирики. Безоблачный мир «Вечернего альбома». Краски, ритмика, лексика, характер лирической героини юношеских стихов. Эволюция цветаевской поэтики («Версты»). Трагедийное звучание «Лебединого стана». Фольклорные мотивы в лирике Цветаевой. Острота конфликта с миром в стихах периода эмиграции. «Безмерность в жире мер». Мифотворчество Цветаевой. Миф о поэте. Поэт и время. Своеобразие лирической героини. Экспрессивность поэтического стиля. Особенности цветаевской ритмики.

Теория литературы: углубление - представления о мифопоэтике и компонентах поэтического ритма.

Стихотворения «Молитва», «Идешь, на меня похожий...*, «Моим стихам, написанным так рано...», «Бабушке», «Говорила мое бабка лютая...», «Кабы нас с тобой да судьба свела...», «Дон», «Стенька Разин», «Если душа родилась крылатой...», «Поэты», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину», «Прокрасться...», «Душа», «Жизни», «Тоска по Родине! Давно...», «Читателям газет», «Стол», «Кует»

Соч.\дом

Гражданские мотивы лирики Цветаевой

                                                     Русский исторический роман 20-30-х годов (16 часов)

47

Концепция  человека и истории в романах советских писателей. А. Толстой

«Петр  Первый»

Идея исторического процесса в советской литературе. Концепция человека и истории в романах советских писателей (А. Чапыгин, А. Новиков-Прибой, С. Сергеев-Ценский). Роман А. Толстого «Петр Первый». Становление личности в эпохе. Проблема соотношения личности и народных масс. Особенности изображения исторической эпохи. Способы создания характеров. Язык и стиль романа. Понимание истории в творчестве писателей русского зарубежья. Роман М. Алданова «Святая Елена, маленький остров». Пушкинская традиция изображения человека, оказавшегося на перекрестках истории. Философия случая. Внимание к нравственным проблемам.

Роман А. Толстого «Петр Первый».

М. Алданова «Святая Елена, маленький остров».

48-49

Своеобразие исторической прозы Ю.Тынянова. Рассказ «Подпоручик Киже»

Своеобразие исторической прозы Ю. Тынянова. Понимание истории и проблема соединения документа и вымысла.

Теория литературы: жанр исторического романа в XX веке.

рассказ «Поручик Киже»

 роман «Пушкин» (обзор).

50

51-52

53-54

55

56

57

58

М.А.Булгаков. Судьба писателя. История создания  и жанровые особенности романа «Мастер и Маргарита»

Ершалаимские главы в контексте романа.

Сатирическое изображение  Москвы

 20-х годов.

Конфликт творческой личности и системы

Мастер и Маргарита. История Любви.

Роль эпилога  в контексте романа.

К\Р по роману М.А.Булгакова

2ч.

2ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Творческий путь писателя. Социально-историческое и философское в повести «Собачье сердце». Философско-этическая проблематика романа «Мастер и Маргарита». Библейский сюжет и его интерпретация. Особенности сатиры в романе. Своеобразие и роль фантастики в романе. Тема судьбы и личной ответственности в романе. Судьба художника. Лирическое начало в романе. Бессмертие любви и творчества. Экзистенциальная проблематика романа. Композиция произведения. Особенности жанра. Традиции Гоголя, Щедрина и Достоевского в творчестве Булгакова. Связь романа «Мастер и Маргарита» с традициями мировой литературы.

Теория литературы: расширение представлений об эпических жанрах. Понятие «философско-мифологическая литература».

Контроль навыка анализа  прозаического произведения

Роман «Мастер и Маргарита»

ФИПИ в-т 8  В1-В7, С1,С2 или С5

Цитатное обеспечение темы:

Пробле

матика романа;

Москва 30-х

59-60

61

И.С.Шмелев. Рассказ «Рождество». Особенности поэтики писателя.

Рассказы «Мартын и Кинга», «Небывалый обед» и их нравстенно-философская основа.

Нравственно-философская линия в литературе русского зарубежья. Судьба и личность И. Шмелева. Роман «Лето Господне». Тема постижения ребенком Божьего мира. Красочность описаний, портретов. Образы людей из народа. Своеобразие языка (сочетание народной, библейской и литературной лексики). Изображение русского национального характера в рассказах.

рассказs «Мартын и Кинг»  «Небывалый обед»

Роман «Лето Господне» заменен рассказ «Рождество»

Цитатное обеспечение темы:

Особенности поэтики Шмелева.

62

Г.Иванов. Эволюция творчества.

Эволюция творчества поэта. Экзистенциальные мотивы в поэзии Г. Иванова эмигрантского периода. Внесение в поэзию непоэтических образов XX столетия. Г. Иванов и поэты «парижской ноты». Новаторство художественных решений.

Значение Г. Иванова для развития новейшей русской поэзии.

«Оттого и томит меня шорох травы...», Грустно, друг...», «Россия счастие. Россия свет...», «Ликование вечной блаженной весны...», «Поговори со мной еще немного...»

Литературный процесс 30—50-х годов (23часа+1К\Р)

63

Литературный процесс 30-50-х годов.

 Круглый стол

Литературный процесс 30-х годов. Пафос революционного преобразования действительности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Постановление ЦК ВКП(б) о роспуске РАПП и других литературных объединений и создании единого Союза писателей СССР. Первый съезд писателей (его положительное и отрицательное значения для развития русской литературы).

Социалистический реализм: история возникновения; политические и эстетические принципы.

Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.

Писатели русского зарубежья и андеграунда — продолжатели традиций русской классической литературы XIX столетия и серебряного века. Развитие русской идеи соборности и духовности, всеединства и любви в творчестве писателей-эмигрантов.

Русская литература в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Идеи патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагедийного начала в отечественную литературу.

Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Нормативность в эстетике 1940— 1950-х годов. Теория бесконфликтности.

Жанры литературы 30—50-х годов.

Производственный роман  как важнейший жанр литературы социалистического реализма.  Роман воспитания. Проблема героического характера и ее решение в Философский роман.

Экзистенциальные проблемы в творчестве писателей русского зарубежья. Поэзия Б. Поплавского: проблематика, сюрреалистические образы

Юмористическая   и   сатирическая   литература. Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова и «Грустная сатира» А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко. Творчество М. Зощенко Своеобразие юмора и сатиры Зощенко. Герой Зощенко: его социальный статус и мироощущение. Сказовое начало в рассказах писателя. Автор и рассказчик. Речевые характеристики рассказчика и персонажей. Комизм положений и речевой комизм. Истоки и важнейшие особенности языка произведений Зощенко. Язык Зощенко как выражение своеобразия эпохи.

Теория литературы: углубление представлений о разновидностях комического. Развитие представлений о сказе.

Рассказы Тэффи.  Мастерство психологических характеристик персонажей. Грустный юмор рассказов писательницы.

Теория литературы: философско-мировоззренческий характер юмористической литературы.

Поэзия военных лет (М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, П. Антокольский и др.).

Развитие гоголевской и толстовской традиций в послевоенных романах и повестях о войне.

Усиление догматизма и нормативности в советской литературе конца 1940-х годов.

Творчество писателей русского зарубежья. Христианские философско-художественные произведения И. Шмелева, Б. Зайцева. Традиции Достоевского в романе Н. Нарокова «Мнимые величины».

«Время, вперед!» В. Катаева,

Энергия» Ф. Гладкова,

 «День первый» И. Эренбурга

«Соть» Л. Леонова  

«Люди из захолустья» А. Малышкина

Н. Островский «Как закалялась сталь»

А. Макаренко «Педагогическая поэма».

М. Шолохов «Поднятая целина»

«Кащеева цепь»

М. Пришвина,

 «Evgenia Ivanova» Л.Леонова,

 «Мастер и Маргарита»

М. Булгакова.

И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

 А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко.

М. Зощенко  «Аристократка», «Бедность», «История болезни»,   «Баня»,   «Гости»,  «Качество продукции», «Дама с цветами»

Рассказы Тэффи («Ке фер?», «Городок», «День», «Маркита», «Доктор Коробко», «Яго», «Мать», «Слепая», «Где-то в тылу», «Гурон»

«Молодая гвардия» А. Фадеева,

«Звезда» Э.Казакевича,

«В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой.

64

Основные этапы творчества О.Э.Мандельштама

Основные этапы творчества. «Тоска по мировой культуре» как определяющая особенность творчества Мандельштама. Изменчивость эстетики Мандельштама, изменение отношения к слову. Архитектурная точность, вещественность в поэтике «Камня». Значение историко-культурных реминисценций. Проблема разрыва культурных эпох. Особенности поэтики Мандельштама 20-х — начала 30-х годов. Цикл «Тпзйа». Концепция «осевого времени». Поэт и его век.

Проблематика и художественное своеобразие лирики.

Стихотворения. «Я изучил науку расставания...», «Отравлен хлеб и воздух выпит...», «Ласточка», «Я не увижу знаменитой Федры...», «Я слово позабыл, что я хотел сказать...», «Сумерки свободы», «В Петербурге мы сойдемся снова...», «Импрессионизм», «Век», «Ленинград», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Мы живем, под собою не чуя страны...», «Ода»

65

66

М.М.Пришвин. Очерк жизни и творчества.

Тема  природы и человека в поэма «Фацелия»

Фольклорно-«этнографический» путь писателя в литературе.

Становление философской концепции творческой  личности, находящейся во внутренней гармонии смиром, в романе «Кащеева цепь» и повести «Журавлиная родина». Художественное воплощение проблемы смысла жизни в повести «Жень-шень». Решение темы любви в поэме в прозе «Фацелия» и в посмертно изданной книге «Мы с тобой». Соединение философии, лирики и наблюдений ученого-натуралиста в дневниковых книгах «Лесная капель», «Глаза земли»

«В краю непуганых птиц»,

«За волшебным колобком»,

«Черный араб».

Цитатное обеспечение темы

67-68

В.В.Набоков. Творческий путь писателя. Антифашистская направленность рассказа «Озеро,  облако, башня»

Творческий путь писателя. Феномен двуязычия и его влияние на стилистику Набокова. Своеобразие художественного мира писателя. Гносеологическая проблематика его произведений. Герои Набокова. Роман «Приглашение на казнь». Сюжет романа. Система персонажей и предметный мир. Металитературные аспекты произведения. Литературный прием как главный герой набоковской прозы. Виртуозность словесной техники Набокова. Многообразие интерпретаций романа.

Роман «Приглашение на казнь» заменен:

рассказ «Облако, озеро, башня»

69

70

71

А.Т.Твардовский. Человек и поэт.

«Василий Теркин». Идейное и художественное своеобразие поэмы.

«По праву памяти» Автобиографизм  и историческое обобщение в поэме.

Формирование личности поэта (роль сельской среды, крестьянского труда, природы, семьи, круга чтения). Образ дороги — характерный лейтмотив творчества А. Твардовского. Поэма «Страна Муравия». Сказочно-фольклорный характер поэмы. Сложность исканий Моргунка, воплощенная в духе классических традиций русской поэзии.

Твардовский в годы Великой Отечественной войны. Творческая история поэмы «Василий Теркин». Сочетание бытовых реалий и символики, героики и юмора. Теркин — воплощение русского национального характера. Композиция «Книги про бойца»: усложнение образа центрального героя, усиление драматизма по мере развития повествования. Проблема соотношения автора и героя. Жанр поэмы. Лексика,

ритмика и поэтический стиль поэмы. И. Бунин о «Василии Теркине».

 Поэма «По праву памяти». Автобиографией и историческое обобщение. Ораторский склад и трагический пафос поэмы. Твардовский — редактор. Значение творчества Твардовского для русской литературы.

Поэмы «Василий Теркин»

«Страна Муравия»

«За далью даль»

«По праву памяти»

Индивидуальное задание: анализ главы по выбору

72

73

74-75

А.П.Платонов. Очерк жизни.

Рассказ «Усомнившийся Макар». Особенности художественного мира писателя.

Повесть «Котлован».

Идейное содержание.

Своеобразие художественного мира писателя. Основные лейтмотивы платоновской прозы: мотив дороги, мотив сиротства, мотив смерти, тоска по абсолюту; образ странника. Своеобразие художественного пространства повестей. Самозабвенный поиск истины, смысла всего сущего героями Платонова. Осмысление революции и послереволюционной эпохи в прозе Платонова. Философская глубина произведений. Принципы создания портрета и пейзажа. Символика в произведениях писателя. Стилевая неповторимость прозы Платонова. Язык Платонова: истоки и важнейшие законы.

Рассказ «Сокровенный человек» заменен :

 рассказ «Усомнившийся Макар»

повесть «Котлован

Соч.\дом

«Символика в повести

Платонова»

76

77

78

79

80

81

82

83

М.А.Шолохов Судьба писателя. «Тихий Дон» история написания, жанровое своеобразие

Система образов романа (1гл.1ч.)

Колорит казачьего уклада жизни

Первая мировая война в изображении Шолохова.

Григорий Мелехов на войне.

Гражданская война в изображении Шолохова.

Трагедия Григория Мелехова.

Рассказ  «Судьба человека». Трагическое описание войны.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Своеобразие личности писателя. Развитие толстовской традиции эпического изображения судьбы народа в романистике писателя.

Духовный мир донского казачества в романе. Система персонажей романа. Поиски правды. Проблема «общей» и «частной» правды. Мысль семейная» в романе. Женские образы. Тема материнства. Трагедия Григория Мелехова. Природное и социальное в личности героя. Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе. Мастерство Шолохова-художника. Функции портрета, пейзажа, массовых сцен в романе. Драматургические1*принципы в эпическом произведении. Своеобразие языковой манеры Шолохова. Сюжетно-композиционная многоплановость «Тихого Дона». Своеобразие жанра романа-эпопеи в творчестве Шолохова.

 

Трагическое описание войны. Гуманизм рассказа. Своеобразие композиции.

Теория литературы: углубление представлений о жанре романа-эпопеи, углубление понятия трагического в литературе.

Роман «Тихий Дон».

Рассказ. «Судьба человека» (повторение).

Цитатное обеспечение темы

Цитатное обеспечение темы

Соч.\дом.

«Трагедия Григория Мелехова

 и его поколения»

84

85

86

Б.Л.Пастернак. Особенности мироощущения поэта.

Роман «Доктор Живаго» и стихи Юрия Живаго. Своеобразие оценки исторических событий.

К\р Анализ поэтического текста

Особенности мироощущения поэта. Сила и интенсивность контакта лирического героя с миром. Мгновенье и вечность, быт и мироздание в поэзии Пастернака. Художник и время.

Своеобразие метафоры Пастернака. Роль предметной детали в его поэзии. Мастерство звукописи.

«Доктор Живаго» (общая характеристика романа с рекомендациями для самостоятельного чтения). Своеобразие оценки исторических событий в романе. Поэтическая природа прозы Пастернака. Судьба писателя и его романа.

Контроль навыка анализа  прозаического произведения

 «Метель», «Весна», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Зеркало», «Плачущий сад»,   «Душная   ночь»,   «Степь»,  «Ночь», «В больнице»,  

«Сестра   моя — жизнь… »

«О, знал бы я, что так бывает...»,

 «На ранних поездах»,

«Во всем мне хочется дойти до …»,  

«Быть  знаменитым  некрасиво...»,  

 «Зимняя ночь», «Гамлет» и др.

ФИПИ в-т 10   В8-В12, С3-С4 \ С5

                                                                                            Литературный процесс 60-х годов

87

Литературный процесс 60-х годов.

Активизация общественной и литературной жизни в стране в 50-е годы в связи со смертью И. В. Сталина и решениями XX съезда Коммунистической партии, период т. н. оттепели. Обретение «второго дыхания» писателями старшего поколения. Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Дискуссии о социалистическом реализме, об идеальном герое, о проблеме «самовыражения», о «тихой» лирике, искренности в литературе.

Роль «возвращенной» отечественной литературы и литературы русского зарубежья  в этом процессе.

Литературно-эстетические явления 50—90-х годов. Признание правомерности художественного многообразия в литературе. Преодоление нормативизма, догматизма, иллюстративности. Стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии нашего пути. Усложнение художественных конфликтов. Отказ от одного типа героя, появление наряду с положительными так названных амбивалентных героев.

Постановка общечеловеческих и религиозно-нравственных проблем в литературе. Усиление аналитических начал, связанное с осмыслением героического и трагического пути России в XX веке. Возникновение так называемых «громкой» и «тихой» лирики; «городской» и «деревенской» прозы.

 Проблема народа как центральная в его творчестве. Создание многообразного народного национального характера, утверждение права человека на индивидуальность и уважение.  Изображение трагедии нереализованных возможностей, неприятие зла, бездуховности. Роль литературно-художественных журналов в литературном процессе. Журнал «Новый мир». Деятельность А.Т.Твардовского на посту главного редактора «Нового мира».

произведения Е. Замятина, А. Платонова, Б. Пильняка, М. Булгакова, Н. Клюева,

А. Ахматовой,

А. Солженицына,

В. Гроссмана,

Б. Пастернака,

Ю. Домбровского,

И. Бродского и др. и литературы русского зарубежья произведения И. Бунина,

И. Шмелева, Д. Мережковского,

3. Гиппиус, М. Алданова и др.

«Оттепель» И. Эренбурга,

тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры», произведения А. Яшина,

 В. Тендрякова.  Проза В. М. Шукшина «Чудик», «Жена мужа в Париж провожала»).

88

89-90

91

92

А.И.Солженицын.

Судьба писателя.

«Один день Ивана Денисовича». Проблема отношений человека и власти.

«Матренин двор».

Образ праведницы и «паразитов несочувственных»

Главы из романа «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор)

2ч.

1ч.

Изображение русского национального характера и судьбы России в мировой истории — основная тема творчества А. Солженицына. «Узловой» принцип сюжетно-композиционного построения произведений писателя. Солженицынская философия языка. «Словарь языкового расширения».

Изображение «системы» тоталитаризма и репрессий. Иван Денисович как тип русского национального характера. Сюжетные и композиционные особенности.

Смысл первоначального заголовка «Не стоит село без праведника». Праведница Матрена и традиции житийной литературы. Противостояние людей и «паразитов несочувственных» в системе образов. «Матренин двор» и «деревенская проза» 1960—1970-х годов.

Проблемы жизни и смерти, выбора и ответственности в романистике писателя («Раковый корпус»). Автобиографичность и художественный вымысел. Реализм и символика.

Общая характеристика эпопеи «Красное колесо».

Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

Рассказ «Матренин двор».

Цитатное обеспечен темы:нравственный идеал по Солженицы-ну.

93

 В.Г.Распутин

«Прощание с  Матерой». Проблема памяти и беспамятства.

Проблематика творчества: проблема памяти и беспамятства. Человек и природа; человек и «малая родина». Мотив покаяния.

История и современность в повести. Система персонажей. Своеобразие художественного пространства повести. Роль символики. Трагедии современной жизни России в рассказе «Нежданно-негаданно».

Традиции русской классики в прозе В. Распутина. Языковое мастерство писателя. Проза Распутина как высший этап «деревенской прозы».

Теория литературы: понятие о «деревенской прозе». Социальная и нравственная проблематика «деревенской прозы ».

Повесть «Прощание с Матерой».

94

Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен». Бытовой, нравственный и социальный смысл названия повести.

1ч.

Нравственная проблематика творчества Ю. Трифонова и ее перекличка с произведениями писателей-«деревенщиков». Повесть «Обмен». Бытовой, нравственный и социально-исторический смысл названия повести. Способы изображения внутреннего мира современного горожанина. Чеховские традиции в творчестве Ю. Трифонова. История и современность в романе «Старик».

Влияние творчества Ю. Трифонова на «городскую прозу» последующих поколений

Теория литературы: понятие о «городской прозе». Нравственная проблематика и поэтика «городской прозы».

Повесть «Обмен».

роман «Старик».

95

Ф.Искандер. Нравственно-философский смысл рассказа «Широколобый»

Нравственно-философская модель мира в прозе Ф. Искандера. Принцип приятия бытия как безусловного единства и абсолютной ценности. Философский смысл метафоры «дерево» в творчестве писателя. Функция юмора. Рассказ «Колченогий» как характерное явление прозы Ф. Искандера.

Рассказ «Колченогий» заменен на рассказ «Широколобый»

Проза 50-70 годов о Великой Отечественной войне (16 часов)

96-97

98

Тема Великой Отечественной войны в литературе 50-70-х годов

«Окопная правда» в повести К.Д.Воробьева «Мы убиты под Москвой».

1ч.

Развитие толстовской реалистической и гоголевской романтической традиций в современной военной литературе. Антивоенный пафос военной прозы.

Художественно-документальные произведения о Великой Отечественной войне Историческая правда и мастерство художественного обобщения.

Толстовские традиции. Тема гуманизма на войне. Философское восприятие войны как мировой битвы демократии и тоталитаризма. Авторское слово в романах Симонова и Гроссмана. Проблема свободы в романах.

«Окопная правда».  Проблема нравственного выбора человека на войне. Традиции «лейтенантской прозы».

От традиций «лейтенантской прозы» к эпическому повествованию. Полемика с «ремаркизмом». Испытание жизненной позиции человека в условиях войны. Проблема подвига на войне.

Романтическое восприятие войны.  Народный взгляд на войну. Прием несобственно-прямой речи. «У войны не женское лицо»: женщина на войне. Романтизация конфликта и образов.

Решение философско-этических проблем, связанных с войной. Проблема выбора. Проблема нравственного подвига. Система персонажей. Приемы раскрытия внутреннего мира человека. Своеобразие композиции и сюжета. Проза Быкова и литература экзистенциализма. Христианские мотивы в повести.

Творчество В.Л.Кондратьева. Повесть «Сашка». Герой повести. Композиция и ее роль в раскрытии характера Сашки. Испытание властью, любовью и дружбой. Проблема гуманизма на войне.

С. С. Смирнов. «Брестская крепость».

А. М. Адамович и Д. А. Гранин. «Блокадная книга»

«Живые и мертвые» К. М. Симонов «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана.

 К. Д. Воробьева «Убиты под Москвой».

Ю. В. Бондарев «Горячий снег»

Б.Л.Васильев «А зори здесь тихие...».

В. В. Быков. Повесть «Сотников».

 В.Л.Кондратьев. Повесть «Сашка».

Компьютерная

презентация-исследование

99

Художественные поиски и традиции

в современной поэзии

Многообразие стилей и поэтических школ - основная черта современной поэзии. Проблема традиции в поэзии последних десятилетий XX века.

Творчество Л. Н. Мартынова. Тютчевские традиции в творчестве Д. С. Самойлова. Проблематика и поэтика стихотворений Б. А. Слуцкого и Б. А. Чичибабина.

«Эстрадная поэзия». Публицистический характер лирики. Ориентация на слушателя, новизна взаимоотношений поэта с аудиторией. Лирическая раскованность и техническое разнообразие «эстрадной поэзии». Освоение традиций русской поэзии первой трети  XX века.  Общее и  индивидуальное в лирике. Попытки поэтического воспроизведения противоречий XX столетия в стихах А. А. Вознесенского. Поиск новых поэтических средств. Сила и слабость «эстрадной поэзии», ее значение в расширении диапазона художественных средств и дальнейшей демократизации русского стиха.

«Тихая лирика». Поиск национальной почвы, мотив возвращения к истокам. Тревога за судьбы мира. Обращение к традициям русской поэзии XIX века.

Развитие есенинских и блоковских традиций в творчестве Н. М. Рубцова. Концепция «тихой», «смиренной» родины». Философия покоя в лирике. Образ современной России в контексте истории, Русь древняя и сегодняшняя; мотивы самобытности и духовного богатства Руси . Языческая образность . Поэзия и красота деревенского лада. Драматизм, трагедийность мироощущения поэта и его тяга к гармонии.

Единство общей тональности и неповторимость индивидуальных поэтических стилей Н. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Соединение реалистических и постмодернистских традиций в поэзии Ю. Кузнецова. Экзистенциальные трагические мотивы стихов поэта.

Постмодернистская поэзия.

Теория литературы: понятие постмодернизма. Закрепление понятия реминисценции и аллюзии, усвоение понятий центона и палимпсеста.

Л.Н.Мартынов

Д.С.Самойлов

Б.А.Слуцкий

Б.А.Чичибабин

А. А. Вознесенский, Б. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский,  

 Б. А. Ахмадулина,

 Б. Ш. Окуджавы.

Н.М.Рубцов «Тихая моя родина», «Огороды русские»,

«Чудный месяц плывет над рекою...»

«Видения на холме», «Душа хранит»,  «Сапоги мои — скрип да скрип...»

И. Ф. Жданов, А. В. Еременко,

А. М. Парщиков

Компьютерная

презентация-исследование

100

Авторская песня.

Социокультурный смысл феномена авторской песни. Авторская песня как явление литературы. Разнообразие направлений и индивидуальных стилей.

Темы и герои песен Б. Ш. Окуджавы. Наличие ассоциативного и аллегорического начал, тонкого лиризма — своеобразие песенного творчества поэта. Тема российской истории, войны и безнравственного общества в песнях-стихах А. А. Галича.

Пафос нравственного противостояния, трагического стоицизма в лирике В. С. Высоцкого. Поэзия экстремальных ситуаций. Пространственные координаты лирики. Устойчивые образы, система контрастов. Своеобразие ролевой лирики. Эмоциональная многокрасочность поэзии Высоцкого: героика, юмор, медитация. Эволюция песенно-поэтического творчества В. Высоцкого от бытовых и сатирических произведений к лирико-философским размышлениям о законах бытия.

Значение песен В. Высоцкого в духовной жизни 60—70гг.

В. С. Высоцкий «Спасите наши души», «Песня о нейтральной полосе», «Горизонт», «Кони привередливые», «Бег иноходца», «Упрямо я стремлюсь ко дну...», «Охота на волков», «Мы вращаем землю», «Диалог у телевизора»

Б.Ш.Окуджава

А.Галич

Индивид зад.

101

И.А.Бродский. Своеобразие поэтического мира поэта.

Личность и судьба поэта. Влияние европейской поэзии на творчество Бродского. Своеобразие видения мира в поэзии Бродского. Новое представление о лирике.

Своеобразие ритмики и синтаксиса. Особенности звуковой организации поэтического текста. Значение культурных реминисценций. Пространство и время в поэзии Бродского.

«Стансы», «Пилигримы», «Большая элегия Джону Донну», «Пенье без музыки», «Конец прекрасной эпохи», «Почти элегия», «Я родился и вырос...», «...и при слове «грядущее»...», «Ниоткуда с любовью...», «Я входил вместо дикого зверя в клетку», «Рождественская звезда»

102

Современная русская драматургия

(обзорное изучение)

Многообразие жанрово-стилевых исканий в 60-90-е годы.

Развитие социально-психологической драмы Театр О. А. Н. Арбузов. Обращение к общечеловеческим темам любви, дружбы и долга. Пристрастие драматурга к ярким, неординарным ситуациям и характерам. Театральность и зрелищность пьес Арбузова. Использование условных приемов.

Психологический театр В. С. Розова. Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Сопряжение водевиля, мелодрамы, комедии, высокой романтической драмы. Драма несостоявшейся жизни в пьесе «Утиная охота». Жанровое своеобразие («монодрама»). Роль ретроспекции в композиции пьесы. Смысл названия. Роль символических деталей. Женские характеры и проблема авторского идеала.

Развитие художественных открытий А. Вампилова в психологической драматургии «новой волны» (70—80-е годы). Постижение чеховского реализма, отточенного до символа, в пьесах В. Арро, В. Славкина, А.Галин.  Сочетание углубленности в бытовые, «черные» подробности с надбытовой, символистической интонацией в творчестве Л. С. Петрушевской.

Оживление авангардных тенденций, примет абсурдистской драмы в постперестроечной драматургии. Приемы гротеска, фантастики, сна, выстраивание модели мира как сумасшедшего дома, фантасмагорической «реальности», населенной людьми-фантомами, химерами, «придурками», оборотнями, уродами. Типологические черты абсурдистской драмы в пьесах этого ряда: герой — человек отчужденный, отчужденный язык, монтажность композиции, отсутствие причинно-следственных связей

А. Н. Арбузов «Иркутская история», «Мой бедный Марат», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры»

В. С. Розов «Вечно живые», «В добрый час», «В поисках радости», «В день свадьбы») и А. В. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске»

В. Арро «Смотрите, кто пришел»,

 В. Славкин «Серсо»,

 А.Галина «Ретро», «Восточная трибуна».

Л. С. Петрушевская «Уроки музыки», «Три девушки в голубом», «Московский хор»

пьеса-притча А.Казанцева «Великий Будда, помоги им!», траги-фарс В. Коркии «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили», «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»

В. Ерофеева, «Трибунал» В. Войнович

Компьютерная

презентация-исследование


9.Уровень  освоения

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен 

знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

.

11.Информационно-методическое обеспечение.

11.1 Ученикам.

Литература (Русская литература 20 века).11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч./В.В.Агеносов и др.; по ред. В.В.Агеносова. – 15 –е изд., М.: Дрофа, 2010.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010; Литература \ авт.-сост. С.А.Зинин. – М. : АСТ: Астрель, 2010. – (Федеральный институт педагогических измерений).

11.2 Методические пособия для учителя

Преподавание литературы в 11 классе. Часть1,2. Методические и справочные материалы. Под редакцией Г.А.Обернихиной.-М.:АРКТИ, 2002.

Агеносов В. Русская литература ХХ века. Методическое пособие для учителя, М.: Дрофа, 2005

Васильева Т.Б.,Иванова И.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2007

Ильина И.Д. Предметная неделя  литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс,

Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 10-11 класс. Книга для учителя. М., 2006

Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997

Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»

Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)

Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия» Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»

Компакт- диск «Репетитор по литературе КиМ, 2009»

Папка с раздаточными материалами «Теория литературы 5-11 классы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....