Рабочая программа по литературе 7 класс(Меркин)
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Гончарова Светлана Николаевна

 

   Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 2-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2005) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс

Литература

                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

   Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), Примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 2-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2005) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное развитие личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.

Для реализации задач литературного образования в 5—9 классах предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах. Выбор обусловлен тем обстоятельством, что в новой структуре образования 9 класс является выпускным и, исходя из обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе, школьники должны получить представление об историко-литературном процессе, в том числе и на основе постижения системных понятий и категорий. Прежде всего это само понятие «литературный процесс» и его структурообразующие содержательные элементы: литературное направление, стиль писателя, стиль эпохи, народность, историзм, традиции, новаторство и др.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

Отношение писателя к книге, складывающееся в раннем детстве, — важный пример для школьника, проникающегося уважением и любовью к автору полюбившихся рассказов, повестей, стихотворных произведений. Учащимся интересно постигать не просто факты биографии писателя, но особенности его личности. В программе и в учебниках предусматривается постепенное ознакомление с различными этапами жизни и творчества писателя, его отношением к искусству, творчеству, людям.

В тех случаях, когда произведения писателя изучаются с 5 по 9 класс, как правило, последовательно даются сведения о детстве (5 класс), годах учения (6 класс), образе писателя (7 класс), своеобразии личности (8 класс), основных вехах творческой биографии (9 класс). При этом всегда подобраны сведения о творческой истории изучаемого произведения и о фактах жизни, связанных с созданием данного текста. Тогда же, когда имя писателя появляется в одном из классов, приводятся материалы и сведения, которые помогают школьникам лучше представить себе писателя, приблизить к себе образ автора.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.

Учащимися 7 и 8 классов общеобразовательной школы восприятие и осмысление текстов художественных произведений происходит на новой ступени.  К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно если идет речь об умениях и навыках. Например, к 7 классу, даже если весь класс в школе не считается сильным, школьники в большей степени, чем в предыдущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (беглость, выразительность и осмысленность читаемого текста), значительно более верными становятся различные виды пересказов произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, создавать собственный текст и пр.

В связи с этим в 7—8 классах на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.

Для 7 класса доминантным должно стать понимание творчества и творческого процесса, проникновение хотя бы в отдельные уголки лаборатории писателя,  центральные аспекты: образ писателя, героическая тема, проблема милосердия, писатель и власть; характеристика не только одного художественного произведения, но и элементы сопоставительного анализа; усвоение понятия, характеризующего одно из явлений в историко-литературном процессе (классицизм). Знакомство с жанрами, вызывающими в подростковом возрасте наибольший интерес учащихся: приключения, фантастика.

Важнейшими умениями в 7  классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

              Из базовых эстетических понятий и категорий, необходимых для всестороннего постижения авторского замысла и идеи художественного произведения (характеристика текста в единстве формы и содержания), школьники по завершении 7 класса должны усвоить и уметь пользоваться следующими понятиями и категориями:

I

  1. Искусство. Книга как явление культуры и искусства.
  2. Миф как явление эстетическое. Мифы народов мира.
  3. Фольклор. Виды и формы фольклора. Структура фольклорного текста. Структура волшебной сказки. Варианты текстов сказки. Сказители. Собиратели и исследователи фольклора.

II

1. Художественная речь. Средства изобразительности (выразительности) речи. Интонация. Многозначность слова. Ассоциативное восприятие (книга — писатель — читатель).

2. Система образов. Образы центральные и второстепенные.
Образ — персонаж — герой — тип.
Образ-персонаж, образ-пейзаж, образы животных.
Герой — лирический герой.

III

Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры.

Поэтическая речь как художественная система.

1. Эпос. Жанры эпоса (эпические жанры фольклора: рассказ, повесть). Тематика и проблематика. Сюжет, фабула, композиция в эпическом произведении.  

Авторский замысел и художественная идея.

  1. Лирика. Жанры лирических произведений. Жанровое образование (лирическое стихотворение). Тема и мотив. Строфа. Стопа. Метр и ритм. Рифма. Типы рифм. Сюжет лирического произведения. Композиция лирического стихотворения.
  2. Лироэпические произведения. Фабула. Фабульные элементы: пролог (экспозиция), развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Басня. Баллада. Поэма.
  3. Драма. Драматургия. Жанры драматургии (комедия [водевиль, мюзикл], драма, трагедия).

Творческая история пьесы. Специфика драматургического произведения. Диалог. Позиция автора.

 Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы XIX— XX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку — вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность. Аннотации к разделам программы соответствуют общей концепции курса и призваны сориентировать учителя в проблематике изучаемых произведений, выделить то главное, что составляет их идейно-эстетическую значимость.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья программа предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Поэтому при отборе учебного материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся. Кроме того предусмотрены ежеурочные физкультминутки, зарядка для глаз.

Программа рассчитана  на 68 часов, из них на развитие речи - 11 часов, внеклассное чтение-13 часов.

          Количество часов в неделю: 2



Предварительный просмотр:

Календарно - тематический план                      Литература      7 класс

Программа Г.С.Меркина

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения занятия

РР

11 Час.

Сочинение

5 Час.

Внеклассное чтение

13

Час.

1 четверть (16ч., из них 3р/р, 3 вн. чтение)

I

Введение

1

1.

Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое своеобразие. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

II

Из устного народного творчества

3

2.

Былины.

 «Святогор и Микула Селянинович».

ТЛ Эпос.

1

3.

 Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник». А.К.Толстой «Илья Муромец».

 РР Сочинение-описание картины В.М.Васнецова «Богатыри».

1

1

1

4.

 Вн.чтение.  Русские народные песни. Обрядовая поэзия. Лирические песни. Лироэпические песни.

1

1

III

Из древнерусской литературы

2

5.

Из «Повести временных лет»  «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

6.

Вн. чтение. «Повести временных лет». Поучительный характер древнерусской литературы.

1

1

IV

Из литературы 18 века. Классицизм.

4

М.В.Ломоносов

7.

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. Тематика поэтических произведений. «О вы, которых ожидает…», «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» ТЛ Ода.

1

8.

Г.Р.Державин. Биография поэта. «Властителям и судиям».

1

Д.И.Фонвизин

2

9.

Краткие сведения о писателе. «Недоросль». Своеобразие пьесы, основной конфликт и проблематика. Образы комедии. Социальные вопросы в комедии. Позиция писателя.

 ТЛ Драма. Комедия.

1

10.

РР Образование и образованность. Воспитание и семья. Отцы и дети. (сочинение)

1

1

1

V

Из литературы  19 века

26

А.С.Пушкин

5

11.

Страницы биографии. Свободолюбивые мотивы в лирике поэта («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд»). Пейзажная лирика. Тема дружбы.

1

12.

«Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина. Мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие

1

13.

«Полтава» (в сокращении): образ Петра и тема России в поэме. ТЛ Поэма.

1

14.

РР Сравнительная характеристика Петра I и Карла ХII в поэме А.С.Пушкина «Полтава».

1

1

15.

 Вн. чт. Любимые страницы творчества А.С.Пушкина.

1

1

М.Ю.Лермонтов

3

16.

Страницы жизни и творчества.

«Родина». Образ родины в стихотворении, лирический герой.

1

2 четверть (16ч., из них 2р/р, 3вн. чтение)

17.

«Песня про царя Ивана Васильевича…». Центральные персонажи и художественные приемы их создания.

1

18.

РР Сравнительная характеристика героев. (сочинение)

1

1

1

Н.В.Гоголь

3

19.

Н.В.Гоголь  в Петербурге. Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое.

1

20.

РР Авторское отношение к героям и событиям. Подбор цитат и составление словаря для характеристики персонажа.

1

1

21.

Вн. чтение. Н.В.Гоголь «Петербургские повести».

1

И.С.Тургенев

2

22.

Жизнь писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника».  Рассказ «Хорь и Калиныч». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева.

1

23.

 Рассказ «Певцы». Тематика рассказа, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий». Художественное богатство произведения.

1

Н.А.Некрасов

3

24.

Страницы жизни и творчества. Доля народа – основная тема произведений поэта. «Железная дорога». Тема труда. Новые типы героев и персонажей.

1

25.

«Размышления у парадного подъезда». Писатель и власть. Тема Родины.

1

26.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Основная проблематика: судьба русской женщины, любовь и чувство долга.

1

М.Е. Салтыков-Щедрин

3

27.

Писатель – сатирик. Страницы жизни и творчества. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Проблематика, своеобразие сюжета.

1

28.

«Дикий помещик». Приемы создания образа главного героя. «Премудрый пескарь». Позиция писателя.

1

29.

Вн. чтение. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

1

Л.Н.Толстой

2

30.

Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя.

1

31.

 Вн. чтение. Л.Н.Толстой  «Севастопольские рассказы».

1

1

Н.С. Лесков

2

32.

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков – писатель будущего». Рассказ «Левша». Особенности проблематики и центральная идея повести. ТЛ Сказ.

1

3 четверть (20ч., из них 3р/р, 4вн. чтение)

33.

Н.С. Лесков. «Левша».  Образный мир произведения.

 РР Характеристика литературного героя.

 

1

1

34.

А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…» Общечеловеческое в лирике поэта.

1

А.П.Чехов

2

35.

«Хамелеон». Своеобразие сюжета, способы создания образов. «Смерть чиновника». Социальная направленность рассказа. Позиция писателя.

 ТЛ Художественная деталь.

1

36.

 Вн. чтение. Обобщающий урок «Над чем смеётесь?»

1

1

VI

Стихи о России поэтов 19в.

1

37.

РР Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов 19 века. Развернутая характеристика одного из поэтических текстов.

1

1

VII

Из литературы 20 века

26

М.Горький

6

38.

Страницы жизни и творчества. Повесть «Детство» (главы из повести). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе.

1

39.

РР Становление характера мальчика. Приемы создания образов в повести.

1

1

1

40.

«Свинцовые мерзости жизни».

1

41.

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа, авторская позиция.

1

42.

Образ Данко. Контраст как основной прием раскрытия замысла автора.

1

43.

Вн. чтение. М.Горький. Повесть «Детство» (главы из повести).

1

44.

И.А.Бунин

«Догорел апрельский светлый  вечер». Основные проблемы рассказа «Кукушка».

1

45.

А.И.Куприн

«Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа, его художественная идея. ТЛ Анекдот.

1

46.

В.В.Маяковский. Страницы жизни и творчества. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения. Приемы создания образов.

 ТЛ Аллитерация.

1

С.А.Есенин

2

47.

 Страницы жизни и творчества. Тематика лирических стихотворений поэта. «Отговорила роща золотая…».

Автор и лирический герой в стихотворении. «Я покинул родимый дом…». Эмоциональное богатство лирического героя.

1

48.

Вн. чтение На родине Есенина.

1

1

49.

И.С.Шмелев

«Русская песня». Основные сюжетные линии рассказ. Проблематика и художественная идея.

1

М.М.Пришвин

1

50.

«Москва – река». Тема и внутренний смысл. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

1

51.

К.Г.Паустовский  «Мещёрская сторона» (главы). Человек и природа. Малая родина. Образ рассказчика в произведении.

1

52.

 Вн. чтение. «Каждый край по-своему прекрасен…» (Лирическая проза о малой родине).

1

1

4 четверть (16ч., из них 3р/р, 3 вн. чтение)

53.

Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…». Тема стихотворения и его художественная идея.

1

А.Т.Твардовский

3

54.

Страницы жизни и творчества. «Прощаемся мы с матерями», «На дне моей жизни…»

1

55.

«Василий Теркин». История создания, художественный замысел поэмы.

1

56.

РР Образ главного героя. Человек и война. Цитатная характеристика Василия Теркина.

1

1

57.

Вн. чтение. А.Лиханов «Последние холода».

1

1

58.

 РР Человек и война. (сочинение)

1

1

1(дом.)

59.

Б.Л.Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения.

1

60.

В.М.Шукшин Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М.Шукшина.

1

VIII

Стихи о России поэтов 20 века

1

61.

 Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов 20 века. РР Обучение выразительному чтению.

1

1

62.

Вн. чтение. Произведения современных прозаиков.

1

1

IX

Из зарубежной литературы

6

63.

У.Шекспир

Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов.

1

64.

Р.Бёрнс

 Краткие сведения об авторе. Основные мотивы стихотворений «Возвращение солдата», «Джон – Ячменное зерно».

1

65.

Р.Л.Стивенсон

 Краткие сведения об авторе.

«Вересковый мед», «Остров Сокровищ». Приемы создания образов.

1

66.

А. Сент-Экзюпери

 Краткие сведения об авторе.

«Планета людей». Основные события и позиция автора.

1

67.

Вн.чтение  Современные писатели- фантасты детям.

1

1

68.

Янка Купала «Мужик», «А кто там идёт?», «Алеся». Основные мотивы стихотворений.

1

  Итого

68

11

5

13



Предварительный просмотр:

Программно-методическое обеспечение

1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. 3-е издание

Авторы – составители: Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А. Чалмаев

Допущено Министерством образования РФ. Москва,  «Русское слово», 2006 г.

2.Литература. 7 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторсост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2011

3. Литература. 7 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2011

4.Литература. 7 кл. Планирование и материалы к курсу.

Меркин Г.С., Меркин Б.Г. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010

5.Аникина И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе.7 кл. М., ВАКО, 2006.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по дисциплине «Литература»       7 класс

Программа Г.С.Меркина

Всего часов – 68   Внеклассное чтение -  11 час.  Развитие речи – 13 час. Сочинения -5

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, (час.)

Из них

РР

11 час.

Сочинения

5 час.

Внеклассное чтение

13 час.

I

Введение

1

II

Из устного народного творчества

3

Былины

2

1

1(дом.)

Русские народные песни

1

1

III

Из древнерусской литературы

2

Из «Повести временных лет»

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

1

IV

Из литературы 18 века

4

М.В.Ломоносов

1

Г.Р.Державин

1

Д.И.Фонвизин

2

1

1 (кл.)

V

Из литературы  19 века

26

А.С.Пушкин

5

1

1

М.Ю.Лермонтов

3

1

1(дом.)

Н.В.Гоголь

3

1

1

И.С.Тургенев

2

Н.А.Некрасов

3

М.Е.Салтыков-Щедрин

3

1

Л.Н.Толстой

2

1

Н.С.Лесков

2

1

А.А.Фет

1

А.П.Чехов

2

1

VI

Стихи о России поэтов 19 -20 вв.

1

1

VII

Из литературы 20 века

24

М.Горький

6

1

1 (кл.)

И.А.Бунин

1

А.И.Куприн

1

В.В.Маяковский

1

С.А.Есенин

2

1

И.С.Шмелев

1

М.М.Пришвин

1

К.Г.Паустовский

2

1

Н.А.Заболоцкий

1

А.Т.Твардовский

3

1

Человек и война

2

1

1(кл.)

1

Б.Л.Васильев

1

В.М.Шукшин

2

1

VIII

Стихи о России поэтов 20 века

1

1

IX

Из зарубежной литературы

6

У. Шекспир

1

Р. Бёрнс

1

Р.Л. Стивенсон

1

А. Сент-Экзюпери

2

1

Я. Купала

1

 Итого

68

11

5

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 8 класса Меркин.

Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе учебника Меркина....

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.

Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин

Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...

Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...

Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин....