Урок литературы в 10 классе "Знакомый незнакомый Пушкин"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Подболотова Елена Валентиновна

1 декабря 2008 года мной был подготовлен и проведён урок литературы в 10 классе на тему: «Знакомый незнакомый Пушкин».

Форма урока была выбрана неслучайно – урок с использованием межпредметных связей. Межпредметные связи могут переплетаться ещё теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше, как и было на моём уроке (музыка, литература, ИЗО, МХК). Такие уроки, я считаю, способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

Кроме того, интеграция предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу,  повышает творческий потенциал учащихся.

Именно такой урок помогает повысить мотивацию учения, оживить знания, перевести их образ конкретного мышления на основе умения увидеть особо важную художественную деталь, умения сформулировать вывод.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературы в 10 классе

 «Знакомый незнакомый Пушкин»,

Подболотовой Елены Валентиновны,

учителя русского языка и литературы ГОУ средняя общеобразовательная школа № 1118»

1 декабря 2008 года мной был подготовлен и проведён урок литературы в 10 классе на тему: «Знакомый незнакомый Пушкин».

Форма урока была выбрана неслучайно – урок с использованием межпредметных связей. Межпредметные связи могут переплетаться ещё теснее, где интегрируются не два предмета, а три и даже больше, как и было на моём уроке (музыка, литература, ИЗО, МХК). Такие уроки, я считаю, способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.

Кроме того, интеграция предметов является средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу,  повышает творческий потенциал учащихся.

Именно такой урок помогает повысить мотивацию учения, оживить знания, перевести их образ конкретного мышления на основе умения увидеть особо важную художественную деталь, умения сформулировать вывод.

В ходе урока ставила следующие цели и задачи:

образовательные:

  • формировать собственное мнение, умение высказывать его и аргументировать;
  • расширить представления учащихся о личности Пушкина;

развивающие:

- развивать способности к умозаключениям;

- развивать творческое воображение;

- развивать интерес к процессу обучения и учебному предмету;

воспитывающие:

  • включить учащихся в философский поиск;

- воспитывать любовь к Пушкину, его произведениям.

Тип урока – комбинированный. При такой подаче материала формируются достаточно крепкие, основательные знания. На уроке сочетала разные виды работ: групповые (задания по группам), творческие задания оперативного характера (составление ассоциаций), которые закрепляют эмоции и служат в целом развитию творческого и нравственного начал, и т.д.

Реализация целей осуществлялась через важные вспомогательные элементы: эмоциональную атаку (нестандартное начало, чтобы включить учащихся в поиск), внешнюю установку (слайдовая презентация, звуковое сопровождение урока, которые воспитывают эмоциональную утончённость). Все эти моменты использовались не ради развлечения, они органически сливаются с темой урока, раздвигают его границы, углубляют и возвышают знания, обогащают и развивают личность ученика, закладывают основы разносторонней гуманитарной культуры.

Сегодня нужно научить школьника добывать информацию, оперировать ею, развивать эвристичность мышления, креативность в решении проблем. Я думаю, что мне это удалось в процессе урока.

Важнейшей составной частью образовательного процесса и неотъемлемой частью гуманитарного образования является речевое развитие, которое я осуществляла на уроке литературы через работу с текстом, которая способствует формированию определённого круга лингволитературоведческих знаний, жизненной позиции.

На уроке старалась создать (и, я думаю, мне это удалось) пространство для всеобщей коммуникации. Слушай, что говорит товарищ! Согласен с ним? Дополни, не повторяясь. Нет? Возрази.

То есть настоящий урок – это 40 минут непрерывного интеллектуального напряжения и общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя технологии, в которой важно всё: внешний облик учителя (его взволнованность, увлечённость) и нечто персональное для ученика (область исследований, творческое задание). Ученик на уроке и зритель, и участник, и творец.

В процессе урока старалась использовать работающие на развитие и воспитание стимулятивно - мотивационные методы, приёмы и формы, осуществлять их в словесно-образном контекстах, создаваемых благодаря интегративному осуществлению межпредметных связей и ориентированных на формирование коммуникативной компетенции учащихся, реализацию творческого потенциала личности каждого ученика.

Основные принципы, которые использовала на данном уроке:

  • принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;
  • принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
  • принцип прочности;
  • принцип интеграции.

Последовательность этапов урока позволила решить поставленные задачи.

Считаю, что именно такие уроки целесообразно проводить при  знакомстве с жизнью или творчеством поэтов и писателей, так как именно они способствуют повышению интереса к личности мастера, предмету, развитию любознательности, интеллектуальных способностей, а также нравственных и эстетических чувств учащихся.



Предварительный просмотр:

Продолжите ряд определений, относящихся к психологическому портрету.

Глаза - …

Построить цепочку слов-глаголов, с помощью которых может передаваться функция глаз.

Смотрят - …

Продолжите ряд определений, относящихся к психологическому портрету.

Взгляд – …

Продолжите ряд определений, относящихся к психологическому портрету.

Лицо – …

Используя Словарь иностранных слов, дайте толкование слову «портрет».

Используя   «Словарь живого великорусского языка В.И. Даля», дайте толкование слову «портрет».

Используя «Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова», дайте толкование слову «портрет».

Используя Словарь литературоведческих терминов, дайте толкование слову «портрет».

Страница рукописи А.С. Пушкина «Цыганы»

Страница письма А.С. Пушкина

Страница рукописи А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Страница рукописи А.С. Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока литературы в 5 классе. А.С.Пушкин. Сравнение стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне».

5 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

Урок литературы "Стихотворение А.С. Пушкина "Зимнее утро"

Тема: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»Цели урока:Образовательная – продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики...

Урок литературы в 8 классе. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка. Историческая основа. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр.

В уроке представлены особенности жанра и композиции романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка", а также рассматривается историческая основа создания романа...

Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»

Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...

Урок литературы в 5 классе. Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Учащиеся знакомятся с понятием сюжета и композиции литературного произведения; определяют сюжет и композицию литературного произведения на примере «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина....