Рабочая программа по предмету литературы для 7 класса, составленная Ерохиной Л.Е.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Ерохина Лариса Евгеньевна

Рабочая программа по предмету литературы в 7 классе мною разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_7kl.2013.docx31.24 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край  г.Армавир

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат I и  II вида

Обсуждено

на заседании МО

протокол №___ от ______2013 г.

Руководитель МО

______________________________________

подпись председателя МО             ф.и.о.

Согласовано

заместитель

директора по УР

_____________________2013 г.

_______________________________________

подпись                        ф.и о .

Утверждено

решением педсовета

протокол №____ от _______2013 г.

Председатель педсовета

______________________________________

подпись директора ОУ                 ф.и.о.

Рабочая программа I вида

                                                     По предмету  __________________________________________________________  

                                                     Количество часов по программе__________________________________________      

                                                     Класс_________________________________________________________________

                                                     Уровень_______________________________________________________________

                                                     Учитель (Ф.И.О.)_______________________________________________________

                                                         

Программа разработана на основе  __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________

Содержание программы

7 класс (136 часов)

Введение.(1ч.)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество(2 ч.)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки –малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы (4 ч.)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел. отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись. (развитие представлений).

 

Из литературы XVIIIвека(2ч.)

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

.

И.И.Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.э

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

Из русской литературы XIXвека (72 ч.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе – баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», « Осел и Соловей».

Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи. глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно - поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы.

«И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Зимнее дорога». Приметы зимнего пейзажа. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня –крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести.. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский – старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий).

Михаил Юрьевич Лермонтов.Краткий рассказ о поэте.

«Тучи».  Чувство одиночества и тоски, любовь поэта – изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Поэтическая интонация.

Иван Сергеевич Тургенев.Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность. впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных. переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

« С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет.Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ и жизни поэта.

историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог – спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры. Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками.  Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов (5ч.)

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…;

Е.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»;

А.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…»

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

Из русской литературыXXвека (18 ч.)

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.Платонова.

Александр Степанович Грин.Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. отношение автора к героям.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне (17 ч.)

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Д.С.Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказы – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет. Герой-повествователь(развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века (4ч.)

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»;

С.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»;

А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века.

Писатели улыбаются (2ч.)

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

рассказы «Срезал», «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из  литературы народов России (обзор)(2 ч.)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к совей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа.

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

Стихотворения: «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы(7ч.) 

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде».

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот».Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы.  Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. (Для внеклассного чтения).

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Фина». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

(Для внеклассного чтения).

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение человеческих истин. (Для внеклассного чтения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс

Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...

Рабочая программа по предмету "Литература", 7 класс под ред. В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа может помочь молодому специалисту при составлении рабочей программы по литературе для 7 класса под ред. В.Я Коровиной. Чётко выдержана структура рабочей программы. Календарно-...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа по предмету «Литература», 5 класс

Рабочая  программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования  и Программы  общеобразовательных учреждений. Ли...