Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа (литература, 8 класс) по теме

Рабочая программа по литературе 8 класс разработана по учебнику под редакцией Коровивиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_8kl.docx45.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка

к рабочей программе по литературе

8 класс

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

      -    воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

     -    воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов;

     -     обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся;  

     -     формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;
  •  умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге.  Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.  

 Количество часов – 70 часов; в неделю – 2 часа

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2011.

Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И..Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2011.

 

 

Возрождение национальной культуры народов Российской Федерации является неотъемлемой частью процесса формирования гражданского общества и становления правового государства.

С национальной политикой в сфере образования тесно связано развитие национально- регионального компонента.

Национально- региональный компонент в программе по русской литературе (15%)имеет цели:

обогатить личность ученика посредством обращения к национальной культуре; воспитать личность, уважающую культуру и национальные традиции других народов.

Задачи:

- повысить интерес школьников к литературе Бурятии;

- ознакомить с культурой народов региона;

- способствовать воспитанию чувства гордости к культурным ценностям народов Бурятии.

Национально-региональный компонент построен на сочетании тематического и историко-литературного принципов.

Круг чтения определяется выбором наиболее известных имен литературы Бурятии и тематикой произведений литературы и устного народного творчества.

Важными критериями отбора произведений являются доступность и соответствие возрастным интересам учащихся.

В программе разнообразие фольклорных и литературных жанров: пословицы, романы, поэмы, стихотворения, документальные и драматические произведения. В подраздел “Теория литературы” включены менее известные жанры - хождения и улигеры.

Национально- региональный компонент дает познания об обычаях и традициях бурятского и семейского народов, представление о связи бурятских и русских сказок, бурятских и эвенкийских героических эпосов.

Данная программа не исключает поисковую работу учащихся: запись бурятских пословиц и легенд из уст местных жителей, подбор материала о писателях, поэтах и т.д.

Знакомство с произведениями национально- регионального компонента поможет углубить знания по истории Бурятии, истории и теории литературы, осознать различные фольклорные жанры и литературные тексты, приобщить к духовно- нравственным ценностям других национальностей, сформировать поликультурную личность, являющуюся носителем общечеловеческих ценностей.

В программе предусматриваются принципы вариативности, что дает право выбора различных путей и методов изучения:

 а) чтение и изучение, чтение и обсуждение, внеклассное чтение произведений;

 б) уроки- беседы, уроки- семинары, уроки- конференции и т.д.

Программа располагает библиографическими справками.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

- иметь общее представление о развитии литературы в Бурятии;

- знать имена наиболее известных поэтов и писателей и уметь характеризовать их творчество;

- знать содержание изученных произведений, уметь формулировать своё отношение к прочитанному;

- характеризовать главных героев произведений;

- писать отзывы и рецензии на прочитанные произведения;

- выразительно читать наизусть стихотворения на выбор;

- знать произведения устного народного творчества.

8 класс

Тема в программе «Национально – региональный компонент»

1.Народные песни

Бурятские народные песни (переводы). Семейские песни. Жанрово - тематические циклы: бытовые, солдатские, свадебные, хороводные, плясовые и шуточные песни.

2.Русская старина Разнообразие песенных мотивов.

Сибирская живая старина.Исторические предания бурятского народа. Из «Байкальских преданий»: «Матушка Гулы». Семейная генеология. Предание о покровительнице многих бурятских родов.

Прозаические фольклорные жанры семейских. Предания об исторических лицах (об Аввакуме) и событиях, об истории заселения и освоения края.

Генеологические предания.

3.Русская литература XIX века. А. Пушкин «Во глубине сибирских руд»

Ч. Цыдендамбаев. Главы из романа «Доржи, сын Банзара»: «Буря мглою небо кроет», «Старый знакомец» (Историческое прошлое. Декабристы в Сибири); «Смелая сказка» (связь со сказкой Пушкина «О Попе и его работнике Балде»); «Алеша Аносов» (связь с поэмой «Руслан и Людмила»).

4. М. Горький

Х. Намсараев - одни из первых бурятских писателей. Обзор творчества. Повесть «Цыремпил». Широкая панорама бурятской жизни. Осмысление темы дореволюционного прошлого.

5. XX век. Литература родного края

Андрей Румянцев «Певцы родной земли».Очерки о бурятских поэтах Ц. Д. Дондокове, Д. Улзытуеве, М. Шиханове. Николай Дамдинов. Очерк жизни и творчества. Сборник стихов «На этой планете». Жизнь нашего современника. Лирический герой.

К. Карнышев «Дымчатый, в яблоках». Рассказ о взаимоотношениях людей и животного мира. Гуманнистический характер произведения.

Раиса Белоглазова «Их было четверо». Герои рассказа - подростки. Тема человеческих отношений в сложном современном

               

                     Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса   

Ученик должен знать:

- базовые теоретико-литературные понятия;

- содержание программных произведений;

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

 

Ученик должен понимать:

- закономерности происхождения литературы;

- жанровые особенности произведений.  

Ученик должен уметь:

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.  

Учащиеся должны владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной.

 Ученики должны быть способны решать следующие практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определение своего круга чтения и умение давать оценку литературным произведениям;

-осуществление поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы интернета).

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Уроки развития речи

Уроки внеклассного чтения

Беседы, комбини

рованные уроки, исследование

Игры, викторины, конкур

сы

 Контроль

ные уроки, тесты

всего часов

1.

Ведение

+

1

1

2.

Устное народное творчество

2

2

3.

Из древнерусской литературы

2

+

+

2

4.

Из литературы 18 века

+

+

5

5

5.

Из литературы 19 века

2

3

31

+

1(5)

37

6.

Из литературы 20 века

+

1

17

+

+

18

7.

Из зарубежной литературы

3

+

+

3

8.

Итоговый урок

2

Итого

70 часов

                               

                              Основное содержание программы

                                                   8 класс

Введение.

         Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество.

         В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

         Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках.  Разнообразие тематики частушек.  Поэтика частушек.

         Предания как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  особенности содержания и формы народных преданий.

         Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

         Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

         «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.  Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья.  Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

         «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»).  Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

         Теория литературы.  Летопись.  Древнерусская повесть (развитие представлений).  Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы 18 века.

         Денис Иванович Фонвизин.  Слово о писателе.

         «Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

         Теория литературы. Понятие о классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы 19 века.

         Иван Андреевич Крылов.  Поэт и мудрец.  Язвительный сатирики и баснописец.  Краткий рассказ о писателе.

         «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо.  Мораль басни.  «Обоз».  Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года.  Мораль басни.  Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

         Теория литературы.  Басня.  Мораль.  Аллегория (развитие представлений).

         Кондратий Федорович Рылеев.  Автор дум и сатир.  Краткий рассказ о писателе.  Оценка дум современниками.

         «Смерть Ермака».  Историческая тема думы.  Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков.  Тема расширения русских земель.  Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

         Теория литературы. Дума (начальное представление).

         Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

         «Туча».  Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

         К*** («Я помню чудное мгновенье...»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

         «19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.  Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

         «История Пугачева» (отрывки).  Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.  Смысловое различие.  История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.  Пугачев и народное восстание.  Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.  Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).

         Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

         Теория литературы.  Историзм художественной литературы (начальные представления).  Роман (начальные представления).  Реализм (начальные представления).

         «Пиковая дама».  Место повести в контексте творчества Пушкина.  Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения.  Соотношение случайного и закономерного.  Смысл названия повести и эпиграфа к ней.  Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий.  Функции эпиграфов.  Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.  Идейно-композиционная функция фантастики.  Мотив карт и карточной игры, символика чисел.  Эпилог, его место в философской концепции повести.

         Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

         «Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

         Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

         Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

         «Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

         Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

         «Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.

         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

         «История одного города» (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

         Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).

         Николай Семенович Лесков.  Краткий рассказ о писателе.

         «Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

         Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).

         Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

         «После бала».  Идея разделенности двух Россий.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

         Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.

         А.С.Пушкин.  «Цветы последние милей...», М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев.  «Осенний вечер», А.А.Фет.  «Первый ландыш», А.Н.Майков.  «Поле зыблется цветами...».

         Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе.

         «О любви» (из трилогии).  История  любви и упущенном счастье.

         Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века.

         Иван Алексеевич Бунин.  Краткий рассказ о писателе.

         «Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.  Мастерство Бунина-рассказчика.  Психологизм прозы писателя.

         Александр Иванович Куприн.  Краткий рассказ о писателе.

         «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

         Теория литературы.  Сюжет и фабула.

         Александр Александрович Блок.  Краткий рассказ о поэте.

         «Россия».  Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

         Сергей Александрович Есенин.  Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

         «Пугачев».  Поэма на историческую тему.  Характер Пугачева.  Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и  историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

         Теория литературы.  Драматическая поэма (начальные представления).

         Иван Сергеевич Шмелев.  Краткий рассказ о писателе.

         «Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

         Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом.

         М.Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

         Михаил Андреевич Осоргин.  Краткий рассказ о писателе.

         «Пенсне».  Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  Мелочи быта и их психологическое содержание.  Для самостоятельного чтения.

         Александр Трифонович Твардовский.  Краткий рассказ о писателе.

         «Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

         Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

         Андрей Платонович Платонов.  Краткий рассказ о жизни писателя.

         «Возвращение».  Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны.  Изображение негромкого героизма тружеников тыла.  Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

         Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.  Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.  Их призывно-воодушевляющий характер.  Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

         Виктор Петрович Астафьев.  Краткий рассказ о писателе.

         «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

         Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

         И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

         Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы.

         Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

         «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

         Теория литературы.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

         Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».

         В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.  Воспевание поэтом любви и дружбы.  Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

         Теория литературы.  Сонет как форма лирической поэзии.

         Жан Батист Мольер.  Слово о Мольере.

         «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.  «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.  Особенности классицизма в комедии.  Комедийное мастерство Мольера.  Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческий смысл комедии.

         Теория литературы.  Классицизм.  Сатира (развитие понятия).

         Джонатан Свифт.  Краткий рассказ о писателе.

         «Путешествие Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество.  Гротесковый характер изображения.

         Вальтер Скотт.  Краткий рассказ о писателе.

         «Айвенго».  Исторический роман.  Средневековая Англия в романе.  Главные герои и события.  История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

                                       Учебно-методический комплект.

Учебная программа

Учебное пособие для ученика, дидактический материал

Учебник

Инструмент по отслеживанию результатов

Методическое пособие для учителей

Рабочая программа по русскому языку,  составленная на основе примерной программы  5-9 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2011 г.

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2006.

Э.Л.Безносов. Раздаточный материал по литературе 8 – 11 класс.- М.: Дрофа, 2007.

Л.Л.Страхова.  Литература. 8 класс.  Доклады. Рефераты. Сообщения. – С-П.:Литера, 2006.

В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение,

2011.

Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2008.

Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. –

М.: Дрофа, 2007.

В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. – М.: Дрофа, 20019.

В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература.8 класс.Методические советы. – М.:Просвещение, 2009.

 

Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие. –

М.: Вако, 2007.

О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Экзамен, 2009.

Литература 8 класс. Поурочные планы.  Автор-составитель С.Б.Шадрина. –      Волгоград.:

Учитель, 2008

Дополнительные обобщающие материалы.

  1. Литература 5-9 классы.  Активные формы обучения. Авторы-составители Л.И.Тареева, Т.Н.Захарова, В.В.Никовска и другие. – Волгоград.: Учитель, 2008.
  2. Литература  7 – 11 классы. Уроки учительского мастерства.  Автор-составитель И.Д.Бережная. – Волгоград.: Учитель, 2008.
  3. С.Я.Долинина. Литературный турнир. – М.: Наука, 2008.
  4. Л.Л.Бельская Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Н.Ю.Буровцева. Кроссворды для школьников. Литература. –Ярославль.: Академия развития, 1998.
  6. Литература в школе от А до Я. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2007.
  7. Большой справочник зарубежных писателей. 1 и 2 часть. – М.: Дрофа, 2007.
  8. Компакт – диски по литературе:

- Русская литература от Нестора до Маяковского;

- Русская драматургия от Сумарокова до Хармса;

- Русская поэзия 17 – 20 веков;

- Библиотека школьника. Справочник.

-Интернет – ресурсы:

При изучении литературы предполагается использовать:

- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;

- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;

- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;

- тестовый материал для контроля знаний;

2012.


Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

Дата проведения

№ ур

Тема урока

Основной вид деятельности

учащихся и учителя. Вид урока

Домашнее задание

план

факт

1-2

Введение. Литература как искусство слова

Беседа

Повторить теоретический материал о фольклоре

3-4

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни.

Рассказ учителя.

Выучить историческую песню наизусть

5

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»

Беседа

Пересказ преданий близко к тексту

6

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

Рассказ учителя. Беседа

С.23 з.4

7

Литература 18 века (общий обзор)

Рассказ учителя. Беседа

Чтение сцен комедии Фонвизина «Недоросль»

8-11

Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Рассказ учителя. Беседа

Беседа

Практикум

Письменная характеристика героев

Собирание материала к сочинению

12

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVII века» (на примере 1-2 произведений).

Урок развития речи

Домашнее сочинение

13-14

Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

Рассказ учителя. Беседа

Беседа

Письменная характеристика героев

15

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа.

Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков в баснях И.А.Крылова «Лягушки, просящие царя» и «Обоз».

Рассказ учителя. Беседа

Беседа

Выразительное чтение басен

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

16

 К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

Практикум

Индивидуальное сообщение о Пушкине

17

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории исторической теме в литературе.

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6 -7 классах)

А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопросы

Чтение произведения Пушкина «Капитанская дочка»

18

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их прототипы

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности.

Рассказ учителя. Беседа

Составить план рассказа о Гриневе

19-21

Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Маша Миронова.

 

Беседа

Характеристика Маши Мироновой

22-23

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.

Беседа. Практикум

Объяснить смысл названия произведения

24

Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел.

Практикум

Определить роль эпиграфов в произведении

25

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Урок развития речи

Домашнее сочинение

26-27

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах).

Рассказ учителя. Семинар

Чтение поэмы «Мцыри»

28-30

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

Особенности композиции поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Анализ эпизода из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Беседа

Практикум

Выучить отрывок наизусть

Подробный анализ одной из глав

Письменная работа

31-32

Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Урок развития речи

Сочинение

33

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5-7 классах).

Рассказ учителя. Семинар

Чтение комедии «Ревизор»

34

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью».

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение по ролям

35

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».

Беседа

Практикум

Выучить монолог одного из героев

36

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Практикум

Устная характеристика Хлестакова

37

Мастерство Гоголя-сатирика

Рассказ учителя. Беседа

Ответить на вопросы

38

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»).

Урок развития речи

Сочинение

39

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного).

Мечта и реальность в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Рассказ учителя. Беседа

Практикум

Ответить на вопросы

Индивидуальное сообщение о Салтыкове-Щедрине

40

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Рассказ учителя. Беседа

Прочитать отрывок из «Истории одного города»

41

Н.С. Лесков «Старый гений»

Рассказ учителя. Беседа

Устная характеристика

42

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Рассказ учителя. Беседа

Сравнить поведение полковника на балу и после бала

43

Л.Н.Толстой. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Беседа

Написать сочинение в виде страничек из дневника  Ивана Васильевича

44

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала».

Практикум

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

45

 Рр Учимся стилизации. Страницы из дневника.

Самостоятельное планирование

Создание текста

46

 В.Г. Короленко. Проблематика и гуманизм рассказа «Парадокс»

 

Урок вн. чт.

 Стр.    выр. чт.

47

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение рассказа

48

Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни».

Урок внеклас. чтения

49

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ

50

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ рассказа

51

Представление о любви и счастье в семье в рассказе А.И.Куприна «Куст сирени».

Беседа

 Подготовка к уроку контроля  

52-53

И.А. Бунин.  «Кавказ». Проблемы любви и счастья в рассказе

Беседа

Выразительное чтение рассказа

54-55

А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве А.А.Блока. «Россия». Образ России и ее истории.

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение наизусть

56

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме.

 

Рассказ учителя. Беседа

Выразительное чтение одной из глав

57

Василий Теркин – защитник родной страны.

Беседа

Составить план характеристики Теркина

58

Композиция и язык поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Практикум

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

59

Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

Урок развития речи

Прочитать рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

60

А.П. Платонов «Возращение». Возращение к человечности и состраданию

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ рассказа

61

К. Паустовский. Аналитическое чтение рассказа «Телеграмма»

Беседа

Подготовиться к уроку внеклассного чтения

62

В.П.Астафьев. Слово о писателе.

Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Рассказ учителя. Беседа

Пересказ рассказа

63

В.П.Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Беседа

 Подготовиться к уроку внеклассного чтения

64-65

Русские поэты о Родине, родной природе.

Урок внеклассного чтения

Подготовка к зачёту

66-67

Зарубежная литература. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Вечные проблемы в трагедии

Беседа

Выразительное чтение

68

Жизнь и творчество Вальтера Скотта

Рассказ учителя. Беседа

69-70

 Зачёт по теории литературы.                                         Итоги года и задание на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....