рабочая программа по литературе 12 класс
рабочая программа по литературе по теме

Панибратова Светлана Николаевна

   На основе программы под редакцией Коровиной В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_l-ra_12.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена                                                                                               Утверждаю

на педсовете                                                                                               директор школы            

протокол №1                                                                                              приказ № 62-о

от 20. 08 2012                                                                                            от «03» сентября 2012

                                                                                                                    ________________

                                                                                                                     В.А. Шкарупелова

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для 12 класса

Автор - составитель: Панибратова С.Н.

учитель русского языка и литературы

Михайловка

2012

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………с.3

Планируемые результаты.  Система контроля…………………………с.5

Тематическое планирование…………………………………………...…с.6

Содержание планирования………………………………………………. с.10

Список литературы для обучающихся и учителя……………………...с.11

Материально – техническое оснащение…………………………………с.11

Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2007. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс).  

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

На изучение курса литературы в 10-  11 классах  по учебной программе отводится 204 часа. В связи с особенностями работы в вечерней школе содержание программы разделено на 3 части ( соответственно !0, 11, 12 классы) и увеличено количество часов для изучение данного материала.

На изучение программы по литературе отводися 72 часа, из расчёта 2 часа в неделю

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, , диалоги.

 В нашей программе деление часов представлено следующим образом:

Количество учебных часов:

В год -__72___ часа (__2_ часа в неделю)

Зачётов: 3

Новизна данной учебной программы  и отличие программы от Примерной программы   для общеобразовательных учреждений состоит в следующем: учебный материал,    распределён  на 72 часа обучения, изменено количество часов  на реализацию отдельных  разделов курса.   

  1.              Формы занятий:
  1. Групповое занятие
  2. индивидуальная консультация
  3. зачёт

 Формы организации образовательного процесса

·         уроки-лекции

·         уроки-собеседования

·         урок-практическая работа

·         уроки с групповыми формами работы

·         уроки-зачеты

 Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Планируемые результаты.  Система контроля

Требования к уровню подготовки учащихся 12 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • Основные факты жизненного и творческого пути писателей ;
  • Историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • Основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • Работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • Выявлять авторскую позицию;
  • Выражать свое отношение к прочитанному;
  • Сопоставлять литературные произведения;
  • Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • Владеть различными видами пересказа;
  • Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

текущий – контроль в процессе изучения темы;

формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы

итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;

формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

"OТЛИЧНО": ставится за исчерпывающий, точный ответ, отличное знание текста и др. литературных материалов, умение пользоваться ими для аргументации и самостоятельных выводов, свободное владение литературоведческой терминологией, навыки анализа литературного произведения в единстве формы и содержания, умение излагать свои мысли последовательно с необходимыми обобщениями и выводами, выразительно читать наизусть программные произведения, говорить правильным литературным языком.

"ХОРОШО": ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые иллюстрации, умение излагать свои мысли последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные затруднения в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен недостаточно, отдельные погрешности в чтении наизусть и отдельные ошибки в речевом оформлении высказываний

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за ответ, в котором в основном правильно, но схематично или с отклонениями от последовательности изложения раскрыт материал. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет обобщений и выводов в полном объеме, имеются существенные ошибки в речевом оформлении высказываний, есть затруднения в чтении наизусть.
"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится, если показано незнание текста или неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые иллюстрации, отсутствует логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и самостоятельной оценки фактов; недостаточно сформированы навыки устной речи, имеются отступления от литературной нормы. 

Тематическое планирование

урока

тема

Тип урока

Домашнее задание

                                                          Введение-1 час

Русская литература в контексте мировой культуры.

Лекция с эл.беседы

Вопросы

                                              Литература 30-х годов -17 часов

А.А.Ахматова: личность и судьба.

Лекция с эл.беседы

Доработать конспект лекции

 Лирика Ахматовой.

 Практикум

Анализ стихотворения

 Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой.

 Практикум

 «Реквием»-читать

 Поэма А.А.Ахматовой «Реквием»

 Лекция с элементами беседы

Поэма А.А.Ахматовой «Реквием»

 Практикум

Стр.157-160

  1. М.И.Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества.

Лекция с элементами беседы.

Анализ стихотворения

  1. Своеобразие поэтического стиля М.И.Цветаевой.

 Практикум

Выразительное чтение стихотворения

Зачёт №1 «Творчество А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой»

  1. И.А.Заболоцкий: судьба и творчество.

 Лекция с элементами беседы

 Конспект лекции

М.А.Шолохов: судьба и творчество

 Лекция с элементами беседы

«Донские рассказы»-читать

«Донские рассказы»

Практикум

«Донские рассказы»

Практикум

Стр.179-183

Картина гражданской войны в романе «Тихий Дон».

Лекция с элементами беседы

Картина гражданской войны в романе «Тихий Дон».

Лекция с элементами беседы

Индивидуальные задания

Трагедия народа и судьба Григория Мелихова в романе «Тихий Дон».

Лекция с элементами беседы.

Подготовиться к семинару.

Трагедия народа и судьба Григория Мелихова в романе «Тихий Дон».

Лекция с элементами беседы

Стр.195-197

Женские образы в романе «Тихий Дон».

 Семинар

Стр.192-195

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий дон».

Изучение нового материала

Подготовиться к зачёту

Зачёт №2 «Творчество М.А.Шолохова»

                             Литература периода Великой Отечественной войны-2 часа

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор)

Лекция с элементами беседы

Доработать конспект лекции

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор)

Лекция с элементами беседы.

Стр.202-204

                                             Литература 50 -90-х  годов -35 часов

Литература второй половины 20 века (обзор). Поэзия 60-х годов.

Лекция с элементами беседы

Доработать конспект лекции.

Новое осмысление военной темы в литературе 50-х -90-х годов.

Лекция с элементами беседы.

Конспект лекции

Новое осмысление военной темы в литературе 50-х 90-х годов.

Лекция с элементами беседы

 «Обмен»-читать

А.Т.Твардовский: судьба, творчество.

Лекция с элементами беседы

Читать поэмы Твардовского

 Лирика А.Т.Твардовского о войне, о Родине.

 Практикум

Анализ стихотворения

Поэмы А.Т.Твардовского

Лекция с элементами беседы.

Поэмы А.Т.Твардовского

 Лекция с элементами беседы

Вопросы в учебнике стр.263

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество.

Семинар

Стр.129-132

Философский характер лирики Б.Пастернака.

Практикум

Анализ стихотворения

Основные темы и мотивы поэзии Б.Пастернака

 Лекция с элементами беседы

Стр.135-137

Анализ лирических произведений Б.Пастернака

 Практикум

«Доктор Живаго» стр.137-142

Б.Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

Лекция с элементами беседы.

Б.Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

Изучение нового материала

Подготовить сообщение

А.И.Солженицын. Страницы творчества.

  Лекция с элементами беседы

«Один день Ивана Денисовича»-читать

 «Лагерная» тема в творчестве писателя.

 Лекция с элементами беседы

Стр.269-275, 278

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

 Лекция с элементами беседы

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

 Практикум

Ответить на вопросы

 В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы».

Лекция с элементами беседы.

Лирика Рубцова

 Н.М.Рубцов. Основные темы и мотивы лирики.

Лекция с элементами беседы.

Анализ стихотворения

  40-42

Взаимоотношение человека и природы в рассказах Астафьева «Царь-рыба»

Лекция с элементами беседы

Прочитать повесть «Царь-рыба»

       43

 Нравственные проблемы  произведений В.Г.Распутина.

 Лекция с элементами беседы

Стр.338-340

       44

 Нравственные проблемы  произведений В.Г.Распутина.

 Лекция с элементами беседы

Подготовиться к зачёту

Зачёт №3  «Творчество В.Г.Распутина»

       45

Темы и проблемы современной драматургии.

Лекция с эл.беседы

       46

 Темы и проблемы современной драматургии.

Лекция с эл.беседы

Подготовить сообщение

      47

И.А.Бродский. Слово о поэте.

Лекция с эл.беседы

Индивидуальные задания

      48

Авторская песня.

Лекция с эл.беседы

Выразительное чтение

      49

  Б.Окуджава. Слово о поэте.

Лекция с эл.беседы

      50

«Городская» проза в современной литературе.

Лекция с элементами беседы

Конспект лекции

       51

Трифонов «Обмен»

Практикум

       52

«Деревенская» проза в современной литературе

Лекция с элементами беседы

Стр.333

       53

«Деревенская» проза в современной литературе

Практикум

Анализ рассказов Шукшина.

 54-55

Драматургия   А.Вампилова.

                                    Из литературы народов России -1 час

       56

 М.Карим. Жизнь и творчество.

Лекция с эл.беседы

Конспект лекции

                                      Литература конца 20- начала 21 века -2 часа

       57

 Основные направления и тенденции развития современной литературы.

Лекция с эл.беседы

Индивид. задания

      58

Основные направления и тенденции развития современной литературы.

Лекция с эл.беседы

Читать пьесы

                                            Из  зарубежной литературы -7 часов

       59

  Д.Б.Шоу.  Духовно-нравственные проблемы пьес

Лекция с эл.беседы

Пересказ

       60

  Д.Б.Шоу. Духовно-нравственные проблемы пьес  

 Семинар

Индивидуальное задание

       61

 Т.С.Элиот. Слово о поэте.

Изучение нового материала

Конспект лекции

  62-63

 Э.М.Ремарк «Три товарища».

Аналитическое чтение

Индивидуальное задание

  64-65

  Э.М.Хемингуэй. Слово о писателях и его романах.

Изучение нового материала

Ответить на вопросы

                                         Повторение курса литературы за 10-12 классы -7 часов

      66

Повторение и обобщение изученного по литературе 18 века.

 Семинар

Составить тестовые задания

      67

Повторение и обобщение изученного по литературе 18 века

 Семинар

       68

 Повторение и обобщение изученного по литературе 19 века.

 Семинар

Повторить авторов и произведения 19 века

       69

Повторение и обобщение изученного по литературе 19 века.

 Семинар

Ответить на вопросы

      70

 Повторение и обобщение изученного по литературе 20 века.

 Семинар

 

       71

Повторение и обобщение изученного по литературе 20 века.

 Семинар

 Подготовиться к итоговому тесту

       72

Итоговый тест по литературе

Контроль знаний

 

Содержание планирования

Содержание

Кол-во часов

Введение-1 час

1

Литература 30-х годов

17

Литература периода Великой Отечественной войны

2

Литература 50 -90-х  годов  

35

Из литературы народов России

1

Литература конца 20- начала 21 века

2

Из  зарубежной литературы

7

Повторение курса литературы за 10-12 классы

7

Итого

72

А. А. Ахматова  Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно..», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Психологическая глубина и яркость любовной лирики. Поэма «Реквием»История создания и публикации. Тема исторической памяти.  Сочинение по творчеству А.А.Ахматовой.

М. И. Цветаева  Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано..», «Стихи к Блоку» «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…», «Идешь на меня похожий…», «Куст» Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

      М. А. Шолохов  Жизнь и творчество.  Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение)

Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»

      Б. Л. Пастернак  Жизнь и творчество. Стихи. Единство человеческой души и стихии мира в лирике. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.

Литература периода Великой Отечественной войны

        А. Т. Твардовский  Жизнь и творчество. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов

        Н. А. Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. 

        В. М. Шукшин Колоритность и яркость героев-чудиков.

  А.И.Солженицин Жизнь и творчество. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор». Тип героя-праведника.

Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов

Список литературы для обучающихся и учителя

Перечень учебно-методического обеспечения учителя.

  1. Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл.: в 2 ч. Под ред. В. П. Журавлёва, М: Просвещение, 2007г.
  2. Русская литература ХХ века. 11 кл. Практикум. Под. Ред. В.П. Журавлёва, М: Просвещение, 2006г.
  1.  3.  Литература. 11 класс. Поурочные планы по учебнику В.П. Журавлёва.  Учитель: Волгоград, 2009г.
  2. 4. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии: Литература 11 класс в 2-х частях. Автор-составитель, В.П. Журавлёв, М: ЭКЗАМЕН, 2008г.
  3. 5. Все произведения школьной программы в кратком изложении 5—11 классы. И.О. Родин, Т.М. Пименова, М: АСТ, Астрель, 2009г.

Учебно-методический комплекс обучающегося:

1. Русская литература ХХ века. Учебник для 11 кл.: в 2 ч. Под ред. В. П. Журавлёва, М:     Просвещение, 2007г.

  1. Русская литература ХХ века. 11 кл. Практикум. Под. Ред. В.П. Журавлёва, М: Просвещение, 2006г.
  2. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии: Литература 11 класс в 2-х частях. Автор-составитель, В.П. Журавлёв, М: ЭКЗАМЕН, 2008г.
  3.  Все произведения школьной программы в кратком изложении 5—11 классы. И.О. Родин, Т.М. Пименова, М: АСТ, Астрель, 2009г.

Материально – техническое оснащение

  1. Литература в таблицах 5—11 классы,. Справочные материалы. Н.П.    Миронова. М: АСТ Астрель. Хранитель, 2006г.

    2.    Портреты писателей 18 - 20 века

    3.    Мультимедиа комплекс

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....