Урок-литературная гостиная в 9 классе.
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

 «Любовь одна дороже богатства, славы и мудрости», - писал Куприн.

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она неразделённая», - считал Бунин.

Нет у любви бесследно сгинуть права:

Она приходит, чтобы жить навек,

Пока не сгинет в землю человек, - в этом был убеждён Низами.

«Всё движется любовью…»

Это строчки из стихотворения Мандельштама.

Сколько существует человек, столько он пытается ответить на волнующий его вопрос: «Что же такое любовь?»  

Итак, Мандельштам писал: «И море, и Гомер – всё движется любовью». «Настоящая любовь, как воздух: его не замечаешь, но жить без него нельзя»,- считал Бунин. «Когда любит поэт, влюбляется Бог неприкаянный»,- признавался Пастернак. «Жить – значит быть любимым. Он жил или она жила – это значит только одно: его или её много любили», - писал русский историк Ключевский. Да, с этим трудно не согласиться. Именно томительное, мучительное чувство любви вдохновляет на настоящие подвиги, ведёт к вершинам. Любовь творит настоящие чудеса. Она озаряет, словно луч света. Булгаков создаёт свою волшебницу – Маргариту, Бунин – таинственные и страстные «Тёмные аллеи». А простой парень из американской глубинки (Джек Лондон) готов сделать всё, чтобы покорить сердце прекрасной Мэйбл. Пастернак, будучи безнадёжно влюблённым, создал настоящие шедевры лирики.

Любовь и творческая судьба – одна из вечных тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_dvizhetsya_lyubovyu_.doc64 КБ
Файл _vsyo_dvizhetsya_lyubovyu.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение здравоохранения детский аллергологический санаторий «Берёзка»

Школа

          «…всё движется любовью»

Урок - литературная гостиная в 9 классе

        

        Учитель русского языка и литературы

 Смирнова  Лидия Александровна

2013 г.


Тема: «…Всё движется любовью…»

Тип урока: литературная гостиная

Цели урока: 1.Образовательная: расширить знания учащихся о русской          

                                 поэзии. Познакомить их с такими именами, как Б.Пастернак,

                                 К.Бальмонт, А.Ахматова, Н.Гумилёв, А.Вознесенский.

                         2. Развивающая: способствовать развитию творческой деятельности

                                 учащихся по овладению знаниями, связанными с мыслительной,

                                 речевой, коммуникативной деятельностью, деятельностью

                                 художественно-эстетического характера; способствовать развитию

                                 воссоздающего и творческого воображения, памяти, речи, обогащению

                                 эмоционального мира.

                              3.Воспитательная: продолжать воспитание любви к русской

                                  поэзии, любви к красоте слова, красоте стиха и музыки.

                               

Оборудование: компьютер, проектор, свечи, подсвечники, белая скатерть, плакаты: «И море, и Гомер – всё движется любовью» О.Мандельштам; «Настоящая любовь, как воздух: его не замечаешь, но жить без него нельзя» И.Бунин, музыкальное сопровождение: «Лунная соната» Бетховен, «Аве Мария» Бах-Гуно, отрывки из    фильмов: Э.Рязанов «Ирония судьбы…», А.Рыбников «Юнона и Авось»; гитара,

 

Ход урока

Слайд № 2,3,4.

Учитель: «Любовь одна дороже богатства, славы и мудрости», - писал Куприн.

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она неразделённая», - считал Бунин.

Нет у любви бесследно сгинуть права:

Она приходит, чтобы жить навек,

Пока не сгинет в землю человек, - в этом был убеждён Низами.

Я открываю литературную гостиную, которую назвала «Всё движется любовью…»

Это строчки из стихотворения Мандельштама.

Слайд № 5.

Я зажигаю свечи, чтобы создать романтическую обстановку, потому что мы будем сегодня говорить о любви.

Слайд № 6.

Исполняется романс «Когда я плачу о любви». (Учитель или ученик).

Учитель: Сколько существует человек, столько он пытается ответить на волнующий его вопрос: «Что же такое любовь?»  Мы тоже попробовали это сделать к сегодняшнему уроку.

Ученики. Читаются отрывки из домашних сочинений на тему «Что такое любовь?»

Ученица: Я считаю, что любовь – это дом, и хочу исполнить песню Мира Гальперина, которая так и называется «Дом».

Слайд № 7.

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь мы обратимся к творчеству поэтов и писателей и посмотрим, что они думают о любви.

Слайд № 8,9,10,11.

Итак, Мандельштам писал: «И море, и Гомер – всё движется любовью». «Настоящая любовь, как воздух: его не замечаешь, но жить без него нельзя»,- считал Бунин. «Когда любит поэт, влюбляется Бог неприкаянный»,- признавался Пастернак. «Жить – значит быть любимым. Он жил или она жила – это значит только одно: его или её много любили», - писал русский историк Ключевский. Да, с этим трудно не согласиться. Именно томительное, мучительное чувство любви вдохновляет на настоящие подвиги, ведёт к вершинам. Любовь творит настоящие чудеса. Она озаряет, словно луч света. Булгаков создаёт свою волшебницу – Маргариту, Бунин – таинственные и страстные «Тёмные аллеи». А простой парень из американской глубинки (Джек Лондон) готов сделать всё, чтобы покорить сердце прекрасной Мэйбл. Пастернак, будучи безнадёжно влюблённым, создал настоящие шедевры лирики.

Любовь и творческая судьба – одна из вечных тем, которую мы сегодня обсуждаем в нашей литературной гостиной.

Слайд № 12.

А.С.Пушкин. С именем этого поэта связаны в мировой литературе представления о высокой любовной лирике. Пушкин первый просто и гениально сказал: «Я вас любил…»

Звучит «Лунная соната» Бетховена.

Учитель: Читает стихи Пушкина «Я вас любил…», «Признание».

Ученик: Читает стихотворение «На холмах Грузии…».

Ученик: А мне нравится стихотворение «Мадонна». Я думаю, что каждая девочка мечтает о том, чтобы когда-нибудь её назвали мадонной. (Читает стихотворение).

Слайд № 13.

Учитель: Это прекрасное стихотворение появилось благодаря Наталье Николаевне Гончаровой, которую Пушкин увидел первый раз на балу у танцмейстера Иогеля, в 1828 году, в Москве. Красота Н.Н.Гончаровой поразила поэта. Наталья Николаевна в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове в тот знаменательный вечер восхищала своей царственной красотой. Поэт не мог оторвать от неё глаз. Пушкин влюбился. Около двух лет он добивался согласия на брак с Натали. И вот 18 февраля 1832 года – свадьба!

18-летняя Наталья Пушкина проснулась после вчерашней свадьбы, и глаза её встретились с восторженными глазами мужа. Он стоял на коленях возле кровати. «Очевидно, он простоял так всю ночь»,- подумала она, и её охватило волнующее недоумение.

«Моя мадонна»,- шёпотом сказал он, складывая руки, как перед иконой.

Звучит «Аве Мария» Баха-Гуно.

Слайд № 14.

Учитель: Иван Сергеевич Тургенев…

Тургенев – один из тончайших певцов первой любви во всей мировой литературе. Мне хочется вспомнить сегодня знакомую уже вам повесть Тургенева «Ася». По определению Некрасова, от неё «веет душевной молодостью», она «вся… чистое золото поэзии… что-то небывалое у нас по красоте и чистоте». Эта повесть и сегодня пробуждает в юной душе её лучшие чувства и возможности, поднимает над землёй, даёт ощущение полёта, учит ценить и беречь каждое мгновение счастья, рождённого любовью. Писатель убеждён, что «у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье…»

Ученик: Я напомню эти необыкновенные, прекрасные строки о любви.

«…во мне зажглась жажда счастья. Я ещё не смел назвать его по имени, - но счастья, счастья до пресыщения – вот чего хотел я, вот о чём томился…

- Ася, - сказал я едва слышно…

Она медленно подняла на меня свои глаза… О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались… Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами; я нагнулся и приник к её руке…

Послышался трепетный звук, похожий на прерывистый вздох, и я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей руки. Я поднял голову и увидал её лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушёл куда-то далеко и увлекал меня за собою, губы слегка раскрылись, лоб побледнел, как мрамор, и кудри отодвинулись назад, как будто ветер их откинул. Я забыл всё, я потянул её к себе – покорно повиновалась её рука, всё её тело повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова её тихо легла на мою грудь, легла под мои загоревшиеся губы…

- Ваша…- прошептала она едва слышно…

 «До завтра, - подумал я, - завтра я буду счастлив…»

Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.

Одно слово… О, я безумец! Это слово… я со слезами повторял его накануне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей…но я не сказал его ей, я не сказал ей что я  люблю её…

…я не увидел Аси.

Я знавал других женщин, - но чувство, возбуждённое во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовью устремлённых на меня глаз, ни на чьё сердце, припавшее к моей груди, не отвечало моё сердце таким радостным и сладким замиранием! Осуждённый на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, её записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издаёт слабый запах…»

Учитель: Думаю, прекрасным продолжением услышанного станет романс на стихи Тургенева «Утро туманное». (Исполняется романс).

Слайд № 15.

Ученик: На мой взгляд, так писать может только тот человек, который сам пережил, прочувствовал что-то подобное.

Учитель: Действительно, Тургенев – человек удивительный, уникальный. Его судьба, его отношение к людям, к женщинам необыкновенны!

В 1843 году на гастролях итальянской оперы в Петербурге Тургенев познакомился с выдающейся певицей Полиной Виардо, которой было 22 года. У неё был удивительной красоты голос, меццо-сопрано. Вот как описывает её дебют в России один из завзятых петербургских театралов: «Вдруг совершилось что-то необыкновенное… Раздались такие восхитительные, бархатные ноты, каких, казалось, никто никогда не слыхивал… По зале мгновенно пробежала электрическая искра… Сдержанность, соблюдение театральных условий были невозможны: никто не владел собой; восторг уже не мог вместиться в огромной массе людей, жадно ловивших каждый звук, каждое дыхание этой волшебницы, завладевшей так внезапно и всецело всеми чувствами, мыслями, воображением молодых и старых, пылких и холодных, музыкантов и профанов, мужчин и женщин …да! Это была волшебница!... При повторении арии для всех стало очевидно, что Виардо не только великая исполнительница, но и гениальная артистка».

Художник Боголюбов выразительно описывает её внешность: «Виардо не была хороша собой, но была стройна… У неё до старости были чудные чёрные волосы, умные бархатные глаза и матовый цвет лица… Рот её был большой и безобразный, но только что она начинала петь, о недостатках лица и речи не было. Она буквально вдохновлялась, являясь такою красавицею…такою актрисой, что театр дрожал от рукоплесканий и браво. Цветы сыпались на сцену».

Полина Виардо была замужем за Луи Виардо, театральным деятелем, критиком и переводчиком. Он был страстным охотником, как и Тургенев. Они встретились и познакомились во время охоты под Петербургом. Вскоре Луи Виардо представил Тургенева своей супруге. Писатель, потрясённый до глубины души талантом певицы, ждал такого случая. Он был влюблён в Полину Виардо с первой встречи, она же с самого начала относилась к нему очень дружески.

Тургенев стал другом семьи, почти членом семьи Полины Виардо. Он следует за нею всюду. «Жизнь на краешке чужого гнезда», как говорил саам Тургенев, вместе и глубоко трагична и полна  высоких, светлых переживаний. Писатель уезжал в Россию, были у него «сердечные увлечения». Но никто не дал душе Тургенева столько света, радости, столько творческих вдохновений, столько наслаждений духовных, как Полина Виардо. Конечно, как и всякое длительное чувство, любовь писателя переживала моменты тревоги, отчаяния, неуверенности… Ведь она продолжалась 40 лет! Но сквозь всю жизнь пронёс он удивительно цельное, сильное и чуть ли не единственное в своём роде чувство – любовь к Полине Виардо.

«…Мне радостно сказать Вам, … что я ничего не видел на свете лучше Вас, что встретить Вас на своём пути – было величайшим счастьем моей жизни…» - признавался Тургенев в письме к П.Виардо.

Памятником этой вдохновенной любви, пронесённой Тургеневым через всю жизнь, стало стихотворение в прозе «Стой!»

Слайд № 16.

Ученик: Читает стихотворение «Стой!» (На фоне «Аве Мария» Баха-Гуно).

Слайд № 17.

Ученик: Продолжая тему всепоглощающей любви к женщине, я хочу прочитать стихотворение К.Бальмонта «О женщина, дитя…». Мне кажется, что поэт очень точно сказал о женщине, о любимой женщине, о чувствах, которые испытывает влюбленный мужчина: «…прощаю и люблю…», «…для прихоти твоей я душу погублю…», «…ты друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!», «Ты море странных снов, и звуков, и огней!»

Послушайте. (Читает стихотворение).

Слайд № 18,19.

Учитель: Читает стихотворение С.Есенина «Зелёная причёска…»

Это стихотворение Есенин посвятил Лидии Ивановне Кашиной. Она родилась в  семье Ивана Кулакова, владельца ночлежек, трактиров, доходных домов. В 1903 году он приобрёл в селе Константиново усадьбу. Когда отец умер, имение перешло к Лидии по наследству.

Каждое лето она приезжала сюда с детьми. Кашина была, по воспоминаниям крестьян, «славная, добрая, умная барышня». К ней относились с уважением, обращались за помощью. Тонкая, нежная, возвышенная, она не способна была обидеть человека.

Сергею Есенину было тогда 16 лет. Кашина проводила литературные и музыкальные вечера, в её доме разыгрывали театральные пьесы. Есенин зачастил в барский дом. Отношения Есенина с Кашиной были основаны на общей любви к поэзии. Поэт ревниво оберегал свои отношения с семейством молодой помещицы от посягательств и насмешек домашних. К Лидии, несмотря на то, что она была матерью двоих детей и замужней женщиной, поэт, несомненно, испытывал весьма тёплые чувства. Позже, считают литературоведы, в поэме «Анна Снегина» Есенин изобразил Лидию Кашину, впрочем, у Анны Снегиной было несколько прообразов, и Лидия Кашина лишь один из них, но тем не менее, в архиве столичного музея-квартиры Есенина среди других можно увидеть такую фотографию: Лидия Ивановна и поэт вместе пьют чай. У обоих весёлые, по-дружески открытые лица. Видимо, не зря поэт писал: «Тот образ во мне не угас…»

Слайд № 20.

Исполняется романс Юрьева «Динь-динь-динь…»  

Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из любимого нами фильма Эльдара Рязанова, фильма тоже о любви, «Ирония судьбы…» и послушать прекрасную песню на стихи чудесного поэта Бориса Пастернака «Никого не будет в доме…»

Слайд № 21.

Просмотр эпизода из фильма.

Слайд № 22.

Учитель: Зинаиду Николаевну Нейгауз Пастернак увёл у своего удивительного друга, выдающегося пианиста, профессора Московской консерватории Генриха Нейгауза. «Передача» жены от друга к другу происходила самым оригинальным образом. Пастернак пришёл к Нейгаузу, сказал, что любит его жену и что это чувство у него никогда не пройдёт, что он не представляет себе, как это сложится в жизни, но вряд ли сможет жить без Зиночки. Потом они сидели и плакали оба оттого, что очень любили друг друга и были очень дружны.

Стихотворение «Никого не будет в доме», как и многие другие, написанные в 1930-1931 годах, обращены к Зинаиде Нейгауз. Стихи этого периода вошли в книгу «Второе рождение». Поэтический сборник этот, как признавалась сама Зинаида Николаевна, окончательно отделил её от Нейгауза. Она стала второй женой Пастернака. Поэт свои чувства к этой женщине высказывал и в письмах: «Зинуша, ничто не сравнится с тобой на свете… всё-всё на свете вздор против тебя, милой, чистой, беспримерной…Ангел мой, ангел мой, люби меня крепче, пиши мне, не оставляй, - чем буду я без тебя!»

И Зинаида Николаевна, несмотря на очень тяжёлую, трудную жизнь с Пастернаком(он влюблялся в других женщин, изменял), несмотря на каждодневную боль, муки, подчас унижения, не ушла, не оставила Бориса Леонидовича, любила и была рядом с ним до его последней минуты.

Слайд № 23.

Ученик: Читает стихи А.Ахматовой «21-ое. Ночь. Понедельник».

Учитель: Читает стихи Ахматовой «Я улыбаться перестала…»

Слайд № 24.

Исполняется романс «У меня пересыхают губы при одной лишь мысли о тебе».

Слайд № 25.

Учитель: А.А.Ахматова и Н.С.Гумилёв…

Их мимолётная первая встреча состоялась ещё в гимназическую пору в декабре 1903 года. Он вдруг понял, что обречён. «Эта девочка – загадочная, молчаливая, таинственно-замкнутая…И никакого – чёрт побери – желания нравиться!» (Петров о Гумилёве).

«Она казалась русалкой, случайно заплывшей в тёмные недвижные воды царскосельских прудов. Немудрено, что Николай Степанович сразу и на долгие годы влюбился в эту, ставшую роковой, женщину своей музы», - вспоминала подруга Ахматовой Срезневская.

Поначалу Анна не воспринимала его всерьёз, она была увлечена питерским студентом Владимиром Кутузовым. «Горек яд неразделённой любви!» - впоследствии скажет о своём увлечении Ахматова.

Пять лет добивался Гумилёв согласия Ахматовой на брак. И наконец в 1910 году они обвенчались. «Гумилёв – моя судьба, и я покорно отдаюсь ей», - говорила Анна.

В 1912 году у них родился сын. Гумилёв редко бывал дома: много путешествовал, увлекался другими женщинами. «Они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих «сизых голубков», их отношения скорее были тайным единоборством», - вспоминала Срезневская.

В 1918 году состоялся официальный развод Ахматовой с Гумилёвым.

И между тем Анна Андреевна продолжала считать себя женой Гумилёва. Она обращалась к нему в поэтических исповедях, навещала его перед отправкой на фронт в 1916 году, в 1919 году они обедали вместе в театральной столовой.

Поэтесса Ирина Одоевцева, ученица Гумилёва, оставила в своих воспоминаниях такие строки: «Я уверена, что Ахматова была главной любовью Гумилёва. И что до самой своей смерти – несмотря на свои многочисленные увлечения – он не разлюбил её».

Видимо, это было невозможно – забыть Ахматову. Артур Лурье, композитор, с которым у Анны Андреевны был роман, так и не смог этого сделать. Не смог этого сделать и Борис Анреп, который для того, чтобы встретиться с Анной, с риском для жизни прошёл через Неву.

Художник Юрий Анненков запомнил её такой: «Анна Андреевна, застенчивая и элегантно-небрежная красавица, со своей «незавитой чёлкой»,прикрывавшей лоб, и с редкостной грацией полудвижений и полужестов, - читала, почти напевая свои ранние стихи. Я не помню никого другого, кто владел бы таким умением и такой музыкальной тонкостью чтения, каким располагала Ахматова…»

А Гумилёв, пытавшийся всю жизнь разгадать тайну Ахматовой, говорит о своих чувствах к Анне в прекрасных стихах.

Ученик: Читает стихотворение Гумилёва «Рассыпающая звёзды».

Учитель: Закрывая литературную гостиную, я хочу обратиться к «Гимну любви» Андрея Вознесенского, который звучит в спектакле Рыбникова «Юнона и Авось». В основе сюжета этого спектакля – реальные события: 16-летняя Мария после первой и единственной встречи с Рязановым ждёт его возвращения более 40 лет.

Слайд № 26.

Просмотр эпизода «Гимн любви» из спектакля «Юнона и Авось».

Учитель: Итак, мы убеждаемся в том, что любовь творит чудеса, что всё самое прекрасное начинается с любви, что всё в нашем мире – ради любви и во имя любви, что  «всё движется любовью»!

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение здравоохранения детский санаторий «Берёзка » Школа «…всё движется любовью» Урок - литературная гостиная в 9 классе Учитель русского языка и литературы Смирнова Лидия Александровна 2013 г.

Слайд 2

«Любовь одна дороже богатства, славы и мудрости» А. Куприн

Слайд 3

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она неразделённая» И.Бунин

Слайд 4

«Нет у любви бесследно сгинуть права: Она приходит, чтобы жить навек, Пока не сгинет в землю человек» Г. Низами

Слайд 6

Анжелика Агурбаш - Когда я плачу о любви Нет, эти слезы не мои - Жалеть не смей. Когда я плачу о любви, Люблю еще сильней. В ознобе розы на столе, Вино в холодном хрустале. Когда я плачу о любви - Люблю сильней. Нет, нет, не зажигай огня. Целуй сильней. Раз меньше любишь ты меня, Сильней тогда жалей. Мы расстаемся при свечах, И плачут руки на плечах. Раз меньше любишь ты меня, Сильней жалей . Любовь уходит не одна - Мы вслед за ней. Налей мне горького вина И сладкого налей. Не говоря случайных слов, Мы молча выпьем за любовь. Она уходит не одна - Мы вслед за ней.

Слайд 7

Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака, Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка. И человек мечтал о том, что он построит где-то дом И поселится счастье с ним в доме родном. Если случалось, он сдавал, то неизменно напевал Песню любимую свою, ту, что пою, да, ту, что пою. Дом, как известно всем давно, это не стены и окно Даже не стулья со столом - это не дом. Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь, Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым. Дом - это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут, Там, где забудешь о плохом - это твой дом... Мимо текла, текла река, плыли куда-то облака, Шёл человек, была дорога нелегка, нелегка. И человек мечтал о том, что он построит где-то дом И поселится счастье с ним в доме родном.

Слайд 8

«И море, и Гомер – всё движется любовью» О.Мандельштам

Слайд 9

«Настоящая любовь, как воздух: его не замечаешь, но жить без него нельзя» И.Бунин

Слайд 10

«Когда любит поэт, влюбляется Бог неприкаянный» Б.Пастернак

Слайд 11

«Жить – значит быть любимым. Он жил или она жила – это значит только одно: его или её много любили» В.Ключевский

Слайд 12

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 13

Иван Сергеевич Тургенев Завтра я буду счастлив ! У счастья нет завтрашнего дня ; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье. Одно слово… О, я безумец! Это слово… я со слезами повторял его накануне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей…но я не сказал его ей, я не сказал ей что я люблю её …

Слайд 14

Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое.

Слайд 15

Полина Виардо

Слайд 16

Сергей Есенин

Слайд 17

Лидия Кашина

Слайд 19

Анна Ахматова

Слайд 20

Не взыщи мои признанья грубы… Ведь они под стать моей судьбе. У меня пересыхают губы От одной лишь мысли о тебе… Воздаю тебе посильной данью - Жизнью, воплощённою в мольбе. У меня заходится дыханье От одной лишь мысли о тебе… Не беда, что сад мой смяли грозы, Что живу сама с собой в борьбе. Но глаза мне застилают слёзы От одной лишь мысли о тебе…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Защита проекта "О братьях наших меньших"

Урок  обобщения и систематизации знаний.Цель:Подведение  итогов  работы над проектом «О братьях наших меньших».Задачи:Повторить правила работы над проектом, его этапы;Формировать...

Урок литературного чтения в 1 классе «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш,ш»

Тип урока: урок – открытие новых знаний.Вид урока: дидактическая сказка.Дидактическая цель урока для детей: изучить звук [ ш ] и буквы Ш, ш.Дидактическая цель  для учителя: создать условия ...

Урок литературного чтения в 4 классе по разделу «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС»

Презентация предназначена для проведения урока-обобщения по теме "Делу время- потехе час" в 4 кл по программе "Школа России"...

урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Б. Слуцкого "Лошади в океане"

Цель: Познакомить с творчеством Б. Слуцкого.Задачи: 1. Познакомить со стихотворением Б.Слуцкого « Лошади в океане», историей его написания.2. Развивать внимание к авторскому слову, к точности уп...

Урок литературного чтения в 5 классе "Лучший читатель - это я!"

Урок- беседа по рассказу Л.Пантелеева "Честное слово"...

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Д.Н.Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.Цель: знакомство с Д.Н. Маминым-Сибиряком и его сказками.Задачи: развивать умение анализировать текст, в...