Методические разработки уроков литературы
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Сёмина Елена Николаевна

Методические разработки уроков литературы по темам:

"Жизнь,  творчество, личность  А. А. Блока."

"Жизнь и творчество  М.И.  Цветаевой"

"Анализ повести А. И. Куприна  «Гранатовый браслет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_24.doc85.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_42.doc93 КБ
Microsoft Office document icon uroki_15_-_16.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Поэт и человек бесстрашной искренности». 

                        Жизнь,  творчество, личность  А. А. Блока.

Тип урока:     формирование новых знаний

Форма проведения:   урок - встреча

 Цели урока.

Образовательная:  проследить путь становления А.Блока как поэта и  

                                 человека, показать своеобразие художественного мира

                                 поэта, глубину его внутреннего мира, подчеркнуть, что

                                  трагедия Блока – это трагедия великого таланта, жившего

                                 на разломе двух веков, в период «неслыханных перемен,

                                 невиданных мятежей, подчеркнуть значение творчества

                                 поэта, который учит нас любить родину и тогда, когда она

                                 «искалечена, сожжена смутой, разворочена разрухой», и

                                 тогда, когда сияет в своей красе и с ней «невозможное

                                 возможно».

Развивающая:       на основе проблемных вопросов и заданий для

                               самостоятельной работы развивать образное логическое

                               мышление, умение выделять главное, аргументировать

                               свою  позицию.

Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма,

                               формирование чувства собственного достоинства и

                                развитие национального самосознания, воспитание

                                бережного отношения к слову художника

Оборудование урока: тексты произведений А.Блока: (рукописные

                                        тематические издания по теме любви, родины, о поэте

                                        и поэзии), фотовыставка «А.А.Блок», выставка книг  

                                        А.Блока и о Блоке,  компьютерная презентация

Опережающее задание: биографический материал, стихотворение по

                                           выбору – наизусть с последующим анализом

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока.

I.Знакомство с темой, целями урока и эпиграфом:

                                                                     

                                                                 Блоку – верьте: это настоящий –

                                                                 волею Божией – поэт и человек

                                                                 бесстрашной искренности

                              М.Горький

План изучения нового материала:

 1.   Александр Блок – «чело века» (А.Белый)

  1. Сценка  «Поэт и его Муза»
  2. Сообщение учащегося:  « Первый поэтический сборник –

     «Стихи о Прекрасной Даме»

  1. Чтение и анализ стихотворений

        из сборника   «Стихи о Прекрасной Даме»:

       5.  Вторая книга Блока «Нечаянная радость  (1907)

       6. Анализ стихотворения «Незнакомка»

       7. Первое собрание сочинений: три тома лирических произведений,

            пьес и статей о литературе

       8. Чтение и анализ стихотворения «Рожденные в года глухие».

       9. «Жизнь или смерть, счастье или погибель»  -  

             тема России для Блока

       10. Блок в период Октябрьской революции - поэма «Двенадцать»

       11. Заключение:  «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась –

             изменилась душа революции»  (Р.И.Иванов – Разумник,  друг поэта)

                              Проблемные вопросы

  • Как отразилось в творчестве Блока время, и как время отразилось  на его   жизни?
  • В чем видит Блок предназначение поэта?
  • Что дало основание А.Белому охарактеризовать Блока как  «чело

               века»?

1. Вступление: «Александр Блок – «чело века» (А.Белый)»

  Сегодня мы поговорим о том, каким был А.А.Блок, что любил, что   ненавидел…

      Александр Александрович Блок – выдающийся поэт серебряного века. «Чело века», так назовет его Андрей Белый. В его творчестве с гениальной самобытностью воплотились проблемы и противоречия эпохи, а трагедия страны стала его личной трагедией.

                         -  Каким был Блок?

       По воспоминаниям М.Горького: «Блок был изумительно красив как поэт и как личность. …Блок был невысокого роста, с шапкой темно – медных вьющихся волос и малоподвижным античным лицом. В людных собраниях держался он обособленно и с подчеркнутой корректностью. Стихи читал усталым медленным голосом с равными паузами между словами, и это монотонное чтение в согласии с обликом поэта до конца дней своих запоминали те, которым посчастливилось слушать его».

    Два места в России были поэту родиной: Петербург (…город неуловимый»), где он родился в 1880г 16 (28) ноября в ректорском доме своего деда, ученого – ботаника Андрея Николаевича Бекетова и подмосковное Шахматово, «благоуханная глушь».  «Шахматовские» просторы и стали колыбелью любви поэта к Родине… «Эти дороги, деревни, дали Александр Блок словно бы получил в наследство с детства», - писала М.А. Бекетова, его тетка и биограф.

     «Из года в год провожу здесь одни и те же летние месяцы  <…>, вид из окна великолепный – зеленый и тихий сад, розы, рябины, липы, сосна<…>, нет места, где бы я не прошел без ошибки ночью или с закрытыми глазами» (А.Блок – З.Гиппиус 18 августа 1902 г Шахматово). Здесь происходило открытие мира, распахивались его «дали необъятные». Первые творческие опыты (1897 – 1900) появились «несомненно под влиянием Шахматова (Бекетова) их основа -  яркая творческая атмосфера культурных впечатлений семьи юного поэта, которую называли «семьей гениев»: и мать и тетки занимались литературным трудом, отец – профессор Варшавского университета – музыкант, знаток литературы и стилист (правда родители развелись еще до рождения сына). На всю жизнь унаследовал Блок глубокую духовность и высокий идеализм этой семьи.

     Год 1898. Окончив гимназию, Блок поступает на юридический факультет Петербургского университета (в 1901г. перейдет на историко – филологический факультет и успешно закончит его в 1906г). И еще одно важное событие этого года – встреча с любовью -  Л.Д.Менделеевой, дочерью знаменитого химика, будущей женой поэта.

2. Сценка:  «Поэт и его Муза»

 Он:  Встреча с девушкой в розовом платье, тяжелой золотой косой,                      сидевшей на скамье».

 Она: «слышу твердые, решительные шаги входившего в мою жизнь»

 Он: Любительские спектакли в Шахматово и Боблово, где было имение Менделеевых

Она: Ей суждено стать музой, женой, Прекрасной Дамой великого поэта России.

Он: Именно ей будет посвящено более 800 стихотворений А.Блока.

Юное лицо, ясные глаза, чистый лоб – фотография Менделеевой всегда стояла на столике в комнате поэта:

                                 Розовая девушка встала на пороге

        И сказала мне, что я красив и высок

                               Влюбленность расцвела в кудрях

                              И в ранней грусти глаз

3. Сообщение учащегося:  « Первый поэтический сборник - «Стихи о

                                                    Прекрасной Даме»

   Первый поэтический сборник -  «Стихи о Прекрасной Даме» появился под влиянием двух важных событий – любви, глубокого чувства к Л.Д.Менделеевой и увлечения философскими идеями Вл. Соловьева – о Софии - Душе Мира или Вечной Женственности, которые могут примирить «Землю» и «небо», способных изменить мир через духовное обновление. Любовь к миру открыта через любовь к женщине. Идеи совпали с «острыми мистическими и романтическими переживаниями» юного Блока.

4. Чтение и анализ стихотворений из сборника   «Стихи о Прекрасной

     Даме»:

                                           «Мы встречались с тобой на закате…»,

                                        «Предчувствую тебя, Года проходят мимо»

                           

                           Мы встречались с тобой на закате,

                           Ты веслом рассекала залив.

                            Я любил твое белое платье,

                            Утонченность мечты разлюбив.

        

                            Были странны безмолвные встречи.

                            Впереди – на песчаной косе

                           Загорались вечерние свечи.

        Кто – то думал о бледной красе.

        Приближений, сближений, сгораний –

        Не приемлет лазурная тишь…

        Мы встречались в вечернем тумане,

        Где у берега рябь и камыш.

                             Ни тоски, ни любви, ни обиды,

                             Все померкло, прошло, отошло…

                             Белый стан, голоса панихиды

                             И твое золотое весло.

      -     Кто же она Прекрасная Дама – реальность или вымысел? (ответы подтвердите цитатами)

  • Какие эпитеты свидетельствуют о том, что перед нами реальная, земная женщина?
  • В каких строках мы видим небесный мистический образ?
  • В чем художественное своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме?

Вывод:  земное и божественное, реальное и мистическое сливаются в стихах поэта. Лирическая героиня «Стихов о Прекрасной Даме» - воплощение Вечной женственности, которой суждено спасти мир.

5. Слово учителя:   Вторая книга Блока «Нечаянная радость  (1907)

     Выход первой книги возвел Блока в круг видных поэтов. Появляются его

 новые книги: «Нечаянная радость» 1907,«Снежная маска» 1907,

 «Земля в снегу». Лирические драмы: «Балаганчик» и «Незнакомка», имя поэта  стало популярным в читательских кругах

   В душе Блока нарастают мучительные противоречия, поиски идеала завели в тупик, но жажда гармонии продолжала питать  поэзию, предопределив новое образное воплощение.

6. Анализ стихотворения «Незнакомка»

          НЕЗНАКОМКА

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг.

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino Veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю, истина в вине.

                                          1906

«In vino Veritas!» - «Истина в вине!» (лат.)

     -    На сколько частей можно разбить это стихотворение?

     -    Какие детали преобладают в первой части? Какие – во второй?

  • По каким деталям видно одиночество лирического героя?
  • Как преображается мир с появлением незнакомки?
  • Какова она – незнакомка? (подтвердите выводы цитатами)
  • Как в звуковом отношении противопоставляются первая и вторая части ( 1ч нестройное звучание, нагромождение звуков: - гр-, - гл х -, во         второй части – стройное звучание:

                           и каждый вечер в час назначенный…)

Вывод:  духовность и бездуховность, добро и зло, пошлость и человечность отрицают друг друга не только каждодневно (каждый вечер), но и всегда из века в век. В грубый мир проникают мечта, воплощенная в образе прекрасной и загадочной женщины, реальной – «девичий стан…» « в кольцах узкая рука», но дышит она «духами и туманами». Незнакомка – символ чистой, одухотворенной  любви.

              Анализ стихотворения «Незнакомка» по системе ЕГЭ

           ( по материалам Федерального института педагогических

             измерений   ЕГЭ  2009.  Литература. Универсальные материалы

            для подготовки учащихся.   «Интеллект – Центр»  2009)

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8 - В12; СЗ - С4.______

При выполнении заданий В8 - В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В8

Как называется модернистское течение в поэзии конца XIX - начала XX века, ярким представителем которого является А.А. Блок и принципы которого нашли отражение в стихотворении «Незнакомка»?

    Ответ:___________________ символизм

Справка: символизм – (греч. условный, опознавательный знак) – первое и  самое крупное из модернистских течений

 Он возник как протест против оскудения русской поэзии, вызванного, по мнению символистов, увлечением общества материалистическими воззрениями русской литературной критики Белинского,        Добролюбова, Чернышевского и др.

Символизм, - считал Мережковский, - характеризуется «тремя главными элементами: мистическим содержанием, символами, и расширением художественной впечатлительности…»                 

  Главная установка символистов - искусство не только познаёт мир, но и преображает его.

В русском символизме выделяют две группы поэтов:  

«старшие»: Д. Мережковский – теоретик («О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»), В.Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, З. Гиппиус.

«младшие» - Вяч. Иванов – теоретик, А. Блок, А. Белый.

В9

  Образ Незнакомки резко отличается от окружающего мира, на фоне которого он возникает перед лирическим героем. Как называется художественный прием, основанный на противопоставлении предметов и явлений?

Ответ: _______________________ (антитеза, контраст)

Справка: антитеза - стилистическая фигура, представляющая собой сопоставление резко контрастных или прямо противоположных определений:

                Я  царь,  - я раб, - я червь, - я бог!

                                                                             Г. Державин

В10

   Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков («Дыша духами и туманами// Она садится у окна»).

      Ответ:  ______________________ (ассонанс или звукопись)

Справка: ассонанс – повторение в строке,  строфе, фразе однородных гласных звуков; в данном случае – повторение звука [а]

В11

    Какой художественный прием, вид тропа, основанный на переносе свойств  

    одно явления на другое по их сходству, использует автор стихотворения

    (« И очи синие бездонные// Цветут на дальнем берегу»)?

Ответ: _________________________( метафора)

Справка: метафора, троп, основанный на перенесении одного предмета (явления) на другой предмет (явление) по сходству («ледяные руки», «свинцовые тучи»)

В12

Какое художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание образов, многократно используется в стихотворении («воздух дик и глух», «влагой терпкой и таинственной», «странной близостью» и т.д.)?

  Ответ:________________ (эпитет)

Справка: эпитет (от греческого  epitheton – приложение) – художественное

 определение  предмета или явления

Для выполнения заданий СЗ - С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.________________

С3

Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения «Незнакомка»?

             (См. вывод выше)

С4

 В каких произведениях русской лирики представление о возвышенном и прекрасном связано с женским образом и в чем их сходство и отличие от стихотворения «Незнакомка»?

  В стихотворении Н.А.Некрасова «Ты всегда хороша несравненно» (1847)

 также развивается тема любви.  В стихотворении мы чувствуем восторг первых встреч и первого узнавания: «Ты всегда хороша несравненно». Для поэта очень важно, чтобы возлюбленная была для него опорой в борьбе и  творческих муках:

                          Но  когда  я  уныл и угрюм,

                          Оживляется так вдохновенно

                          Твой веселый,  насмешливый ум;

Любовь как трагическое и безвыходное  противостояние. Разночинная пылкая ссора / И в любви его темой была», - отмечает поэт  А. Кушнер  

Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна».

   И Некрасов и Блок  подчеркивают духовность в отношениях возлюбленных

как первооснову любви, её самое важнейшее значение

7. Слово учителя:  Первое собрание сочинений: три тома лирических произведений, пьес и статей о литературе

        В 1910-1911 годах Блок, подготавливая к изданию первое собрание сочинений, заново осмысливает свой путь. Как отмечает К.И.Чуковский «с ним случилось чудо… Серафим из своего беспредметного мира упал прямо в петербургскую ночь…» «Страшный мир», так он назовет один из циклов, появятся такие стихи, как «Сытые», «Фабрика».

       Цикл стихов «Возмездие» наряду с циклом  «Страшный мир»  составили основу третьего тома лирики трехтомного издания 1910 – х гг. Ощущение  неблагополучия мира, нищета и бедность, ставшие уделом большинства, - всё это переживалось Блоком как проявление неправильных общественных отношений, которые рано или поздно будут устранены. Через несколько лет Блок назовёт себя представителем «кающегося дворянства со сложностями».

         1914- началась первая мировая война, он призывается в армию табельщиком одной из строительных дружин, направляется на фронт, где ведет «бесцветную… почти растительную жизнь».

        После февральской революции Блок возвращается в Петербург, работает редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии.

8. Чтение и анализ стихотворения «Рожденные в года глухие».

           

                  Что услышал Блок, что он предугадал?

Вывод: Блок обладал пророческим даром: он слышал голоса своей эпохи, остро чувствовал историю:                             «Фабрика»

                                          1905

                  «Сытые»

                                                   «Рождение в года глухие..»

                      1914                Ночь, улица, фонарь, аптека»

                                                       

                                          окт. 1917                    «Двенадцать»

        «Скифы»

9. Слово учителя:  «Жизнь или смерть, счастье или погибель»  -

    тема России для Блока

     Путь «вочеловечения безличного», роста духа был для Блока путем к России. В теме России для Блока все – «жизнь или смерть, счастье или погибель».

«Цикл «Родина», «На поле Куликовом». Стихотворения «Коршун», «Русь», «Россия». «Осенняя воля» - это раздумья поэта о стране, ее прошлом, настоящем и будущем. Этой теме мы посвятим следующий урок.

10. Слово учителя:   Блок в период Октябрьской революции -

       поэма «Двенадцать»

    Октябрьскую революцию Блок принял с энтузиазмом, увидев в ней очистительную антибуржуазную силу. На волне творческого взлета были написаны «Двенадцать», «Скифы». Статья «Революция и интеллигенция, разъединившие его с собратьями по перу.

Он охотно включается в активную деятельность по культурному строительству: сотрудничает в горьковском издательстве «Всемирная литература», является председателем управления Большого драматического театра, членом коллегии Литературного отдела Наркомпроса, возглавляет Петроградское отделение Всероссийского союза поэтов.

Однако подъем вскоре сменился разочарованием, депрессией. Горькая запись в дневнике: «Жизнь изменилась. Она изменилась, но не новая…, - вошь победила весь свет…все будет меняться не в ту сторону, которую любили мы».

       Послереволюционные годы, вплоть до смерти, стали для него временем  небывалых бытовых лишений. Поэт сам таскал дрова и стоял в очереди за мороженой капустой. Он был вынужден поступить на службу и добывать продовольственные карточки; на его иждивении находились жена, мать и тётя.

     Это ускорило его смерть. Он умер от болезни сердца и нервного расстройства в Петрограде 7 августа 1921 года, замолк «трагический тенор эпохи» (А.Ахматова).\

 11. Заключение:  «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась –

      изменилась душа революции»  (Р.И.Иванов – Разумник,  друг поэта)

    Р.И.Иванов – Разумник,  друг поэта:  «Мы знаем теперь: не душа Блока изменилась – изменилась душа революции: ни от чего Блок не отрекался, но он задохся, когда исторический воздух, очищенный стихийным взрывом, снова отяжелел и сгустился».

      В.Ходасевич:  «В пушкинской своей речи, ровно за полгода до смерти, он говорил: "Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармоний. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, - тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл ". Вероятно, тот, кто первый сказал, что Блок задохнулся, взял это именно отсюда. И он был прав. Не странно ли: Блок умирал несколько месяцев, на глазах у всех, его лечили врачи, - и никто не называл и не умел назвать его болезнь. Началось с боли в ноге. Потом говорили о слабости сердца. Перед смертью он сильно страдал. Но от чего же он все - таки умер? Неизвестно. Он умер как-то "вообще", оттого что был болен весь, оттого что не мог больше жить. Он умер от смерти».

                                       В.Ходасевич. Гумилев и Блок. Из кн: Некрополь

  Трагедия Блока – это трагедия великого таланта, жившего на разломе двух веков, пытавшегося искренне осознать происходящее, нераздельность своей судьбы – «человека бесстрашной искренности» с судьбой страны, нации. Он не покинул родину в трудный для нее час, как это сделал другие, не представляя это возможным, он принял новое время и …разочаровался в нем « Чело века», символ эпохи, первый поэт начала ХХ века, взявший на себя наследие русского XIX века ( Лермонтов, Гоголь, Некрасов). И все  - таки безошибочно узнаваемый. Он оставил нам прекрасные образцы русской лирической поэзии. Его творчество было дневником души, поэтической исповедью.

Блоку было свойственно острое чувство времени, истории. Вместе с Блоком в наших душах навсегда поселились чеканные строчки:,

«…Только влюбленный

имеет право на звание человека»

«И вечный бой! Покой нам только снится…»

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

«Сотри случайные черты –

И ты увидишь: мир прекрасен!»

Еще, в 1908 году прозвучали строки:

                          «Я вижу над Русью далече

                          Широкий и тихий пожар»

 Поэт – пророк, воспринимавший свой дар как «мученье и ад»:

                                           

                                            О, я хочу безумно жить:

                                            Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

           Пусть душит жизни сон тяжелый

      Пусть задыхаюсь в этом сне, -

    Быть может, юноша веселый

    В грядущем скажет обо мне.

         Простим угрюмство – разве это

                                           Сокрытый двигатель его?

    Он весь – дитя добра и света,

      Он весь – свободы торжество!

 Вместе с Блоком по жизни. Он учит нас любить родину и тогда, когда она «искалечена, сожжена смутой, разворочена разрухой», и тогда, когда сияет в своей красе и с ней «невозможное возможно».

          Блок учит нас рыцарскому поклонению женщине, умению видеть и ценить красоту человеческих отношений. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. «Мы  умираем, а искусство остается», - заметил Блок, говоря о творчестве А.С.Пушкина. С нами осталась его поэзия… Чтобы и мы « … по бледным заревам искусства узнали жизни гибельный пожар».

XII.  Итоги урока

Домашнее задание:

Выучить одно из стихотворений по теме родины в творчестве Блока с последующим анализом: «Русь», «Осенний день», «Осенняя воля», «Коршун», «Родина», «На поле Куликовом».

Тесты: №1,2,3,4,5,6,11,14



Предварительный просмотр:

Тема урока:   "Если душа родилась крылатой…»

                           Жизнь и творчество  М.И.  Цветаевой

Тип урока:     формирование новых знаний

Форма проведения:   урок – встреча  

Цели урока:

Обучающая:  подвести учащихся к выводу, что творчество М.И.Цветаевой,

                         это творчество поэта сложной и трагической судьбы, в  

                         биографии которого отразились все противоречия его времени,

                         проследить путь становления М.И.Цветаевой как поэта и  

                         человека, показать своеобразие художественного мира поэта,

                         отражение в её творчестве человека и времени.

                         Подготовка к ЕГЭ

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,      

                          умения мыслить исторически и  системно, умения видеть      

                          художественные явления в их развитии, формирование                                                                        

          поэтического чутья, культуры чтения.

Воспитывающая: воспитание уважения к историческому прошлому нашей

                                  страны, гордости за глубокую, экспрессивную  русскую

                                 поэзию, развитие литературного вкуса и  поэтического

                                 чутья.

Оборудование:   выставка книг М.И.Цветаевой, портреты и

                             фотовыставка,  выставки творческих работ учащихся,

                             иллюстрации к произведениям М.И.Цветаевой, альбомы-

                              подборки  любимых произведений, компьютерная

                             презентация  "Если душа родилась крылатой…»

 

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Опережающие задания: сообщение учащегося: « К вам душа так

                           радостно  влекома…» (М.А.Волошин) -  сборник стихов

                           «Вечерний альбом» (1910);  

                           сообщение учащегося: «Кто вам дал такую точность

                          слов?..» (М.А.Волошин) – второй сборник стихов

                          М.И.Цветаевой  «Волшебный фонарь» (1912)

Ход урока.

  1. Знакомство с целями урока и эпиграфом:

                                                        Жить так, как пишу:  образцово и сжато…
                                                                                          М.И.Цветаева

                                         План

 1. Вступительное слово учителя: «Моим стихам, как драгоценным

    винам, настанет свой черед…» - пророческий дар поэта»

 2. Сообщение учащегося: « К Вам душа так радостно

    влекома…»(М.А.Волошин) -  сборник стихов «Вечерний альбом» (1910)»    3. Сообщение учащегося: «Кто вам дал такую точность слов?..»

    (М.А.Волошин) – второй сборник стихов  М.И.Цветаевой

    «Волшебный фонарь» (1912)

 4. «В октябрьские смертные дни…» (М.И.Цветаева)                                                                                 5. Скорбь обо всех «упавших и не вставших – в вечность

перекочевавших» в сборнике «Лебединый стан» (1917 – 1920)

 6. «Где свой, где чужой?» - ясность и взвешенность позиции поэта в период Гражданской войны.

 7. «Жизнь – это место, где жить нельзя» - годы эмиграции

 8. «Здесь я не нужна – там невозможна» - возвращение на родину

 9. «Отказываюсь – быть» - последний период жизни М.И.Цветаевой

                                           

Проблемные вопросы:

  • Что значит для Цветаевой быть поэтом?
  • Как человек и время отразились в её творчестве?

1. Вступительное слово учителя: «Моим стихам, как драгоценным

     винам, настанет свой черед…» - пророческий дар поэта 

   В мае 1913 года  в двадцать один год М.И.Цветаева написала глубоко пророческие строки:

                                   Моим стихам, написанным так рано,

                                   Что и не знала я, что я – поэт,

                                   Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

                                   Как искры из ракет,

                                   Ворвавшимся, как маленькие черти,

                                  В святилище, где сон и фимиам,

                                 Моим стихам о юности и смерти

                               – Нечитанным стихам! –

                                 Разбросанным в пыли по магазинам

                                 (Где их никто не брал и не берет!),

                                 Моим стихам, как драгоценным винам,

                                 Настанет свой черед.

Так и случилось, истинный масштаб её дарования, подлинный смысл её творчества открываются только сейчас. «Черед настал…» И вдумчивому читателю требуется немало душевных усилий, чтобы вместе с поэтом со – чувствовать и со – переживать, дабы не расплескать «драгоценное вино» Поэзии:

                             Знаю все, что было, все что будет,

                             Знаю всю глухонемую тайну.

                             Что на темном, на косноязычном

                             Языке людском зовется… Жизнь

Но обо всем по порядку:

    Цветаева, Марина Ивановна родилась 26 сентября (9 октября) 1892 года в Москве. Родителями Цветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн). Отец, филолог - классик, профессор, возглавлял кафедру истории и теории искусств Московского университета, был хранителем отделения изящных искусств и классических древностей в Московском Публичном и в Румянцевском музеях. В 1912 году  по его инициативе в Москве был открыт Музей Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

       В отце Цветаева ценила преданность собственным стремлениям и подвижнический труд, которые, как утверждала, унаследовала именно от него. Намного позднее, в  1930 -х, она посвятила отцу несколько мемуарных очерков (Музей Александра III, Лавровый венок, Открытие музея, Отец и его музей).

 Мария Александровна Цветаева (урожденная Мейн), мать Цветаевой  - редкостно одаренная в музыке ученица Рубинштейна.  Она умерла очень рано  - в    1906 году, когда Марине было 14 лет. К памяти матери дочь сохранила восторженное преклонение.  Ей  Марина Ивановна посвятила очерки-воспоминания, написанные в  1930 -х (Мать и музыка, Сказка матери). « После такой матери, - писала М.И.Цветаева, - оставалось только одно: стать поэтом». Отец, занятый созданием музея, мало обращал внимания на взрослых дочерей. Марина росла в обстановке книг, музыки, мечтаний, росла по её словам «мимо времени». Зимнее время года семья проводила в Москве, лето — в городе Тарусе Калужской губернии. Ездили Цветаевы и за границу. В 1903 Цветаева училась во французском интернате в Лозанне (Швейцария), осенью 1904 — весной 1905 обучалась вместе с сестрой в немецком пансионе во Фрейбурге (Германия), летом 1909 одна отправилась в Париж, где слушала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

2. Сообщение учащегося: « К Вам душа так радостно влекома…» (М.А.Волошин) – сборник стихов  «Вечерний альбом» (1910)  

     Осенью  1910 года восемнадцатилетняя гимназистка, отнесла в типографию сборник  своих стихов. Книга называлась «Вечерний альбом» — стихи, написанные в 15 – 17 лет (некоторые, возможно, ещё раньше).  «Вечерний альбом» - книга о том, что по вечерам переживают юные души, когда вместе с дневной сутолокой отходит всё суетное, мелочное, наносное, «нарушаются запреты» и наступает царство грёз, воображения, которое, как гласит  эпиграф к третьей части сборника, «правит миром»:

                                        Над миром вечерних видений

                                        Мы, дети, сегодня цари,

                                        Спускаются длинные тени,

                                        Горят за окном фонари,

                                        Темнеет высокая зала,

                                        Уходят в себя зеркала…

                                        Не медлим! Минута настала!

                                        Уж кто - то идет из угла

                                                                     «В зале» 1908г

     «Вечерний альбом» — это дневник души юной Цветаевой. «В моей душе  приливы и отливы!» — говорит о себе семнадцатилетняя героиня. С одной стороны — упоение жизнью («Ах, этот мир и счастье быть на свете / Ещё невзрослый передаст ли стих?»), любовь ко всему земному — как высокому, так и обыденному, — страстное желание насытить действием каждый миг, познать все соблазны:

                         

                            Всего хочу: с душой цыгана

                           Идти под песни на разбой,

                           За всех страдать под звук органа

                           И амазонкой мчаться в бой;

С другой стороны -  совершенно неожиданное завершение:

                            Ты дал мне детство – лучше сказки

                            И дай мне смерть в семнадцать лет!

                                                       « Молитва»  1909

                     Энциклопедия для детей Русская литература Том 9, Часть 2.  

                    ХХ век. М., Аванта+, 2004

Вопросы к сообщению учащегося:

                             ▪   Как называется первый сборник стихов

                                  М.И.Цветаевой?

                             ▪ Что дало основание М. Волошину написать:

                                Кто вам дал такую ясность красок?

                               Кто вам дал такую точность слов?..

                            ▪    Почему «Вечерний альбом» можно назвать дневником

                                   души  Цветаевой?

    Вывод: «Вечерний альбом» поражал искренностью, отсутствием литературных влияний, что удивительно для такого юного возраста, критики отмечали дневниковый характер книги. Волошин увидел в этом достоинство, Брюсов – недостаток.

3.  Сообщение учащегося: «Кто вам дал такую точность слов?..»

 (М.А.Волошин) –  второй сборник стихов  М.И.Цветаевой

«Волшебный фонарь» (1912)

  Лето 1911 г. Цветаева провела в Коктебеле, в доме Волошина. Среди многочисленных гостей поэта был и Сергей Яковлевич Эфрон, очень молодой (на год моложе Цветаевой) юноша, больной туберкулёзом и недавно потерявший мать. Вскоре он станет мужем Цветаевой. Её избранник казался ей воплощением всего высокого, романтического, героического. Ему выпала редкая для мужчины роль — быть не только супругом, но и музой своей жены. Долгие годы многие стихи Цветаевой либо прямо обращены Сергею  Эфрону,  либо так или иначе связаны с ним. Наступает самая счастливая (увы недолгая) в жизни Цветаевой:

                    Да, я, пожалуй, странный человек.

                    Другим — на диво!

                    Быть, несмотря на наш двадцатый

                                                                            век

                    Такой счастливой!

                    Не слушая о тайном сходстве душ,

                    Ни всех тому подобных басен,

                    Всем говорить, что у меня есть муж,

                    Что он прекрасен!..

      Сергею Эфрону посвящен второй сборник стихов Марины Цветаевой «Волшебный фонарь» (1912). И пусть эта книга встречена критикой без прежних восторгов, литературная судьба Цветаевой складывается вполне удачно. Счастлива Цветаева и в личной жизни (в сентябре 1912 года родилась дочь Ариадна — Аля), окружена друзьями, не знает ни материальных, ни бытовых  трудностей. В это безмятежное время написаны, быть может, самые светлые, самые жизнеутверждающие  цветаевские стихи.  

      В эти  годы Марина Цветаева откровенно любуется собой: «Мой шаг изнежен и устал / И стан, как гибкий стержень; Даны мне были и голос любый / И восхитительный выгиб лба», а  в собственной душе и личных переживаниях ищет темы своих будущих произведений.

      Стихи 1916 г. уже во многом не похожи на «Юношеские стихи». Большинство литературоведов справедливо считают именно этот год годом зрелости цветаевского таланта. «Роман с собственной душой» продолжался. и будет продолжаться всю жизнь. Но душа теперь повзрослела, посерьёзнела. Практически исчезло прежнее кокетство, любование собой. Появились новые интересы, новые заботы.

                    Энциклопедия для детей Русская литература Том 9, Часть 2.  

                    ХХ век. М., Аванта+, 2004

Вопросы к сообщению учащегося:

                      ▪ Случайно ли,  что второй альбом тоже имеет камерное

                         название «Волшебный фонарь»?

                      ▪  Какую роль в творчестве Цветаевой сыграл Сергей Эфрон?

                      ▪  Как можно сформулировать главную тему сборника

                        «Волшебный фонарь»?

Вывод: Поэзия Цветаевой взрослеет на глазах, несмотря на некоторую камерность названия  второго сборника. Уже не внешность или детские впечатления - собственная душа, в которой столько огня, столько нерастраченной страсти, «безудержной» нежности, столько «безумья» и «благоразумья»,  душа,  умеющая чувствовать «так сильно и так просто», -  предмет гордости и любви Цветаевой. В чем она опять-таки не стесняется признаваться:

                      Я одна с моей большой любовью

                      К собственной моей душе…

4. «В октябрьские смертные дни…» (М.И.Цветаева)  

         ( Продолжение лекции учителя)                                                                                

     Внешние события предреволюционной истории мало коснулись ее стихов. Много позднее она скажет, что « поэт слышит только свое, видит только свое, знает только  свое». Первая мировая война и революция задели её постольку, поскольку затронули судьбу ее мужа и детей. Ее муж С. Я. Эфрон был офицером, добровольческой армии и эмигрировал вместе с остатками  этой армии.  У М. И. Цветаевой к этому времени было двое дочерей — Ариадна и Ирина. Сын родился позже, уже в эмиграции. В голодные годы «военного коммунизма» Цветаева была поставлена перед трагическим выбором: у нее не было возможности прокормить обеих девочек, и младшую Ирину онa была вынуждена отдать в приют, где девочка умерла от голода.

     Помимо жизненных трагедий в первые годы революции( неизвестность судьбы мужа, бытовая неустроенность, голод, смерть маленькой Ирины) Цветаева переживает  и творческую драму: обе ее книги «Версты» оказались непонятыми читателями, даже любивший и глубоко ценивший Марину Цветаеву Осип Мандельштам в статье «Литературная Москва» более чем резко  отозвался о ее стихах Все это усиливало вой ощущение собственной ненужности в России. Но главной причиной ее эмиграции было желание воссоединиться с мужем.

  5. Скорбь обо всех «упавших и не вставших – в вечность

      перекочевавших» в сборнике «Лебединый стан» (1917 – 1920)

   Суровая доля Эфрона послужила толчком к созданию «Лебединого стана», цикла стихов, посвященного  Белой армии. Этот цикл  - не гимн белому движению, а реквием его обреченной жертвенности, реквием скорбному пути мужа. В Сергее Эфроне Цветаева увидела воплощенный идеал благородства, рыцарства и вместе с тем беззащитность. Любовь к Эфрону была для нее и преклонением, и духовным союзом, и почти материнской заботой:

                      Я с вызовом ношу его кольцо

                      Да, в Вечности  - жена, не на бумаге.

                      Его чрезмерно узкое лицо

                      Подобно шпаге.

Так писала Цветаева об Эфроне, принимая любовь как клятву:

                        В его лице я рыцарству верна.

                      - Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

                        Такие – в роковые времена –

                        Слагают стансы – и идут на плаху –

6. «Где свой, где чужой?» - ясность и взвешенность позиции поэта в

     период Гражданской войны.

      (В 1917—1920 гг. цветаевские стихи о России поднимаются на уровень истинно трагической и в то же время мужественно просветленной поэзии. Кто бы предположил, что автор  «Вечернего альбома» и «Волшебного фонаря», которому в начальную пору его творческой жизни прославленный мэтр пожелал «острых чувств» и «нужных мыслей», пройдя свои «Версты» «под рокот гражданских бурь, в лихую годину», столь объемно и многопланово запечатлеет происходящее?

 Цветаевское видение событий во многом оказалось близко позиции

  М. А. Волошина.  Как и для него, белые и красные, в ее представлении,— дети одной матери  - России. Сыновний крик отчаяния, мольба о помощи и спасении звучат в стихотворении 1920 г.:        ,

                Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!        "

                То шатаясь причитает в поле — Русь.

                ...И справа и слева

                Кровавые зевы,

                И каждая рана:

               -  Мама!

               Все рядком лежат —

               Не развесть межой.

               Поглядеть: солдат.

               Где свой, где чужой?

               Белый был – красным стал

               Кровь обагрила.

               Красный был – белым стал

               Смерть побелила).

                                (Т.Ю.Максимова. В кн: Русская литература ХХ век

                                Справочные материалы. М., «Просвещение», АО «Учебная

                                литература», 1995)

Вопросы к  учащимся:

                           ▪  Как бы вы сформулировали главную тему сборника

                               «Лебединый стан»?  

                            ▪  Достаточно ли ясно определилась гражданская позиция

                                Цветаевой в стихотворении «Ох, грибок ты мой…»?

Вывод:  «Я никогда так не ненавидела красных, как любила белых», - писала Цветаева. В сборнике «Лебединый стан», также как и в стихотворении

«Ох, грибок ты мой…»,  звучит  скорбь обо всех «упавших и не вставших – в вечность перекочевавших». Цветаева оплакивает Русь, которую «затуманила кровь – руда»

7. «Жизнь – это место, где жить нельзя» - годы эмиграции

    11 июля 1921 она получила письмо от мужа, эвакуировавшегося с остатками Добровольческой армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких изнурительных попыток Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и  11 мая 1922 вместе с дочерью Алей покинула родину.  В эмиграции была трудная жизнь, полная материальных лишений, душевного прозрения, признания своих ошибок.  Н.Берберова в книге «Курсив мой» вспоминает: «М.И. Цветаеву я видела в последний раз на похоронах <...> князя С.М. Волконского, 31 октября 1937 года. После службы в церкви на улице Франсуа-Жерар... я вышла на улицу. Цветаева стояла на тротуаре одна и смотрела на нас полными слёз глазами, постаревшая, почти седая, простоволосая, сложив руки у груди. Это было вскоре после убийства Игнатия Рейсса, в котором был замешан её муж С.Я. Эфрон. Она стояла, как зачумлённая, никто к ней не подошёл. И я, как все, прошла мимо неё…».  Решив уехать на родину, Цветаева пророчески написала: « Дано мне отплытье Марии Стюарт».  «Здесь я не нужна – там невозможна. Здесь меня не печатают, там – не дадут писать, - понимала Цветаева

8. «Здесь я не нужна – там невозможна» - возвращение на родину

  Действительность превзошла все мрачные ожидания: Сергея Эфрона поселили в подмосковном поселке Болшеве на даче НКВД. Его образ жизни

очень напоминал пребывание под домашним арестом.  Через два месяца после её приезда на этой же болшевской даче арестовали Алю, а ещё через два месяца – мужа. Дочь и мужа Цветаевой подвергли  страшным пыткам. Сергей Яковлевич  был расстрелян, а Ариадна Эфрон 16 лет провела в сталинских лагерях. Надо было жить, растить сына…

9. «Отказываюсь – быть» - последний период жизни М.И.Цветаевой

   Через два месяца после начала Великой Отечественной войны Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу – маленький городок в Татарии. Сохранилось заявление, написанное 2б августа 1941 г.: «Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую  Литфонда. М. Цветаева». Через пять дней она покончила с собой.

   «Попала в тупик»  - так она объясняла свое самоубийство в предсмертной записке к сыну.  Биографы толкуют эти слова по-разному. По одной из версий Цветаеву пытались сделать доносчицей, и она боялась, что в случае отказа расправятся с сыном Георгием (Муром)

   Конечно, хорошо бы найти документ, подтверждающий или опровергающий эту версию.  Но существует другой документ: не в архивах КГБ, а  собрании сочинений:

                                             Отказываюсь — быть.

                                             В Бедламе нелюдей

                                             Отказываюсь  —жить.

                                             С волками площадей


                                           
Отказываюсь - выть

                                             С акулами равнин

                                             Отказываюсь - плыть

                                              Вниз — по теченью спин.

                                               

                                             Не надо мне ни дыр

                                            Ушных, ни вещих глаз.

                                            На твой безумный мир

                                            Ответ один отказ.

                                                                    «О слёзы на глазах!..», 1939 г.

     Анна Саакянц, исследователь творчества поэта написала: «Смерть Поэта тоже входит в его бытие. А его бытие принадлежит Будущему. Это Будущее уже наступило».

   Вот такое оно, «драгоценное», а подчас горькое и терпкое «вино» истинной

Поэзии Марины Цветаевой, которая никогда не любила называть себя поэтессой, а именовала поэтом. Именно так, Поэтом с большой буквы, она и вошла в русскую литературу, и без этой поэзии уже невозможно себе представить жизнь современного читателя.

 Итоги урока  

   

Домашнее задание

Подготовить антологию (подборку стих.) по теме родины и поэта и поэзии в творчестве М.И.Цветаевой. Стихотворение по выбору наизусть

             Подготовить сообщение: «Цикл «Стихи о Москве»

 



Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Я вас любил безмолвно, безнадежно …» -

                           по повести А. И. Куприна  «Гранатовый браслет»      

Тип урока:     формирование новых знаний

Форма проведения:   урок - практикум

Цели урока.

Обучающая:  исследовать, как интерпретируется вечная тема любви в

                         повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет», раскрыть

                         смысл споров героев повести об истинной бескорыстной

                         любви, подчеркнуть мотив пробуждения души как основной в

                         повести,  подвести учащихся к выводу, что любовь, по мнению

                         Куприна,  есть высшая ценность, любовь  - это

                         «величайшая тайна в мире», которую «никакие

                         жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны

                          касаться»

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,      

                        умения видеть художественные явления в их развитии,

                        формирование поэтического чутья, культуры чтения.                                                            

Воспитывающая: воспитание бережного отношения к слову  художника,

                              умения видеть и ценить красоту человеческих отношений

Оборудование:     Выставка иллюстраций к повести А. И. Куприна

                                 «Гранатовый браслет», компьютерная презентация

                                 «Я томился всюду и везде искал жизнь, чем она

                                  пахнет…», музыкальное сопровождение  (Бетховен

                                  соната  №2  Largo Appasionato)

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока.

  1. Знакомство с целями урока и эпиграфом:

                                                         «Любовь – поэзия и солнце жизни»

                                                                                               В.Г.Белинский                                          

                         План изучения нового материала.

     1. Вступительное слово учителя:  «Любовь – поэзия и солнце

          жизни» ( В.Г.Белинский) – тема любви в творчестве Куприна

      2.  Сообщение учащегося: «Повесть А. И. Куприна  «Гранатовый

           браслет» и её прототипы»    

       3. Комментированное чтение  и анализ повести.

       4. Путь преображения «маленького чиновника» Желткова ( «Г. С. Ж.»)

    5.Заключение: «Что  это было: любовь или сумасшествие?»

                                      Проблемные вопросы:

  • В чем  смысл споров героев повести об истинной

                 бескорыстной любви?

  •  Какой мотив в повести вам кажется основным? Почему?
  •  Как любовь преображает жизнь Желткова? ( «Г. С. Ж.»)       

 

1. Вступительное слово учителя:  «Любовь – поэзия и солнце

   жизни» (В.Г.Белинский) – тема любви в творчестве Куприна

   Есть вечные темы в искусстве, литературе. Жизнь, смерть,  добро и зло, и, конечно, любовь  «Любовь – поэзия и солнце жизни», - заметил

В.Г. Белинский. А знаменитый русский философ и поэт Вл. Соловьев написал:

                                    Смерть и Время царят на земле.

                                    Ты владыками их не зови,

                                    Все, кружась, исчезает во мгле,

                                    Неподвижно лишь солнце Любви

   Как всякий тонкий, проникновенный художник А. И. Куприн не мог пройти мимо этой темы, ибо в ней душа художника, глубина и красота его внутреннего мира. Любовь написала немало ярких,  светлых страниц в творчестве писателя.

    Любовь, «прекрасную и могучую» он ищет в глубине веков, рассказывая нам о «невыразимо прекрасной… с темно – рыжими волосами, в которые она воткнула два цветка алого мака», Суламифь, возлюбленной царя Соломона

(повесть  "Суламифь"  (1908).  Находит её  писатель и в «глухой деревушке,  Волынской губернии, на окраине Полесья», поведав нам об удивительной «полесской ведьме» Олесе, «нежной и великодушной», способной ради любви на великие жертвы (повесть "Олеся" (1898). И, наконец, мы узнаём о

« маленьком чиновнике» Желткове ( «Г. С. Ж.»), для которого любовь

«громадное счастье», сумевшего поднять свою возлюбленную на недосягаемую звездную высоту, до молитвенного заклинания «Да святится имя Твое» (повесть "Гранатовый браслет" (1911).

   Именно этой повести посвящается наш урок : «Я вас любил безмолвно, безнадежно …» по повести А. И. Куприна  «Гранатовый браслет»

Мы попытаемся ответить на вопросы:

  • В чем  смысл споров героев повести об истинной бескорыстной любви?
  • Какой мотив в повести вам кажется основным? Почему?
  • Согласны ли вы с эпиграфом к уроку?
  • Что вам, как читателям, кажется актуальным в повести?

2. Сообщение учащегося: «Повесть А. И. Куприна  «Гранатовый

     браслет» и её прототипы»    

   «Гранатовый браслет» (1911)  -  одно из самых светлых и целомудренных произведений в творчестве А.И.Куприна. Об истории создания это повести известно немного. Так, например, С.Ф. Марценюк пишет, что в основе повести «Гранатовый браслет»  -  реальный случай из жизни князей Буран – Тугановских. Куприн сообщает об этом литератору Ф.Д. Батюшкову: « Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника

  К.П. Желткова который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен  в жену Любимова».  Однажды он послал подарок любимой женщине - простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. По словам ее сына, это был «курьезный случай, скорее всего, анекдотического характера». Однако под пером Куприна этот «курьезный случай» достиг небывалых трагических высот\

3. Комментированное чтение и анализ повести  по следующим

    вопросам:

  • Как  автор через описание природы передает настроение

                        героини в начале повести? Случаен ли мотив увядания?

С первых строк мы чувствуем «тяжело лежащий над землею и морем густой туман», когда « жалко, грустно и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб.  …Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков, бумажек черепков, коробочек и аптекарских пузырьков»  

    У читателя возникает стойкое ощущение увядания,  «сходное  с однообразным, как бы  дремотным существованием Веры, где укрепились лишь привычные удобные навыки и связи. Все ее эмоции давно притупились. Она «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Царское спокойствие и  и разрушает Желтков» (Л. А. Смирнова)

  • В чем  смысл споров героев повести об истинной

                          бескорыстной любви? Что значит для них любовь?

 У каждого из героев есть свое представление о любви. Для Анны Николаевны – это флирт, для Людмилы Львовны Дурасовой – сплетни, хобби, для мужчин  - « у мужчин другие мотивы. Усталость от холостой жизни, от беспорядка в доме, от трактирных обедов…»

для женщин – «боятся остаться в девках, хотят быть хозяйкой, дамой, самостоятельной». Старый генерал Аносов, «любимый дедушка» высказывает мысль, близкую самому автору: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её  касаться».

  • Какие слова – детали в повести вам кажутся символичными?

  «Перед  тем  как  вставать  из-за  стола,  Вера  Николаевна   машинально

пересчитала гостей. Оказалось - тринадцать. Она была суеверна  и  подумала

про себя: "Вот это нехорошо! Как мне раньше не пришло в голову  посчитать? И Вася виноват - ничего но сказал по телефону.»

 Вывод: первые главы повести создают у читателя эмоциональное напряжение, ожидание каких – то драматических перемен.

4. Путь преображения «маленького чиновника» Желткова ( «Г. С. Ж.»)

  • Когда мы впервые узнаем о любви Желткова ( «Г. С. Ж.»)?
  •   Какое впечатление у читателя создается о нем?
  • Как вы понимаете слова автора: «Сначала  письма  его

        носили вульгарный  и  курьезно  пылкий характер, хотя и были

        вполне  целомудренны»

  • О чем свидетельствует портрет Желткова?
  • С чего же началось преображение «маленького чиновника»?

       Попробуем внимательно прочитать отрывок из главы 8

 «И она рассказала коменданту со всеми подробностями о каком-то  безумце,

который начал преследовать  ее  своею  любовью  еще  за  два  года  до  ее

замужества.

   Она ни разу не видела его и не знает его фамилии. Он только писал ей  и

в письмах подписывался Г.С.Ж.  Однажды он обмолвился, что служит в каком-то казенном учреждении маленьким чиновником, - о телеграфе он не упоминал  ни слова. Очевидно, он постоянно следил за ней, потому что  в  своих  письмах весьма точно указывал, где она бывала на вечерах, в каком обществе  и  как была одета.  Сначала  письма  его  носили  вульгарный  и  курьезно  пылкий характер, хотя и были  вполне  целомудренны.  Но  однажды  Вера  письменно (кстати, не проболтайтесь, дедушка, об этом нашим: никто из них не  знает) попросила его не утруждать ее больше своими любовными  излияниями.  С  тех пор он замолчал о любви и стал писать лишь изредка: на пасху, на Новый год и в день ее именин. Княгиня Вера рассказала также и о сегодняшней  посылке и даже  почти  дословно  передала  странное  письмо  своего  таинственного обожателя...

   -  Да-а,  -  протянул  генерал  наконец.  -  Может  быть,  это   просто

ненормальный малый, маниак, а - почем знать? - может быть, твой  жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят  женщины  и на которую больше не способны мужчины».

              Вот как описывает автор внешность героя:

    Это был человек «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

Вывод:  в начале  перед нами «маленький чиновник» с «вульгарным  и  курьезно  пылким характером», который  «осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них». Но любовь сотворила с ним чудо, и из безобразной гусеницы на наших глазах формируется чудесная бабочка, душа которой стремится к полету.

Чтение и анализ главы 5

  • Какие слова – детали в этой главе вам кажутся символичными?
  • Что произошло в душе Желткова, как его характеризуют слова из его письма «я  осмеливался  писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них»?
  • В каких деталях видно, что любовь сделала его жизнь значительной?
  • Мог ли такое письмо написать мелкий, ничтожный человек?
  •  Какова сила любви Желткова?

«Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой,  на

которой был написан ее адрес. Под  бумагой  оказался  небольшой  ювелирный футляр красного плюша,  видимо,  только  что  из  магазина.  Вера  подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и  увидела  втиснутый  в  черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно  сложенную  красивым восьмиугольником записку. Она быстро развернула бумажку. Почерк  показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила  записку  в сторону, чтобы посмотреть на браслет. Он был золотой, низкопробный, очень толстый,  но  дутый  и  с  наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными,  плохо  отшлифованными гранатами.  Но  зато  посредине  браслета  возвышались,  окружая  какой-то странный маленький зеленый камешек,  пять  прекрасных  гранатов-кабошонов, каждый  величиной  с  горошину.  Когда  Вера  случайным  движением  удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то  в  них,  глубоко под  их  гладкой  яйцевидной  поверхностью,  вдруг  загорелись  прелестные густо-красные живые огни. "Точно кровь!" - подумала с неожиданной тревогой Вера. Потом она вспомнила о письме и развернула его. Она прочитала  следующие строки, написанные мелко, великолепно-каллиграфическим почерком:

   "Ваше Сиятельство,

   Глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна!

   Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела,  я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение".

   "Ах, это -  тот!"  -  с  неудовольствием  подумала  Вера.  Но,  однако,

дочитала письмо...

 "Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и - признаюсь -  ни денег. Впрочем, полагаю, что  и  на  всем  свете  не  найдется  сокровища,

достойного украсить Вас.

    Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени,

его носила моя покойная матушка. Посередине, между  большими  камнями,  Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната - зеленый гранат.

  По старинному преданию, сохранившемуся  в  нашей  семье,  он  имеет  свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет  от  них  тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного  браслета,

 и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал.

Вы можете сейчас же выбросить  эту  смешную  игрушку  или  подарить  ее

кому-нибудь, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки.

Умоляю Вас не гневаться на меня. Я  краснею  при  воспоминании  о  моей

дерзости семь лет тому назад, когда Вам,  барышне,  я  осмеливался  писать

глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение  и  рабская  преданность.  Я  умею теперь  только  желать  ежеминутно  Вам  счастья  и  радоваться,  если  Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли  мебели,  на  которой  Вы  сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы  мимоходом  трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни  к вещам.

    Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.

                          Ваш до смерти и после смерти покорный слуга  Г.С.Ж.".

   "Показать Васе или не показать? И если показать - то когда? Сейчас  или

после гостей? Нет, уж лучше после - теперь не только этот несчастный будет

смешон, но и я вместе с ним".

   Так раздумывала княгиня Вера и не  могла  отвести  глаз  от  пяти  алых

кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов».

Вывод:  любовь наполнила его жизнь смыслом, сделала её значительной. «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам… для меня вся жизнь заключается только в Вас… Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете», - пишет Желтков в своем последнем письме. Именно любовь позволила ему при встрече с высокопоставленными чиновниками Василием Львовичем Шеиным, «губернским предводителем дворянства»,  и Николаем Николаевичем Мирза – Булат – Тугановским, «товарищем прокурора»,  когда «худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого  короткого пиджачка, застегивая и расстегивая пуговицы», сосредоточиться и вести себя без подобострастия и унижения: «Простите. Как вы сказали?  -  спросил  вдруг  внимательно  Желтков  и рассмеялся. - Вы хотели обратиться к власти?.. Именно так вы сказали? Он положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички и закурил»)

5. Заключение: «Что  это было: любовь или сумасшествие?»

         Чистота, целомудренность, преклонение перед  женщиной Желткова, для которого любовь «громадное счастье», «единственное содержание, поэзия всей жизни» поднимает образ молодого человека над всеми другими. Его душа воспарила до молитвенного заклинания к любимой женщине: «Да святится имя Твое». И сила  любви столь велика, что передается окружающим: «Мне жалко этого человека. И мне не только  что  жалко,  но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и  я не могу здесь паясничать», - говорит князь Шеин.

«… Я знаю, что этот человек убьет себя, -  замечает Вера Николаевна . Получив символический подарок, и она обретает пророческий дар:

«…Но судьба заставила ее развернуть как раз тот лист  и  натолкнуться  

  на тот столбец, где было напечатано: "Загадочная смерть…

 …Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход?

И что  это было: любовь или сумасшествие?»

                   Как бы вы ответили на вопрос Веры Николаевны?

Итоги урока

Домашнее задание:

Читать повесть А. И. Куприна  «Гранатовый браслет» до конца. Составить цитатную характеристику Веры Николаевны Шеиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...