Разработка урока -А.С.Пушкин "Тучи"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Артседи Майя Васильевна

урок построен в соответствии с новыми образовательными стандартами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tucha_a.s.pushkin.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Хондергей

Разработка урока по литературе

в соответствии с ФГОС

Александр Сергеевич Пушкин

«Туча»

(урок открытия новых знаний)

                      учитель-предметник: Артседи Майя Васильевна

Стихотворение А.С.Пушкина «Туча»

I.Орг. момент.

цель: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.

Задачи:

Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе.

Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод.

Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях( авт.-сост. М.В.Черкезова и др.), прослушивание аудиозаписи стихотворения, слайды для мультимедийной презентации

Формировать УУД:

- Личностные УУД: формирование волевых качеств личности на основе примеров из жизни В.А. Жуковского; познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

– предметные – создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия,приемы анализа литературного произведения;

– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;

– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личност, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные

III. Актуализация знаний. 1 слайд.

IV.Работа по теме урока.

  1. Вхождение в тему. слайд1.(даны названия произведений писателя вам нужно угадать, чьи они?) А.С.Пушкина. Правильно ребята,  значит мы сегодня еще раз встретимся с нашим великим поэтом, писателем Пушкином. А название его произведения мы узнаем разгадав
  2.  КРОССВОРД слайд2

1. Дополни название сказки «Перышко ………-Ясна сокола»

2.  Под этим деревом лежала свинья из басни Крылова, а также «и днем и ночью кот ученый. Все ходит по цепи кругом;»

3. Кто нашел щенка Муму и сделал своим другом?

Когда дети разгадают кроссворд каждый в своих группах, то получится слово –ТУЧА. Значит сегодня мы с вами будем изучать стихотворение А.С.Пушкина «Туча»

  1. Словарная работа: 7 слайд

рассеять- разогнать в разные стороны, заставить разбежаться

лазурь-светло-синий цвет, синева.

ликовать-торжествовать, восторженно радоваться

обвить-обмотать что-то вокруг чего-нибудь

алчный- жаждущий воды, влаги

миновать-пройти, окончиться

  1. Первичная проверка понимания:

- как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

- какую картину природы рисует поэт?

-как изменения в природе влияют на настроение человека?

- не кажется ли вам, что стихотворение имеет и другой скрытый смысл? Как и в природе, бури в жизни человека-явление переходящее. За каждой из них следует более спокойное и радостное настроение. В каких стихотворных строках эта мысль выражена наиболее ярко?

(Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся, почему-то, на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа, словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом)

5.Физминутка

1,2 – выше голова

3,4- руки шире

5,6- тихо сесть

7,8- лень отбросим!

 Скороговорки: Четыре, черненьких чертенка чертили чернилами чертеж

6.Продолжение работы по теме урока

Дифференцированные карточки!

1уровень- Найдите и выпишите из текста стихотворения восклицательные предложения.

выпишите через запятую все глаголы

2 уровень- найдите в тексте сочетания существительное + прилагательное (например: рассеянной бури)

3 уровень- сочините небольшой рассказ о летней грозе, используя следующие выражения: таинственный гром,последняя туча, ясная лазурь неба, красивая радуга, хорошее настроение.

7. Ученики зачитывают свои работы, вместе учитель предлагает разобрать задание 2 уровня слайд 9

  В лирической миниатюре А.С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов. Поэт употребил здесь множество ярких эпитетов, кроме него не свойственных никому другому. Среди них выделяются следующие сочетания: “рассеянной бури”, “ясной лазури”, “унылую тень”, “ликующий день”. Заметьте: не радостный, не веселый, а именно «ликующий»(!) день. “Грозно обвивала”, “алчную землю”, “таинственный гром”, “успокоенных небес”.

слайд 10   Эпитет- образное определение, обычно выраженное сочетанием прилагательного с существительным (напр: ледяной взгляд, ясная лазурь и т.д.)


     Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?
         слайд 11 Давайте проведем небольшой эксперимент: из четверостишия  удалим лишь эпитеты. Что получится?
Последняя туча … бури!
Одна ты несешься по небу,
Одна ты наводишь … тень,
Одна ты печалишь … день.
      Ну разве это стихотворение? Нет, конечно. Нельзя забывать, что мы убрали только эпитеты, а что будет, если оставить стихотворение без метафор, инверсий.

Таким образом наше стихотворение  проникнуто восторгом от ясного «ликующего» дня, от «ясной лазури», поэт в восхищении от природы. Да и недавнюю грозу описывает он ярко, красочно, что не менее характерно для поэта.

8.  Рефлексия слайд12

Исследование какого стихотворения мы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали? (эпитет, различные новые слова)

- Удалось ли нам доказать, что в любом стихотворении очень важны изобразительно-выразительные средства, как эпитет и другие?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?(при изучении новых стихотворений)

- Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку.

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

9. Домашнее задание слайд 13

  1. Выучить стихотворение наизусть (для всех)
  2. На выбор:

-нарисуйте картину по стихотворению «Туча»

- Найдите эпитеты в стихотворении Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» стр 91 учебника

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...