Лирика А.С.Пушкина
учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Любовная ,философская,гражданская,свободолюбивая лирика и тема дружбы

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lirika_pushkina.zip99.79 КБ

Подписи к слайдам:

Гражданская лирика
-под влиянием «лицейского духа» атмосферы вольномыслия и оппозиционности формировалось политическое мировоззрение юного поэта
-одной из главных тем гражданской лирики Пушкина стала тема самодержавия
-
гражданские мотивы звучат на протяжении всего жизненного пути Пушкина
-уже в лицейской лирике звучат политические мотивы, в стихотворении "
Лицинию
" юный поэт выступает против рабства и тирании, изображая Древний Рим, он подразумевает Россию
-события декабря 1825г и дальнейшая судьба друзей-декабристов потрясли поэта, в 1827г он пишет стихотворение"
Арион
«, это его поэтический отклик на политические события в стране, используя прием аллегории, Пушкин рассказывает о гибели декабристов от "грозы" самовластия
-в гражданской лирике Пушкина открываются мысли и чувства передовых людей первой трети
XIX
века
-в последний год своей жизни Пушкин пишет стихотворение "Памятник«, оно хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, недостижимом счастье свободы,
с
тихотворение полно гордого презрения к царской власти, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России
«
Лицинию
»
Ода «Вольность»
«Анчар»
«Деревня»
«Узник»
«
Арион
»
«Памятник»
Вид

Лирики
Характеристика
Произведения
Тема дружбы
-дружба – это союз
людей связанных одной целью, идеей
;
дружба – опора и поддержка в гражданском служении долгу и отечеству
-для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода

-будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете "легкой поэзии" французского поэта Парни
-покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье, Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел
-в сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное, это чувство сердечной привязанности к своим друзьям поэт пронесет через всю жизнь
-юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы "третьим компонентом" в ряду "любовь и тайная свобода
во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями,
его друзьями становятся море и горы
-южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием, душевная буря сменяется гармонией и покоем
-Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам, хотя не разделяет их взглядов, но душою он всегда остаётся с ними
-в начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь...
-тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.
«Дружба»
«И.И. Пущину»
«19 октября» (1825)
«К Чаадаеву»
«19 октября» (1827)
Любовная лирика
-в жизни каждого человека любовь играет огромную роль, особенно, если человек этот – такой поэт как А. С. Пушкин.
-через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина,
н
аверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви
в жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи
гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...», посвященное А. П. Керн
А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова,
б
лестящая графиня Елизавета
Ксаверьевна
Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью
-вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей и с грустью вспоминает
Елизавету
Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова... благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.
-любовная лирика Пушкина — это отражение его жизни, это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом, но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты
-Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была страстью, в высшей

степени, воплощающей в себе ощущение жизненной полноты.
«Монах»
«К
Наталие
»
«Прощанье»
«Цыгане»
Свободолюбивая лирика
-свобода-
это ключевое понятие у Пушкина, которое возникает в его творчестве постоянно
-в течение всего творческого пути взгляды поэта на свободу менялись
-в произведениях поэта
присутствуют гражданские мотивы, размышления о России и её народе
- на раннее творчество Пушкина оказала влияние особая атмосфера Лицея, там внушали высокие принципы, проповедовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков, под влиянием этих идей в 1815 году пишет стихотворение "
Лицинию
"
- в творчестве юного Пушкина определяющими являются гражданские мотивы. Он часто размышляет о России, о её исторической судьбе, о русском народе
-в 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис, выражение которого мы находим в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…», в отличие от декабристов, он понял всю
преждевеременность
своих призывов к свободе, которые не были и не могли быть услышаны забитым народом
-теперь главным предметом его забот становится осознание своего гения, своего "я", то есть стремление самому строить свою жизнь независимо от общества и государства, чтобы человек сам мог воплотиться и развиться
- постепенно в лирике Пушкина темы свободы и рабства становятся более философскими, из них исчезает прямая социальная и политическая окраска
-понятие свободы у поэта с годами становится именно понятием внутренней, духовной свободы
-Пушкин понял, что даже полная свобода слова бессмысленна в обществе, где отсутствует мораль, совесть и страх перед Богом. Всякая попытка государственного служения в ситуации морального зла, господствующего в обществе, оказывается смешной.
«
Лицинию
»
«Вольность»
«Деревня»
«К морю»
«Свободы сеятель пустынный»
Философ-
ская
лирика
-проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой - центральные вопросы всей русской литературы.
- в 1820 году в стихотворении "Мне вас не жаль, года весны моей..." Пушкин подведет итоговую черту, по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности - и простится с ней, все, что составляло смысл жизни до сих пор - веселье, любовь, пиры, - утратило в его глазах свою ценность, оставлено без сожаления.
-1820-22 годы - расцвет романтизма в творчестве поэта, а самоощущение романтика слагается из чувств одиночества, преждевременной старости души, борьбы с враждебным миром и собственной «судьбой жестокой»
-для поэта, удивительно рано осознавшего свое призвание, бессмысленность окружающего мира вдвойне трагична: ведь его талант, его ум и душа ни к чему в мире, лишенном высшего замысла и цели
в 1825-26 годах, придет ясное понимание: никто не может принести людям освобождение - это вообще невозможно, ибо политическая, гражданская свобода начинается с обретения свободы внутренней, духовной
-1830-й год - переломный в судьбе Пушкина, он женится, принимает на себя ответственность за семью, жену и будущих детей, дом ощущается им как корни, исток жизни: без корней не будет плодов
-понятие счастья в последние годы переоценивается Пушкиным
-на своём пути поэт простился с романтическим мировосприятием, пережил духовный кризис, но обрел гармонию с миром, дом, в его сознании соединились жизнь, смерть и бессмертие.
«Погасло дневное
светило»
«К морю»
«Мне вас не жаль, года весны моей…»
«Дар напрасный, дар случайный»
«Элегия»
«Памятник»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родная природа и мир народной фантазии в лирике А. С. Пушкина».

Показать любовь поэта к родной природе, глубокую человечность и задушевность его отношений с близкими; дать представление о стихотворной строфе, дополнить знания об эпите­те и авторском отношении ...

Любовная лирика А.С.Пушкина

Цели урока:познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изу­чить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; выразительное чте...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии "Горе от ума", лирике А.С. Пушкина

Творчество Жуковского, Грибоедова, Пушкина в одной контрольной работе...

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...