Рабочая программа по литературе, 8 класс
рабочая программа (литература, 8 класс) по теме

Краснощекова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа по литературе, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_8_klass.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 8 А классе в МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г., Примерной программы основного общего по литературе 2004 года  и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по  литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2010 г.

Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе  2013-2014 уч. году.

В состав УМК входит учебник (Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.-  

7-е изд.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011),. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.

Программа рассчитана на 68 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ.Объем часов учебной нагрузки,  отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.

В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе «Об образовании».

Под литературным образованием принимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

.воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

 . развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

.освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.      

Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:  уроки-путешествия, исследования, беседы, кино-уроки, проекты.

Формы обучения: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся.

1. Методы работы:

- словесные;

- наглядные.

- практические;

2. По уровню познавательной деятельности:

-Объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение);

- репродуктивный (анализ речевых единиц, их функционирования в речи, построение предложений по моделям и т.д.);

- проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации);

- эвристический (продуцирование текстов, устное словесное рисование, творческий пересказ);

- исследовательский.

3. По функциям:

- методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение учителя, рассказ, иллюстрирование);

- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником );

- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитико-синтетических упражнений);

- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование);

- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков (творческая, контрольная работа).

Программа рассчитана на 1 год и предусматривает одночасовые занятия 2 раза в неделю, что составляет 68 часов  за 2013-2014 учебный год.

Методы обучения

Выбор методов обучения определяю с учетом смысловых целей образования, особенностями предмета, отдельного учебного курса, модуля, целью урока, возможностями школьников, имеющимися средствами обучения.  За основание взяла классификацию методов обучения, предложенную И. Я. Лернером и М. П. Скаткиным по степени познавательной деятельности учащихся:

1. Объяснительно – иллюстрированный (или информационно - рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;

2. Репродуктивный – учение выполняет действия по образцу учителя;

3. Проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;

4. Частично – поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;

5. Исследовательский — поисковая творческая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.

Технологии обучения:

1.Технология проблемного обучения.

2.Технология развивающего обучения.

3.Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен

знать / понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений ;

- основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса;

- изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

- давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;

- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизнидля:

- создания связного текста;

- определения своего круга чтения;

- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.

Содержание программы учебного курса

«Литература». 8 класс

70 часов

Введение (1ч.)

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества (3ч.)

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из древнерусской литературы (3ч.)

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

Из литературы ХVIII века ( ч.)

.

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа»  (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

 Из литературы ХIХ века (37 ч.)

Поэты пушкинского круга.

Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».

К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

Н.М. Языков. «Пловец».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века».

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М.Ю. Лермонтов

«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

«Ревизор»:творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка».  Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов  XIX века

А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.

А.Н.Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество»  (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы ХХ века ( ч.)

М. Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».  Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

О серьезном — с улыбкой

(сатира начала ХХ века)

Н.А. Тэффи.«Сон и чужие», М.М. Зощенко.«Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

А. Грин

Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.

Теория литературы: романтическое движение в повести.

Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.

Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского:  А.Т.Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.      

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы (3ч.)

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Э.Т.А. Гофман

Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».
Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве.

Дж. Г. Байрон

Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...»,Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы ХIХвека

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы ХХ века

М. Горький. «Сказки об Италии»; А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...»; М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года»; С.А. Есенин. «Письмо матери»; Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»; А. Грин. «Бегущая по волнам»;  В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель»; Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида»; В. Шаламов. «Детский сад»; В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»; В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»; Д.С. Лихачев. «3аметки о русском».

Из зарубежной литературы

В. Гюго. «Девяносто третий год».

                  Формы и средства контроля

Основные виды устных и  письменныхработ по литературе в  5—9 классах

Устно

 Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

 Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Основные   виды деятельности по освоению литературных  произведений

-  Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.
  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  • Анализ и интерпретация произведений.
  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Написание изложений с элементами сочинения.
  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе

1.Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

2.Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3.  Содержание излагается последовательно.
  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание:

 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Учебно-методические средства обучения

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

1.Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.-  7-е изд.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.

2.Программа по  литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2009.

Учебно-методическое обеспечение для учащихся:

 1. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.-  

7-е изд.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011

Литература

  1. «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005, 368 с.
  2. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
  3. История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
  4. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

  1. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001

  1. Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996

  1. Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006

  1. Тематические игры и праздники по литературе: Методическое пособие для учителя/ Агапова И. А., Давыдова М.А. М.: ТЦ Сфера, 2004

Материально-техническое обеспечение :

  1. Мультимедиапроектор.
  2. Компьютер.
  3. Интерактивная доска.
  4. Рабочая доска.
  5. Репродукции картин  художников.
  6. Периодический журнал « Литература  в школе».
  7. Карточки-задания.


                                                              Календарно-тематическое планирование

уро-ка

Тема  урока

Элементы содержания

Вид контроля

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата проведе

ния

план

Дата проведе

ния

факт

1

Введение (1ч.)

Художественная литература и история.

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Составление плана.

Понимать образную природу словесного искусства, значение художественного произведения в культурном наследии страны, специфики творческого процесса.

 03.09

Из устного народного творчества (3 ч.)

2

Исторические песни. Исторические песни 16 века. «Иван Грозный молится по сыне».

Песня как жанр фольклора, отличие исторической песни от былины и летописи.

Выразительное чтение исторических песен

Знать жанры фольклора, отличие исторической песни от былины и летописи.

Уметь выразительно читать  произведения фольклора.

06.09

3

Исторические песни 17 века. «Плач Ксении». «Возвращение Филарета».

Песня-плач. Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Самостоятельная работа учащихся по анализу исторической песни

10.09

4

Песни о Степане Разине». Солдатские песни 18-19 века.

Средства выразительности в исторической песне.

 Сопоставление образов

13.09

Из древнерусской литературы (4ч.)

5

«Житие Сергия Радонежского».

Житие как жанр древнерусской литературы. Глубина и сила  нравственных  представлений о человеке; основные проблемы житийной литературы.

Выразительное чтение монологов

Знать истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни, многообразие жанров древнерусской литературы, особенности жития и слова как жанров древнерусской литературы.

17.09

6

«Слово о погибели Русской земли…»

Тематическое  многообразие древнерусской литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Пересказ эпизодов

20.09

7

«Житие Александра Невского».

Пересказ, выразительное чтение.

24.09

 8

Вн. чт.

«Моления Даниила Заточника».

Выразительное чтение.

27.09

Из литературы  восемнадцатого века (5ч.)

9

Г.Р.Державин – поэт и государственный чиновник. Стихотворение «Вельможа».

Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений.  Служба, служение, власть и народ, поэт и власть – основные мотивы стихотворений.   Лирическое стихотворение, ода.

Пересказ вступительной статьи учебника, устные ответы на проблемный вопрос

Знать идейно-художественное своеобразие литературы 18 века, нравственно-воспитательный пафос ее;

классицизм и сентиментализм как литературные направления 18 века;

 основные факты жизни и творческого пути писателей 18 века, содержание изученных произведений 18 века.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части, составлять план прочитанного; выразительно читать произведения 18 века.

01.10

10

Г.Р.Державин «Памятник».

 Тема поэта и поэзии. Традиции классицизма в лирическом тексте.

Анализ стихотворения по вопросам учебника, сопоставление стихотворений М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина, чтение наизусть.

04.10

11

Н.М.Карамзин, основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин.

Сентиментализм как литературное направление.

Составление тезисного плана вступительной статьи.

08.10

12

Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы  в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Жанр сентиментальной повести.

Выборочный пересказ, устная характеристика персонажа, составление плана произведения.

11.10

Из литературы девятнадцатого века (37 ч.)

13

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

Краткие сведения о поэтах. Романтизм.

Устные сообщения о жизненном и творческом пути В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского,         А. А. Дельвига,                        Н. М. Языкова, выразительное чтение и анализ стихотворений.

Знать  основные проблемы и темы литературы 19 века; факты жизни и творчества писателей 19 века и содержание изученных произведений  19 века, изученные теоретико-литературные понятия;

оценку русской классической литературы русскими критиками.

Уметь воспринимать и анализировать  произведения 19 века;  выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

давать характеристику героев;  характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения 19 века; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

15.10

14

В. А. Жуковский. «Лесной царь».

Баллада. Система образно-выразительных средств в балладе.

 Анализ текста, выразительное чтение.

18.10

15

В. А. Жуковский «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

Элегия.

Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть.

22.10

16

Развитие речи. Защита рефератов по теме «Поэты пушкинского круга».

Устные высказывания.

25.10

17

Тематическое богатство поэзии А.С.Пушкина.  Тема лицейской дружбы. «И. И. Пущину»,  «19 октября 1825 года»

Послание.

Доклады, чтение наизусть.

05.11.

18

А. С. Пушкин «Песни о Стеньке Разине».

Анализ поэтического текста

08.11

19

Вн. чт.                                                                   А. С. Пушкин «Пиковая дама» . История написания и  основная проблематика повести.

Устные сообщения учащихся, отзывы о произведении; дискуссия, составление плана, пересказ.

12.11

20

Вн. чт.                                                   А. С. Пушкин «Маленькие трагедии».

Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

 Характеристика образов, отзывы о произведении, пересказ..

15.11

21

Творческая истории повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Особенности композиции.  Тема семейной чести в повести (анализ   1-2 глав).

Новый тип исторической прозы. Эпиграф.

Выразительное чтение, составление подробного плана статьи учебника «Творческая история повести».

19.11

22

Порядки в Белогорской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и «дружбой» (анализ 3-5 глав).

Система образов повести. Кульминация.

Ответы на вопросы учебника, тезисный план, характеристики персонажей

22.11

23

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ глав 6-14).

Анализ эпизода художественного текста.

26.11

24

Развитие речи. 

Подготовка сочинение по повести     А. С. Пушкина  «Капитанская дочка».

Составление сложного плана, подбор эпиграфов, написание и редактирование сочинений.

Сочинение.

29.11

25

М.Ю.Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме.

Сюжет и фабула в поэме. Лироэпическая поэма. Роль вступления.

Сообщения учащихся, выразительное чтение поэмы, составление плана.

03.12

26

Художественная идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

Романтические традиции.

Устное словесное рисование.

06.12

27

«Мцыри» - любимый идеал Лермонтова (В.Г.Белинский)

Устная характеристика Мцыри. Чтение наизусть.

10.12

28

Развитие речи.

Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Сочинение

13.12

29

Вн. чт.

М. Ю. Лермонтов  «Маскарад».

Пересказ эпизодов, ответы на вопросы, отзывы о произведении..

17.12

30

Н.В.Гоголь. Основные вехи биографии писателя. История создания комедии «Ревизор»

Сценическая история пьесы.

Составление плана статьи учебника, сообщения учащихся

20.12

31

«Сборный город всей темной стороны». Анализ 1 действия.

Драма как род литературы, комедия; говорящие фамилии.

Выразительное чтение, тест.

24.12

32

Хлестаков и  городничий. Анализ 2 действия.

Реплики, ремарки.

Анализ эпизодов.

27.12

33

Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо». Анализ 3 действия.

Комический рассказ.

Ответы на проблемные вопросы

14.01

34

Хлестаков – ревизор. Анализ 4 действия.

Гипербола.

Анализ эпизодов.

17.01

35

Художественная идея комедии. Анализ 5 действия.

Интонация.

Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, участие в дискуссии

21.01

36

 Новаторство Гоголя.

Развитие речи.

Подготовка к сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Речь как средство создания образов героев.

Сообщения учащихся.

24.01

37

Вн. чт.

Н. В. Гоголь «Шинель».

Пересказ эпизодов, анализ повести, ответы на вопросы, отзывы о повести.

28.01

38

И.С.Тургенев. Основные вехи биографии писателя. Произведения Тургенева о любви.

Прообраз, прототип.

Сообщения учащихся.

31.01

39

И. С. Тургенев «Ася». Композиция повести. Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

Лирическая повесть.

Участие в дискуссии,  беседа по вопросам учебника, выразительное чтение.

4.02

40

 Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера – основное в образе героини.

Портрет. Образ природы.

Беседа по вопросам учителя, подготовка сообщения .

7.02

41

Н.А.Некрасов. Основные вехи биографии поэта. Судьба и жизнь народная в изображении Некрасова («Внимая ужасам войны…» «Тройка»)

Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Сообщения учащихся, выразительное чтение, чтение наизусть.

11.02

42

А.А.Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета («Учись у них: у дуба, у березы…» «Целый мир от красоты»)

 Гармония чувств, единство с миром природы, духовность – основные мотивы лирики А. А. Фета.

Выразительное чтение, сообщения учащихся, чтение наизусть.

14.02

43

А.Н.Островский. Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами

Анализ текста, подготовка докладов

18.02

44

Образ Снегурочки в пьесе-сказке Островского.

Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

 Дискуссия, анализ текста.

21.02

45

Развитие речи.

Защита рефератов.

Устное выступление учащихся.

25.02

46

Л.Н.Толстой. Основные вехи биографии. «Отрочество».

Автобиографическая проза.

Сообщения учащихся. Тест.

28.02

47

Л. Н. Толстой «После бала». Основные мотивы рассказа.

Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви.

Анализ текста. Ответы на вопросы.

4.03

48

Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Приемы создания образов.

Опрос.

7.03

49

Развитие речи.

Подготовка к сочинению.

Устные высказывания, подбор эпиграфа и цитат к сочинению.

11.03

Из литературы двадцатого века(16 ч.)

50

М.Горький. Основные вехи биографии писателя. «Песня о Соколе». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни  в произведении

Специфика песни. Образ-символ.

Сообщения учащихся, выразительное чтение.

Понимать образную историю словесного искусства.

Знать  основные факты жизни и творческого пути писателей 20 века и содержание изученных произведений русской литературы 20 века.

Уметь воспринимать и анализировать произведения 20 века; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;  выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному; выразительно читать произведения 20 века; владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания по прочитанному тексту; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.  

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; поиска нужной информации о литературе , о конкретном произведении и его авторе.

14.03

51

М.Горький.

 Свобода и сила духа в изображении М. Горького в рассказе «Макар Чудра».

Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

 Пересказ произведения, ответы на вопросы, характеристика героев.

18.03

52

Вн.чт.

М.Горький «Сказки об Италии».

Пересказ , анализ произведения.

21.03

53

В.В.Маяковский. Краткие сведения о поэте.  «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В. В. Маяковского : «Хорошее отношение к лошадям»

Конфликт в лирическом стихотворении.

Сообщения учащихся.

01.04

54

 О серьезном – с улыбкой (сатира начала 20 века). Большие проблемы «маленьких людей» в рассказах Н.А.Тэффи и М.М.Зощенко

Художественное своеобразие рассказов. Литературный анекдот.

Пересказ, анализ произведений, выразительное чтение, отзывы о произведениях.

04.04

55

Д.Б.Кедрин. Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, талант, власть – основные мотивы стихотворения.

Художественная идея стихотворения.

Выразительное чтение, сообщения учащихся, анализ стихотворения.

08.04

56

Н.А.Заболоцкий. Краткие сведения о поэте. Темы лирики 1940 – 1950 годов.

 

Сообщения учащихся, анализ стихотворения по плану.

11.04

57

Тема творчества в лирике Н. А. Заболоцкого 50 – 60-х годов.

Выразительное чтение, чтение наизусть.

15.04

58

А.Грин. Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса»

Язык и стиль произведения.

Сообщения учащихся, выразительное чтение, ответы на вопросы.

18.04

59

В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек, война, литература и история в творчестве В. П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет»

 Рассказы о жизни писателя, выразительное чтение, тест.

22.04

60

Проблема нравственной памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Отношения автора к событиям и персонажам.

Образ рассказчика.

Составление плана рассказа,  ответы на вопросы.

25.04

61

Вн. чт.                    

В. М. Шукшин. «Волки».

Выразительное чтение. Участие в литературной беседе.

29.04

62-63

Краткие сведения о Твардовском. Судьба страны в поэме Твардовского «За далью – даль»

Дорога и путешествие в эпосе                                  А. Т. Твардовского.

Сообщения учащихся, выразительное чтение, чтение наизусть.

6.05

13.05

64-65

В.Г.Распутин. Основные вехи биографии писателя. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

Новый поворот темы детей в повести. Центральный конфликт и  основные образы повествования.

Подготовка сообщения, составление плана ответы на вопросы, выразительное чтение отрывков, анализ произведения.

16.05

20.05

Из зарубежной литературы (3 ч.)

66

Эпоха Возрождения. Краткие сведения о Шекспире. «Ромео и Джульетта». Проблематика трагедии.

Трагедия. Сценическая история пьесы.

Устные сообщения, пересказ, выразительное чтение, ответы на вопросы.

Знать содержание произведений, основные факты биографий                              У. Шекспира и                               М. Сервантеса.

23.05

67

М.Сервантес  Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»:основная проблематика и художественная идея романа.

 Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Донкихотство.

Устные сообщения, выразительное чтение, пересказ, ответы на вопросы.

27.05

68

Подведение итогов года. Рекомендации для летнего чтения.

Тест.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....