Любовная лирика А.А. Ахматовой.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Пиховкина Лариса Владимировна

 

Любовная лирика А.А. Ахматовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_11_akhmatova.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: литература

Класс: 11

Тема урока: Любовная лирика А.А. Ахматовой.

Цели урока:

-познакомиться с жизнью и творчеством Анны Андреевны Ахматовой;

- раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой (ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний);

- помочь почувствовать самобытность поэтического мира Ахматовой, осознать связь ее поэзии с проблемами времени.

Оборудование: компьютер, выставка книг.

Тип урока: лекция с элементами беседы и анализа стихотворений.

Форма работы:  презентация темы.

Приемы: анализ поэтического текста, корректировка и углубление результатов  

                самоосмысления и постижения поэта.

  1. Слово учителя  (Слайд 1)

Век двадцатый. Век бурь, потрясений и потерь. Он принёс в литературу  нетленное женское имя – Анна, с трагической судьбой, но испытавшей  прекрасное чувство любви, которой посвятила многие свои стихи.

Пересказать биографию поэта всегда очень трудно. Где найти слова, которые не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека? Ведь в них, кроме обычного, “прозаического”, содержания, заключена неповторимость, уникальность жизни гения.

ЭПИГРАФ    М.Цветаева отметила царственную гордость, роднящую Ахматову не только с терпением русских равнин, но с величием гор Кавказа.

  1. Цели урока (Слайд 2)

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Анны Андреевны Ахматовой;

 -постараемся раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой (ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний);

- почувствуем самобытность поэтического мира.

Начало творчества А.Ахматовой относится к Серебряному веку.

- Вспомните, пожалуйста, определение Серебряного века русской поэзии

(Серебряным веком принято называть период  расцвета русской поэзии в начале XX века).

- К какому литературному направлению примыкала А.А.Ахматова на первых порах своего творчества? (К акмеизму).

- В чем особенности этого направления? (Акмеизм (от греч  acme-высшая степень чего-либо, расцвет)  литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Анну Ахматову, генетически было связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. В основе – простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создать точные, зримые образы и прямо называть предметы. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя - через психологически значимый жест, движение, деталь. Манера “материализации” переживаний была характерна прежде всего для творчества Анны Ахматовой.)

3. Ход урока. Детство поэтессы.

(Слайд 3)                     А.Ахматова «Из автобиографических записок».

«Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Л.Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется, Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер- механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село…»

Слайд 4.                                       А.Ахматова  «Коротко о себе».

        «Мои первые воспоминания – царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло в «Царскосельскую оду».

«Читать я училась по азбуке  Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски».

Слайд7  Из воспоминания Валерии  Срезневской-многолетней подруги Ахматовой.

«Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было семнадцать, ей – пятнадцать. Начиналось все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба-полулюбовь: вместе ходили на каток, детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительном спектакле, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически. Её фамилия была – Горенко. Анна Горенко. В октябре 1905 года он стал, наконец, бывать в её доме, познакомился с семьей. Несколько раз делал предложение и ….. получал отказ за отказом.

                                               Из воспоминаний Анны Горенко.

«У меня была свинка, и лицо мое было до глаз закрыто, чтоб не видно было старой опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда я вас разлюблю!” Я открывала лицо, показывала, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II».

Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви села Никольская слободка они обвенчались.

Из воспоминаний Анны Горенко.

«Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилёва. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой.

Чтение стихотворения  «На руке его много блестящих колец…»

                                         

Слайд8                  а)   О сборнике  «Вечер»  1912г.

Первая книга стихов А.А.Ахматовой «Вечер» вышла в марте 1912г. тиражом 300 экземпляров и содержала 46 стихотворений. Дебют молодого автора был встречен критикой сочувственно. Рецензенты отмечали, что «Ахматова- уже сложившийся художник, поэт, соединяющий в себе совершенство женственности с трогательно-изысканной интимностью».

        Работу над «Вечером» Ахматова  продолжала до конца жизни, но отношение к её первым стихам было довольно прохладным.

Чтение стихотворения   «Сжала руки под тёмной  вуалью» 1911г.

Вопросы: Какова тема стихотворения “Сжала руки под тёмной вуалью…”?

Кто является героем этого стихотворения?

Какие тропы заметили в стихотворении?

Это характернейшее стихотворение из книги “Вечер”, в котором представлены коллизии непростых отношений между мужчиной и женщиной. Темой стихотворения является любовь. Лирическая героиня говорит со своей совестью (невидимый герой) после свидания с человеком, у которого в стихотворении нет никаких опознавательных знаков. Весь разговор опущен, а его содержание сконцентрировано в одной ёмкой метафоре “…я терпкой печалью/ Напоила его допьяна”.  Женщина, охваченная внезапным состраданием, признает свою вину перед тем, кого она заставляет страдать. Печалью “напоили” его, но сейчас страдает она, в этом виноватая. О силе чувства говорят повторяющиеся глаголы: “сбежала”, “я бежала”, “задыхаясь, я крикнула”. “Перил не касаясь”, то есть стремительно, без всякой осторожности, - это акмеистически точная, психологически насыщенная внутренняя деталь. В конце первого стиха последней строфы повисает слово “шутка”, отделённое от завершения фразы сильным стихотворным переносом. Ясно, что все предыдущее было всерьез.

   Чтение стихотворения    «Любовь покоряет обманно»  1911г.

                                              «Песня последней встречи» 1911г.

                                 б)  О сборнике   «Чётки»  1914г.

Этот сборник имел самый большой успех и самую противоречивую критику.

Чтение стихотворения   «Я научилась просто, мудро жить…»

Стихотворение было написано во время совместной поездки А. Ахматовой и Гумилева Н.С. во Флоренцию в (1912 г.)

- Что вы можете сказать о героине стихотворения? (Женщина одинока, покинута, но она сильна, мужественна)

- Что помогает ей обрести мир в душе? (Простые, обыкновенные, будничные вещи: небо, гроздь рябины, пушистый кот, озерная лесопильня, крик аиста, т.е. покой можно найти в природе, в вере)

- В чем заключается высшая мудрость жизни, по мнению героини?

(Мудрость в том, чтобы почувствовать себя гостем на земле, осознать тленность бытия, ибо в этом высший смысл жизни. Понять счастье быстротечности , всего живого в вечности природы и самой жизни).

- С помощью чего выражается высокий философский смысл стихотворения?

 (С помощью простых, очень зримых и понятных всем реалий. С первой строки заявлено кредо: мудрость в просторе)

- На что направлены все открытия, все уроки мудрости?

(Они направлены на жизнь без него, ибо жизнь с ним порождает ненужную тревогу, грусть, неприемлемую для обновления души героини.)

              Чтение стихотворения                «Ты письмо моё, милый, не комкай» 1912г.

                                               

                                  в) О сборнике   «Белая стая» 1917г.

Чтение стихотворений «Слаб голос мой, но воля не слабеет…»

                                        «Тяжела ты, любовная память…»

                                         «Мне голос был. Он звал утешно…»

Слайд 9.                     а) О сборнике  «Подорожник»

                                    б) О сборнике  «ANNO DOMINI»

Стихотворение “ПОМОЛИСЬ О НИЩЕЙ, О ПОТЕРЯННОЙ”

(1912) Книга “ЧЕТКИ”

1. Жанр стихотворение-исповедь. Звучат откровения одинокой души в час молитвы, в тишине ночной.

 2. Герой и героиня

3. Героиня взрослеет.

Это происходит через боль утраты и одиночества. Ее живая душа нуждается в поддержке, страшат и мучают воспоминания.

Героиня многое поняла.

Анну Ахматову часто сравнивают с древнегреческой поэтессой Сапфо, когда речь идет о стихах о любви. Да, действительно, Ахматовой удалось показать все проявления любовного чувства и все его нюансы

-Что показывает поэт?  _(встречи и разлуки, нежность, разочарование, ревность, чувство вины, ожесточение, несбывшиеся ожидания, жестокость, гордыню, отчаяние, тоску, самоотверженность, всепрощение – все-все, что связано с этим великим чувством).

 

Слайды 10 -16 (чтение и просмотр)

Слайд 17 (выводы о стихах Ахматовой)

Лирические стихи Ахматовой, как правило невелики по объёму: любит малые лирические формы, обычно от 2 до 4 четверостиший. Ей свойственны лаконизм и энергия выражения, эпиграмматическая сжатость. В стихах нет предисловий, она сразу приступает к повествованию. Сюжетный принцип её: «всё равно с чего начинать».

Любовь предстает в стихах Ахматовой как пытка, страдание, смута, как грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее переживание. Любовная лирика Ахматовой была так горячо и единодушно принята женской половиной, очевидно, потому, что ее героиня верит в возможность высокой любви, никогда не теряет чувства достоинства, какое бы горе, разочарование, измена в данный момент ее ни постигали. Эти особенности любовной лирики Ахматовой проявились в таких широко известных стихах из первых сборников поэта, как:   “Сжала руки под темной вуалью”. 1991, “Так беспомощно грудь холодела…” 1911, “Ты письмо мое, милый, не комкай”. 1912, “Настоящую нежность не спутаешь.”. 1913, “Проводила друга до передней…”. 1913, “На шее мелких четок ряд…”. 1913, “Высокие своды костела…”. 1913, “Ты мог бы мне сниться и реже.”. 1914, “Я улыбаться перестала…”, 1915, “Я не знаю, ты жив или умер…”. 1915, “Ты всегда таинственный и новый…”. 1917 и др.

Слайд 18 (выводы о лирической героине)

Лирическая героиня Ахматовой: страстная, чувственная, независимая, гордая, свободная, своевольная, своенравная, имеющая чувство собственного достоинства и глубину переживаний,

Ахматова «научила женщин говорить» о себе, о своих чувствах, о своей любви –«пятом времени года»

Итоги работы. Домашнее задание: выразительное чтение и  анализ  стихотворения о Родине, поэма «Реквием».

Слайд 19.          На стихи А.Ахматовой написано много песен и романсов.

                        Послушаем   один из них.

То пятое время года,
                                                       Только его славословь.
                                                       Дыши последней свободой,
                                                       Оттого, что это - любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе Любовная лирика А.А. Ахматовой

В разработке представлены этапы урока, формируемые в ходе работы УУД учащихся. Материал сопровождается презентацией, в которую включена словарная работа с литературоведческими терминами, результаты гр...

"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

Тема урока: «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».

Технологическая карта по технологии АМО «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой»....

Любовная лирика в творчестве Анны Андреевны Ахматовой

Сценарий литературно-музыкального вечера на тему: Любовная лирика в творчестве Анны Андреевны Ахматовой...

Мотивы тайной любовной лирики А.Ахматовой и И.Берлина

Знакомство с творчеством А.Ахматовой и тайные страницы И.Берлина....

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....

Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....