Тема урока: «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Технологическая карта по технологии АМО «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ahmatova.docx41.35 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Тема урока: «Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».

Тип урока:  комплексное применение знаний, умений и навыков. 

Цели:

Образовательные: 

1.
Дать представление  обучающимся о личности и творческой судьбе А.А.Ахматовой; 

2. Организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства «женской поэзии» А.А.Ахматовой. 


Развивающие: 

  1. Формировать у обучающихся умение целеполагания. 
  2. Развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы. 


Воспитательные: 

  1. Развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи.
  2. Развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения.
  3. Воспитывать читательскую культуру.
  4. Воспитывать уважение к прошлому своего Отечества, приобщать к национальному наследию через творчество А.А. Ахматовой.

Задачи: 

  1. Совершенствовать навыки поэтического анализа стихотворений.

  2. Вырабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство прекрасного.

Формирование УУД:

Личностные:

- соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами,

 -оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности

Регулятивные:

 - целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные:

- выдвижение гипотез и их доказательство

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия,

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- рефлексия способов  и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

-установление связи между участниками, как объектами коммуникации, развитие навыков групповой работы.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Технологии, используемые на уроке:

- АМО технология;

- поисково – исследовательская технология;

- коммуникативная технология

Формы организации познавательной деятельности:  (фронтальная, групповая, индивидуальная)

Методы и приёмы:(создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, самостоятельная работа, творческая работа,  дискуссия , самооценка)

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, карта для написания сочинения для обучающихся

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развитие УУД

Фаза №1

Этап 1

Начало образовательного мероприятия. Приветствие/знакомство/

инициация

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 3  минуты
Учитель просит обучающихся встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее…
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.
           Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Коммуникативная компетентность:  установление связи между участниками, как объектами коммуникации, развитие навыков групповой работы.

Этап 2

Вхождение в тему. Целеполагание

Учитель

Начало ХХ века ознаменовалось появлением в русской литературе двух женских имён, рядом с которыми кажется неуместным слово «поэтесса», ибо Анна Ахматова и Марина Цветаева - Поэты в высшем смысле этого слова. Именно они доказали, что «женская поэзия»- это не только «стишки в альбом», но и пророческое, великое слово, способное вместить в себя весь мир. Именно в поэзии Ахматовой женщина стала выше, чище, мудрее. Её стихи научили женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными. Они учат мужчин выслушивать не «влюблённый лепет», а слова столь же жаркие, сколь и гордые.

И как будто по ошибке
Я сказала: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок.Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестёр.

И сегодня мы урок посвятим исследованию «женской поэзии» А.А.Ахматовой.

Метод «Мозаика» -

Численность – весь класс.
Время- 2минуты

 На доске помещена мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока.

- Исходя из темы урока, какие цели хотите достигнуть, и какие результаты планируете получить?

Обучающиеся определяют тему урока:

«Своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А. Ахматовой».

  1. Познакомиться с личностью и творческой судьбой Ахматовой. 
  2. Совершенствовать навыки анализа стихотворения. 
  3. Расширить свои представления о поэзии серебряного века. 
  4. Реализовать свои способности в исследовательском анализе стихотворения.

Познавательные УУД. Логические УД.

Выдвижение гипотез и их доказательство.

Регулятивные УД.

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.

Этап 3

Определение ожиданий (опасений) обучающихся

Метод «Фруктовый сад». 

Численность – весь класс.
Время- 3минуты

             На заранее приготовленных больших плакатах нарисованы  деревья. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево».

Попробуйте определить, что вы ожидаете получить от урока и чего опасаетесь. Свои ожидания запишите на яблоках, а опасения – на лимонах. После того, как все обучающиеся прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их.

После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. 

               Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям.

Примерные записи обучающихся.

Ожидания:

- узнать интересные факты  из биографии А. Ахматовой;

- узнать адресатов  любви  в её стихотворениях;

-понять из чего складывается поэтическое своеобразие и мастерство А.Ахматовой;

Опасения:

- вызовет затруднения анализ поэтических сборников

 


Фаза №2

Этап   4.

Проработка содержания темы.

- Сегодня на уроке мы будем исследовать поэтические сборники А. Ахматовой.

Метод

«Карта группового сознания»

Численность – группы по 5 человек

Время - 30минут

- Для выполнения исследовательской работы класс был разделен на группы.

Перед каждой стояла задача определить цель своей работы, при анализе поэтических сборников разных лет выявить своеобразие и поэтическое мастерство автора.

- Пожалуйста, представьте результаты своей исследовательской деятельности.

- Какой можно сделать вывод по поэтическому сборнику?

- Какой можно сделать вывод по поэтическому сборнику?

- Какой можно сделать вывод по поэтическому сборнику?

- Какой можно сделать вывод по поэтическому сборнику?

         

- Итак, мы провели исследование сборников о любви А. Ахматовой

 В чем же заключается своеобразие  любовной лирики:

В чем заключается поэтическое мастерство автора?

Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня).

Предварительная работа в группах по заданной теме.

Цели, поставленные обучающимися при групповой работе:

расширить представления о личности и творческой судьбе А.А.Ахматовой;

организовать исследовательскую деятельность участников групп с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства «женской поэзии» А.А.Ахматовой;

развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;

развивать навыки анализа стихотворения, умение производить обобщающие выводы;

развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;

воспитывать читательскую культуру.   

Все идеи записываются вокруг круга с проблемой. Чем важнее идея, тем ближе она к центру, и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Могут быть записаны и косвенные идеи, не связанные напрямую с проблемой.

Каждая группа вывешивает свою карту сознания и представляет её.         

       Выступления представителей  исследовательских групп, проведших исследование поэтических сборников разных лет и выявивших своеобразие и поэтическое мастерство стихотворений  А.А. Ахматовой.

       Выступление сопровождается выразительным чтением наизусть самостоятельно выбранного стихотворения.

          I группа - сборник «Вечер» /1912/: «Любовь», «В Царском Селе», «Музе», «Сердце к сердцу не приковано…» и другие. 
Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как «поединок роковой», «любовная пытка» («Музе»). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: «Сердце к сердцу не приковано…». Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратившись к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит «от радости и от покоя», «покоряет обманно». Лирическая героиня охвачена болью недоумения. 
Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой («Сероглазый король»). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих «вещный мир». Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма: 

  • ясный взгляд на жизнь; 
  • стремление к простоте, естественности; 
  • конкретно-чувственное восприятие «вещного мира»; 
  • увлеченное любование мелочами; 
  • близость стиха разговорному строю языка; 
  • камерность. 

 В сборнике «Вечер» лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.

 II группа - сборник «Четки»/1914/: «Настоящую нежность не спутаешь…», «Проводила друга до передней…», «Сколько просьб у любимой всегда…».
                В сборнике «Четки» лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: «золотая пыль», «бесцветный ледок»

В стихах данного периода звучит протест героини:

Брошена! Придуманное слово,
Разве я цветок или письмо?


           В её характере проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность. 

           Однако в этом сборнике звучит лермонтовская    «оскорблённость»: «Я не любви твоей прошу…» - «Я не унижусь пред тобой…» (М. Лермонтов) Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что «от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца». В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.

Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны:

            «Сколько просьб у любимой всегда,  

У разлюбленной просьб не бывает...» 

III группа – «Белая стая» /1917/: «Муза ушла по дороге…», «Я улыбаться перестала», «То пятое время года…», «Целый год ты со мной неразлучен…». 

Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы: 

Тот голос, с тишиной великой споря,
Победу одержал над тишиной.
Во мне ещё, как песня или горе,
Последняя зима перед войной.


Белее сводов Смольного собора,
Таинственней, чем пышный Летний сад,
Она была. Не знали мы, что скоро
в тоске предельной поглядим назад.


Стихам этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: «Нестерпимо больно душе любовное молчанье…» Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь – «пятое время года».

          Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: «Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…».

          В стихах о любви устанавливается некое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог.

          Удел лирической героини - странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве. 

V группа – «Тростник»: /1940/:  «Одни глядятся в ласковые взоры…», «От тебя я сердце скрыла…», «Творчество», «Годовщину последнюю празднуй», «Последний тост», «Не недели, не месяцы – годы…»

          В этом сборнике, в отличие от всех предыдущих, нет внутреннего лирического сюжета. Хронология намеренно нарушена. В стихотворениях этого периода развивается мотив бескрылости:

«Прирученной и бескрылой  

 Я в доме твоём живу» и тема памяти.

         Память выступает как рефлексивный процесс созидания события, относящегося к прошлому, но получающего ценностно-смысловую оценку в настоящем. Со второго сборника «Четок» категория памяти значительно усложняется. Память уже не просто переносит сюжет лирического повествования в прошлое, но становится наказанием для лирической героини Ахматовой.
           Новая трактовка темы памяти окрасила любовную лирику Ахматовой в новые трагические тона.

Память, как и забывание, становится ключевым показателем нравственных качеств - личных, семейных, социальных, гражданских,

более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики.

       Лирическая героиня теперь уже переживает личную драму любви-памяти.

  1. Любовь безнадёжная, несбывшаяся. 
  2. Синтез тем любви к Родине, к человеку. 
  3. Доверительность, интимность, нежность. 
  4. Сюжетность (баллада, новелла, кино). 
  5. Мотив смерти, властности, величия, странничества. 
  6. Эволюция лирической героини. 
  7. Психологизм лирической героини. 
  8. Близость стиха разговорному строю языка. 
  1. Лаконизм. 
  2. Малый объём произведения. 
  3. Мастер "говорящей" детали, "овеществление" поэтических образов.
  4. Афористичность речи. 

Познавательные УДД.

Общеучебные УУД.

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-  структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов  и условий действия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

- соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами,

 -оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности. 

Коммуникативные УУД.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

Фаза №3

Этап 4

Эмоциональная разрядка (разминка/релаксация)

Метод «Птица, расправляющая крылья».

Численность – весь класс.
Время- 3минуты

Под музыку ДиДюЛи («Путь домой»)

Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение 5–7 раз.

Обучающиеся выполняют упражнение (затем слушают музыку)

Коммуникативные УУД:

умение сотрудничать в коллективе


Этап  5

Подведение итогов. Рефлексия

Метод «Комплименты».

Численность – весь класс.
Время- 4 минуты

Вопросы к обучающимся.

-  Как вы оцениваете результативность урока?

- Какие виды работы вы считаете боле продуктивными?

- Как было интереснее и рациональнее работать: одному или в группе, самому определять цели и задачи деятельности или выполнять поручения руководителя?

- Помогли ли вам в работе при подготовке к уроку различные источники? Какими они были? Если  круг источников достаточно широк, это помогает работе? Почему?

Обучающиеся  дают оценку деятельности участников  образовательного процесса в виде схематичных улыбок (смайликов) и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД, Общеучебные УУД.

- рефлексия способов  и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении проблем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе Любовная лирика А.А. Ахматовой

В разработке представлены этапы урока, формируемые в ходе работы УУД учащихся. Материал сопровождается презентацией, в которую включена словарная работа с литературоведческими терминами, результаты гр...

План-конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

Данный план-конспект соответствует современным требованиям урока литературы....

Урок литературы в 8 классе. Любовная лирика русских поэтов 19 – 20 в.

урок литературы в 8 классе « И жизнь, и слёзы, и любовь» Любовная лирика русских поэтов 19 – 20 в....

"Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

урок литературы 9 класс Пушкин. Любовная лирика.

Материал к уроку литературы в 9 классе по теме "Любовная лирика" рассказывает об адресатах пушкинской лирики,  раскрывает благородство, красоту, искренность чувств поэта,прививает любовь к п...

Любовная лирика А.А. Ахматовой.

Любовная лирика А.А. Ахматовой....

Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.

Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....