Урок-игра в 9 классе по литературе "Умники и умницы"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Борсук Ирина Николаевна

Этот урок можно проводить после изучения творчества Александра Сергеевича Пушкина в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Умники и умницы» по творчеству А.С.Пушкина в 9 классе.
                                                Словно зеркало русской стихии,
                                                 Отстояв назначенье свое,
                                                 Отразил он всю душу России!
                                                  И погиб, отражая ее…
                                                                      Н.Рубцов.

Условия игры:
1.Ордена даются тем учащимся, которые отвечают на вопросы на дорожках или отвечающим на эти же вопросы  с места.
2.Жетоны даются теоретикам.
Если за время игры ученик набирает 12-15 жетонов, то получает оценку «5», 8-11 жетонов – «4»,3-7 жетонов –«3».
Если за время игры ученик набирает 8-10 орденов , он получает «5», 5-7 орденов –«4», 2-4 ордена –«3».

Выбирается первая тройка игроков.
Вопросы теоретикам:

1.Каким по счету в списке лицеистов был Пушкин?(23)
2.Назовите фамилию няни Арины Родионовны.(Яковлева).
3.Как называется стихотворение, посвященной юной Наталье Николаевне (невесте)?(«Мадонна»)
4.Кто из героев Пушкина имел шапку-невидимку?(Черномор)
5.Сколько лет было Анне Петровне Керн, когда она познакомилась с Пушкиным?(19 лет)
6.Как звали станционного смотрителя? (Самсон Вырин)
7.Кого в высшем свете называли «прекрасной креолкой»? (Мать Пушкина)
8.Какое прозвище было у Пушкина в литературном обществе «Арзамас»?(Сверчок)
9.Откуда эти строки:
«Мы вольные птицы; пора, брат, пора!»(«Узник»)
10.Какой породы был жеребец у Онегина?(Донской)
Три ученика, набравшие наибольшее количество жетонов, выходят на дорожку. Выбирает дорожку первым тот, кто имеет больше жетонов.
                                              1 агон.

Зеленая дорожка.
1.Какой чин имел отец Татьяны? Какую он носил медаль?(Чин бригадира, носил очаковскую медаль).
2.Вы Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Что вы подарили Пушкину в знак любви? (талисман-перстень с сердоликом)
3.Когда  и в связи с каким событием Пушкин записал в дневнике:»Я могу быть подданным, даже рабом,-но холопом и шутом не буду и у царя небесного…»(1834год, Пушкин получил придворный чин камер-юнкера)
4.После написания какого произведения Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью:»Победителю-ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).

Желтая дорожка
1.Назовите 4-5 произведений Пушкина, в которых главная героиня носит имя Мария(Маша).
(«Дубровский»,»Капитанская дочка»,»Выстрел»,»Метель»)
2.Определите название произведения по началу:»У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том…»
(«Руслан и Людмила»).
3. 18 февраля 1831 года в Москве состоялось венчание Пушкина с Гончаровой. Некоторые моменты венчания прошли не совсем гладко. Что произошло при венчании?
(Пушкин уронил крест, а при обмене кольцами одно из них упало. Это, по народному поверью, не предвещало большой удачи в браке.)

Красная дорожка
1. Вы А.С.Пушкин. Несколько художников писали ваши портреты. Об одном из них вы сказали… Что вы сказали? Назовите художника.
(Орест Кипренский. «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит…»)
2.»Ну, братцы,- сказал Пугачев,_ затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку.» Назвать произведение, песню.
(«Капитанская дочка»,»Не шуми, мати, зеленая дубравушка»).
                                           
2 агон
Выбирается вторая тройка игроков.
Вопросы теоретикам:
1.Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (30 лет и 3 года)
2.Назовите кличку собаки у семи богатырей.(Соколко).
3.К кому обращался королевич Елисей с просьбой?
(Солнышко, месяц, ветер).
4.В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца?
В комара, муху, шмеля).
Зеленая дорожка
1.Надев широкий боливар,
Онегин Едет на бульвар.
Что надел Онегин? (Шляпу).
2. Какое пушкинское произведение начинается так:»В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в  своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р…» («Метель»).
3.Из какого произведения эти строки:»И кудри их белы, как утренний снег…» («Песнь о вещем Олеге»)
4.Назовите 3-4 фамилии исторических лиц, упоминающихся в произведениях Пушкина.( Емельян Пугачев, Петр 1, Борис Годунов и др.)
Желтая дорожка
1.Как называется книга Пушкина, которая состоит из 5 повестей? В каком порядке они следуют?
(«Повести покойного И.П.Белкина»: «»Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель»,»Барышня-крестьянка».)
2. В первой главе повести «Капитанская дочка» говорится о календаре, любимом чтении старика Гринева. Где еще упоминается календарь? («Евгений Онегин»)
3.Дружба- особый предмет пушкинской лирики. Назовите стихотворения(3), темой которых является дружба.(«Пирующие студенты», «К Чаадаеву», «19 октября 1825 года» )
Красная дорожка
1.Какая сказка Пушкина заканчивается словами:»Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» («Сказка о золотом Петушке»)
2. К какому произведению  относится эпиграф:»Во всех ты, душенька, нарядах хороша». («Барышня-крестьянка»).
                                             3 агон
Выбирается третья тройка игроков.
Вопросы теоретикам:

1.Чей это портрет:
«Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива».
(Портрет царицы-мачехи)
2.В 1835 году Пушкин писал:»Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных» О каком « уголке» идет речь? (О Михайловском).
3.Как звали отца Татьяны и Ольги? (Дмитрий Ларин).
4.Назовите фамилию первого директора Царскосельского лицея.(В.Ф.Малиновский).
Зеленая дорожка
1.Вспомните эпиграф к повести «Капитанская дочка».(Береги честь смолоду).
2.В журнале «Вестник Европы» было опубликовано первое стихотворение Пушкина. Сколько лет было тогда поэту? Как называется стихотворение?(«К другу стихотворцу»,15 лет).
3.К кому обращены строки:»Мой первый друг, мой друг бесценный…» (И.Пущину)
4.Назовите литературные общества, в которых участвовал Пушкин.( «Арзамас», «Зеленая лампа»).
Желтая дорожка
1.Назовите полное имя главной героини повести «Капитанская дочка».(Миронова Марья Ивановна).
2. Откуда эти строки:
«Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…» («Евгений Онегин»)
3. Кому была посвящена эпиграмма «Полу-милорл, полу-купец…» (Воронцову).
Красная дорожка
1.Кто предполагаемый адресат стихотворений «Сожженное письмо», «Желание славы»,»Храни меня, мой талисман»?
(Е.К.Воронцова)
2.Какое стихотворение читает Пушкин на переводном экзамене в Лицее, где присутствовал Державин?
(«Воспоминания в Царском Селе»)

                                                           Финал
Зеленая дорожка

1.Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты? (Петр Гринев).
2.Что танцевали на балу в день именин Татьяны? (Вальс, мазурку, котильон.)
3. Назовите романтические поэмы А.С.Пушкина.(«Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», «Кавказский пленник»)
4.Назвать русских композиторов, положивших сказки А.С.Пушкина на музыку. (М.Глинка»Руслан и Людмила»,Н.Римский-Корсаков «Сказка о золотом петушке», «Сказка  о царе Салтане».)
Желтая дорожка
1.Кто из героев Пушкина, ощущая «необыкновенное волнение мыслей», насвистывал»Гром победы, раздавайся!»(Помещик Кирила  Петрович Троекуров).
2.Пушкин в «Капитанской дочке» описывает такой случай: перед нападением Пугачева на крепость комендант, прощаясь с семьей, велел Маше надеть сарафан. Почему он так поступил? (Сарафан-это одежда русских крестьян, а крестьян пугачевцы не убивали.)
3.Кто из царей основал Царскосельский лицей? (Александр1).
Красная дорожка.
1.О каком произведении Пушкина так отзывается Достоевский :»Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения.Что за красота, что за сила в его фантазии…» («Пиковая дама»)
2.В какой период был завершен роман в стихах «Евгений Онегин»? (В Болдинскую осень)

Заключительное слово учителя. Подведение итогов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс

«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...

Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"

Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...

Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.

Итоговый урок  по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование»  6  класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...