Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого и инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области о преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literatura_6_klass.docx64.26 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого и инструктивно-методического письма Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области о преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи обучающихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в 6 классе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Главная идея программы по литературе в 6 классе–это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведений зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 6 классе.

Формы организации учебного процесса: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Изменения внесенные в авторскую программу. Авторская программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), на 34 учебные недели, так как учебный план предусматривает 35 учебных недель, в рабочей программе 70 часов (2 часа в неделю). Было добавлено 2 часа на изучение раздела литература 20 века.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 6 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  1. Мещерякова  М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: Рольф, 2008.
  2. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы  учащихсяся по литературе. 6 кл. – М.: Мнемозина, 2008.

  1. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
  2. Н.В. Егорова Поурочные разработки 6 класс. -  М.: Вако, 2007.

Количество часов в 6 классе

В год – 70 часов, в неделю – 2  часа

из них:

сочинений -  4

внеклассных чтений –  4

Плановых контрольных  работ

Классное сочинение

3

Домашнее сочинение

1

   


II.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
  • Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
  • Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
  • Создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
  • Отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.
  • Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
  • Работать со справочными материалами.

 III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Дата план.

Дата факт.

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый контроль

Подготовка к ГИА

Домашнее задание

  1

Человек как главный объект изображения в художественной литературе.

1

РР.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6  класс.

С. 4. Попробуй сочинить.

  2

О книге и чтении.

1

Вн. чтение

    1

устный опрос

Выучить определения, знать строение книги.

                                     

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» (3часа)

   3

Былина как один из видов УНТ. О построении и языке былин.

    1

устный опрос

Выписать в тетрадь определения из статьи учебника. Читать с. 9-12.

   4

 «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Беззаветное служение Родине Ильи Муромца. 

    1

устный опрос тестирование

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

С. 19, задания.

   5

Справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

    1

устный опрос

Выписать в тетрадь определения из статьи.

Читать былину.

Древнерусская литература  (3 часа)

   6

Понятие о летописи.

    1

устный опрос

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Дать определение летописи, записать в тетрадь. Чит. на с. 22-34.

7

«Повесть временных лет» (отрывки)

    1

устный опрос

Найти эпитеты в отрывке нас. 33

  8

«Слово о погибели Русской земли». «Евпатий Коловрат».  Исторические события, отраженные в повести.

      1

устный опрос

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

С. 38, задания.

Литература 19века   (37часов)

 9

В.А. Жуковский. - оригинальный поэт и переводчик. «Светлана». Фольклорная основа баллады.

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Закончить выписывание цитат.

10

Связь баллады с УНТ.

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Выучить наизусть 3 строфы

   11

В. А. Жуковский. Баллады «Лесной царь», «Перчатка». Картины природы.

1

устный опрос

Выучить наизусть отрывок из баллады.

12

А.Н. Майков. Сведения  о жизни поэта. «Емшан»

1

устный опрос

С. 51-54

   13

А. К. Толстой «Канут».

О рифме и строфе.

1

устный опрос

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Ответить на вопросы к балладе на с. 61; чит.балладу на с.51-54,с. 63-64 задания.

 14

А. С. Пушкин. Широта интересов  поэта.

1

устный опрос

Сам. Чт.: «Песнь о вещем Олеге», с.77-81.

15

«Песнь о вещем Олеге» Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1

устный опрос, тестирование

Выучить наизусть отрывок

  16

Поэзия А.С. Пушкина.

«Зимнее утро» «Няне», «Зимняя дорога».

1

устный опрос,

Выучить наизусть любое стихотворение Пушкина «Зимнее утро», «Няне».

17

Роман «Дубровский».

Изображение русского барства.

1

устный опрос

Вопросы и задания на с. 164-166.

18

Суд и его последствия.

1

устный опрос

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6  класс.

Вопросы и задания на с. 164-166.

19

 «Благородный разбойник» Владимир Дубровский.

1

устный опрос

Турьянская Б.И.  Литература в   6 классе. Урок за уроком.

Вопросы и задания на с. 164-166.

20

Роль Маши В судьбе Дубровского.

1

устный опрос

Вопросы и задания на с. 164-166.

21

Бунт крестьян.

1

устный опрос

Вопросы и задания на с. 164-166.

22

Авторское отношение к героям.

1

устный опрос проверочная работа

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Вопросы и задания на с. 164-166.

23

Р.Р. Подготовка к написанию классного контрольного сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский» (  на одну из тем: «Благородный разбойник», «Моё мнение о Троекурове», «Рассматривая картину В. В. Пукирёва «Неравный брак».)

1

РР

Подготовка к написанию сочинения

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6  класс.

 24

Р.Р. Написание классного контрольного сочинения по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

1

РР

Написание сочинения в тетрадях по развитию речи.

25

Н.М.Языков. Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».

1

устный опрос

С.167-172,выразительно читать стихи «Песня», Пловец».

 26

М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие мятежность, чувство тоски и одиночества. «Парус».

1

устный опрос

С. 172-176 задания, наизусть

 27

М. Ю. Лермонтов «Три пальмы». Тема  красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром.

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Задание 4 на с183, с. 176-182 наизусть

«Утес»

 28

Трехсложные размеры стиха.

1

устный опрос

Определить стих. размер произведений, кот. даны в заданиях 2-3 на с.183-185.

29

Н. В. Гоголь. Сведения о жизни писателя.

1

устный опрос

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Прочитать одну повесть из книги «Вечера…»,

30

«Майская ночь, или  Утопленница». Сказочность повести.

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

31

Поэтизация чистой, светлой любви.

1

устный опрос

32

Ироническое изображение «власти» (пана головы).

1

устный опрос

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Выполнить иллюстрацию

33

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Вн.

чтение

устный опрос

Работа с теоретическим материалом на с. 226-228

34

С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего

дня».

1

устный опрос

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6 класс.

с. 229-236

35

Тонкая наблюдательность, чувство глубокой любви писателя к родной природе.

1

устный опрос, обучающее тестирование

Выучить наизусть (по выбору)

С . 238-247.

36

А.П.Чехов. Раннее творчество. Приемы создания комического эффекта. «Толстый и тонкий».

1

устный опрос

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

Записать термины, читать рассказы с3-15.

37

 «Смерть чиновника», «Пересолил»

Острота комического сюжета.

1

устный опрос проверочная работа

Проекты по разделу на с. 21 (2 часть)

38

В.Г.Короленко. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».

1

устный опрос

Чит.гл. 3-4, пересказ от 3-го лица

39

«В дурном обществе». Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление.

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Составление характеристик героев повести

40

Утверждение в повести доброты и уважения к человеку.

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Читать главы 7-8

41

Особенности повествования (рассказ от первого лица).

1

устный опрос

Продолжить составление синквейнов

42

Р.р. Подготовка к написанию  классного контрольного сочинения по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

1

РР

сочинение

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

43

Р.р. Написание  классного контрольного сочинения по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

1

РР

сочинение

44

Н.Д.Телешов.  Сведения о жизни писателя.

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

С. 78-95, работа с новыми понятиями.

45

Рассказ «Домой».

каторжника.

1

устный опрос

Турьянская Б.И.  Литература в   6 классе. Урок за уроком.

Чтение рассказа на с. 96-104

Литература 20 века (25 часов)

46

А.П. Платонов. Сведения о жизни писателя.

Рассказ «Песчаная  учительница».

1

устный опрос

Турьянская Б.И.  Литература в   6 классе. Урок за уроком

47

Труд как нравственная основа жизни героини. Ее самоотверженность, доброта, отзывчивость.

1

1

устный опрос

Озаглавить главы рассказа. Задания на с. 114. Читать рассказы «Июльская жара», «Корова».

48

Сила любви в рассказе А.П. Платонова «Корова».

1

Вн.

чтение

устный опрос

49

М.М. Пришвин.

Сведения о жизни писателя. Сказка-быль «Кладовая солнца».

Труд в жизни детей.

1

устный опрос

Читать сказку-быль

50

Сказка-быль «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

1

устный опрос

Читать сказку-быль

51

Одухотворенность природы, ее участие в судьбе героев.

1

устный опрос

Составить цитатный план

52

«Роль пейзажа в художественном произведении. Смысл названия произведения.

1

устный опрос, проверочная работа

Турьянская Б.И.  Литература в   6 классе. Урок за уроком

с.153 вопросы

53

Р.р. Подготовка к классному  контрольному сочинению по сказке-были «Кладовая солнца».

1

РР

сочинение

54

Р.р. Написание классного контрольного  сочинения по сказке-были «Кладовая солнца».

1

РР

сочинение

55

Страницы поэзии.

1

устный опрос

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6  класс.

Выучить наизусть (по выбору)

С.156-161.

56

М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя. «Не надо врать», «Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.

1

устный опрос

Дочитать рассказ

57

Б.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя. «Старая черепаха».

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Чтение и пересказ

58

Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.

1

устный опрос

Чтение и пересказ

59

В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя. «Уроки французского».

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Чтение и пересказ

60

Самовоспитание героя в нелегких условиях жизни.

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Дать характеристику героя

61

Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

1

устный опрос проверочная работа

Подготовиться ся к вн.чт.

62

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей»

1

устный опрос

Подготовить выразительное чт.

63

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

1

устный опрос

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6

Выуч. наизусть (по выбору)

64

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

Вн.

чтение

1

устный опрос , тестирование

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Выуч. наизусть (по выбору)

65

Дж. Олдридж. О писателе. «Последний дюйм»

1

устный опрос

66

Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл  названия рассказа.

1

устный опрос

67

Отчуждение отца и сына и путь его преодоления. Смысл  названия рассказа.

1

устный опрос

68

 Р.Р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению-отзыву о книге. «Книга – друг»

1

РР

сочинение

Написать сочинение

69

К. М. Станюкович. «Человек за бортом».

1

устный опрос

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 6

Дочитать рассказ

70

Знакомство с  перечнем рекомендуемой литературы  для прочтения летом.

1

устный опрос

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы.

Задание на лето


IV. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Введение.  Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.

                                                            Устное народное творчество

Для чтения и изучения:

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца.

Для чтения и бесед:

Былины об Илье Муромце (в пересказе Б.Шергина); «Вольга и Микула Селянинович».

Древнерусская литература

Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.

«Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).

«Слово о погибели Русской земли».

 «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.

 «Житие Александра Невского» (фрагменты).

                                                                       Литература ХIХ века

В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка», «Светлана».

Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».

Понятие о балладе. Связь баллады с УНТ. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад.

А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.

 «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). торжественность поэтической речи.

«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении. «Няне». Многогранность чувств, выраженных в стихотворении.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский - старший и Троекуров. Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа.

 «Цветок», «Осень» (отрывок), «Узник», «Подражание Корану» (по выбору учителя).

Н.М.Языков. Слово о поэте. Песенная поэзия Языкова. «Песня», «Пловец».

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. Парус в стихах и рисунках Лермонтова.

 «Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть.

  «Три пальмы» Тема красоты, гармонии  и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. аллегорический смысл стихотворения.

«На севере диком...», «Утес», «Кинжал», «Казачья колыбельная песня».

Н.В.Гоголь. Сведения о жизни писателя.

«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы.

 «Ночь перед Рождеством».

С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.

 «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.

Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Колокольчики мои…», «Колодники»; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; А.Н.Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…» и другие стихотворения по выбору учителя.

А.П.Чехов. Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений.

 «Пересолил», «Толстый и тонкий». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета. Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

 «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и др. ранние рассказы по выбору учителя.

В. Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе».  Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Жизнь  детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Особенности повествования (рассказ от первого лица).

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Н.Д. Телешов. Сведения о жизни писателя.

«Домой». Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Человечность старика-каторжника. Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.

                                                                              Литература ХХ века

А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.

«Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героев. Идея доброты, отзывчивости, взаимопомощи.

М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя.

«Кладовая солнца».  Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.  Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Пейзаж и его роль. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.

М.М.Зощенко. Сведения о писателе.

 «Не надо врать», «Бедный Федя». Комическое в рассказах. Вопросы нравственности в рассказах Зощенко.

Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения: «Старая черепаха».Тема верности и доброты в рассказе.

В.Г.Распутин. Сведения о жизни писателя.«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Н.М.Рубцов. Слово о поэте.

 «Звезда полей», «Далекое», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои скрип да скрип…», «Воробей».

Д.Олдридж. О писателе.

«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.                  


V. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

№ п.п.

Тема

Форма контроля

1

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Дубровский»  на одну из тем: «Благородный разбойник», «Моё мнение о Троекурове», «Рассматривая картину В. В. Пукирёва «Неравный брак».

Классное сочинение

2

Сочинение по повести В.Г.Короленко «Дети подземелья».

Классное сочинение

3

Сочинение по сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

Классное сочинение

4

Отзыв о книге. «Книга – друг»

Домашнее сочинение

                                                           


VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Литература. Начальный курс. 6 класс. Учебник-хрестоматия/ Авт.-сост.: М.А.Снежневская, О.М.Хренова.(1 и 2 часть) 2010года

Поурочные разработки .Н.В.Егорова.6класс.М.2011г.

Сборники художественной литературы произведений русской и зарубежной литературы.

  • Программа для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – Мнемозина, 2009. – 110с.,
  • Примерная программа по учебным предметам. П 76 литература. 5 – 9классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения);  
  • Учебник «Литература.  Начальный курс.  6 класс.  Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в  двух частях», О. М. Хренова М. А. Снежневская, -  «Мнемозина», 2008г.,
  •  «Методические советы к учебнику – хрестоматии для 6 – класса», О. М. Хренова М. А. Снежневская - , изд. «Мнемозина», 2007г;
  • «Универсальные поурочные разработки по литературе», 6 класс,  О. А. Ерёмина, изд. «ВАКО», 2008г.;
  • «Раздаточный  материал по литературе 6 класс» Э. Л. Безносов, изд «ДРОФА», 20011г.;
  • «Контрольные и проверочные работы по литературе 5 - 8 классы», В. А. Скрипкина, изд. «Дрофа», 2011г., текстов художественных произведений, включённых в обязательную программу.
  • Компакт – диск №1  «Репетитор по литературе», изд. «Учитель», 2008г.

Литература, рекомендованная для обучающихся

  • Литература. Справочник. – научный редактор В. Я Линков (МГУ им. М. В. Ломоносова) – Филологическое общество «Слово», 2009;
  •  «Раздаточный  материал по литературе 6 класс» Э. Л. Безносов, изд «ДРОФА», 2009г.;
  • «Контрольные и проверочные работы по литературе 5 - 8 классы», В. А. Скрипкина, изд. «Дрофа», 2004г.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....