Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Рабочая  программа по литературе для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта   2004 года,   Программы  для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. -  М.:Мнемозина,2009 год и инструктивно-методического письма управления образования и науки Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов о преподавании русского языка в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmma_literatura_9.docx70.89 КБ

Предварительный просмотр:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

   Рабочая  программа по литературе для 9 класса составлена на основе Государственного стандарта   2004 года,   Программы  для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. -  М.:Мнемозина,2009 год и инструктивно-методического письма управления образования и науки Белгородской области Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов о преподавании русского языка в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Цели и задачи  программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе будут:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
  • воспитание культуры речи учащихся.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.  Цель литературного образования в 9 классе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Концентр 9 класса, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по литературе

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 9 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  1. Мещерякова  М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: Рольф, 2008.
  2. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы  уч-ся по литературе. 9 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
  3. Валгина А.П. Литература в 9 классе. Тесты.- М.: Дрофа, 2005

  1. Методические советы к учебнику литературы для 9 класса. Литература. Пособие для учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки 9 класс. -  М.: Вако, 2007.

Количество часов в 9 классе

В год – 102 часа, в неделю –3  часа

из них

на развитие речи -  11 часов

Плановых контрольных  работ: классное сочинение -5, домашнее сочинение-1.


II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы, художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
  • понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев – портрет, речь. Авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
  • понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой  деятельности учащиеся должны:

  • объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;
  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев    одного или нескольких произведений;
  • обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
  • выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
  • давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
  • писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
  • писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.


III. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ.

Название раздела программы

№ урока

Тема урока

Подготовка к ГИА

Домашнее задание

Дата

план.

Дата

факт.

Введение

(1час.)

1.

Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.

стр. 4-6

Древнерусская литература

(7 ч. )

2.

Общая характеристика древнерусской литературы.

стр.7-8, инд.задание

3.

« Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы  

план 1 части – в тетр.,вопр. Стр. 16 - 17

4

Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

вопр. стр. 17

5

Построение, связь с народной поэзией «Слова…».

 

стр.18 - 20

6

Проблема авторства поэмы  «Слова…».

наиз., стр. 24-26

7

Кого и за что прославляет и осуждает автор?

8

Плачь Ярославны. Его значение в « Слове…»

стр. 29 - 34

Литература XVIII век

(10 час.)

9

Общая характеристика  литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

стр. 39 - 42

10

М.В. Ломоносов.  Сведения о жизни ученого и поэта. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года».

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

стр. 44 вопр. 1-4

11

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль».

стр. 51 вопр 3-5 (по вариантам)

12

Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма.

стр. 52 вопр. 6

13

Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения Родине.

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

стр. 54 вопр.

14

Элементы классицизма в комедии «Недоросль».

15

А. Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

16

Г.Р.Державин. Сведения о жизни и творчестве писателя.  «Властителям и судиям»

стр. 65 вопр. 3

17

Н.М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза» внимание к внутреннему миру простого человека.

стр. 72 вопр 2

18

Сентиментализм в  литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

стр. 73 вопр. 6

Литература первой половины Х1Х века.

(1час.)

19.

 Романтизм и реализм в литературе первой половины Х1Х века.

Турьянская Б.И.  Литература в   9 классе. Урок за уроком.

Стр. 81- 84- в тетрадь приметы, инд зад – 5 чел.

В.А. Жуковский

(1час)

20

В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве поэта.

«Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»

А.С. Грибоедов

(6час.+2)

21.

А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве писателя.

д.1-чит,

 стр.102-104

22.

Своеобразие жанра и композиции пьесы.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

д.2- чит, стр.105 вопр. 1- 6

23

«Век нынешний и век минувший».

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

д.3-чит., стр.111 вопр.1-4

24.

Поражение и победа Чацкого.

( 4 действие как развязка любовного конфликта и столкновение героя с обществом)

стр.115 вопр.1-3

25.

Непреходящее значение образа Чацкого.

стр.112 вопр.7-письм.

26.

Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

д.4- чит., стр. 113 вопр.1-4

27.

Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

28.

Р.р. Написание классного сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

А.С. Пушкин

(9час.+1+1)

29.

А.С. Пушкин.  Жизнь и творчество (основные вехи)

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

30.

Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

стр. 133 вопр.2 - письм

31.

Свобода, творчество, любовь - три стихии человеческого духа в лирике Пушкина.

32.

Ее биографичность, высокий нравственный смысл.

наиз. Стр. 140

33.

«Внутренняя красота человека» как идеал и нравственный критерий Пушкина.

наиз – по выбору

34.

«Евгений Онегин»

 История создания.

стр. 153 вопр. 3- письм.

35.

Лироэпический характер «свободного романа»  в стихах. Образ автора.

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

докончить

36.

Главные герои  романа, причины их жизненной драмы.

дочитать поэму, наиз. – вступл. к поэме

37.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературы.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

вопросы в тетради

38.

Внеклассное  чтение.  «Пиковая дама».

инд.зад.- 5 чел., письм. –в тетр. ответ на вопр.

39.

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

М.Ю. Лермонтов

(5 час.+2)

40.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).

стр. 184 вопр.2

41.

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Дума».

стр. 189 вопр.10

42.

 «Герой нашего времени». История создания произведения.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

стр. 193 вопр. 5

43.

Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

наиз. – по выбору

44.

Печорин и Онегин. Особенности композиции романа.

стр. 199 вопр.5

45.

Р.р. Подготовка к контрольному сочинению  по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.

наиз. стихотв.- стр. 207

46

Р.р. Написание  контрольного сочинения  по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

чит. повесть «Шинель», стр. 107-137

Н.В.Гоголь

(4час.+2+1)

47.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).

«Мертвые души». Своеобразие жанра.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

вопр. в тетр.

48.

Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы: Русь помещичья, чиновничья, народная.

Турьянская Б.И.  Литература в   9 классе. Урок за уроком.

стр. 228 вопр.13

49.

Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.

соч.- миниатюра

50.

«Мертвые души» в оценке русских критиков.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9класс

стр. 249 - 251

51.

Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека».

52.

Р.Р. Подготовка к классному сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

53.

Р.Р. Написание  классного сочинения по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

А.Н.Островский

(4час.)

54.

А.Н.Островский. Сведения о жизни и творчестве.

чит. пьесу д.1,стр.158-152

55.

«Свои люди – сочтемся». Тишка – Подхалюзин – Большов –три этапа формирования купца – самодура.

д. 2,3. Стр. 253 вопр. 2,3 по вар.

56.

Липочка : претензии на образованность и культуру.

д.4 ,стр. 254

 вопр. 4

57.

Островский – мастер языка. Реализм Островского.

стр. 255

 вопр. 3

Н.А. Некрасов

(3час.)

58.

Н.А. Некрасов. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

59.

Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. («Тройка», «Размышления у парадного подъезда»).

стр. 264

 вопр. 9

60.

Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

наиз стихотв. – по выбору

Ф.М.Достоевский

(3час.)

61.

Ф.М.Достоевский как писатель психолог. «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности.

стр. 269 вопр. 1, чит. стр. 191-223

62.

Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Турьянская Б.И.  Литература в   9 классе. Урок за уроком

вопр. в тетр., чит. стр. 223-238

63.

Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

стр. 272- 274

Л.Н. Толстой

(5час.+2)

64.

Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека.

стр. 275 вопр. 1,2

65.

 «Юность». (обзор) Три эпохи жизни человека в трилогии.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим. 9  класс.

стр. 275 вопр. 5, 6

66.

Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».

стр. 276 вопр.8

67.

Особенности повествования  от первого лица.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

чит. -

стр. 278 , 279

дописать сочин.

стр. 281 – 283, в тетр. тезисы

68.

Николай Иртеньев – исключительный или обыкновенный человек?

69.

Р.Р. Подготовка к классному сочинению по произведению Л.Н. Толстого «Юность».

70.

Р.Р. Написание  классного сочинения по произведению Л.Н. Толстого «Юность».

Литература ХХ века

А.А. Блок

(5час.+1)

71.

Литература великих и трагических лет.

стр. 284 - 288

72.

А.А. Блок. Сведения о жизни и творчестве.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

наиз. – по выбору

73.

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.   «Россия», «Земное сердце стынет вновь».

74.

Покоряющая сила любви.

стр.292 вопр.1

75.

Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

наиз. стихотв. Екимцева

76.

Вн.чт. «Лениво и тяжко плывут облака…», «Осенний день».

стр. 299,300

В.В. Маяковский

(4 час.)

77.

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

стр. 303 – 307, стихотв. – выразит.

78.

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения.

стр. 312 – чит. выразит.

79.

«Необычайное приключение..»  Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

стр. 314

вопр. 1

80.

«Разговор на одесском рейде..!» – широта диапазона любовной лирики поэта.

стр. 319

вопр. 1

С.А. Есенин

(6 час.)

81.

С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.

стр. 321- 324 – связный рассказ о поэте, инд. зад.

82.

Родина и родная природа как источник лирических переживаний.

Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим 9 класс .

чит. стихотв. О природе, подобрать иллюстрации

83.

Нежность «ко всему живому». «Собаке Качалова».

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 9 класс.

стр. 329

вопр. 4

84.

Родина и родная природа как источник лирических переживаний

стр. 332

 вопр. 1,наиз. по выбору

85.

Грусть от сознания быстротечности жизни. «Я покинул родимый дом…».

работа по группам

86.

Живописность, народная основа языка.

стр. 337 – 339,

чит. 1-3 гл.

М.А. Булгаков

(4 час.+2часа)

87.

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав: 4-9).

чит. 4-5 гл.,стр. 341 вопр.1,2

88.

Истоки «шариковщины». (гл. 4-5)

чит. 5-9 гл., устно: «Создатели Шарикова»

89.

Шариков и шариковщина. (гл. 5-9)

чит.до конца,стр. 343 вопр. 3

90.

Булгаков – сатирик.

письм. отв. На вопрос

91

Р.Р. Подготовка к классному сочинению по роману М.А. Булгакова «Собачье сердце».

92

Р.Р. Написание классного сочинения по роману М.А. Булгакова «Собачье сердце».

М.А. Шолохов

(4 час.)

93.

М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека».

94.

Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека.

95.

От судьбы человека к судьбе человечества.

96.

Роль пейзажа и портретных зарисовок.

стр. 351- 352

А.И. Солженицын

(4час.+2)

97.

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.

стр. 389 - 422

98.

«Матренин двор» Смысл «праведничества» героини рассказа.

стр. 355

вопр. 2

99.

Идея национального характера в рассказе.

стр. 358

 вопр. 6

100.

Своеобразие жанра.

стр. 360

вопр. 1

101.

Вн.чт. А. Данте «Божественная комедия».

сост. тест

102.

Вн. чт. У. Шекспир «Гамлет»


IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

IХ класс

(102 часа)

Введение

Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

  1. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией.

Р.р. Анализ фрагмента  из «Слова  о полку Игореве».

II. Литература XVIII  века

М.В. Ломоносов

М.В. Ломоносов.  Сведения о жизни ученого и поэта. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года».

Д.И. Фонвизин

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве. «Недоросль».

Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма.

Р.р. Написание обучающего сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

А.Н. Радищев

 А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г.Р. Державин

Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.  «Властителям и судьям», «Русские девушки», «Памятник».

Н.М.Карамзин

Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.     «Бедная Лиза».         

Внимание к внутреннему миру простого человека. Языке повести.

Литература XIX века

В.А. Жуковский

В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве поэта.

«Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»

А.С. Грибоедов

А.С. Грибоедов.    «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы.

Общественный и личный конфликт в комедии.  «Век нынешний и век минувший».

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

«К Чаадаеву», «К морю».

А.С. Пушкин.  «Евгений Онегин»

 История создания.

Лироэпический характер «свободного романа»  в стихах. Образ автора.

Главные герои  романа, причины их жизненной драмы. «Онегинская строфа».

Оценка романа в русской критике.

А.С. Пушкин.  «Пиковая дама».

М.Ю. Лермонтов 

М.Ю. Лермонтов .  Жизнь и творчество. «Смерть поэта».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. «Пророк», «Поэт», «Дума».

М.Ю. Лермонтов.  «Герой нашего времени». История создания произведения.

Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры.

Особенности композиции романа.

Оценка романа в русской критике.

Оценка романа в русской критике.

Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра.

Русь помещичья, чиновничья, народная.

Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.

Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.

«Мертвые души» в оценке русских критиков.

Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека».

А.Н. Островский

А.Н. Островский.  Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди – сочтемся».

Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура.

Островский-мастер языка. Реализм Островского.

Н.А. Некрасов

Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя.

Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.  «Белые ночи».

Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии.

Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».

IV.Литература  XX века

А. А. Блок

А. А.  Блок. Сведения о жизни и творчестве. «Россия».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.   «Россия», «Земное сердце стынет вновь».

Покоряющая сила любви. «Да. Так диктует вдохновение».

В.В. Маяковский

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям».

«Необычайное приключение..»  Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

«Разговор на одесском рейде..!»  – широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского.

С.А. Есенин

С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Родина и родная природа как источник лирических переживаний.

Нежность «ко всему живому». «Собаке Качалова».

Грусть от сознания быстротечности жизни. «Я покинул родимый дом…».

М.А. Булгаков

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор).

Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины.

Булгаков – сатирик.

М.А. Шолохов

М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.  «Судьба человека».

Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека.

Торжество добра над жестокостью жизни в рассказе.

 Особенности композиции.

А.И. Солженицын  

 А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.    «Матренин двор».

Смысл «праведничества» героини рассказа.

 Идея национального характера.


V. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

№ п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Р.Р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы, понимать личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества. Выбирать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

 Классное сочинение

Р.р. Сочинение  по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

 Знать текст романа,  художественные особенности. нравственно-философскую проблематику произведения, типы вступлений и основные приемы их создания. Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, писать вступление, используя  прием цепочки. . Владеть различными видами пересказа,  строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

Домашнее сочинение

Р.р. Сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Знать содержание и проблематику изученного произведения, психологические особенности образа Печорина. Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.

Классное сочинение

Р.р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Знать алгоритм работы над  сочинением  на основе и по мотивам литературного произведения. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования.

Классное сочинение

Р.Р. сочинение по произведению Л.Н. Толстого «Юность».

Знать алгоритм работы над  сочинением  на основе и по мотивам литературного произведения. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования.

Классное сочинение

Р.Р. Сочинение по роману М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

Классное сочинение


VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

  1. Беленький Г.И., Снежневская  М.А. Литература. Начальный курс 9 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
  2. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы  уч-ся по литературе. 9 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
  3. Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году    в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
  4. Литература в 9 классе. Тесты.- М. Дрофа,2005
  5. Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2001.
  6. Методические советы к учебнику литературы для 9 класса. Литература. Пособие для учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.
  7. Ольшевская Л.А.  Литература Древней Руси и 18 века.-  Москва: Новая школа,  2006.
  8. Программа  для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. -  М.:Мнемозина,2009.    
  9. Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....