Викторина “Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Куракина Ольга Васильевна

Ученики класса распределяются на две команды. . Задания командам предлагаются по очереди. За правильный ответ команда получает красный жетон. Игрок, давший правильный ответ получает синий жетон. В конце викторины определяется команда-победительница по большему количеству красных жетонов. Лучший знаток произведений А.П.Чехова определяется по большему количеству синих жетонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина
“Самый внимательный читатель
рассказов А.П.Чехова”

(Ученики класса распределяются на две команды. . Задания командам предлагаются по очереди. За правильный ответ команда получает красный жетон. Игрок, давший правильный ответ получает синий жетон. В конце викторины определяется команда-победительница по большему количеству красных жетонов. Лучший знаток произведений А.П.Чехова определяется по большему количеству синих жетонов).

Конкурс 1. Определите произведение А.П.Чехова по фрагменту текста

- Надумал, ваше превосходительство! - закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. - Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство! (“Лошадиная фамилия” ) 

- От мысли, что ему всю ночь придётся сидеть в тёмном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом.

- Климушка! - закричал он. - Голубчик! Где ты, Климушка? (“Пересолил”) 

- Клим стегнул по лошадёнке. Телега задрожала. Клим стегнул ещё раз, и телега покачнулась. После четвёртого удара, когда телега тронулась с места, землемер закрыл уши воротником и задумался. Дорога и Клим ему не казались уже такими опасными. (“Пересолил”)

- Ты думаешь, мужик, легко зуб рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил (дразнит). “Не умеешь, не умеешь!” Скажи, какой указчик нашёлся. Ишь ты… Господину Египетскому, Александру Ивановичу, рвал, да и тот ничего, никаких слов… Человек почище тебя, а не хватал руками… Садись! Садись, тебе говорю! (“Хирургия”)

- А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи живёт. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. (“Лошадиная фамилия”)

- Я буду тебе табак тереть, -продолжал он,- богу молиться, а если что, то секи меня как сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. (“Ванька”) 

- Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта-чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… И этакую держат?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально - не дыши! (“Хамелеон”)

- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары. По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка… (“Толстый и тонкий”)

Конкурс 2. Кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?

- Не рассуждайте, если у вас рот раскрыт… Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки… Этот-раз плюнуть… (Фельдшер Курятин, “Хирургия”)

- Это хорошо, что не шалят… Но на всякий случай всё-таки я взял с собой 3 револьвера. А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться… (Землемер Смирнов, “Пересолил”)

- По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал? (Полицейский надзиратель Очумелов, “Хамелеон”)

- Тут, в нашем уезде, ваше превосходительство, лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы - первый сорт. Бывало, отвернётся к окошку, пошепчет, поплюёт, и как рукой! Сила ему такая дадена… (Приказчик Иван Евсеич, “Лошадиная фамилия”)

- Великолепный пёс! Заме-ча-тельная собака! Вы обратите внимание на морду! Морда одна чего стоит! (Поручик Дубов, “Дорогая собака”)

- Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Чечевицин, “Мальчики”)

Конкурс 3. Назовите имена и фамилии героев, которые их характеризуют

Как называется этот приём?

1) “Говорящие” фамилии в рассказах А.П.Чехова: дьячок Отлукавин, чиновник Червяков, дьячок Вонмигласов, землемер Смирнов, унтер Пришибеев…

2) (“Говорящие” фамилии) – красный жетон получает команда, назвавшая большее количество “говорящих” фамилий.

Конкурс 4. Исключите лишний персонаж

- Порфирий, Михаил, Семён (Порфирий и Михаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

- Луиза, Нафанаил, Пантелей (Луиза и Нафанаил - персонажи рассказа “Толстый и тонкий”)

- Ярмонкин, Козьмодемьянский, Курятин (Ярмонкин и Козьмодемьянский - персонажи рассказа “Жалобная книга”)

- Курятин, Вонмигласов, Смирнов (Курятин и Вонмигласов - персонажи рассказа “Хирургия”)

- Григорьев, Акинфов и Пятигоров (Григорьев и Акинфов - персонажи рассказа “Злоумышленник”)

- Смирнов, Хохотов, Хрюкин (Смирнов и Хохотов - персонажи рассказа “Пересолил”)

Конкурс 5. Чеховская география

В каком рассказе фигурируют географические названия:

- Москва (“Ванька”)

- Саратов (“Лошадиная фамилия”)

- Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, Калифорния (“Мальчики”)

- Гнилушки, Девкино (“Пересолил”)

- Николаевская железная дорога (“Толстый и тонкий”)

Конкурс 6. Распределите предметы между владельцами - персонажами чеховских рассказов

- Решето с крыжовником (“Хамелеон”)

- Шинель (“Хамелеон”)

- Ситцевая крахмальная рубаха (“Хамелеон”)

- “Козья ножка”, щипцы (“Хирургия”)

- Просфора в красном платочке (“Хирургия”)

- Бутылочка с надписью “Карболовый раствор” (“Хирургия”)

- Ниточка с Афонской горы (“Хирургия”)

- Гайка (“Злоумышленник”)

- Пузырёк с чернилами (“Ванька”)

- Ручка с заржавленным пером (“Ванька”)

- Ионин Г.Н. “Русская литература XIX века.10 класс).

Прочитать “маленькую трилогию”: “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Внимательный читатель" (по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского")

Викторина для проверки первичного восприятия содержания текста рассказа...

Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса (от внимательного чтения к внимательному читателю).

Лингвостилистический анализ – это анализ, который через внимание к языковым особенностям художественного текста, рассмотрение ключевых слов и образов, выявление ав...

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

Конкурс внимательного читателя - средство повышения интереса к чтению художественной литературы

Многие учителя литературы меня поддержат во мнении о том, что очень сложно заинтересовать ребят чтением. Воспитанным в мире виртуальных игрушек, не хочется им даже брать книгу в руки. Как  способ...

Конкурс внимательного читателя - средство повышения интереса к чтению художественной литературы

Многие учителя литературы меня поддержат во мнении о том, что очень сложно заинтересовать ребят чтением. Воспитанным в мире виртуальных игрушек, не хочется им даже брать книгу в руки. Как  способ...

Программа кружка "Внимательный читатель"

Программа дополнительного образования...

Внимательный читатель (вопросы к произведению И.Гончарова "Обломов")

Вопросы проверяют внимательное прочтение произведения....