«Аллилуйя любви» Литературно-музыкальная композиция по мотивам рок-оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»
методическая разработка по литературе на тему

Зеленова Татьяна Валерьевна

Сценарий литературного вечера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunona_i_avos.doc22.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция по мотивам рок-оперы   А. Рыбникова «Юнона и Авось»

«Аллилуйя любви»

1Ведущий: Любовь… Это чувство воспето сотнями поэтов всех времен                         и народов и все-таки о нем продолжают говорить, писать и будут это делать, пока стоит мир.

2Ведущий: Эта тема неисчерпаема и вечна, ибо само это чувство вечно и нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого испытавшего его.

1Ведущий: Мы расскажем вам красивую историю, очень похожую на сказку. Это история краткой, как полет кометы, любви русского путешественника Николая Резанова и шестнадцатилетней американки Кончиты, дочери коменданта Сан-Франциско, превратилась сегодня в легенду, яркий миф.

2Ведущий: Эта легенда стала широко известна благодаря рок-опере «Юнона и Авось», поставленной по поэме Андрея Вознесенского на музыку Алексея Рыбникова.

1Ведущий: Давайте познакомимся с нашими героями.

Резанов:     Я, Резанов Николай Петрович, родился в 1764 году. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб-гвардии Измайловского полка, позднее занимал должность обер секретаря гражданского департамента и управляющего главного правления Российско-Американской компании. В 1806 предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-Американской компанией и испанскими колонистами.

Магнитофон запись 1: «Ты меня на рассвете разбудишь»

2 Ведущий: Он, путешественник, участвовавший в первой российской кругосветной экспедиции во главе с Крузенштерном и Лисянским, блестящий дипломат, создатель японского словаря, почетный член Петербургской академии наук, 40-летний Николай Резанов отправился в Испанскую Калифорнию.

1 Ведущий: Он был одержим идеей, служа государству Российскому, наладить торговые связи между Россией и Америкой. На 2-х кораблях «Юнона» и «Авось» шли они к берегам Калифорнии. Команда была измучена голодом, бурями.

Три матроса с андреевским флагом. Музыка «Авось»

Резанов: «Люди оцынжали и начали слегать. В полнолуние освежались мы найденными ракушками, а в другое время били птиц морских. Наконец показался берег Калифорнии.

2 Ведущий: Был апрель. Комендант Сан-Франциско давал бал в честь посланника России. Именно там и пленил командор 16-летнюю дочь коменданта Консепсион де ла Аргуэлло.

Магнитофон. Песенка Кончиты.

Кончита: Укрепи меня, Мать-Заступница,

 против родины и отца,

 Государственная преступница,

 Полюбила я пришлеца.

 Полюбила за славу риска,

 В непроглядные времена

 На балконе высекла искру

 Пряжка сброшенного ремня.

 И за то, что учил впервые

 Словесам ненашей страны,

 Что, как будто цветы ночные,

 Распускающиеся в порыве,

 Ночью пахнут, а днем - дурны.

 Пособи мне, как пособила б

 Баба бабе. Ах, Божья Мать,

 Ты, которая не любила,

 Как Ты можешь меня понять?!

Резанов:      Ну что Тебе надо еще от меня?

 Икона прохладна. Часовня тесна.

 Я музыка поля, ты - музыка сада,

 Ну что Тебе надо еще от меня?

  Всю жизнь загубил я во имя Твоя.

 Зачем же лишаешь последней услады?

 Она ж несмышленое и малое чадо...

 Ну, что Тебе мало уже от меня?

 И вздрогнули ризы, окладом звеня,

 И вышла усталая и без наряда.

 Сказала: "Люблю тебя, глупый. Нет сладу.

 Ну что тебе надо еще от Меня?

Музыка «Ангел, стань человеком»

Р.Рождественский

1 Чтец:

 Все начинается с любви…

Твердят: «Вначале было слово»

А я провозглашаю снова:

«Все начинается с любви!..»

Все начинается с любви:

Мечта и страх

Вино и порох

Трагедия, тоска и подвиг –

Все начинается с любви.

Весна шепнет тебе: «Живи»

И ты от шепота качнешься

И выпрямишься и начнешься

Все начинается с любви!

Низами

2 Чтец:

Бывает, что любовь пройдет сама,
Ни сердца не затронув, ни ума.
То не любовь, а юности забава.
Нет у любви бесследно сгинуть права.
Она приходит, чтобы жить навек,
Пока не сгинет в землю человек

Мольер

3 Чтец:

В душе померк бы день и тьма настала б вновь,

Когда бы из нее изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженства знал, кто страстью сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно, что не жил...

Лев Озеров

4 Чтец:

О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.

О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.

О других я хочу думать. Думаю о тебе.

Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.

Резанов: 

Предложение мое о браке сразило воспитанных в фанатизме родителей ее, разность религий, и впереди разлука с дочерью были  для них громовым ударом.

1 Ведущий: 

Они прибегнули к миссионерам, те не знали, как решиться, возили бедную Кончиту в церковь, исповедовали, убеждали ее к отказу, но решимость с обеих сторон, наконец, всех успокоила. Святые отцы оставили разрешению Римского Престола, Резанов принудил помолвить их.

Резанов:

Через год мы вернемся в Россию,

Вспыхнет золото и картечь.

Я заставлю, чтоб согласились

Царь мой, Папа, и твой отец.

Музыка. Танец. «Ты меня на рассвете разбудишь»

М.Алигер

Кончита: 

Если ты собьешься с дороги,

Брошусь тропкой тебе под ноги ,-

Без оглядки иди по ней.

Если ты устанешь от жажды,

Я ручьем обернусь однажды,—

Подойди, наклонись, испей.

2 Ведущий:

Чтобы получить согласие царя на брак с Кончитой, Резанов                       отправился в Петербург.

5-6 Чтецы.

Александр Кочетков.

Баллада о прокуренном вагоне.

- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.

- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.

- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.

- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.

Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.

Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

1 Ведущий:

Но добраться до столицы командору было не суждено. Тяжело заболел и 1 марта 1807 года умер в Красноярске, где и был захоронен в ограде Воскресенского собора.

Кончита со свечой.

Магнитофон. «10 лет в ожидании прошло»

2 Ведущий:

Кончита ждала своего возлюбленного, верная клятве любви, долгих 35 лет. А потом, ища утешения, ушла в монахини и была захоронена на монастырском кладбище в 150 км от Калифорнийского городка Монтерей. В январе 2013 года минуло 155 лет со смерти первой монахини Калифорнии сестры Беаты Доминики, в миру Консепсион де ла Аргуэлло.

7-8 Чтецы:

Н.Гумилев

Юноша:      После стольких лет

Я пришел назад,

Но изгнанник я,

И за мной следят.

Девушка: - Я ждала тебя

Столько долгих дней!

Для любви моей

Расстоянья нет.

Юноша:     - В стороне чужой

Жизнь прошла моя,

Как умчалась жизнь,

Не заметил я.

Девушка: - Жизнь моя была

Сладостною мне,

Я ждала тебя,

Видела во сне.

Юноша:     Смерть в дому моем

И в дому твоем,-

Ничего, что смерть,

Если мы вдвоем.

Магнитофон «Аллилуйя любви…»

2 Ведущий:

Почти через 200 лет, презрев века, расстояния и разность религий, они встретились. В Америке хорошо знают эту историю, о ней говорят, пишут и группа полицейских из Монтерея, собираясь в служебную поездку в Красноярск, решила выполнить и другую миссию -  соединить души влюбленных.

1 Ведущий:

Они привезли землю и розу с могилы Кончиты и оставили их на могиле Резанова как символ вечной любви, связывающий их в бесконечности.

2 Ведущий: 

Земля с могилы Кончиты покоится теперь на могиле Резанова. В православном Троицком храме прошла торжественная панихида в память о рабе Божьем Николае и рабе Божьей Кончите, которые любили друг друга.

1 Ведущий:

Красивая история, очень похожая на сказку, получила свое продолжение. А мы все - урок: настоящая любовь, в отличие от людей, никогда не умирает.

Музыка «Аллилуйя любви…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Презентация к уроку по теме "Рок-опера "Юнона и Авось" 7 кл.

1. Презентация к уроку по теме "Юнона и Авось" 7 кл. История создания оперы, главные герои, актёры. 2. Презентация к уроку по теме "Юнона и Авось" 7 кл. - лента времени, ...

Рыбников, Рок-опера "Юнона и Авось"

Взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появлению гениальных образцов современной музыки на примере рок-оперы «Юнона и Авось»....

Рок-опера "Юнона и Авось"

Рок-опера  соединяет в себе две формы зрелищного искусства: театра – как драматического действия, в котором поднимаются сложные жизненные проблемы, и музыки развлекательной, рассчитанной на...

Конспект урока по поэме А.Вознесенского и рок-опере А.Рыбникова "Юнона и Авось"

Урок для учащихся 9 класса. Была проведена большая работа: учащиеся исполняли главные музыкальные композиции на уроке. Родителя цчащихся приняли активное участие в подготовке к уроку: проводили репети...