Поэма А.С.Пушкина "Полтава"
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Изучение поэмы А.С.Пушкина "Полтава" на уроках литературы в 7 классе. Урок - презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poema_poltava_a.s.pushkinat.rar2.84 МБ

Подписи к слайдам:

ПОЭМА «ПОЛТАВА» А.С.ПУШКИНА
Комментированное чтение поэмы. Исторические персонажи в поэме.
А.С.Пушкин написал Поэму «Полтава» В 1828 году. Работая над ней, поэт обращался как к официальным историческим источникам, так и к преданиям, народным думам и песням
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Проследить, как развиваются события в поэме «Полтава»Пушкина.2. Выяснить, какую роль играют в поэме исторические персонажи.3.Раскрыть замысел и значение поэмы «Полтава» А.С.Пушкина и с помощью картины, созданной автором, ярче представить ту историческую эпоху, которую она воссоздает.
ПЕСНЬ ПЕРВАЯ
Богат и славен Кочубей. ……………………………… И много у него добра, Мехов, атласа, серебраИ на виду и под замками.Но Кочубей богат и гордНе долгогривыми конямиНе златом, данью крымских орд, Не родовыми хуторами, Прекрасной дочерью своейГордится старый Кочубей.
ЗА НЕЙ САМ ГЕТМАН СВАТОВ ШЛЁТ.
Он стар. Он удручен годами войной, заботами, трудами Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь.
ДРАМАТИЗМ ПОЭМЫ
Украинский гетман засылает сватов к Марии, прекрасной и гордой дочке полковника Кочубея. Но родители девушки возмущены таким поступком Мазепы, ведь Мария является крестницей гетмана. Кроме того, предполагаемый жених вдвое старше невесты. Невзирая на мнение родителей, Мария убегает к Мазепе, поскольку давно влюблена в него. Тем не менее, Кочубей намеревается отомстить гетману
Была та смутная пора, когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра.
Мазепа мрачен.Ум егоСмущен жестокими мечтами.Мария нежными очамиГлядит на старца своего.Она, обняв его колени,Слова любви ему твердитМазепа:Независимой державойУкрайне быть уже пора:И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра
МЕСТЬ КОЧУБЕЯ(О ПЛАНАХ ГЕТМАНА ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К ШВЕЦИИ УЗНАЛ КОЧУБЕЙ И РЕШИЛ СООБЩИТЬ ОБ ЭТОМ ПЕТРУ)
Казак (гонец)на север держит путь, Казак не хочет отдохнуть.Зачем он шапкой дорожит?Затем, что в ней донос зашит,Донос на гетмана злодеяЦарю Петру от Кочубея.
ПЕСНЬ ВТОРАЯ(ПЕТР СНАЧАЛА НЕ ПОВЕРИЛ ДОНОСУ. МАЗЕПА В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ТРЕБУЕТ КАЗНИ ДОНОСЧИКОВ)
В одной из башен, под окном,В глубоком, тяжком размышленье, Окован, Кочубей сидитИ мрачно на небо глядит.Заутра казнь. Но без боязниОн мыслит об ужасной казни;О жизни не жалеет он.
ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ
И день настал. Встает с одраМазепа, сей страдалец хилый, ……………………………………………….Теперь он мощный враг Петра.Теперь он, бодрый, пред полкамиСверкает гордыми очамиИ саблей машет…………………..И весть на крыльях полетела:«Он перешел, он изменилК ногам он Карлу положил» Пламя пышет, Встает кровавая заря войны народной.
Карл 12 – король Швеции
Пётр Первый перед Полтавской битвой
Петр Первый в бою
……… Его глаза Сияют. Лик его ужасен.Движения быстры. Он прекрасен, Он весь как божия гроза.
И грянул бой, полтавский бой!
Близок, близок миг победыУра! Мы ломим; гнутся шведы.
ПЕТР ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ БОЯ
И горд, и ясенИ славы полон взор его.
БЕЗУМСТВО МАРИИ
Сон Мазепы смутен был.И вдруг он пробудился.Пред ним с развитыми власами, Сверкая впалыми глазами, Вся в рубище, худа. Бледна, Стоит, луной освещена….«Иль это сон?... Мария….ты ли?»
БЕЗУМСТВО МАРИИ
Мария:«Я принимала за другогоТебя, старик. Оставь меня.Твой взор насмешлив и ужасен.Ты безобразен…И на твоих устах засохла кровь!...
Бегство Карла 12 и Мазепы
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ УРОКА
После урока по поэме ученики должны уметь комментировать ее текст, понимать проблематику поэмы и место исторических персонажей, а также представлять себе позицию автора поэмы.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ж.-М. Натье «Петр Первый в рыцарских доспехах»2.Р. Штейн. Иллюстрация к поэме «Полтава» Петр Первый перед полтавской битвой3. И. Таннауэр «Петр Первый в полтавском бою»4. В. Серов. Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Полтава» Петр Первый на поле битвы5. Гравюра Ф. Симона по оригиналу П. Д. Мортена6.Р. Штейн. Иллюстрация к поэме «Полтава» Бегство карла 12
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА:
МОУ Павдинская СОШ Свердловской областиУчитель литературы Анкушина О.Н.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Герои поэмы и нравственный идеал автора" по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича..."

Для проведения урока мною использованы следующие технологии: проблемная, работа в группах, ИКТ...

Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".

Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".  История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм ка...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме».5 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ: «А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». История создания, жанровое своеобразие. Пролог к поэме» Класс: 5. Тип урока: урок открытия нового знания....

Презентация к поэме "Мертвые души". Листая страницы поэмы. Образы помещиков.

Презентация к поэме Гоголя "Мертвые души". "Листая страницы поэмы. Образы помещиков в поэме Н.Гоголя "Мертвые души". Презентация составлена к уроку литературы для учащихся 9 классов. Материал можно ис...

Открытый урок: А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта....