Конспект урока литературы в 10 классе по теме "Малая сатирическая энциклопедия. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Иванова Любовь Валерьевна

Данный урок проводится в разделе "Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина", расширяет представления учащихся о жанре сатирической сказки, приобщает учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы. Урок развивает образное и аналитическое мышление десятиклассников.Строится на основе проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Учитель Иванова Любовь Валерьевна

Тема:

Малая сатирическая энциклопедия. М.Е  Салтыков-Щедрин. Сказки.

Главная дидактическая цель урока: формирование умения интерпретировать художественное произведение

Задачи урока:

  1. Образовательные
  • Углубить знания о творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина как писателе-сатирике.
  • Расширить представления о жанре сатирической сказки.
  • Через интерпретацию  сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина расширить представление о «сказочном» мире писателя.
  1. Развивающие
  • Обучение сопоставительному анализу художественных текстов, в частности, сатирических сказок.
  • Продолжить формирование навыков и умений структуировать материал, выбирая главное, обобщать, делать выводы.
  • Развивать устную речь.
  1. Воспитательные
  • Воспитывать положительные ценностные ориентации через осмысление мировоззрения писателя.
  • Способствовать выявлению личностных качеств учащихся.
  • Приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии обучения: технология исследовательского обучения, технология критического мышления.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, объяснительно-иллюстративная, поисковая.

Учебник: Маранцман В.Г. Издание: 6-е изд. - М.: Просвещение, 2009

Оборудование урока: интерактивная доска, проектор, компьютер, презентация к уроку, запись мультипликационного фильма «Премудрый пескарь».

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

М.Е.Салтыков-Щедрин избрал в литературе труднейшую дорогу, о которой можно сказать словами Некрасова:

           Питая ненавистью грудь,

            Уста вооружив сатирой,

            Проходит он тернистый путь

            С своей карающею лирой.

           Его преследуют хулы;

           Он ловит звуки одобренья

           Не в сладком ропоте хвалы,

           А в диких криках озлобленья.

Сам сатирик писал: «Умру на месте битвы». И до конца дней своих оставался верным этой клятве. Осуществляя её, он мужественно преодолевал все преграды: и огромное напряжение творческого труда, и систематические правительственные гонения, и тяжкие физические недуги, терзавшие его на протяжении многих лет.

Выдающимся достижением последнего десятилетия творческой деятельности Щедрина является книга «Сказки для детей изрядного возраста», включающая 32 произведения.

     

  1. Объявление темы:

Сегодня мы познакомимся с особенностями сказок Щедрина.

  1. Из истории создания. Сообщение подготовленного заранее учащегося.

За небольшим исключением сказки создавались в течение четырёх лет (1883-1886), на завершающем этапе творческого пути писателя.

О мотивах, побудивших Щедрина к написанию сказок, высказывались разные предположения:

  • или приступами мучительной болезни, мешавшими ему сосредоточить мысль на более сложной творческой работе;
  • или скучая по детям во время заграничных поездок, Щедрин писал им письма забавного, сказочного содержания и под влиянием этих обстоятельств набрёл на сказочную литературную форму.

Эти частные факты биографии писателя являются наивными попытками объяснить появление сказок. Написание целой книги сказок в первой половине 80-х годов объясняется не только тем, что сатирик овладел жанром сказки. В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика в какой-то мере служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно-политических замыслов сатирика. Приближение формы сатирических произведений к народной сказке открывало писателю путь к более широкой читательской аудитории. Сказка помогала Щедрину обобщить, укрупнить масштаб художественного изображения, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества.

Поэтому Щедрин в течение нескольких лет увлечённо работает над сказками и создаёт своеобразную сатирическую энциклопедию для народа.

  1. Основные художественные приёмы. Объяснение учителя.

Для сатиры вообще, и в частности для сатиры Щедрина, обычными являются приёмы художественного преувеличения, фантастики, иносказания, сближения обличаемых социальных  явлений с явлениями животного мира.

 В основе сатирической фантазии итоговой книги писателя  лежат народные сказки о животных. В сказках каждое животное наделено готовым характером: волк жаден и жесток, лиса коварна и хитра, заяц труслив, щука хищна и прожорлива, осёл беспросветно глуп, а медведь туповат и неуклюж. Поэтому сказочный тип мышления органически соответствует самой природе сатирической типизации.

 Эти приёмы, связанные с народной сказочной фантастикой, в своём развитии вели  к появлению в творчестве Щедрина отдельных сказочных эпизодов и «вставных сказок» внутри произведений, далее – к первым обособленным сказкам и, наконец, к созданию цикла сказок.

      5. Тематика сказок. Повторение.

В сложном идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы:

1) сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы;

2) изображение жизни народных масс в царской России;

3)  обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.

 

 - Какую сказку вы читали и изучали  в средней школе? Определите её тему. Что обличает в ней Щедрин?

  • «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • Сатира на эксплуататорские классы.
  • Паразитизм генералов и рабское поведение мужика, который безропотно подчинился своим поработителям, сам себе верёвку свил, чтобы генералы держали его на привязи, да ещё и благодарен был «генералам за то, что они мужицким его трудом не гнушалися». 

 - К сегодняшнему уроку вы прочитали ещё две сказки: «Премудрый пескарь» и «Верный Трезор». Определите их принадлежность к тематике.

  • Сказка «Премудрый пескарь» - обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.
  • В сказке «Верный Трезор» Щедрин с едким сарказмом обрушился на представителей массового хищничества (в сказке они  показаны в обычном социальном облике купца) и их «верных Трезоров», которые для своих хозяев готовы на всё.за миску помоев.

6.Уточнение задач урока. Сопоставительный анализ сказок «Премудрый пескарь» и «Верный Трезор»

Учитель:

По тематике сказок Щедрина мы можем сказать, что это не просто сатирические сказки – они имеют политический смысл. Но сегодня мы проведём сравнительный анализ сказок с точки зрения нравственной.

 

     Задание 1

- О чём эти сказки? Ответьте на вопрос кратко, одним      

   предложением.

  • Это сказки-жизнеописания пескаря и собаки Трезора.

- Каким общим эпитетом награждает сатирик главных героев?

  • премудрый

- Как вы понимаете значение этого слова?

  • Премудрый – исполненный мудрости.
  • Мудрый – 1) обладающий большим умом; 2) основанный на больших знаниях, опыте.

(Толковый словарь. С.И.Ожегов)

- В чём премудрость главных героев? Как это объясняет М.Е.     Салтыков-Щедрин? Прочитайте и кратко прокомментируйте.

  • Пескарь. «А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда не обернётся – везде ему мат».

- Как поняли выражение «везде мат»? Почему пескарю везде мат?

  • «А он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может».

  • Трезор. «И премудрый был: никогда на своих не лаял, а всё на чужих».

- Кто свой для Трезора?

  • Хозяин – купец Воротилов.

- Подумайте, на что указывает эта фамилия.

  • Воротила, разг. Тот, кто ворочает большими делами, деньгами, делец.

- Понятно, что слово у М.Е.Салтыкова-Щедрина звучит явно иронически. «Премудрость» героев в том, что они знают, как надо жить. Вопрос, насущный для каждого из нас.

        Задание 2

- Какой образ жизни избрали пескарь и Трезор? Найдите в каждой сказке одно ключевое слово, которое ярко объясняет, как жили герои.

  • Пескарь: дрожал.
  • Трезор: иссобачился.

- Что значит «иссобачился»? Найдите в тексте слово-антоним.

  • Разопсеет

- Что это значит? Сравните звучание антонимов.

- Почему Трезор боялся разопсеть?

       Задание 3

- Расширьте представление об образе жизни героев, используя тексты сказок.

1 вариант – «Премудрый пескарь»

2 вариант -  «Верный Трезор»

  • Пескарь.

«…Нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому – не влезть!»

«Вторым делом насчёт житья своего решил так: ночью он будет моцион делать, а днём станет в норе сидеть и дрожать»

«Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, Бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».

  • Трезор.

«Недрёманным оком хозяйское добро сторожил».

«От конуры не отлучался».

«Так на цепи и скачет, так и заливается».

 «Одним глазом спит, а другим глядит, не лезет ли кто в подворотню».

                             Задание 4

- Почему именно такой образ жизни избрали герои? Найдите в сказках, как герои формулируют цель жизни. По вариантам.

  • Пескарь.

Был он пескарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, сказал он себе, - а не то как раз пропадёшь!» - и стал устраиваться.

  • Трезор.

Частный пристав: «Лай, мой друг, лай! Нынче и человек, ежели который с отличной стороны себя зарекомендовать хочет, - и тот по-пёсьему лаять обязывается!»

- Почему нет других целей, только эти?

  • Трезор:

«Не требуется никаких видов, на этом дворе я родился, на нём же и старые кости сложу».

  • Пескарь.

По примеру родителей, которые « аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну того же заказали. «Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

ЖУИРОВАТЬ – развлекаться, ища удовольствий, вести праздную жизнь.

- А какие заветы оставляют своим детям другие отцы – герои классических произведений русской литературы?

  • Чичикову: «Копи копейку, копейка не выдаст».
  • Молчалину: «Угождать всем людям без изъятья»
  • Петру Гринёву: «Береги платье снову, а честь смолоду»

                     Задание 5

Охарактеризуйте героев.

  • Пескарь: обыватель, отгородивший себя от жизни, эгоист и трус.
  • Трезор: верный подданный, выслуживается, унижается за миску помоев.

Учитель:

- Перед нами разные персонажи, у каждого есть своё воззрение на мир и образ жизни. Но есть и то, что их объединяет.

Они дожили до глубокой старости: один превратился в снетка, другой – опаршивел. Вот и всё. В сказке «Премудрый пескарь» М.Е.Салтыков-Щедрин пишет о пескаре: «И начал, дрожа, помирать. Жил – дрожал, и умирал – дрожал.

Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет дал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нём? Кто об его существовании вспомнит?

      И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто». Можно ли отнести эти слова  и к Трезору? Прокомментируйте.

                          Задание 6 (мультфильм)

-Посмотрите экранизацию сказки «Премудрый пескарь». Обратите внимание на символическую концовку фильма. Что хотел ею сказать создатель мультфильма Б.Караваев?

  • Пескарь ложится в гроб-часы. Время уносит таких, как он или Трезор, в бездну небытия.

М.Е.Салтыков-Щедрин о таких людях пишет: «Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно,никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят». Сказка верный Трезор заканчивается так: глядя на опаршивевшего, постаревшего Трезора, купец Воротилов говорит: «Собаке – собачья и смерть… Утопить Трезорку!»

7. Рефлексия

- Какой нравственный урок содержат сказки?

  Актуальность сказок.

-В начале урока мы говорили о том, что жанр сказки дал возможность М.Е. Салтыкову-Щедрину взлететь над злобой дня к предельно широким и ёмким художественным обобщениям. Вот почему сказки великого сатирика будут актуальны во все времена.

        Задание.

Прочитайте стихотворение поэта ХХ века А.Прокофьева и ответьте на вопрос: с какой целью поэт использует щедринский образ пескаря?

      Премудрый карасик

Плывёшь, премудрый мой карасик?

Плыви, коль плыть тебе дано.

В подготовительном ты классе

Сидишь, дружок, давным-давно.

     Который год?

     Чуть-чуть не классик,

      А всё сидишь, как на мели,

     Плыви, плыви, злодей- карасик,

     Чуть плавниками шевели!

Опять лениво заметался,

И что ты там не говори,

Опять воды ты наглотался,

Везде пускаешь пузыри.

     Потом лежишь в унылом тлене,

     По-прежнему угрюм и зол,

     И вдруг узнал я, что от лени

     Ты на кроссворды перешёл.

Прошу тебя, карасик милый,

Ты не суди и не судачь,

Опять прудок твой запрудило,

А ты не плачь,

А ты не плачь!

      И протолкни скорей беседу,
     И если хочешь, повтори –

      О встрече с бабкой или дедом,

      Чтоб веселились пескари!

8. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру – ответ на вопрос:

К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки Щедрина «Премудрый пескарь» и стихотворение Прокофьева «Премудрый карасик»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...