Конспект урока с использованием ЭОР
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

План-конспект урока с использованием ЦОР

Тема: « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»

Учитель: Пузина Маргарита Фёдоровна.

Место работы: МБОУ  «СОШ № 2» пгт Нижний Одес, МР «Сосногорск» , Республика Коми.

Должность: учитель русского языка и литературы.     

Предмет: литература         

Класс: 5 класс.        

Номер урока в теме:  1

Базовый учебник:  В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.И. Коровин. Литература.5 класс. Учебник в двух частях. Москва « Просвещение» 2010 г.   

Цель урока: продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром.

Задачи:

 Образовательные:

·         изучить и закрепить знания обучающихся о русских народных сказках;

·         ознакомить обучающихся с терминами: «сказка», «собиратель сказок», «сказочник»;

·         познакомить с видами народных сказок;

·         познакомиться со сказителями;

·          дать первое представление о том, как пересказывается народная сказка.

Развивающие:

·         формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

·         формирование навыков устной монологической речи, умения работать с  текстом;

  • совершенствовать работу обучающихся  с различными источниками получения информации;
  • развитие   логического  мышления;
  • активизация познавательной деятельности обучающихся путем решения проблемных вопросов.

Воспитательные:

·         воспитывать любовь к художественному слову;

·         формировать умения определять художественную значимость слова;

  • развитие умений использовать научные методы познания;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления с элементами практикума.

Формы работы учащихся:  фронтальная беседа, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, ЦОР, используемые на уроке.

Оборудование: репродукции картин В.Васнецова, И. Билибина, иллюстрации к сказкам И. Кузнецова, Ю. Васнецова, Т. Мавриной, Л. Токмаковой и др., выставка сборников сказок.

Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.

Таблица 1.  СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

 

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1.

Организационный момент

 

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствуют учителя.

1 мин.

2.

Проверка домашнего задания ( ответы на вопросы учебника).

 

Определение уровня усвоения материала предыдущей темы

Слово учителя:

  -Проверим, насколько вы усвоили материал прошлого урока.

 Задание (уч. 2ч. стр 8 з.2).

Обучающиеся отвечают на вопросы, обращаются к домашнему упражнению.

3 мин.

3.

Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся.

Актуа-лизация  знаний

 

 

 

 

 

 

 

Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

Слово учителя:

- Ребята, можно ли по оформлению кабинета догадаться о теме урока?

- «В некотором царстве, в некотором государстве жили- были…» Начало чего прозвучало? Как вы догадались, что это не песня, не былина?

- А что же такое сказка?

Учитель озвучивает  цель урока.

 

Обучающиеся

отвечают на вопросы учителя, сами  озвучивают тему урока и записывают ее в тетрадь.

 

 

 

 

3 мин.

4.

Изуче-ние нового материала

 

ЦОР № 1.

Своеобразие русской народной сказки

(стр. 2, 7)

 

 

Объяснения учителя.

Учитель эмоционально рассказывает, дополняя содержание ЦОР.

Учитель обращает внимание обучающихся на выделенные слова, значения которых они могут посмотреть в справочнике ЦОР.

Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, читают определение «сказки», ее приметы. Делают записи в тетрадь.

8 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦОР № 2.

Иллюстрация Е. Здорнова к сказке «Емеля и щука»

Учитель обращает внимание обучающихся на репродукции картин Васнецова В. А. , которые используются при оформлении кабинета и на экране и задает вопрос:

- Эпизоды каких сказок изображены?

- Как вы думаете, чем отличаются эти сказки друг от друга?

Обучающиеся рассматривают иллюстрации и репродукции, отвечают на вопросы учителя.

3 мин.

 

 

ЦОР № 1.

Своеобразие русской народной сказки

(стр.3)

 

Учитель акцентирует внимание обучающихся на особенности каждого вида русских народных сказок.

Обучающиеся знакомятся с содержанием ЦОР на экранах компьютеров, просматривают фрагмент мультфильма, делают вывод о различиях русских народных сказок.

8 мин

 

 

ЦОР № 1.

Своеобразие русской народной сказки

(стр.2)

 

Учитель:

- Ребята, а как вы думаете кто автор сказок?  Как сказки дошли до нас?

Одинаковые ли это вещи -  читать сказки и рассказывать их? Собиратель сказок и сказочник, как вы думаете, это одно и то же?

 

Обучающиеся

отвечают на вопросы учителя.

Прослушивают фрагмент из ЦОР в исполнении А. Зуевой.

7  мин

5.

Закрепление материала

ЦОР № 3

 выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке

 

 Учитель предлагает обучающимся выполнить задания по вариантам. Учитель делит класс на 3 варианта. Объясняет выполнение задания. Анализирует ответы обучающихся.

Обучающиеся  1 варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере.

Озвучивают результаты.

 

5 мин

 

 

ЦОР № 4

Задание: определите характерную черту животного - персонажа сказки (N 203491)

 

Обучающиеся  2  варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере.

Озвучивают результаты.

 

 

 

 

ЦОР № 5

Задание: распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки (N 203441)

 

Обучающиеся  3  варианта отвечают на вопросы интерактивного теста в компьютере.

Озвучивают результаты.

 

 

5.

Подведение итогов урока

 

 

 Слова учителя:

- Сегодня мы познакомились с русскими народными сказками, узнали о особенностях и видах русских народных сказок.

Таким образом, сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества.

И как говорил А. С. Пушкин:

Сказка – ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Обучающиеся слушают вывод учителя, запоминают.

 

4 мин.

6.

Объяс-нение  домашнего зада-ния

 

 Прочитать сказку «Царевна- лягушка», нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки.

Записывают   домашнее задание.

2 мин.

7

Рефлексия

 

Учитель раздает обучающимся памятку «Как рассказывать сказку». Благодарит обучающихся за работу на уроке.

 

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, и при выходе из кабинета  на доску прикрепляют  «колобок»- урок понравился, я справился со всеми заданиями, все понял.

«Ёжик» - я не все понял.

 Благодарят  учителя за урок

1 мин

 

 

 

Приложение к плану-конспекту урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса           

 

 

 

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

 

1.

Фольклор. Своеобразие русской народной сказки (базовое изучение)

ЦОР информационного типа

Иллюстрация, текст, анимация, звук

http://fcior.edu.ru/card/28405/folklor-svoeobrazie-russkoy-narodnoy-skazki-bazovoe-izuchenie.html

2.

Е. Здорнова. Емеля и щука (N 203404)

ЦОР информационного типа

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/cd387796-1170-4518-882d-f4a63bf7d7fc/?from=9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99&interface=pupil&class=47&subject=10

3.

Задание: выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке (N 203173)

ЦОР практического типа

Тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8a437870-247d-46ac-bb30-d0dccd0f4ddb/?from=9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99&interface=pupil&class=47&subject=10

 

4.

Задание: определите характерную черту животного - персонажа сказки (N 203491)

ЦОР практического типа

Интерактивный тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ffd47e9f-49dc-450b-ad3e-e0324e6cf015/?from=9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99&interface=pupil&class=47&subject=10

 

5.

Задание: распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки (N 203441)

ЦОР практического типа

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e43da140-ffa0-49e2-a7ed-1d2196006192/?from=9b74e45d-78b8-4375-b716-0b87649d2b99&interface=pupil&class=47&subject=10

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока с использованием ИКТ в образовательном процессе (на уроках немецкого языка). Тема: Здоровый образ жизни.

Тема урока: Здоровый образ жизни. Подтема « Стресс в нашей жизни». Целевая  аудитория: Учащиеся 11-го класса школы с углубленным изучением иностранного языка. Оснащение: компьютер; мульти...

Конспект урока с использованием современных образовательных технологий. Тема урока: Слова-признаки. Имя прилагательное.

Это будет не только интересно но и полезно. Расширяет кругозор и воспитывает чувство уважения к окружающему миру....

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с 19-летней  Анной Керн  в  доме президента  Академии  художеств Оленина.-Позволительно ли быть до того прелестною?!- воскликнул он, у...

Конспект урока с использованием ИКТ (10 кл.) Тема урока: «Певец любви, певец своей печали» («Тема любви в произведениях А. С. Пушкина»)

Прошло шесть лет. 27-летний Пушкин прибыл в родительскую деревню Михайловское Псковской губернии. Сюда его выслали по распоряжению царя. Он зажил там совершенным отшельником, бывал только у соседей в ...

Презентация по физической культуре на тему: Конспект урока с использованием ИКТ на уроках физкультуры

Тема: Зимние олимпийские игры 2014года в Сочи1. Вызвать интерес у учащихся к проведению зимней олимпиады 2014 г. в Сочи.2.Вспомнить историю олимпийских игр.3.Познакомить с программой олимпийских игр в...

Конспект урока по использованию индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков на уроках английского языка с опорой на презентацию и личный опыт.

Технология индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков позволяет плавно и настойчиво вовлечь в работу на уроке всех учащихся, учитывая их возможности....

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...