рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Коломиец Светлана Григорьевна

Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе«Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit_8.docx26.79 КБ
Файл ktp_lit_8_kl.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                   

Муниципальное образование Ейский район

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация гимназия № 14 имени первого летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина  города Ейска

муниципального образования Ейский район, Краснодарского края

                                 (полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от  29 августа   2014   года

Председатель педсовета

                          А.П.Кравцова

                                                                                                                                подпись руководителя ОУ    Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературе

Уровень обучения: основное общее образование

Класс:  8

Количество часов:  68 (2 часа в неделю)     Уровень       базовый  

       

Учитель   Коломиец Светлана Григорьевна                                                             _

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по литературе основного общего образования, в соответствии с  «Программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы".М.:«Просвещение»,2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана.

                                                              Пояснительная записка

   Рабочая программа  по литературе для 8-го класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  Примерной программы по литературе основного общего образования, в соответствии с  «Программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы»  (М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г.Маранцмана), учителем русского языка и литературы С.Г.Коломиец и рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

          Сквозными доминантными проблемами курса литературы 8-го класса являются проблемы «Герой и время» (социально-нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» .
      Программа составлена таким образом, чтобы на конкретном литературном материале показать ученикам смену времен, познакомить с характерными для каждой эпохи типами литературных героев. Расширяется диапазон национальных культур и исторических времен, ставших предметом рассмотрения (Античность, Средневековье, Возрождение, XIX и XX века). Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества, подчеркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.
      Таким образом, 8-й класс, завершая определенный этап в развитии школьников, дает возможность решить ряд ключевых нравственных проблем, важных как для понимания эволюции литературы, так и для формирования личности подростка.
      Выделение проблемы «Герой и время» в качестве доминирующей помогает проследить развитие литературы от античности до наших дней в одном только, но этически и социально наиболее важном аспекте и готовит учеников к восприятию курса литературы старших классов.
      Жанровое своеобразие изученных произведений и возможность сопоставления в пределах одного жанра (роман, повесть, поэма, рассказ, баллада, эпиграмма, элегия и т. д.) разных писательских позиций, художественных индивидуальностей подготавливает учеников к самостоятельной оценке литературных явлений.
      
  Особое внимание следует обращать на противоречивость, многомерность оценки писателем героев и событий, учить воспринимать позицию художника целостно, в сложном диалектическом единстве. Для этого особенно важно добиваться аргументации оценки героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции, выделять основной конфликт произведения и последовательно прослеживать его развитие на всех уровнях художественной системы. Для более объективного представления о позиции автора важно показать учащимся движение поэтической мысли писателя — от замысла произведения к художественному его осуществлению.
      Система творческих работ строится на идее переноса выработанных в процессе изучения литературных произведений способов читательской интерпретации героев и ситуаций на реальную жизнь современного школьника с целью формирования свободного от догмы мышления и многомерного восприятия действительности.
         Круг внеклассного чтения не только углубляет темы программы, но и содействует перекличке времен в разножанровых произведений и  сознании читателя. В литературно-творческих работах возрастает роль самостоятельного создания оценки разных видов искусства.

        Курс включает в себя региональный компонент, который помогает формировать  у учащихся любовь к своему краю, чувство гордости за него, формировать общие представления о литературном наследии Краснодарского края, воспитывать интерес к творчеству писателей и поэтов Краснодарского края, прививать уважение к литературному творчеству народов, проживающих на территории Краснодарского края.  

Тематическое распределение  часов

Раздел

Авторская программа

Рабочая программа

1

Введение.

1

1

2

Плутарх. «Сравнительные жизнеописания» (Александр Македонский и Юлий Цезарь) (для чтения и обсуждения)

1

1

3

Ли Бо. Стихотворения «Прощание с другом», «Весенним днем прихожу к омуту», «Ощущение осени», «Пусамань»

2

2

4

Ермолай Еразм. «Житие Петра и Февронии».

2

2

5

М. Сервантес. «Дон Кихот» (фрагменты). Для чтения и обсуждения

3

3

6

И. В. Гёте. «Лесной царь» (перевод В. А. Жуковского)

1

1

7

В. А. Жуковский. «Узник»

1

1

8

Э. По. «Падение дома Ашеров»

1

1

9

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»

4

4

10

А. Пушкин. «Чаадаеву», «Деревня», «Анчар», «На Аракчеева», «Ночь», «Я помню чудное мгновенье...», «Метель», «Станционный смотритель», «Капитанская дочка»

12

12

11

Н. Гоголь. «Ревизор», «Шинель»

7

7

12

Н. Некрасов. «Душно без счастья и воли...», «Размышления у парадного подъезда», «Саша».

2

2

13

Ф. Тютчев. «С поляны коршун поднялся...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Еще земли печален вид...», «Тени сизые смесились...», «Предопределение»

2

2

14

А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Следить твои шаги, молиться и любить...», «Учись у них: у дуба, у березы...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Еще весны душистой нега...»

2

2

15

В. Гаршин. «Красный цветок»

2

2

16

А. Блок. Цикл «На поле Куликовом»

2

2

17

И. А. Бунин. «Танька», «Лапти»

2

2

18

В. Набоков. «Пильграм»

2

2

19

М. Булгаков. «Собачье сердце»

4

4

20

Е. Шварц. «Дракон»

2

2

21

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»

3

3

22

М. А. Шолохов. «Судьба человека»

2

2

23

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

2

2

24

«О времени и о себе». Современная поэзия: Б. Окуджава. «Былое нельзя воротить...», «Я пишу исторический роман...»; В. Высоцкий. «Песня о времени», «Я не люблю...»; Д. Самойлов. «Вечность — предположенье», «Вот и все. Смежили очи гении...»; А. Галич. «Петербургский романс», «Век нынешний и век минувший»; И. Бродский. «Письма римскому другу»

5

5

25

Заключительный урок по теории литературы: «Жанры литературных произведений»

1

1

Итого

68 часов

68 часов

Так как  количество часов авторской программы и рабочей программы совпадает, то в рабочей программе не прописывается содержание предмета, требования к уровню подготовки учащихся.

Формы контроля

Вид контроля

Кол-во работ в год

1

Аудиторное сочинение

4

2

Домашнее сочинение

1

3

Выразительное чтение наизусть

3

Литература:

  1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы. Под редакцией В.Г.Маранцмана (М.: «Просвещение», 2008г.)
  2. В.Г.Маранцман «Литература 8 класс» (М.: «Просвещение», 2008г.)
  3. Бунеев Р.Н. «Литература 8 класс. История твоей литературы» (М.: «Баласс», 2007г.)
  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе 8 класс. (М.: «Вако», 2008г)
  5. Зинина Е.А.Теория литературы в таблицах. (М.: «Дрофа», 2007г)
  6. Кондрашов В.Н.Литературные викторины. (М.: Просвещение, 1998г.)
  7. Назаров Н.Д,, В.К.Богданов. Кубань литературная (антология) (Краснодар, 2002г.)
  8. Петрович В.Г., Н.М.Петрович. Литература. Тетрадь для учащихся 8 класса 1-2 части. (Саратов: Лицей, 2002г.)
  9. Репин А.В. Литература 8 класс. Проверочные работы. (Саратов: Лицей, 2007г.)

Средства обучения

  1. Словари литературоведческих терминов.
  2. Раздаточный и дидактический материал.
  3. Тексты художественных произведений.
  4. Портреты писателей и поэтов.
  5. Аудиокниги  и видеофильмы.
  6. Таблицы по литературе.

СОГЛАСОВАНО                                                             СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО                                                              Заместитель  директора

 

                            Е.Н.Шурубура                                                                           С.О.Борисова

Протокол  заседания методического                                  

объединения учителей русского языка

 и литературы № 1



Предварительный просмотр:

Изучаемая тема

часы

оборудование

дата

Факт

дата

1

 «Герой и время». Печать времени на внутреннем облике литературных героев.

1

Таблица «Художественная система в литературе»

1.09-6.09

2

Плутарх «Сравнительные жизнеописания». Сравнительное жизнеописание Александра и Цезаря.

1

Тексты произведений

3

Ли Бо «Ощущение осени», «Пусамань». Поэтическое отношение человека к природе.

1

ПК, презентация № 3

8.09-13.09

4 соч

Сочинение-эссе «Природа и поэзия».

1

Таблица «Как писать сочинение по литературе»

5

Ермолай Еразм «Житие Петра и Февронии»Жанр жития и композиция.

1

ПК, презентация № 5

15.09-20.09

6

Сходство и различие «Жития...» и фольклорной легенды «О крестьянке Февронии из деревни Ласково».

1

ПК, презентация № 6, тексты произведений

7

Человек эпохи Возрождения. Испания XVI—XVII веков. Рыцари и рыцарские романы.

1

ПК, презентация № 7

22.09-27.09

8

М. Сервантес. «Дон Кихот». Образ героя как выражение гуманистических идеалов Возрождения.

1

ПК, презентация № 8

9

Своеобразие стиля Сервантеса. Юмор и ирония в романе. Авторское отношение к главному герою.

1

ПК, презентация № 9

29.09-4.10

10

  И. В. Гёте. «Лесной царь». Человек в необычных обстоятельствах. Драматизм, таинственность.

1

Таблица «Баллада как жанр литературы»

11

 В. А. Жуковский. «Узник». Необычность сюжета, неожиданность финала, таинственность событий.

1

Таблица «Баллада как жанр литературы»

6.10-11.10

12

  Э. По. «Падение дома Ашеров». Сюжет рассказа и образ главного героя.

1

Тексты произведений

13

Драматургический конфликт. Способы создания комического эффекта. Д.И.Фонвизин «Недоросль». 

1

Таблица «Особенности драмы как рода литературы»

13.10-18.10

14

Крепостное право как путь к катастрофе  для помещиков. Анализ образов Простаковых, Скотинина.

1

Таблица «Система образов комедии Фонвизина «Недоросль»

15

Отражение в комедии идей 18 века. Значение комедии для современников и последующих поколений.

1

ПК, презентация № 15

20.10-25.10

16

соч

 Сочинение «Три главных закона в комедии Фонвизина».

1

Таблица «Как писать сочинение по литературе»

17

А. Пушкин «Чаадаеву», «Деревня». Просвещенность и духовная развитость человека как условия свободы.

1

ПК, презентация «А.С.Пушкин»

27.10-1.11

18

А.С.Пушкин «Анчар» — размышление о рабстве и деспотизме.

1

ПК, презентация № 18

19

Жанр эпиграммы в поэзии Пушкина. «На Аракчеева».

1

ПК, презентация № 19

10.11-15.11

20

А.С.Пушкин «Бесы». Смятение стихий природы и души человека.

1

ПК, презентация № 20

21

Мир природы и мир человека в стихотворениях А.С.Пушкина. Выразительное чтение наизусть.

1

Таблица «Как подготовиться к выразительному чтению»

17.11-22.11

22

Любовная лирика А.С.Пушкина. «Ночь», «Я помню чудное мгновенье». Любовь как приближение человека к природе.

1

Таблица «Жанры лирики»

23

А.С.Пушкин. «Метель» — повесть об истинных и ложных чувствах.

1

Таблица «Герой литературного произведения»

24.11-29.11

24

А.С.Пушкин «Станционный смотритель».  Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека».

1

ПК, презентация № 24

25

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Проблема нравственного долга, верности и чести.

1

Таблица «Замысел и историческая основа романа «Капитанская дочка»

1.12-6.12

26

 Тема «русского бунта». Автор, герой, рассказчик. Кубан. Интерес Пушкина к кубанским казакам.

1

Аудиокнига «А.Пушкин «Капитанская дочка»

27

Композиция и система образов. Особенности повествовательной манеры. Реализм романа.

1

Таблица «Система образов романа Пушкина «Капитанская дочка»

8.12-13.12

28

Смысл финала повести «Капитанская дочка».

1

ПК, презентация № 28

29

Н.В.Гоголь — обличитель зла и патриот. Понятие о сатирической комедии.

1

ПК, презентация «Н.В.Гоголь»

15.12-20.12

30

Комедия «Ревизор». Композиция драматургического произведения.

1

Таблица «Система образов в пьесе Гоголя «Ревизор»

31

Комедия «Ревизор». Своеобразие сюжета, системы образов.

1

Аудиокнига «Н.Гоголь «Ревизор»

22.12-27.12

32

Гоголевский смех. Своеобразие конфликта.

1

ПК, презентация № 32

33

Н.В.Гоголь «Шинель». Комическое и трагическое содержание повести.

1

Таблица «Маленький человек» в произведениях Гоголя

12.01-17.01

34

соч

Сочинение. «Маленькие люди и значительные лица».

1

Таблица «Как писать сочинение по литературе»

35

Н. В. Гоголь «Портрет». Фантастика и реальность в романтической повести.

1

Тексты произведений

19.01-24.01

36

Н. А. Некрасов «Душно без счастья и воли...», «Размышления у …подъезда». Бесправие простых людей перед власть имущими.

1

Таблица «Основные мотивы лирики Н.Некрасова»

37

Поэма «Саша» — воспевание красоты человеческого сердца.

1

Таблица «Основные мотивы лирики Н.Некрасова»

26.01-31.01

38

Стихотворения Ф.Тютчева. Влюбленность Тютчева в Россию и сожаления о ее судьбе.

1

Таблица «Основные мотивы лирики Ф.Тютчева»

39

Выразительное чтение наизусть стихотворений Ф.Тютчева.

1

Таблица «Как подготовиться к выразительному чтению»

2.02-7.02

40

 А.Фет — поэт радости бытия и трагического пути жизни. «Я пришел к тебе с приветом...».

1

Таблица «Основные мотивы в лирики  А.Фета»

41

Романтические традиции в  лирике А.Фета.

1

ПК, презентация № 41

9.02-14.02

42

 В. М. Гаршин. «Красный цветок». Судьба писателя и его героя.

1

ПК, презентация № 42

43

«Красный цветок» Гаршина как выражение протеста против покорности злу.

1

Тексты произведений

16.02-21.02

44

Образ России в цикле А. Блока «На поле Куликовом». Отношение поэта к России и выбор пути.

1

ПК, презентация № 44

45

Значение сквозных образов-символов в стихотворениях А.Блока.

1

ПК, презентация № 45

23.02-28.02

46

И.Бунин «Танька». Суровая жизнь крестьянских детей, выражение глубокого сочувствия автора  им.

1

Тексты произведения

47

 «Лапти» - философское размышление писателя о связи человека и природы, жизни и смерти.

1

Тексты произведения

2.03-7.03

48

В. В. Набоков. «Пильграм». Несвязность внешней и внутренней жизни героя Набокова.  

1

Таблица «Способы раскрытия  характера героя литературного произведения»

49

соч

Сочинение-размышление на тему: «Мечта и судьба».

1

Таблица «Как писать сочинение по литературе»

9.03-14.03

50

М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Система образов в повести. 

1

ПК, презентация № 50

51

Сатирические традиции русской литературы в повести, её новаторство.

1

Тексты произведения

16.03-21.03

52

Отражение в повести революционной действительности и философской проблематики.

1

ПК, презентация № 52

53

Фантастика и реальность в повести. Образы в повести, ставшие символами.

1

ПК, презентация № 53

30.03-4.04

54

 Е. Л. Шварц. «Дракон». Смешное и страшное в пьесе «Дракон»

1

Таблица «Комическое в литературе»

55

История создания и постановки пьесы «Дракон». Особенности композиции пьесы.

1

ПК, презентация № 55

6.04-11.04

56

А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов.   

1

ПК, презентация № 56

57

 Сюжет, композиция, образ главного героя в поэме.

1

ПК, презентация № 57

13.04-18.04

58

Образ солдата («служивого») в русском фольклоре: сказках, частушках, песнях.

1

Тексты

59

М. Шолохов. «Судьба человека». История создания и композиция  рассказа.  

1

ПК, презентация № 59

20.04-25.04

60

Смысл названия рассказа. Роль  войны в жизни народа и человека.

1

ПК, презентация № 59

Дом соч

 Домашнее сочинение на тему: «Человек, видевший войну».

Таблица «Как писать сочинение по литературе»

61

 А. И. Солженицын — судьба писателя и его произведений. А. И. Солженицын «Матренин двор». 

1

ПК, презентация № 61

27.04-2.05

62

Судьба тургеневских, некрасовских крестьянок и судьба Матрены.

1

ПК, презентация № 62

63

Традиции и новаторство литературы 2 половины  20 века.

1

ПК, презентация № 63

4.05-9.05

64

Отражение времени в творчестве Б.Окуджавы, В.Высоцкого.

1

ПК, презентация № 64

65

Отражение времени в творчестве Д.Самойлова, А.Галича, И.Броцкого.

1

Тексты произведения

11.05-16.05

66

Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов 2 половины 20 века (по выбору учащихся). Кубан. «За что я родину люблю» (по поэзии В. Архипова).

1

Таблица «Как подготовиться к выразительному чтению»

67

Кубан. Поэзия кубанских авторов.

1

Таблица «Как подготовиться к выразительному чтению»

18.05-23.05

68

Заключительный урок по теории литературы: «Жанры литературных произведений»

1

Таблица «Жанровая система»

Формы контроля

Виды работ

Кол-во

1.

Аудиторные сочинения

4

2.

Домашние сочинения

1

3.

Выразительное чтение наизусть

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....